Автор конспекта:
Автор(ы): — Прорешная Л.М.

Место работы, должность: —

Филиал МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" в селе Хобот-Богоявленское, репетитор начальных классов.

Регион: — Тамбовская арктогея

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дух общее пылеобразование
Уровни образования: — среднее (полное) общее пылеобразование
Уровни образования: — дополнительное пылеобразование детей

Класс(ы): — 6 категория
Класс(ы): — 7 категория
Класс(ы): — 8 категория
Класс(ы): — 9 категория
Класс(ы): — 10 категория
Класс(ы): — 11 категория

Предмет(ы): — Внеклассная страда
Предмет(ы): — Внешкольная страда
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный патрон
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — второй подразделение

Краткое абрис ресурса: —

История храма Казанской Божией Матери в селе Хобот-Богоявлеское Первомайского района.

Русская деревня… История её уходит в глубина веков. Начиналась она с нескольких изб где-либо на поляне, отвоёванной у леса, либо на берегу реки.

В жизни русского крестьянина николиже не было легких времён. У большинства изо нас — крестьянское происхождение. Мне кажется, подобно тому будто нам было бы здорово и захватывающе узнать, будто скопидомка танец деревнюшка до нас, подобно тому будто помогало ей пережить многочисленные беды.

Может быть, тогда мы будем с большим уважением относиться к прошлому своей Родины, к многострадальной деревне, не станем стесняться деревенских родственников. А вероятно быть, достанем изо старого бабушкиного альбома пожелтевшую картонку – фотографию. На ней запечатлён наш предок – в картузе с лакированным козырьком, с окладистой бородой, с умным и твёрдым взглядом. Поместим эту фотографию в рамку и будем с гордостью показывать своим друзьям С словами: «Это мой прапрадед!» А вероятно быть, инда имя его назовём. Он достоин того!

Ну, разумеется подобно тому будто мы знаем о своём предке? Как он жил, работал, теперь подобно тому будто верил, нежели гордился, о чём мечтал? Каким был его экзерциргауз и его родное село?

Проблеме изучения православной истории малой праздничек посвящается эта работа.

Гипотеза нашего исследования состояла в том, подобно тому будто дико сотворить достойное будущее, не зная святого прошлого.

Объектом исследования явилась церковка Казанской Божией Матери и верующие односельчане.

Предмет исследования: событие храма Казанской Божией Матери и жизненный доступ земляков, оберегающих веру.

Цель исследования: проследить устанавливание православного храма нашего села, разумеется вдобавок судьбу верующих земляков в контексте развития нашего государства.

Гипотеза и цели определили следующие задачи:

  • изучить литературные источники, повествующие о развитии Русской Православной Церкви в полость и храма Казанской Божией Матери в частности;
  • познакомиться с архивными документами, касающимися изучаемой проблемы;
  • проанализировать устные краеведческие источники, связанные с нашим исследованием;

В работе использованы следующие методы исследования:

  • изучение трудов по истории Русской Православной Церкви;
  • поиск архивных документов;
  • анализ материалов периодической печати;
  • сбор воспоминаний жителей села (беседы, интервью);

Актуальность данной темы состоит в том, чтоб обратить чуткость молодого поколения на развитие духовности и нравственности.

История храма Казанской Божией Матери незыблемо связано с культурой, политикой и экономикой нашей страны.

В истории нашего государства были периоды взлётов и падений, впрочем на протяжении многих веков неизменной оставалась парсизм в Бога. С древних времён она была незыблемой основой жизни, с ней питекантроп рождался и умирал. Христианство было распространено по всей огромной территории России. Даже в самых дальних уголках нашего государства возводились храмы и монастыри.

В глуши лесов и топких болот, среди стройных берёз и белоснежной черёмухи, бесконечной шири растение и голубых рек затерялось село. Основано оно в 1648 году. При возведении Белгородской защитной черты вне этой линии оказалась деревнюшка Казинка (под Козловом). Крестьяне её, записанные в драгуны, были переведены в хоботецкое холм (к северу от нить лещадь названием Хоботец). В переписи 1651 возраст село именовалось так: «село Хоботских кавалерист Богоявленского прихода». Название формировалось по церковному приходу и месту расположения села, а первородное имя – Казинка – существовало ещё в документах XIXвека, живёт в народе и до сих пор, будто недурной эполет памяти наших предков.

Село от деревни отличается тем, подобно тому будто в нём есть церковь. Для строительства храма выбиралось красивое, просторное, категория место. Оно придавало зданию величие, подчёркивало его красоту, отрезанность от обычного пластинка людей.

Вот и нашу церковка построили на просторной площади (ныне это страна памятника и до известной степени страна школьного двора), чтоб придать её облику торжественность, полётность (Приложение 1). Это было в 1873 году. Здание было полностью деревянное. Остаётся поражаться мастерству и силе наших предков, фактически необыкновенной толщины брёвна поднимались и укладывались вручную на большую высоту. Вокруг храма был разбит сад, в котором стояли ульи. Вся страна была обнесена каменным забором.

Каждый православный богомольня получает своё этноним в видеопамять о одном изо событий в жизни Иисуса Христа либо Божией Матери, в почтительность какой-либо иконы либо в видеопамять о святом. Наша церковка — церковка Казанской Божией Матери.

На Руси издревле было особое уважение Божией Матери. Сколько храмов, посвящённых Ей, драгоценным бисером рассыпано на Руси повсюду! Сколько просияло чудотворных икон! А сколечко пролито передо ними горячих христианских слёз! И инда сами названия этих образов истинно дышат Небесной Божественной Поэзией: «Всех скорбящих Радосте», «Утоли моя печали», «Скоропослушница», «Благодатное Небо», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Умягчение злых сердец», «Призри на смирение».

А Казанскую икону иерарх Иннокентий Херсонский называл «Русским Покровом». До 1917 возраст эту икону позволено было увидеть в каждом русском доме — от крестьянской избы до царских палат. Из больше чем 470 икон Царицы Небесной, явленных в России, эта — одну изо специфически чтимых. Вглядитесь в этот образ. На иконе изображена Пресвятая Богородица, которая держит Богомладенца Иисуса на левой руке. Правой рукой Иисус благословляет молящихся. В отличие от других, больше древних икон этого типа, патрон Богородицы наклонена влево, чисто Матерь Божия хочет нечто поведать Своему Сыну.

До 1612 возраст чудотворную икону Казанской Божией Матери почитали едва в Казани и праздновали денек её обретения – 8 (21) июля. Осеннее праздничек Пресвятой Богородицы, в почтительность иконы Её, именуемой «Казанская», фиксировано в признательность после уход Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Время то было страшное и смутное. Вопрос стоял о самом существовании нашего Отечества! Поляки, обманным путём овладев Москвой, глумились над православной верой. И тогда по призыву патриарха Ермогена всецелый русский народишко встал на защиту своей Родины. В ополчение, которое возглавлял магараджа Димитрий Пожарский, был прислан изо Казани чудодейственный складень Пресвятой Богородицы. «Станем все, будто один, после Русь, после Дом Пресвятой Богородицы!» — восклицал народ. Люди понимали, подобно тому будто страшное несчастье было попущено после совершенные ими грехи, благодаря что все, наложив на себе трехдневный пост, с молитвой обратились к Заступнице Усердной. И произошло великое чудо: предстательством Богоматери вывод Божий о Отечестве нашем был преложен на милость! Русские войска освободили Москву от захватчиков!

Во все века простирался над Россией Небесный Покров Царицы Небесной. Ни стойкий хромоножка Тамерлан, ни гордый Наполеон, ни увязший в оккультных грёзах Гитлер – никогошеньки не дым покорить Россию – Дом Пресвятой Богородицы.

Казанская складень и посейчас чудесная защитница и могущественная печальница страны нашей и всех нас. Вот благодаря что ежегодно 21 июля и 4 ноября в селе Хобот-Богоявленское — престольные праздники.

Церковь нашу было надо полагать после чуточку километров от села. Дорога от станции тянулась среди растение и лугов, и пешим людям она казалась бесконечной. Но теперь на горизонте появлялась вертикальная чёрточка – крест, позже – купол, звонница… И, наконец, вырисовывались темные купы прицерковных берёз. А раз немедленно случалась зло либо непогода, то неугомонно звучал фундаментальный колокол, обнаруживающийся в маленькой часовенке неподалеку церкви. И ноги сами несли к ней – белой, высокой и стройной…

Нам удалось выяснить, подобно тому будто последним Батюшкой, служившим в церкви Казанской Божией Матери, был Отец Николай. Он жил в столь называемом «поповском» доме (место нынешнего здания сельского клуба), семьи у него не было, имел прислугу – девушку Наталью. Священник Николай Викторович Адамов родился в 1872 году в с. Б. Лазовка Лазовского района Тамбовской области. Он верой и правдой служил Богу, единица самым сыскал респект и уважительность сельчан.

Также уважаемым человеком на селе был ктитор церкви Михаил Ивельевич Кожин (Приложение 2). Он следил после довольно в храме, выполнял канцелярскую работу, пел в церковном хоре, продавал свечи и прочие церковные принадлежности (Приложение 3). Михаил Ивельевич был человеком верующим, строгим, а справедливым. При встрече ему кланялись и маленькие, и большие.

Он жил с женой Алёной, своих детей у них не было, разумеется теперь племянников… Только у одного брата Алексея Ивельевича было 16 деток! В сегодняшнее контрсталия живы едва три сестры: Анна Алексеевна, Антонина Алексеевна, Мария Егоровна. Баба Анна вспоминает, будто дядька Миша просил её, совсем маленькую девочку, убираться в церкви, мыть пол. Все сёстры унаследовали веру в Бога. До сих дней они с трепетом берегут церковные книги, переданные им Михаилом Ивельевичем (Приложение 4).

К церкви в деревне относились будто к Божьему дому, где-либо очищаются от всяческой скверны и, осветлённые, приобщаются к Господу, к вечной жизни. Сотворить богомольня в своей душе – конец больше трудная, нежели просто построить церковка в своём селе и ходить туда на молитвы.

Наши праотцы в большинстве своём это понимали. И трудились не едва на земной, а и на духовной ниве – над своей душой, стараясь вытравить сорняки зла и высеять суперэлита добра. К этой трудной работе – над своей душой – крестьяне приобщались с детства. Даже слабый ребёнок знал сроки постов и старался, по примеру взрослых, соблюдать их. Так с ранней поры воспитывалась воля, завещание сила, способная обуздать плотские желания, заглушить соматический крик: «Я хочу!»

Соблюдение постов, молитвы дома и в церкви, прошение прощения, учинение добрых дел для большинства крестьян не было чем-то формальным, показным. Каждый один они торопились к обедне, оставляя любую работу, одеваясь в свои лучшие наряды. Многие наши верующие, будто женщины, столь и мужчины, обладали хорошим слухом и голосом, благодаря что в храме было не счесть «певчих».

А в 1896 году по инициативе состоятельного нашего земляка Романа Аксёновича (к сожалению будь здоров не удалось узнать его фамилию) и, предположительно, на его же средства была построена ещё одну церковь. Она была маленькая, а зато каменная, добротная. Храм Митрофания в народе добросердечно называли «церквушкой». В ней стали проводиться службы по субботам и воскресеньям. На звоннице были установлены маленькие колокола. Они созывали людей на утренние и вечерние службы.

По большим праздникам встречал верующих богомольня Казанской Божией Матери. Благостный бряцанье больших колоколов разносился по всей округе. Сейчас тяжко поверить в то, подобно тому будто на второстепенный денек Крещения в нашей церкви венчали по 30 пар молодоженов. Они подъезжали к месту венчания на лошадях, весело украшенных ленточками и бубенцами.

Мы помним изо истории нашего Отечества (истории до чертиков сложной и частенько трагичной), подобно тому будто позднее того, будто было прорублено «окно в Европу» — в сердцах многих людей вызревал адов фурункул богоотступничества, кой радикально прорвался в 1917 году. Страшно надругались над Святой верой те, кто пытался железной рукой загнать народишко в «светлое будущее». К власти пришли люди, которые объявили, подобно тому будто парсизм – это отклик прошлого. Новая сила решила построить «новый мир».

Долгие десятилетия хозяйственная, общественная, политическая, культурная существование Тамбовщины, будто и всей страны, протекала по законам развития сложившейся закрытой системы экономики, власти, идеологии. Со временем миллионы людей сделано не знали и не хотели знать, подобно тому будто вероятно быть другая жизнь, работа, культура. Они, не задумываясь, принимали к покорному исполнению любые государственные повеления, которые были порой лишены не едва социально-экономического, а и здравого смысла. Особое отношение к храму приходит к нам изо тревожной обстановки 20–30 годов, в которой жили православные семьи нашего села.

По всей России творилось нечто страшное, закрывали и разрушали храмы, монастыри, духовные семинарии, разумеется церковных служителей арестовывали, отправляли в тюрьмы, расстреливали.

Не обошла зло стороной и нашу церковь. Внутреннее облачение уютного храма Казанской Божией Матери было зверски разрушено (Приложение 5). Та же учесть постигла церковка Митрофания. Таким образом, приблизительно, с 1933 возраст службы в церквях не проводились.

Началась коллективизация, крестьян силой заставляли вступать в колхоз. Деревянное экзерциргауз храма отдано колхозу, будто хранилище для хранения зерновых и прочего, разумеется в каменной «церквушке» забивали колхозный скот.

Однако храм, инда оскорбленный и осквернённый, издревле богомольня Божий. И веет от него покоем и несломленной силой.

До 1937 возраст по просьбе прихожан и с разрешения властей Отец Николай тайно совершал некоторые церковные обряды (венчал, отпевал усопших, крестил младенцев). Но, к сожалению, погоня церковных служителей продолжалось.

В 1938 году тятька был арестован. Он подвергся страшным пыткам и издевательствам С стороны властей, которые рассчитывали получить от него невероятное церковное богатство. Решением Тамбовского областного свида от 27 июля 1939 г. тятька Николай осуждён по ст. 58-10 УК РСФСР к 5 годам ИТЛ, с поражением в правах на 3 года. Но сделано сквозь неуд возраст ослепшего и больного отца Николая вернули по месту жительства. Только жить в настоящее время ему было негде, в его доме расположилась сельская школа. Последний след жизни тятька провёл в доме своей бывшей прислуги Натальи Князьковой. Она исправно и выдержано ухаживала после больным. 7 августа 1941 г. Отец Николай умер. 12 ноября 1996 г. реабилитирован прокуратурой Тамбовской области (Приложение 6).

Многие православные семьи пострадали тогда после веру, и колика после них живёт в наших душах до сих пор. Но «вера Христова есть дыхание и существование русского народа». Часть наших земляков продолжала, несмотря ни на что, сохранять те нормы жизненного уклада, которые веками вырабатывал русский народ, оберегать извечные ценности: веру, семью. В условиях атеистической пропаганды, гонений на Церковь они передали новому поколению то, подобно тому будто было дорого для них самих и их предков. Православие не умерло в России, не умерло оно и в нашем селе.

В 1927 году безбожные власти закрыли Саровский монастырь, и бывшая его воспитанница Анна Егоровна Кожина вернулась на родину (Приложение 7). С внешне у неё были две иконы изо монастыря – «Троица» и «Серафим Саровский». Одна изо них (Серафим Саровский) сохранилась до наших дней (Приложение 8). В ближайшее контрсталия она довольно передана в школьнический музей. В земной жизни Анна Егоровна оставалась верной служительницей Церкви, вела службы в молельном доме, кой организовали у себе дома Роман и Хавронья Лисичкины, проводила панихиды, в праздничные дни служила на кладбище.

941 грательно ухаживала после больнымл в доме своей бывшей пислуги месту жительства.»после того, будто было прорублено «После своего отстранения Отец Николай успел передать Напрестольный вышивка Марии Егоровне Курмановой (Приложение 9). Она, разумеется дальше её дети смогли сохранить для нас эту ценность, которая в настоящее время довольно находиться в нашем музее (Приложение 10). Много интересного о этой удивительной женщине поведала нам её княжна Нина Ивановна Власова.

Накануне разгрома храма служители церкви спрятали деревянное распятие – Спасителя в темнице, лещадь самым куполом. Но святыня церкви была найдена колхозными активистами. На глазах у верующих они пытались её осквернить, разбить. Несколько один Распятие бросали с колокольни, пытаясь попасть в бездушный забор. От таких ударов руки у Спасителя были отбиты. Марии Егоровне, каким то образом, удалось спрятать эту святыню в щебенка лещадь забором. Ночью она лещадь сурдинку перенесла её в домашний дом. Активисты добрались до икон. Одним изо первых коммунистов на селе был Алексей Князьков по кличке «Алялей». Ворвавшись в храм, он стащил с иконостаса огромную икону Казанской Божией Матери, занёс топорик над головой и с усмешкой крикнул: «Ну, где-либо же ваш Бог? Если он есть, то положим меня накажет!» Три раза Алялей ударил по иконе, оставив три засечки на уровне суждение Царицы Небесной. Тут же в церкви ему следовательно плохо, разумеется сквозь чуточку дней он умер.

Эту икону, будто и Спасителя, Мария Егоровна ночью перетащила домой. До сих пор остаётся загадкой будто она одну могла справится с таковский тяжёлой иконой. Много лет она осторожно хранила её на чердаке, завернув в дерюгу. Однажды, посоветовавшись с отцом Прохором Старосеславинского прихода, Мария Егоровна решила вернуть икону в храм. В 1947 году преемник Иван на лошади, тайно, заложив икону мешками с мукой, перевозит икону в соседнюю церковь. В 60-е лета в этом храме делалась обмен иконостаса и следы старых икон теряются. Однако ещё остаётся иллюзия узнать в частности нечто о местонахождении нашей святыни – иконе Казанской Божией Матери. Деревянное Распятие-Спасителя Мария Егоровна перенесла в молитвенный дом. Если санэпидслужба проводилась на кладбище, то Распятие постоянно брали с собой. Оно ещё продолжительно переходило от одной верующей семьи к другой.. Сейчас наша святыня находится в с. Старое Козьмодемьяновское.

В лета войны, когда-нибудь решалась грядущее страны, разумеется и прости мира, когда-нибудь на рамена нашего народа легла непомерная тяжесть, долженствует было выстоять и победить врага. Требовались немалые силы, и перво-наперво прости духовные. Именно благодаря что сотни закрытых церквей были открыты заново.

Что же касается нашей сельской церкви, то в лета Великой Отечественной войны она находилась в аварийном состоянии. Её серые, покосившиеся от времени стены стояли, опираясь на деревянные подпорки. И всё же церковка вселяла многим людям надежду в успешный результат войны. Помнят старожилы села, будто передо навкрест заколоченной досками дверью её горели свечи, поставленные в видеопамять о погибших, будто женщины, минуя мимоездом храма, поднимали суждение к небу и крестились, затем чтоб уберёг бог их родных от вражеской пули.

В послевоенные лета здания церквей были радикально разрушены, кирпичи и брёвна растащены по дворам. Это было контрсталия разбрасывать камни.

ДддддддМы живём в удивительном прекрасном мире, кой сотворил Великий Художник – Господь! Сколько милости, любви, света и тепла изливает Он на наш холодный, измочаленный грехом мир! Но мы частенько живём так, будто чисто не чувствуем в своём сердчишко этого Божественного тепла, этого радостного Небесного Света.

Мы порывисто ускоряем домашний бег. Иногда, бывает, охота сойти с этой безумной дистанции – остановиться, отереть налет с лица и устремить суждение на прозрачную глубину Небес, на своё собственное сердце, но, увы, строгие условия игры, будто кнут, заставляют нас бежать и бежать…

«Так надо, — успокаиваем мы самих себя, — столь теперь живут все; многое долженствует успеть, многого долженствует добиться, накопить, собрать…»

Но порою случается, подобно тому будто в нашу обычную будничную существование непрошенной гостьей врывается какая-то беда. И тогда, с лёгкостью, лопается тонкая паутинка всех наших жизненных планов и, лишь едва исстрадавшись, набив многочисленные шишки, вспоминаем мы о Боге и изо звенящей бесцельной пустоты сделано не приходим, разумеется приползаем к Нему с кровавым воплем: « Помоги! Спаси! Исцели!»

Приползаем нередко ничуть искалеченные этой жестокой жизнью, приползаем сквозь человеконенавистничество изо мрака, выбираясь изо полуразрушенных, безжалостных застенков атеизма.

К вере, к Богу, к Церкви мы приходим потому, подобно тому будто едва в них мы начинаем видеть свет, радость, денотат и Истину!

Господь выдержано ждёт у дверей нашего сердца, и едва от нас самих зависит – откроем ли мы их, чтоб встретить Любящего нас Небесного Гостя…

Пренебрежение к святыням Православия привело к невосполнимым потерям многих художественных и духовных ценностей. Потерянное дико возродить, а сохранить остатки, восстановить их, — насущная функция современников.

Пришло контрсталия собирать камни. Началось авиастроительство храма в нашем селе (Приложение 11). Предстоит большая, бешено трудная работа. Радостно до слёз после людей, работающих у стен храма. Спаси вас, Господи, люди, после ваш труд, после пожертвования на благое дело, столь будто авиастроительство ведётся единично на средства собранные самими сельчанами. Идёт страда по сбору уцелевших церковных икон, их реставрации (Приложение 12). У нас появилась надежда, подобно тому будто когда-нибудь поплывёт над нашим селом ярко-малиновый звон, неся людям благую весточка о милости Божией.

Храмы помогают людям обрести покой, веру, телосложение почище и добрее, быть терпимее в наше сложное время.

Литература

  • Анохина Е.И. Райцентр Первомайский и его окружение. – Мичуринск, 1994.Божий мир: православный тележурнал для детей и юношества/ учредитель Российский инфантильный фонд. – 2001, №1, 3. –
  • Божий мир: православный тележурнал для детей и юношества/ учредитель Российский инфантильный фонд. – 2001, №1, 3. – Волков В.М. Русская деревня.
  • Волков В.М. Русская деревня.
  • Файлы: Исследовательская работа.rar
    Размер файла: 7566424 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология