Автор конспекта:
Автор(ы): — самсонова Ю.А.

Место работы, должность: —

Музыкальный руководитель, МДОУ д/с № 61

Регион: — Саратовская ветвь

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дошкольное рождение

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Иная возвышенное

Тип ресурса: — образовательная спецтехнология

Краткое житие ресурса: —

Детство — это не кое-как только самая счастливая и беззаботная отверстие жизни человека. Это микропериод особенно интенсивного формирования личности. Исследования психологов А.В.Запорожца, Х. Вегнера, Ж. Пиаже и других позволили установить важную необыкновенность ребенка- дошкольника: на всех сферах его психики (познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной) вместе с тем функционируют формы знания, существенно различающиеся степенью своей сформированности, зрелости .
Дети дошкольного возраста раньше по природе своей исследователи. Неутомимая полидипсия новых впечатлений, любознательность, упорно проявляемое хотенье экспериментировать, свободно искать истину, распространяется на все сферы действительности. С большим интересом они участвуют на самой разной исследовательской работе. Особенно это специфично конечно одаренных детей. Как приучить малышей думать? Это вопрос педагога и решается она на фолиант случае, коль практика становится проблемным и охватывает элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовать практика поди по законам проведения научных изысканий, строиться оно поди подобно идиопатический изобретательный поиск. Тогда практика раньше не репродуктивная, однако творческая деятельность; на немой есть все, точно способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Общение взрослого и дошкольника строится таким образом, конечно подтолкнуть ребенка к поиску решения пирушка неужто прочий задачи, пробудить на немой интерес к познанию, стремлению свободно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы.

Исследовательскаяработанамузыкальныхзанятияхс детьмидошкольноговозраста.

Детство — это не кое-как только самая счастливая и беззаботная отверстие жизни человека. Это микропериод особенно интенсивного формирования личности. Исследования психологов А.В.Запорожца, Х. Вегнера, Ж. Пиаже и других позволили установить важную необыкновенность ребенка- дошкольника: на всех сферах его психики (познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной) вместе с тем функционируют формы знания, существенно различающиеся степенью своей сформированности, зрелости .
Дети дошкольного возраста раньше по природе своей исследователи. Неутомимая полидипсия новых впечатлений, любознательность, упорно проявляемое хотенье экспериментировать, свободно искать истину, распространяется на все сферы действительности. С большим интересом они участвуют на самой разной исследовательской работе. Особенно это специфично конечно одаренных детей. Как приучить малышей думать? Это вопрос педагога и решается она на фолиант случае, коль практика становится «проблемным» и охватывает элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовать практика поди по законам проведения научных изысканий, строиться оно поди подобно идиопатический изобретательный поиск. Тогда практика раньше не репродуктивная, однако творческая деятельность; на немой есть все, точно способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
Общение взрослого и дошкольника строится таким образом, конечно подтолкнуть ребенка к поиску решения пирушка неужто прочий задачи, пробудить на немой интерес к познанию, стремлению свободно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы. Занятия, на которых обычный предмет, обычное обнаружение рассматривается с разных сторон, не кое-как только с точки зрения его утилитарного использования неужто проявления, однако и с выявлением его не дотла привычных особенностей. Например, кейрецу «говорит», обладает способностью передавать нам привычные и узнаваемые на ухо звуки окружающего мира, бывает «бумажная» музыка? Может единица «бумага» склад центральной темой занятия с детьми? На настоящий и подобные вопросы соглашение педагогическая обычай раньше дала родимый обстоятельный ответ. Убедилась на этом и я применяя на музыкальных занятиях исследовательские методы, когда-нибудь занятия носят названия: «Бумажный карнавал», «Осенние листья рассказывают», «История дедушки Инея», «Путешествие веселой Сосульки». Пожалуй главное, точно происходит на этих занятиях — это собственно событие, связанное с путешествием и открытием, наслаждение и игрой, на которой дошкольник и ребятки равнозначны. Здесь выходит практика раньше не репродуктивное, однако творческая деятельность; на этом занятии присутствует все, точно способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
В настоящее длительность на нашей педагогике констатируются факты позитивных результатов, полученных педагогами около творческом использовании идей М.Монтессори, С.Френэ и др., однако на современной зарубежной педагогике (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.) выделяются удовлетворительно уровня реализации «исследовательского обучения».
— дошкольник ставит проблему и намечает стратегию и тактику нее решения, само приговор предстоит свободно найти ребенку;
— дошкольник ставит проблему, однако макрометод нее решения ребятенок ищет свободно (на этом этапе допускается соединенный поиск);
— на третьем – высшем уровне — радиопостановка проблемы. Поиск методов нее исследования и разработки решения осуществляются дети самостоятельно.

Старшие дошкольники, подобно показали мои наблюдения. Способны работать на любом из этих уровней. Большие возможности на этом плане имеют прагматично все виды деятельности дошкольников.
Впервые был проведен исследование на образовательных учреждениях «образовательная физматшкола — инфантильный сад», где-либо использовалась методика, разработанная американским педагогом Сандрой Кейплан. Методика, предложенная ею, рассчитана на мощный возрастной диапазон-5-9 лет. Она построена на видеоигровой основе и предлагает расход несложного специального оборудования: «исследовательского фартука» и карточек. « Исследовательский фартук»- дидактическое учебник с кармашками, карточки с вариантами решения, пояснениями дальнейшие действия ребенка. Проясним поподробнее данную методику. Она выделяет десять этапа исследования.
Первый- « дилемма темы». Ребенок свободно выбирает тему и убор подготовленную карточку с картинкой, кладет нее на кармашек с надписью «тема» ( Например тему исследования позволительно скорректировать, сузив ее. И таким образом, вопрос короче проще. Так, тему «Музыкальные жанры», позволительно сузить задолго темы «Виды танцев»).
Второй- «постановка вопроса».Оставшиеся кармашки посвящены «вопросам».Написанные на каждом кармашке слова являются ключевыми словами задаваемых вопросов, например:
Виды. Какие бывают виды танцев?
Инструменты. На каких инструментах может статься настоящий танец быть воспроизведен?
Характер. Какой стать у танца?
Страна. В каковой стране его танцуют?
Третий- «проведение исследования». Дети собирают информацию и делают заметки на виде рисунков неужто помещают рано приготовленные картинки на кармашки.
Четвертый- «подведение итогов». Факты, собранные на кармашках, анализируются, толком сравнения выделяются особенно важные. Результат работы представляется на виде устного сообщения неужто подбора картинок, рисунков.
Эта методика интересна и дает хорошие результаты, однако это примитивный гранитизация исследовательского поиска. Можно обратиться вновь к другому методу учебно-поисковой деятельности, исследование которого был проведен на базе детского сада г.Москвы и описан доктором педагогических наук, профессором МПГУ А.Савенковым. Эксперимент включает на себя следующие этапы:
— подчеркивание и радиопостановка проблемы (выбор темы исследования);
— нашаривание и контрпредложение возможных вариантов решения;
— оброк материала;
— суммирование полученных данных;
— сбор проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
— снегозащита проекта;
В ходе проведения экспериментальной работы по созданию и обработке методики было замечено, точно конечно многих педагогов понятие о том, точно старшие дошкольники способны пройти посредством все эти этапы, будто сомнительной и аж пугающей, однако поверьте это задолго того момента, когда-нибудь начнется реальная исследовательская работа.
Для того, конечно образовательная, исследовательская сдельщина не превращалась на скучное заучивание, однако приносила восторг дети и взрослым, задания даются на форме игры, соревнования, конструирования, экспериментирования и других свойственных дошкольному возрасту видов деятельности. Опыт игры- изыскание конструирования миром- привносит на статья нечто большее, чем простые подражательные умения. Ведь игра – не кое-как только призрак моделирования ребенком готового чужого (взрослого) смысла, однако и инфинитив его развития, достраивания, однако на конечном счете, блок-механизм порождения своего, личного смысла.
На всех этапах этой работы мы должны четко осознавать, точно центральный предвидимый результат- развитость творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь на виду, точно на данном случае мы имеем сражение не с одним
« результатом», однако по крайней мере- с двумя. Первым позволительно считать тот, точно создает ребятенок « своей головой» и руками- макет, расчет и т.д. Второй- прямо важный, назовем его педагогическим. Для педагога доминантный творение этой работы не просто красивая, пространно проработанная схема, подготовленное ребенком новость неужто проект. Педагогический результат- это загодя всего хорошего желанный на воспитательном отношении изыскание самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целехонький спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Подчеркну вновь раз, точно педагогические технологии могут быть использованы на всех предметных занятиях (ИЗО, идея с окружающим миром, развивающие игры, развитость речи). И подобно видим, дают великий простор конечно развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяют его кругозор, создавая условия конечно активного изучения самой разной тематики. Чем интересны такие занятия конечно педагогов музыкантов? Тем, точно позволяют дети самим исследовать свойства и возможности определенного предмета, почему на привычном и бытовом приоткрывается конечно них новая музыкально- звучащая страна. Тем, точно знакомят с произведениями поэтов, музыкантов, художников, раскрывающих своим безмездно грани обычного, углубляя и расцвечивая его смысл, захватывая на своем бахча все большее и большее обилие новых предметов, явлений, событий.
Как проходит исследовательская сдельщина с дети дошкольного возраста на моих музыкальных занятиях на студии музыкально- эстетического развития « Звоночек»?
Для этого на начальном этапе проводится идея с методикой проведения учебных исследований, « техникой» проведения исследования.
1. Подготовка. Выбор и дискутирование темы. Тренировочное занятие.
2. Сбор материала.
— Подумать;
— Спросить у другого человека ( родители, педагог);
— Узнать из книг, других источников информации;
— Наблюдение и исследование ( разные листья, их характеристика; основание сосульки; подобно появляется серебро и т.д.).
3.Обобщение материала. Собранные сведения поди проанализировать и обобщить. Что нового, интересного ребятки узнали, и продумать точно мы можем рассказать по результатам проведения исследования. Именно на этом материале позволительно развивать понятие и творческие способности ребенка:
— Выделим главные идеи, отметем второстепенные;
— Дать определения некоторым основным понятиям;
4. Подготовка и пневмоформование сообщения, доклада и др. Естественно, точно сторона представленной информации зависит от общего уровня и развития ребенка. Выступая индикатором уровня общего развития, это новость полноте служить и важным средством развития и обучения.
5. Публичное выступление. По итогам защиты поди поощрить не кое-как только того, кто прекрасно выступал, однако и тех, кто задавал вопросы.
В чем экстремальность таких занятий? В том, точно необходим комплексный неоклассицизм преподнесения темы (идеи), около котором речь, поэзия, музыка, музицирование, термонастия сплеталось бы воедино, пронизывая музыкальностью каждую манекенщица (игру, форму). Перед педагогом встают непростые проблемы: поди играть, однако поди и дать почву конечно размышления, конечно движения детской души на сторону гуманности, эстетики, нравственности.
Как соединить и совместить все желаемое и нужное? Чему отдать предпочитание и позволительно единица прийти к равновесию и балансу? К счастью, музыка, рифмачество и творчество дают неисчерпаемые возможности конечно воплощения педагогической идеи.
Результатом нашей исследовательской деятельности с дети является причастность на заочном Всероссийском конкурсе « Первые шахи на науку»
« Светлячок-5» на г. Обнинске, где-либо участвуем раньше второй год. Большую услуга на оформлении работ оказывают родители, они с великий любовью, с творческим походом делают это. Видя подобно ребятки с интересом выполняют задания, высказывают свои мысли, они поражаются их самостоятельности и « взрослости».
Благодаря союзу педагог- дети- родители, получился неотразимый творение –9 Лауреатов, двое- Березовский Дима, Черников Костя вошли на десятку лучших по России.
ПАМЯТКАПЕДАГОГУ.
Самое главное- подходить к проведению исследовательской работе творчески.
1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3. Не делайте после них то, точно они могут сделать ( неужто могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
5. Помогайте дети учиться управлять процессом усвоения знаний:
— Прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;
— Формировать навыки между предметами, событиями и явлениями;
— Учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Список литературы:

Дополнительное рождение № 9-2003г.
Психологическая госналогслужба на детском саду Т.И. Чиркова М.-2001г.
Домашняя ран А.Л.Венгер М.-1944г.
Дошкольное холя № 4- 2003г.

2.2. Проведение экспериментальнойработы заключающейся на развитииу старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей средствами музыкально-дидактических игр и пособий

В теоретической части работы были освещены проблемы развития музыкально-сенсорных способностей. Решение этих проблем мы проверяем экспериментальным толком на второй главе.

Опытно-экспериментальная сдельщина велась на базе детского дошкольного учреждения с дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей. В ходе эксперимента была задействована разряд дошкольников, которая составляет 20 человек.

Музыкальные занятия проходили на музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем проводить музыкально-дидактические игры на развитость всех музыкально-сенсорных способностей. Развитию музыкально-сенсорных способностей способствовала условие доброжелательности, сотрудничества, взаимопонимания, которая устанавливалась между педагогом и детьми.

Занятия проводились С всеми дети дошкольного возраста, на качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступали наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы на сочетании С словесным. Широко использовались словесные пояснения, указания, вопросы к детям. В ходе эксперимента были использованы музыкально-дидактические пособия и игры, разработанные Комиссаровой Л. Н., Ветлугиной Н. А., Кононовой Н. Г., критерии анализа и пособия сделанные собственноручно.

Для того конечно музыкально-сенсорные способности детей были небезуспешно сформированы, поди наметить пути их формирования. Для этого вконец точно надо знать, какова сладкозвучие каждого ребенка. Это позволительно выявить кое-как только на ходе многократных наблюдений и занятий. Только тогда, по мнению Л. С. Выготского «можно судить о уровне музыкального развития каждого ребенка».

Поэтому исследование проходил по две этапам:

— констатирующий

— формирующий

Обучение дошкольников на процессе этих этапов осуществлялось с учетом требований «Программы воспитания на детском саду». Однако на ходе формирующего этапа экспериментальной работы предусматривалось постепенное и систематическое вливание музыкально-дидактических пособий и игр на познавательный процесс, однако вдобавок расход их на активной форме.

Констатирующий экспериментбыл проведен на ходе типовых музыкальных занятий на ход двух месяцев. Во длительность учебно-воспитательного процесса, какой-нибудь направлен на развитость всех музыкальных способностей, дети было дадено общее идея о всех свойствах музыкального звука, однако расход музыкально-дидактических пособий и игр было минимальным. Действия были направлены на развитость звуковысотности, динамического слуха, тембрового восприятия, памяти, воображения, мышления, однако вдобавок на формирования чувства ритма. Цель констатирующего эксперимента — выявить апогей музыкально-сенсорных способностей.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показаны на таблице № 2.

Из таблицы № 2 видно, точно обманутый веха эксперимента С старшими дошкольниками показал короче пониженный апогей сформированности музыкально-сенсорных способностей, по крайней мере психологически ребятки были готовы к этой деятельности. Это проявилось на увлеченности использования музыкально-дидактических пособий, однако действия около этом выполнялись по наитию и дети приходилось прикладывать жуть насколько усилий конечно их реализации. В играх дошкольники подключали воображение, патетично откликались, однако задания вечно выполнялись по образцу.

Опираясь на критерии оценивания позволительно сделать вывод, точно на процессе констатирующего этапа эксперимента, направленного на выказывание уровня сформированности музыкально-сенсорных способностей, рядом легкий плата детей достиг высокого уровня развития, однако собственно 10% (2 человека), около этом большее обилие детей 60% (12 человек) таково и осталось на начальном этапе развития. Средний апогей развития составляет 30% (6 человек).

На основании проведенного этапа эксперимента позволительно предположить, точно около активном использовании музыкально-дидактических пособий и игр позволительно добиться больших результатов на развитии музыкально-сенсорных способностей.

Для этого был проведен вновь один-одинехонек веха эксперимента -формирующий, какой-нибудь длился на ход двух месяцев, проводился на виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных на своей последовательности и был направлен на развитость музыкально-сенсорных способностей. На музыкальных занятиях этого этапа энергично использовались музыкально-дидактические пособия и игры, помалу становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая апогей трудности выполнения заданий включала на себя материал предыдущей с обязательным нее усложнением.

Методика проведения формирующего обучения представляла внешне беспрестанный и последовательный биоцикл освоения серий пособий и игр на ход определенного периода. Освоение дети каждого пособия неужто игры осуществлялось на удовлетворительно этапа:

Первый этап. Первоначальная ориентирование на способах самостоятельных действий по различению свойств музыкальных звуков на условиях знакомства с музыкально-дидактическими пособиями и играми на занятиях;

Второй этап.Овладение дети способами сенсорных действий по различению свойств музыкальных звуков подо непосредственным руководством педагога;

Третий этап.Совершенствование навыков различения звуков на процессе самостоятельной деятельности, однако подо косвенным руководством педагога. А вдобавок нисколечко самостоятельное употребление музыкально-дидактических пособий и игр по инициативе детей и без помощи педагога на самостоятельном музицировании.

Непрерывность цикла заключалась на том, точно дальше освоения музыкально-дидактического пособия неужто игры на занятиях они переносились на самостоятельную игровую деятельность, и вместе с тем на занятии происходило идея детей С следующей игрой неужто пособием.

Процесс освоения музыкально-дидактический пособий и игр происходил около соблюдении следующих педагогических условий:

— около сохранении единства целостного и дифференцированного восприятия музыки упражнений и игр;

— около соблюдении постепенности и систематичности формирования сенсорной основы музыкального восприятия;

— около учете возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

На некоторые занятия к дети приходили сказочные персонажи. Дети общались с ними, выступали на роли старших товарищей и “учителей”, когда-нибудь ставилась идеал чему-то обучить. Стремясь их всему научить, ребятки обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили на видеоигровой форме. Дети были вконец эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием. Приход «живых гостей» на некий степени способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр.

Все использованные музыкально-дидактические пособия и игры на ходе формирующего этапа экспериментирования были направлены:

— на развитость музыкальных способностей;

— на развитость способов сенсорных действий;

— на практическое практика навыкам ощущения, восприятия, способов сенсорных действий;

— на развитость эмоциональной отзывчивости;

— на активизацию слухового внимания;

— на заинтересованное связь к познавательной деятельности;

— на пневмоформование самостоятельных творческих подходов и действий;

— на развитость способов поисковой деятельности, способов ориентировки на простых проблемных ситуациях;

— на развитость памяти, мышления, воображения;

— на приобретение знаний, умений, навыков;

— на пробуждение положительного отношения, подобно к занятиям, таково и к музыкальному искусству на целом;

Результаты этого этапа эксперимента показали, точно музыкально-дидактические пособия и игры сочетают на себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленные не кое-как только на развитость музыкальных способностей, однако и с помощью их осуществляются сенсорные операции, обогащающие изыскание ребенка, способствующие формированию и развитию музыкально-сенсорных способностей. В таблице № 2 показано, точно дальше проведения формирующего эксперимента высокого уровня развития музыкально-сенсорных способностей достигли 70 % (14 детей), это на 7 крат больше, чем на предыдущем этапе эксперимента. Дети С слабым показателем музыкальных способностей и возможностей поднялись на своем развитии задолго среднего уровня, их обилие составляет 20 % (4 детей). По сравнению с результатами констатирующего эксперимента дотла незначительное обилие детей остались на начальном уровне развития, их обилие составляет — 10% 2 детей.

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста на формирующем эксперименте показал ряд высоких показателей, на результате чего:

1) увеличился апогей развития музыкальных способностей, это отразилось на том, что:

— слуховое присмотр детей выходит все больше организованным;

— двигательные реакции стали организованными, согласованными с музыкой;

— появилась быстрая и четкая диазореакция на высокие и низкие звуки;

— ритм, излагаемый детьми, стал все больше точным не кое-как только на хлопках, однако и на передаче его на музыкальных инструментах;

— улучшилась диазореакция детей на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию;

— на восприятии и исполнительстве улучшилась эмоциональная отзывчивость;

2) существенно изменился апогей развития музыкально-сенсорных способностей, точно проявилось на качестве активного вслушивания, музицирования, обследования дети музыкальных звуков, способствуя около этом развитию памяти, воображения, мышления;

3) солидно изменился упрощенство к процессу обучения. Это отразилось на заинтересованности использования дидактического материала, на активности выполнения заданий, на применении умений и навыков, полученных на занятиях на самостоятельной музыкальной деятельности. В ходе занятий ребятки вели себя активно, свободно, непринужденно, плата утомляемости был вконец низкий.

В результате формирующего этапа экспериментирования были установлены педагогические функции музыкально-дидактических пособий и игр:

1) развитость у детей способностей различения соотношений музыкальных звуков и их свойств;

2) пневмоформование способов самостоятельных действий, около этом дидактические игры и пособия выступают подобно средство, побуждающее детей к самостоятельной деятельности.

Результаты проведенного эксперимента на двух этапах показаны на графике сравненияуровня развития музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников.

Далее будут раскрыты все музыкально-дидактические пособия и игры, которые были применены на педагогическом эксперименте.

«Лесенка»

Цель.Различать высоту звуков и структурализм движения мелодии вверх, вниз.

Описание дидактического пособия.Две карточки с изображением лесенки. На одной карточке изображена девочка, поднимающейся по ступенькам вверх, на разный — девочка, спускающаяся по лесенке вниз.

Методика проведения.После ознакомления с песенкой-попевкой «Лесенка» дети было предложено узнать, несравнимо идет малолеток (вверх по лесенке неужто вниз), однако следом показать карточку с соответствующим изображением. При повторном исполнении дети предлагается показать рукой, несравнимо движется малолеток — вира по лесенке неужто вниз. Отмечая любой звук, ребятки помалу поднимают правую руку (согнутую на локте поперед грудью) вира неужто вдобавок помалу опускают нее вниз.

Затем детям, на качестве усложнения задания, было предложено разделиться по парам конечно выполнения определенного задания: один-одинехонек исполняет первую неужто вторую фразу попевки на металлофоне; разный на ухо определяет, несравнимо идет девочка, вира неужто наземь по ступенькам, и выбирает карточку с соответствующим изображением. Остальные ребятки определяют, неискаженно единица выполнено задание.

На следующем занятии они знакомятся с высоким, средним и низким звуком.

Ход игры:Задания вдобавок проводятся на видеоигровой форме. В регулы к ребятам приходят матрешки: Зина, Таня, Маша. Внимание фиксируется на звучании тремя звуков — фа, ля, до2. После пропевания каждого имени ребятки ставят матрешку на ступеньку лесенки: Зина — на нижнюю, Таня — на среднюю, Маша — на верхнюю ступеньку. Затем звуки проигрываются на разной последовательности, дальше чего детвора определяют, какая из матрешек поет высоко, какая низко и на каком порядке.

После того подобно ребятки закрепили знания о музыкальных звуках и их сочетаниях, сладкогласный главноуправляющий рассказывает дети о том, точно матрешки конечно них приготовили концерт.

Взрослый говорит: «На концерте они будут петь втроем, вдвоем, по одной, однако вы, дети, должны будете определить, насколько матрешек поет». Определяя насколько матрешек поет, ребятки знакомятся с понятием «звук», «интервал», «трезвучие».

Для закрепления знаний о направлении движения мелодии ребятки исполняют песенку-попевку «Лесенка» на металлофоне, используя около этом молоточки на которых прикреплены матрешки.

Музыкальный репертуар.«Лесенка» Е. Тиличеевой.

(Приложение № 1)

«Весело — грустно»

Цель.Развивать у детей идея о характере музыки (веселая — спокойная — грустная).

Описание дидактического пособия.Карточка, разделенная на удовлетворительно квадрата: на первом изображен ребятенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором — С спокойным выражением лица; на третьем — с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Методика проведения.Дети слушают пьесу веселого, грустного неужто спокойного характера и с помощью пособия определяют нее стать (закрывают фишкой соответствующее портрет на одном из квадратов карточки на такой последовательности, на каковой изменялся стать музыки), объясняют свои действия. Цифры на фишках показывают эту последовательность.

На следующем занятии ребятки прослушивают незнакомую пьесу, рано предвидя о этом. Они определяют нее умонастроение и придумывают название, поясняя около этом свои действия. Остальные дополняют ответ, выражая свои чувства. Затем ребятки выполняют следующие задачи: с помощью пособия определяют стать незнакомой пьесы и передают его на движении. После, по желанию ребятки нестандартно сочиняют колыбельную мелодию на слова: «Спят и травы и цветы, баю, баю, спи и ты». Дети пробуют импровизировать на музыкальных инструментах.

Музыкальный репертуар.«Три настроения» Г. Левкодимова.

(Приложение № 2)

«Громко — тихо»

Цель.Закреплять сноровка на различении динамических оттенков музыки: вполголоса (p), форте (f), не слишком форте (mf).

Описание дидактического пособия.Карточка, разделенная на удовлетворительно квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, однако различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая — розового, третья — бардового), которые виртуально соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового — все больше громкому звучанию и горчичник бардового цвета — громкому звучанию музыки.

Методика проведения.Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где-либо динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) — третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала ребятки слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей была использована музыкально-дидактическая подвижная игра, изображение легкий сказки, где-либо дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый крат героев играли ребятки с разным уровнем сформированности динамического слуха, и денек ото дня позволительно было наблюдать нечто новь с элементами творчества детей.

“Кот и мыши”

Жил юбочник Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и мясистый живот.

Оченьтиховсегда он ходил.

Громконастойчиво кушать просил.

Дачуть потишена печке храпел.

Вот Вам и все точно он делать умел.

Кот некогда крат видит сновидение то-то и есть такой

Будто затеял с мышами он бой.

Громкокрича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе здесь мышитиховзмолились:

— Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тутчуть погромчевоскликнул юбочник «Брысь!»

И отдельно они понеслись.

Пока юбочник спал, происходило то-то и есть что:

Мышитиховышли из норки,

Громкохрустя, съели хлебные корки,

Потомчуть потишесмеялись над котом

Они ему шлейф завязили бантом.

Василий проснулся игромкочихнул;

К стене повернулся и вдругорядь заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечерагромконад ним потешались.

Для совершенствования динамического восприятия дети предлагается поиграть на игру «Принц и Принцесса».

Ход игры: ребятки рассаживаются на коврике передом к центру круга, руки убирают после спину. Выбирается принц, какой-нибудь закрывает глаза, и на это длительность на ладошки одной из девочек кладут пригожий бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.

Звучит “Вальс” Г. Левкодимова, дворянин шагом идет подо музыку по кругу рядком с дети зрелый регулирует динамику: от тихого звучания задолго громкого. Слыша громкозвучащую музыку, дворянин указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

Музыкальный репертуар.«Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.

(Приложение № 3)

«Кто подобно поет»

Цель.Развивать у детей дарование различать регистры (высокий, средний, низкий).

Описание дидактического пособия.Три карточки из картона, на которых изображены мама, батяня и микроскопичный сынишка.

Методика проведения. Дети слушают шванк о музыкальной семье (при этом сладкогласный главноуправляющий показывает соответствующие картинки), на которой все любят музыку и песню, однако поют разными голосами. Папа — низким, маман — средним, сын — тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают воспроизведение тремя пьес, звучащие на разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая на низком регистре называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая на среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая на высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует подо музыку). После повторного исполнения каждой из пьес ребятки отгадывают, чья регги звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя родимый выбор. Задание выполняется всей группой детей, следом индивидуально, около этом “музыкальные загадки” исполняются на разной последовательности.

Для закрепления знаний о регистрах, ребятки играют на игру “Узнай по голосу”.

Ход игры.Взрослый говорит: “А позволительно единица узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит". Дети на ухо определяют окраска голоса поющего: "Эту песенку свою я тебе, любезный спою. Ты глаза не открывай, кто я — ну-ка, угадай".

Да, оказывается позволительно узнать человека по голосу. А подобно пиит нам рассказал о этом на стихах?”.

Зачитываются стихи.

Выхожу я на коридор, Без труда могу я сам

А после дверью разговор. Их узнать по голосам:

Слышу: маман говорит. Мамин — звонкий, серебристый;

Слышу: батяня говорит. Папин — пониженный и басистый.

Взрослый говорит: “А песенник сочинил целую музыкальную сценку. Теперь постарайтесь узнать на музыке голоса мамы и папы. Поднимите руку, когда-нибудь услышите «мамин голос» и опустите на колени, когда-нибудь зазвучит «папин голос”. Обратите внимание: на конце произведения звучат сплеча двоечка голоса — папин и мамин”.

Музыкальный репертуар.«Кто поет» Г. Левкодимова; «Папа и маман разговаривают» И. Арсеев.

(Приложение № 4)

“К нам регулы пришли”

Цель.Развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.

Описание дидактического пособия.Дети знакомятся с музыкально-дидактическим пособием «Музыкальный домик».

Методика проведения.Дети узнают, точно настоящий домик необычный, на немой живут музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Что коль прекрасно прислушаться, мера позволительно определить, звуки каких инструментов слышны из разных окон домика. За ширмой спрятаны музыкальные инструменты, на которых по очереди звучит знакомая дети песенка-попевка «Петушок». Дети вызываются по одному. Узнав инструмент, ребятенок годится к столу с карточками, на которых изображены различные музыкальные инструменты, выбирает нужную ему карточку и вставляет нее на окошко домика. Затем они сами выполняют задание: один-одинехонек из детей исполняет песенку-попевку на каком-нибудь инструменте. Остальные отгадывают и закрывают окошечки «Музыкального домика». После этого дети раздают музыкальные инструменты, и они исполняют знакомую попевку.

Для достижения высоких результатов на поставленных целях, используется следующая дидактическая игра, на которой пасторат «живых гостей» вызвал предприимчивость и способствовал эмоциональному подъему.

Игровой материал.Взрослые (воспитатель, сладкогласный руководитель) и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.

Ход игры.Взрослый говорит: “Сегодня к нам должны прийти гости”. Стук дверь.

Приходит млекопитающее (взрослый на костюме медведя).

“Здравствуйте дети, я пришел к вы на гости. Я вконец люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один-одинехонек из вас встает после ширму, выбирает далее сладкогласный инструмент, на котором он полноте играть. А остальные будут угадывать, каковой же это несравненный инструмент”.

Ребенок проходит после ширму, и с помощью взрослого выбирает инструмент, какой-нибудь все больше всего хорошего годится к неуклюжему медведю. В данном случае это был бубен. Медведь пляшет подо бубен, ребятки ему хлопают. По окончании пляски медведя ребятки должны угадать, подо каковой сладкогласный инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).

После того подобно ребятки определили сладкогласный инструмент, подо какой-нибудь плясал медведь, приходят другие гости, и любой крат используются разные инструменты: единица прыгает подо быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадушка — подо четкие удары деревянных ложек, птичка — подо перетолки колокольчик.

Музыкальный репертуар.«Петушок» (русская народная песня) и другие знакомые дети песенки.

(Приложение № 5)

«Петушок, цыпочка и цыпленок»

Цель.Упражнять детей на различении тремя ритмических рисунков. Для выполнения игры предварительно были разучены песни «Петушок», «Курочка», «Цыпленок».

Игровой материал.Карточки с изображением тремя ритмических рисунков (петушка, курочки и цыпленка).

Методика проведения.Детям раздаются карточки и напоминается приличествующий размеренный рисунок. Все поют песни и прохлопывают размеренный рисунок. Затем главноуправляющий исполняет один-одинехонек из тремя ритмических рисунков на металлофоне и спрашивает: «Кто клюет зерна?» Ребенок закрывает приличествующий начертание на своей карточке. После этого ребятки сами исполняют песни, отстукивая размеренный начертание на металлофоне. На следующем занятии ребятки поют по ролям, исполняя танец каждого героя.

Музыкальный репертуар.«Петушок», «Курочка», Цыпленок» Г. Левкодимова.

(Приложение № 6)

«Узнай сказку»

Цель.Различать высококонтрастный стать частей на музыке на связи с нее содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал.Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, на которых раскрывается бархатный поэтический призрак Красной Шапочки. А вдобавок один-одинехонек квадратик тревожного, красно-оранжевого цвета помечающий среднюю часть, характеризующую вскакивание Серого Волка.

Методика приведения.Вспомнив сказку о Красной Шапочке, ребятки слушают трехчастную пьесу, на которой две части одинаковые, однако вторая — контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, ребятки высказывают свое мнение, где-либо регги рассказывает о Красной шапочке и где-либо — о Сером Волке.

Затем зрелый говорит: «В начале произведения регги звучит обрадованно — это Красная Шапочка радуется, точно идет к бабушке. А после кустом притаился Серый Волк. И регги зазвучала тревожно, аж страшно. Но проворно регги изменилась снова. Красная Шапочка собрание — то-то и есть и бабушкин дом.

Послушайте стихи:

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А на наичаще после кустами Серый Волк сидит,

Щелкает зубами, после девочкой следит.

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А в данное время послушайте музыку вновь крат и определите, насколько на ней частей и все единица они разные».

После повторного исполнения пьесы, ребятки выкладывают карточки на такой последовательности, на каковой изменялся стать музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.

Музыкальный репертуар.«Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.

(Приложение № 7)

«Тень-тень»

Цель.Развивать у детей чувства ритма.

Ход игры.Эту песню ребятки знают хорошо. Для все больше совершенного развития у детей ритмического чувства были использованы следующие задания на видеоигровой форме:

— мадригал поется в голосочек с дети с целью закрепления текста;

— ребятки вместе с тем поют и хлопают подо шумок на ладоши, отмечая хлопками размеренный рисунок;

— шансон по ролям, где-либо зрелый выступает на роли автора, однако ребятки — герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь, коза);

Каждый ребятенок прохлопывает свою роль.

— шансон по ролям, однако значимость исполняют ладошками. Детям объясняют, точно голосок “спрятался”, ладошки “поют вместо него”;

— все мадригал от азбука задолго конца поется ладошками;

— когда-нибудь джаз-ритм песни прекрасно усвоен, позволительно выложить его короткими и длинными полосками;

— ребятки поют песню «Веселые инструменты»;

— с помощью «веселых» инструментов исполняют размеренный начертание песни «Тень-тень».

Музыкальный репертуар.«Тень-тень» муз. В. Калиникова, сл. народные.

(Приложение № 8)

«Ритмические кубики»

Цель.Развивать у детей идея о ритме.

Игровой материал.10 длинных брусочков, обозначающие долгие звуки и 10 маленькие — короткие звуки. Брусочки различные по длине и по цвету.

Методика проведения.Сначала ребятки слушают несложную по ритму песенку-попевку «Сорока» (рус. нар. мел.) исполняемую педагогом, обращая присмотр на нее видеоигровой стать и явственный ритм. Детям раздаются длинные и короткие брусочки. После повторного исполнения ребятки прохлопывают размеренный начертание попевки. Затем с помощью брусочков они складывают размеренный начертание песенки-попевки, дальше чего исполняют его на металлофоне. На следующих занятиях используются другие песенки-попевки («Петушок» рус. нар. песня, «Андрей-Воробей» рус. нар. мелодия).

Потом дети было предложено на качестве закрепления знаний распределиться по парам и придумывать задания кореш другу: один-одинехонек поет неужто играет на музыкальном инструменте знакомую попевку, разный узнает нее и выкладывает с помощью брусочков.

Музыкальный репертуар.«Сорока» рус. нар. мел.

Приложение № 9)

“Прогулка”

Цель.Закрепление длительностей нот, развитость чувства ритма.

Игровой материал.Музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Ход игры.Взрослый: “Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, однако это полноте необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам на этом музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), однако в данное время мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану неужто позволительно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, однако вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и уходите дождь. Сначала это были редкие капли, однако вдогон начался меленький властный дождь (ритм ускоряется, ребятки могут стучать на барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять на тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты конечно передачи состояния погоды; редкие капли дождя и властный меленький дождь ребятки передают на определенном ритме, ввиду чего у них закрепляются знания о длительностях нот)”.

Взрослый: “Испугались детвора такой погоды и побежали домой, — вдругорядь быстрые и ритмичные удары”.

Игра помалу усложнялась, ребятки с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на “прогулке”, и любой крат ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.

“Научи матрешек танцевать”

Цель.Развитие чувства ритма.

Игровой материал.Большие и маленькие матрешки.

Ход игры.У взрослого на руках большая матрешка, у детей — маленькие. «Большая кукла учит танцевать маленьких матрешек» — говорит взрослый. Он отстукивает по столу прежде нетяжкий размеренный рисунок. Дети повторяют. В качестве ритмических рисунков использовались знакомые дети мелодии песен: «Мы идем с флажками», «Небо синее», «Месяц май», Смелый пилот». Если поначалу ребятки повторяли после взрослыми, мера вдогон они сами стали придумывать несложные ритмические рисунки, неужто зрелый начинал, однако ребятки заканчивали. Примеры ритмических рисунков были самые разнообразные.

Эта музыкально-дидактическая игра использовалась на музыкальном занятии и на качестве индивидуальной работы.

Музыкальный репертуар.«Мы идем с флажками», «Небо синее», «Месяц май», Смелый пилот» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.

(Приложение № 10)

«Бабочки»

Цель.Научить детей различать и передавать на движениях темп музыкального звучания.

Игровой материал.Ободки — эмблемы с усиками бабочек по количеству играющих. Металлофон.

Ход игры.Педагог предлагает «бабочкам» поучиться беззаботно летать по полянке и кружиться на месте, помахивая крылышками. Говорит, точно звуки на металлофоне будут звучать мера быстро, мера медленно. На быструю музыку «бабочкам» ценно летать, однако на медленную — кружиться (показывает, подобно это ценно делать). Несколько крат игра выполняется с последовательной сменой темпа звучания. Затем сладкогласный главноуправляющий говорит, точно он полноте бабочкам вечно загадывать музыкальные загадки: мера малость крат проворно играть, мера малость медленно, мера один-одинехонек крат быстро, однако жуть насколько крат медленно. А «бабочки» должны будут музыкальные загадки разгадать. Но это позволительно сделать, коль сосредоточенно слушать музыку. Игра проводиться вновь малость крат с произвольной сменой темпа звучания.

“Укрась музыку”

Цель.Игра применяется конечно развития музыкального творчества. Прием оркестровки способствует дифференцировке восприятия — выделению особенно ярких выразительных средств, побуждает детей сосредоточенно вслушиваться на музыку.

Игровой материал.Магнитофон с записью “Неаполитанской песни” П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются дети (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, сладкогласный молоточек).

Ход игры:Дошкольники слушают прежде все произведение, определяя его ритм, настроение. Затем, по просьбе взрослого ребятки пробуют применять вибрато оркестровки. Они повторяют джаз-ритм песни, подобно бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, на кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.

В качестве творческого задания дети предлагается проявить творчество — украсить звучание. Например, приблизительно позволительно украсить мелодию звучанием колокольчика, металлофона, ударом на набат неужто бубен.

В такой музыкально-дидактической игре ребятки различают стать музыки, умонастроение пытаются подстроиться подо поставленный джаз-ритм и уловить малейшие его изменения, подключают воображение, проявляют творчество. В процессе этой игры развиваются: идиолект игры на музыкальных инструментах, переживание ритма, музыкально-слуховые представления, воображение, исполнительские и творческие способности.

Таблица № 1.Критерии анализаи эвальвация музыкальной деятельности.

Уровень развития

Общие критерии оценивания достижений

Начальный

Дошкольник проявляет сноровка нехитро выполнять сенсорные действия, опираясь на имеющиеся представления; отрывочно отображает незначительную купон обучающего материала; с помощью учителя выполняет элементарные задания; проявляется эмоциональное связь к выполнению заданий;

Средний

Дошкольник применяет знания на длительность выполнения задания по образцу, приобретая навыки их выполнения;

с помощью дидактического материала выделяет средства выразительности из музыкальной ткани;

слуховое восприятие, присмотр выходит все больше организованным; научились выражать чувства и переживания услышанного не кое-как только на словах, однако и на движениях; умело применяют

дидактический материал на самостоятельной практике;

Высокий

Дошкольник контролирует собственные действия; применяет полученные знания на чуть измененных ситуациях;

верно и явно высказывает свою мысль;

самостоятельно владеет системой обследовательских действий, приобретая автоматизацию навыков, изменение действий, самоконтроль;

Теоретический разбирательство и результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующиевыводы:

1. Проведенная сдельщина показала, точно собственно дошкольный старость необычайно важен конечно развития музыкал ………..

Констатирующийэтап экспериментальной работы.

Формирующийэтап экспериментальной работы.

Графиксравнениядинамики развития музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников на процессе эксперимента.

Заключение

Теоретический разбирательство и результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующиевыводы:

1. Проведенная сдельщина показала, точно собственно дошкольный старость необычайно важен конечно развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей поди быть упорно на бахча зрения у воспитателя, сладкогласно руководителя, осуществляться различными методами и средствами, на фолиант числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

2. Моделирование свойств музыкальных звуков средствами музыкально-дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило дети действовать не кое-как только подо руководством педагога, однако и самостоятельно.

3. Итак, музыкальное развитость детей на своей целостности и комплексности не было бы полным и разносторонним, коль бы опускалось на немой сенсорное звено. Последний входит на ассортимент общей музыкальности подобно беспременный его компонент. По быстрее изложения теоретического и экспериментального материала подчеркивалось, точно сенсорное развитость происходит на процессе самой разнообразной музыкальной практики. Музыкально-дидактические пособия и игры сочетают на себе многие условия, которые особенно благоприятствуют развитию детей. Их притоносодержание структура, игровые действия и правила направлены на то, конечно услуга систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха. Игры просты и доступны; они позволяют дети свободно упражняться на усвоении способов сенсорных действий. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков. Но конечно музыкально-сенсорной практики характерны не кое-как только процессы восприятия. Границы нее просторнее — она связана и с воспроизведением и с эстетическим переживанием. На сенсорной основе выстраивается сложная микроструктура музыкального развития детей.

Процесс развития музыкально-сенсорных способностей у всех детей без исключения не пройдет бесследно конечно их последующего музыкального, интеллектуального развития и конечно понимания музыкального искусства, подобно целостного духовного мира.

Завершает работу однозначный дельный материал, какой-нибудь отражен на приложении.

Список литературы

1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп./ общ. ред. М. Шуаре; Вст. Статья Ю. В. Ванникова; Послесл. Л. И. Айдаровой и Э. Е. Захарова. — М.: Прогресс, 1989. — 176с.: ил.

2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — 2-е изд. — Л.: музыка, 1973. — 144с.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитость ребенка. М.: Просвещение, 1967.

4. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания на детском саду / Учеб. учебник конечно пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.

5. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания на детском саду. Киев: Сов. школа, 1977.

6. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.

7. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников на процессе музыкальных игр. М., 1958.

8. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания на детском саду: Учеб. конечно учащихся пед. уч-щ по спец. “Дошкольное воспитание”; / Под ред. Ветлугиной Н. А. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 270с.: нот.

9. Воспитание и практика на детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. — М.: 1976.

10. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А Венгера. — М.: Педагогика, 1976.

11. Дзержинская И. Л. Эстетическое холя средствами музыки на детском саду. Сб. «Вопросы эстетического воспитания на детском саду». М., Учпедгиз, 1960.

12. Евдокимов В. И. Повышение эффективности обучения средствами наглядности: Учеб. пособие. — Харьков: ХГПИ, 1989. — 72с.

13. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. конечно студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. чакра ВЛАДОС, 2000. — 304с.: ноты.

14. Игры и игровые упражнения / Под ред. Е. И. Коваленко. — К.: 1987.

15. Ильина Г. А. Развитие музыкальных представлений у детей дошкольного возраста. К., Сов. школа, 1958. — 87с.: ноты.

16. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства на музыкальном воспитании дошкольников / Пособие конечно воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. М.: Просвещение, 1986. — 141с.

17. Кононова Н. Г. Музыкально — дидактические игры конечно дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. — М.: Просвещение, 1982. — 96с., ил.

18. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. конечно воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1990.

19. Костина Э. П. Роль наглядных средств на музыкально-сенсорном развитии дошкольников. — В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и подготовки детей к школе. Тезисы докладов.- М.: Педагогика, 1973. — С. 96-97

20. Костюк О. Г. Восприятие музыки и художественная эспарцет слушателя. — К.: 1965.

21. Костюк Г. С. Музыкальное техника и пневмоформование нового человека: I Сб. ст./Сост. А. Г. Костюк; Редкол.: А. Г. Костюк (гл. ред.) и др. I. — К.: Муз. Украина, 1982. — 238с.

22. Крутецкий В. А. Психология. М.: 1980. — 236с.

23. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный житейский биоцикл развития человека. Учебное учебник конечно студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», около участии «Юрайт — М», 2001. — 464с.

24. Лабораторный занятие по дошкольной педагогике и методикам: Учеб. Пособие конечно студентов пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение 1981. — 159с.

25. Лозовая В. И., Троцко А. В. Теоретические основы воспитания и обучения: Научное учебник / ХГПУ им Г. С. Сковороды. — 2-е изд. иправл. и дополн. — Харьков “ОВС”, 2002. — 400с.

26. Михайлова Ф. А. Игрушки и пособия детского сада. М., Учпедгиз, 1951.

27. Михайлова Л. И., и Метлов Н. А. Музыкальное холя на дошкольных учреждениях: Уч. учебник конечно пед. техникумов. М., Учпедгиз, 1935.

28. Немов Р. С. Психология: Учеб. конечно студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. чакра ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688с.

29. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А.Марковой. — М.: Педагогика, 1980. — 272с.

30. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1964.

31. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. конечно воспитателя и муз. Руководителя дет. сада. — М.: Просвещение, 1990. — 160с.

32. Сенсорное холя на детском саду: Пособие конечно воспитателей /Под ред. Н. Н. Поддьяковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 192с.

33. Сенсорное холя дошкольников / Под ред. Запорожца А. В., А. П. Усовой. — М., 1963.

34. Теплов. Б. Проблемы индивидуальных различий. Издательство академии педагогических наук РСФСР, М.: 1961.

35. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.

36. Удальцева Е. А. Дидактические игры: Пособие конечно студентов-заочников дошкольных фак. пед. ин-тов. М., Учпедгиз, 1963.

37. Учите детей петь. Пособие конечно воспитателя и муз. руководителя дет. сада / сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. — М.: Просвещение, 1986. — 144с., нот.

38. Шоломович С., Рудченко И., Зинич Р. Методика музыкального воспитания на детском саду. Киев «Муз. Украина», 1985. — 142с.

39. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитость ребенка — дошкольника. В сб.: «Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию», М., Учпедгиз, 1949.

40. Эстетическое холя детей на игре / Под ред. Г. Н. Швыдкая-Эйсмонт. — М., 1963.

41. Янковская О. П. Дидактические игры на детском саду: Научно — методическое пособие. К.: Сов. школа, 1985.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология