Автор конспекта:
Автор(ы): — Черноскова Юлия Юрьевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №12» г.Энгельса Саратовской области, учитель информатики

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — Педагогика

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: — В докладе рассмотрены проблемы использования творческих заданий на уроках информатики, приведены примеры таких заданий.

Использование творческих заданий на уроках информатики

Проблема развития творческих способностей школьников является актуальной для любого образования, в том числе и для образования, в основе которого лежит компетентностный подход.
Кто из современных учителей не использует на своих уроках творческие задания? Да только, наверное, ленивый. Однако большинство учителей (из опыта своей работы в разных учебных заведениях) используют в своей работе, так называемые закрытые творческие задания – задания, которые предполагают получение заранее заданного, «правильного» ответа. К ним относятся занимательные задания, нестандартные задачи. Кроме этого, мы часто используем задания занимательные по форме – на составление кроссвордов, тестов, написание мини-сочинений, стихов и т.д.
Обратимся к определению творчества и творческого задания.
Творческим считается любое действие, которое эффективно и вызывает удивление. Дж.Брунер.
Творчество это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью. В.И.Андреев.
Креативность – это такой процесс, составные части которого следующие: чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам и дисгармонии, опознание проблем, поиск решений, догадки, формулирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также обобщение результатов. П.Торренс.
Проанализировав определения из различных источников информации, я попыталась дать свое определение понятию «творческое задание».
Творческое задание – это организация деятельности учащихся, направленная на развитие их творческих способностей и реализацию интеллектуальных инициатив. Оно предполагает наличие некоторой проблемы, вопроса, однозначного ответа на которого нет, но результат творческого задания обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью.
Такие задания являются открытыми – они не имеют в принципе однозначных «правильных» ответов, требуют от ученика получение оригинального образовательного продукта.
К такому определению творческого задания я пришла после знакомства с работой Центра дистанционного образования «Эйдос» и участия в дистанционных эвристических олимпиадах и дистанционном курсе «Как разработать творческие задания для уроков».
Участие в первой олимпиаде показало, что большинство наших детей к творчеству не готовы, как и не готовы учителя, которые привыкли использовать традиционные репродуктивные методы обучения. Приведу пример задания из олимпиады по информатике для 6-7 классов: «Компьютерные профессии. Ремесленники – люди, в совершенстве овладевшие искусством создавать различные предметы вручную. А существует ли компьютерное ремесло? Придумай оригинальные профессии, которые связаны с работой на компьютере, приведи им неожиданные пояснения. Например: Хэлпер (от английского слова Help) – специалист по оказанию компьютерной помощи».
Такие задания вызвали неподдельный интерес у наших учащихся и, не смотря на то, что многие из них не смогли успешно справиться со всеми заданиями, было принято решение продолжать участвовать в таких олимпиадах. Для подготовки к олимпиадам в центре «Эйдос» были закуплены электронные книги с материалами олимпиад предыдущих лет. А я решила научиться самостоятельно разрабатывать творческие задания и прошла обучение на дистанционных курсах. В течение 10 сумасшедших дней, а именно столько обычно длятся курсы центра «Эйдос», совмещая работу с учебой на курсах, я узнала, что такое творческое задание, какие типы творческих заданий существуют, познакомилась с процедурой конструирования творческого задания, методами их выполнения, организацией урока с применением таких заданий. И стала постепенно разрабатывать и внедрять творческие задания в свои уроки.
Первая проблема, с которой я столкнулась – временная. Во-первых, на подбор материала и составление своей задачи уходит очень много времени. Однако из года в год можно накопить целую подборку таких задач. Во-вторых, на изучение информатики отводится 1 час в неделю, при этом ученику необходимо дать и теоретические знания, и закрепить их на практике. Выход – использование творческих заданий в домашних работах, внеклассной деятельности. Кроме того, многие темы, особенно в 10-11 классах, когда идет повторение и углубление знаний, полученных в основной школе, позволяют включать такие задания и в урок.
Вторая проблема – методическая. Как оценить данные задания? При разработке заданий нужно обязательно ответить на него самому и разработать критерии его оценки, которые желательно сообщить и учащимся. — Приведу примеры разработанных мною заданий и критерии их оценки:
Творческое задание
Тема, класс
Критерии оценки
№1. "Кто владеет информацией, тот владеет миром".
В 1815 году состоялась знаменитая битва при Ватерлоо, где Наполеон потерпел поражение от англичан. После битвы финансист Ротшильд стал лихорадочно продавать на бирже ценные бумаги, связанные с коалицией победителей. Когда его примеру в панике последовали и другие финансисты, Ротшильд скупил обесцененные бумаги, а уж затем поспела официальная весть о том, что Наполеон разбит. Тогда-то и родилась фраза: "Кто владеет информацией, тот владеет миром". Предложите различные ситуации, когда владение информацией может принести выгоду.
"Информация. Виды и свойства информации. Информационные процессы", 10-11 класс
1. Количество предложенных ситуаций.
2. Объем и оригинальность вариантов.
3. Степень творческой самореализации ученика.
4. Мировоззренческая глубина работы.
№2. "Человек-компьютер".
Сидни Дж. Харрис высказал такую мысль: "Опасность не в том, что компьютер однажды начнет мыслить как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить как компьютер". Каково ваше мнение по этому поводу? Придумайте фантастический рассказ, в котором человек начал мыслить как компьютер.
"Аппаратное и программное обеспечение компьютера", 8-11 класс
1. Мировоззренческая глубина рассказа.
2. Количество фактов о компьютере и его программном обеспечении, отраженных в рассказе.
3. Степень творческой реализации школьника.
4. Объем и оригинальность содержания рассказа.
— Третья проблема – психологическая. Не все ученики готовы к выполнению данных заданий. Решение проблемы – систематическое включение творческих заданий в образовательный процесс, создание ситуаций успеха на уроке через разбор наиболее удачных решений.
В заключение приведу пример задания и ответа на него моей ученицы.
"Я — информация". Информация — это одно из основополагающих понятий информатики. Однако точного определения этого понятия не существует. Представь себя… информацией. Что такое информация? В каком виде ты существуешь? Какими свойствами обладаешь? Что с тобой происходит? Напиши рассказ, который позволил бы объяснить сущность понятия "информация".
Я — информация… Я присутствую везде. Я в звуках, которые вы слышите, в предметах, которые вы видите, в ароматах, которые вы чувствуете. Меня можно попробовать на вкус и потрогать руками. Я многолика… Я — строчка, которая выбегает из-под руки пишущего, я — числа на счете из магазина, я — ноты в тетради музыканта, я — картина, которую пишет художник. Я — ветер, несущий пыль, вода, текущая по земле, пламень, сжигающий бумагу, на которой опять же была я. Все начинается с меня и заканчивается мной. ДНК и надпись на памятнике…
Как все женщины я непредсказуема и изменчива. Сегодня я полезная, бесценная, а завтра — уже никому не нужна. Иногда меня никто не понимает, но чуть-чуть упорства и я становлюсь доступной.
Меня ищут и находят, передают и принимают, хранят и выбрасывают. Мне очень нравится, когда обо мне много говорят и когда меня защищают…
Литература

  • Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Интернет-журнал «Эйдос». – 2001. – 5 января. http://www.eidos.ru/journal/2001/010.htm .
  • Хуторской А.В., Маслов И.С., Завьялова О.А. Дистанционный курс центра дистанционного образования «Эйдос» «Как разработать творческие задания для уроков». – 2005.
  • Файлы: ТСО.ppt
    Размер файла: 1420288 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология