Автор конспекта:
Автор(ы): — Газданова В.В.

Место работы, должность: —

МБОУ "СОШ №23"Энгельсского муниципального района, учитель

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: —

Актуальностьнашей работы заключается в необходимости патриотического воспитания молодого поколения личностью, способной доказывать делом свою любовь к Отечеству.

Районная научно-практическая конференция

«Жизненные ценности человека»

Моя любовь – моя Россия

Первое в жизни — честно служить Отчизне

Выполнили: ученики МБОУ «СОШ № 23» 9А класса, члены НОУ «Исследователь» Алехин Сергей, Кузнецов Сергей,

Быкова Анна, Большакова Анастасия

Руководитель: Газданова В.В.

ЭНГЕЛЬС

2013

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3

С чего все началось ………………………………………………………. 4

Валентин Близнюк: человек – конструктор – самолет ………………… 5

Заключение ………………………………………………………………. 10

Список использованных источников …………………………………… 11

Введение

Мы живем в Летном городке г. Энгельса, в котором расположена военная база Дальней авиации. На аэродроме базы создан музей под открытым небом, где представлена авиационная техника всех поколений. А неподалеку стоянка боевых самолётов, совершающих полёты в настоящее время. Некоторые из самолётов названы именами людей: «Илья Муромец», «Николай Кузнецов », «Василий Сенько » и др. Нас это удивило и заинтересовало.

Актуальностьнашей работы заключается в необходимости патриотического воспитания молодого поколения личностью, способной доказывать делом свою любовь к Отечеству.

При выполнении этого проекта мы поставили перед собой цель: выяснить основные этапы профессиональной деятельности авиаконструктора, создавшего мощный стратегический ракетоносец.

С чего все началось

Из беседы с директором музея Сергеем Александровичем Вороновым мы узнали, что еще в 1991 году, когда он еще был инженером эскадрильи, обращался к главнокомандующему ВВС Дейнекину П.К. с предложением о том, что было бы хорошо называть самолеты, как в других странах. В 1995 году пришла директива от главнокомандующего, и появился первый самолет с названием «Илья Муромец», позже – другие и в 2006 году один из самолетов Ту-160 получил почётное наименование «Валентин Близнюк».

В музее мы увидели фотографию, с которой на нас смотрело красивое лицо пожилого человека с доброй улыбкой и удивительно умными глазами. В левом верхнем углу фотографии мы прочитали: «От коллектива ОКБ А.Н.Туполева огромная благодарность за сохранение вашим музеем образцов авиационной техники нашего ОКБ» и подпись «В.Близнюк».

Мы заинтересовались личностью этого человека, создавшего сверхзвуковой самолет Ту-160, поразительно изящный и потрясающе мощный (по классификации НАТО, эти стратегические бомбардировщики носят название «Черный Джек», однако наши пилоты окрестили их «Белыми лебедями» — и это больше похоже на правду) и, проводя исследовательскую работу, мы решили узнать как можно больше об этом человеке.

Валентин Близнюк: человек – конструктор – самолет

Валентин Иванович Близнюк родился 12 апреля 1928 года в селе Малороссийское Самарского района Восточно-Казахстанской области СССР.

После окончания средней школы, Валентин Иванович поступает в Московский авиационный институт, который оканчивает в 1953 году.

В 1952 году Валентин Иванович приходит в ОКБ А.Н.Туполева. В стенах этого всемирно-известного авиационно-конструкторского предприятия он проходит путь от рядового инженера-конструктора до Главного конструктора Ту-160.

Как известно, по прошествии полувека, 50-е годы в истории отечественной и мировой авиации, особенно военной, по праву называют «Золотым веком». В ведущих авиационных державах мира каждый год создавались все новые и новые боевые самолеты различного назначения, выходили на трассы первые реактивные пассажирские самолеты. Именно на этот бурный период развития авиации пришлось формирование Валентина Ивановича Близнюка как творческой личности инженера-самолетостроителя. К счастью для Валентина Ивановича это формирование происходило в стенах ОКБ А.Н.Туполева, которое всегда было на самых передовых рубежах развития авиационной техники, где сложилась проверенная годами традиция по воспитанию прекрасных кадров авиастроителей, способных решать самые сложные и разнообразные задачи, которые постоянно ставила страна перед этим ОКБ, требуя создания в самые короткие сроки современных боевых и гражданских самолетов, технический уровень которых должен был соответствовать лучшим мировым образцам.

Придя в ОКБ в начале 50-х годов, Валентин Иванович сразу попал в гущу событий, связанных с созданием туполевских самолетов того периода. Как молодому инженеру-проектировщику, под руководством такого мэтра отечественного самолетостроения, как Сергей Михайлович Егер, Валентин Иванович участвовал в проектировании турбовинтового оригинального опытного тактического ударного самолета Ту-91; серийного стратегического бомбардировщика Ту-95 и его различных модификаций, самолета позволившего реально дать симметричный ответ американской ядерной стратегической авиационной угрозе в лице межконтинентального бомбардировщика В-52; одного из первых в СССР тяжелого сверхзвукового опытного самолета фронтового бомбардировщика Ту-98, в дальнейшем ставшим основой для создания серийного сверхзвукового барражирующего истребителя-перехватчика Ту-128; опытного прототипа сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22 самолета «105» (Ту-105»); опытного военно-транспортного самолета Ту-107, а также в работах по многим другим проектам, которые в те годы прорабатывались в ОКБ.

Во второй половине 50-х годов в ОКБ А.Н.Туполева формируется новое направление по созданию беспилотной авиационной техники. Формируется новое подразделение под руководством Алексея Андреевича Туполева, задачей которого на многие годы становится создание сверхзвуковых и дозвуковых беспилотных самолетов различного назначения и комплексов на их основе. С 1957 по 1972 годы Валентин Иванович непосредственно руководил разработкой технических проектов беспилотных комплексов: опытного однорежимного сверхзвукового стратегического ударного Ту-121 «С», серийного однорежимного разведывательного сверхзвукового оперативно-стратегического Ту-123 «Ястреб»; серийного разведывательного многоразового дозвукового тактического Ту-143 «Рейс»; серийного разведывательного многоразового дозвукового оперативно-тактического Ту-141 «Стриж». В этот же период Валентин Иванович занимался проектированием уникальных воздушно-космических систем — ударной беспилотной Ту-130 «ДП» и орбитального пилотируемого летательного аппарата Ту-136 «Звезда». Эти работы позволили сделать большой научно-технический задел для дальнейшего развития отечественной авиации, в том числе и для создания первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, ставшего огромным достижением отечественной авиационной промышленности в 60-70-е годы ХХ века.

Как известно, Главным конструктором Ту-144 и его модификаций был Алексей Андреевич Туполев. Разработкой компоновки и увязкой технического проекта Ту-144, работами по поиску наиболее рациональных путей развития проекта руководил Валентин Иванович, сначала в должности начальника бригады, а затем начальника отдела «Общих видов», в ранге Заместителя Главного конструктора.

Начальные проектные работы по Ту-160 начались в конце 60-х – начале 70-х годов, к середине 70-х годов, после проработки большого числа вариантов сложился его окончательный облик — стратегического многорежимного самолета с изменяемой в полете стреловидностью крыла. Валентин Иванович активно участвовал во всех предварительных работах по проектированию этого самолета. В 1975 году его назначают Главным конструктором, руководителем работ по Ту-160, одновременно Валентин Иванович становится заместителем Генерального конструктора ММЗ «Опыт» — Алексея Андреевича Туполева.

На плечи Валентина Ивановича легло руководство разработкой технического проекта Ту-160, а также обеспечение координации работы нескольких сотен отечественных предприятий и организаций, привлеченных к созданию этого уникального комплекса, работ по постройке опытных и серийных образцов, его испытаниям и доводкам, освоению в строю и поддержанию эффективной и безопасной эксплуатации самолета и комплекса.

Первый опытный Ту-160 впервые поднялся в воздух 18 декабря 1981 года. После выполнения большого объема испытаний самолета, его силовой установки, систем оборудования и вооружения, комплекс поступил в 1987 году в опытную эксплуатацию в ВВС.

В ходе создания Ту-160 в отечественной авиационной промышленности была осуществлена очередная научно-техническая, технологическая и производственная революции, обеспечившие создание уникальной серийной производственной базы тяжелого самолетостроения и в этом огромная заслуга ОКБ и Главного конструктора В.И.Близнюка.

По своим летно-техническим и тактическим характеристикам комплекс Ту-160, разработанный в ОКБ, под руководством В.И.Близнюка, на сегодняшний день продолжает оставаться самым мощным в мире ударным комплексом, превосходя по многим своим характеристикам аналогичные зарубежные авиационные ударные комплексы, продолжая оставаться одной из основ боевой мощи авиации России.


В своей книге-воспоминании «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах» В.И.Близнюк пишет о начале пути, становлении самолетостроения, существующих проблемах, о сотрудничестве авиаконструкторов.


Большой вклад Валентина Ивановича Близнюка по достоинству оценен — он Лауреат Государственной премии СССР, Почетный авиастроитель, награжден орденами «Трудового Красного Знамени» и «За заслуги перед Отечеством IV степени», «Знак Почета», юбилейными медалями Академика А.Н.Туполева и создателя ракетного авиационного вооружения А.Я. Березняка, Главного маршала авиации А.Е.Голованова, а также медалями Росавиакосмоса «Звезда Икара» и «Звезда Голубой планеты».

За большой вклад В.И.Близнюка в создание авиационной техники для ВВС Решением Военного Совета 37-й Воздушной армии Верховного Главнокомандования (стратегического назначения) в 2006 году боевому модернизированному ракетоносцу-бомбардировщику Ту-160 (бортовой номер «19») присвоено почетное наименование «Валентин Близнюк».

Заключение

В своей работе мы рассказали про Валентина Ивановича Близнюка. Авиастроителям и военным специалистам Валентин Иванович знаком как скромный и порядочный человек, имеющий свою четкую позицию по актуальным вопросам дальнейшего развития тяжелого самолетостроения и всей отечественной авиапромышленности. В.И. Близнюком создана конструкторская школа по проектированию тяжелых боевых самолетов, подготовлена когорта опытных специалистов, которые, в соответствии со славными туполевскими традициями, продолжают создавать вместе с ним современную авиационную технику.

За время работы там Валентин Близнюк создал огромное количество самолетов, многие из них до сих пор бороздят просторы нашего небосвода и являются гордостью нашей страны.

Самолет Ту-160, «Белый лебедь»… Каждый из них – штучный и весьма дорогой продукт. За всю историю было построено лишь 35 таких самолетов, а в целости их осталось и того меньше. Но они — настоящая гордость России и гроза ее недругов. Они – единственные самолеты, каждый из которых, как корабль, имеет свое имя – в честь былинных богатырей («Илья Муромец») и конструкторов («Виталий Копылов»), чемпионов («Иван Ярыгин») и, конечно, летчиков («Валерий Чкалов», «Павел Таран» и другие).

Валентин Близнюк… Его имя несет на своем борту строевой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160.

Список использованных источников

1. Алексей Филиппов//журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ", июнь 1999.

2. По сообщениям информационных источников /апрель 2004/.

3. Последняя загадка маленького принца /АМ 2006 №6, Вахрушев, Заблотский/.

4. Энциклопедия «Авиация».

5. "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/.

6. CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/.

7. http://www.avianews.com/portal/content/view/1072/

8. http://www.aviaport.ru/digest/2008/04/15/147848.html

9. Экспонаты Музея Дальней авиации г.Энгельса

Файлы: Валентин Близнюк.doc
Размер файла: 3471872 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология