Автор конспекта:
Автор(ы): — Коротыч Н.И.

Место работы, должность: — МАОУ СОШ № 104

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: —

Цель: создать условия для формирования уважения к историческому прошлому своего народа, формирования активной гражданской позиции, формирования познавательного интереса у учащихся.

Задачи: — расширить знания по истории Гражданской войны

— помочь учащимся сформировать личную позицию по вопросам гражданской войны

— формирование умения анализировать и обобщать материал на основе знаний по истории России;

— развитие регулятивной и коммуникативной компетенций ( самостоятельная организации подготовки к игре, поиск информации, умение работать в команде, навыки речевого взаимодействия в аудитории);

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемое оборудование: —

Эпиграфы на доске и на экране:

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». (Т.Г. Шевченко)

« …гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…» (Б.Васильев)

Оборудование: компьютер, проектор, экран (для показа презентации)

Подготовительный этап. Начинается за 4 недели. Учащиеся формируют команды и выбирают капитана. Проводится жеребьевка: команды получают роли «красных» или «белых». Учащимся даётся домашнее задание-

-составить кроссворд по данной теме,

-подготовить вопросы соперникам,

-составить визитку команды

-творческое задание — «Я помню как однажды…» («Мемуары участника»).

Оформляется выставка творческих работ учащихся по этой теме. Готовится музыкальное и художественное сопровождение.

Краткое описание: — Внеклассное мероприятие, урок- игра, посвященная Гражданской войне. Способствует формированию у обучаемых собственной оценки событий войны. Может использоваться в качестве зачета в классе.

Описание игры. Этапы игры:

1 конкурс визиток. «Силы враждебные…»

( В визитках команды представляют программы своего движения(политические, социально- )экономические; приветствуются творческие находки.

2 конкурс- «вертушка». «Расшифрованный приказ»:

команды проходят станции, выполняя на каждой определенные задания. С командами в конкурсе могут участвовать и болельщики. На каждом этапе за правильно выполненное задание команда получает часть фразы из депеши -приказа командования .

В итоге у команды будет на руках расшифрованный приказ, в соответствии с которым команда должна расставить свои войска в нужном месте и рассказать о дальнейшей боевой операции своих частей(работа с картой).

3. Конкурс «Адъютант его превосходительства» («Свой среди чужих. Чужой среди своих»)

Условия конкурса:

Представитель команды(капитан) находится в тылу врага под вражеской личиной. Он рассказывает о себе так, чтобы у противника не появились сомнения в том, что он свой. (примерный план: место и время рождения, семья, образование, служба) И «красные» и «белые» должны представить правдоподобную легенду.

Составной частью конкурса является обмен команд вопросами( возможно использование презентаций)

4.Викторина «Исторический ветер»

Кроме команд, в ней участвуют и зрители. Болельщики могут помочь своей команде – подарить балл за свой правильный ответ.

5. Творческий конкурс мемуаров « Я помню, как однажды…»

Представителькоманд рассказывает о каком- либо событии гражданской войны от лица участника этого события или причастного к нему. Команда противника должна догадаться о каком событии или явлении идет речь и отгадать личность рассказчика.

Подведение итогов. Награждение победителей и активных болельщиков. Вручение грамот и свидетельства участника., орденов отличившимся.

Ход мероприятия.

-.На экране идут кадры русской природы, крестьянин работает на поле

(звучит песня «Русское поле»)

-высвечивается плакат времен гражданской войны, заставка из фильма «Неуловимые мстители»( зарница)

Вступительное слово:

1-й ведущий Гражданская война… Эти незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами мчатся конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители и их старшие наставники в кожанках. Героизм, подвиги, стойкость.

2-й ведущий Однако Гражданская война – это не столько фанфары побед, сколько трагедия народа, заключавшаяся в самой постановке враждующими силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Речь шла не о том, какая из сил будет победителем, а какая побежденной, а о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота жестокость борьбы.

3 ведущий.Трагические последствия этой войны — раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ.

И вот сегодня, спустя много десятилетий, мы задаем себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне?

1-й ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!
2-й ведущий: Здравствуйте, участники сегодняшней игры! Тема сегодняшней игры- «Гражданская война». Играют команды 11-х и 9-х классов. К командам могут примкнуть желающие ученики 8-х классов(по 2 ч-ка)

В зале присутствуют болельщики- ученики 8-х классов. Они могут участвовать в игре, тем самым помогая какой-либо команде.

Представляем жюри.
1-ый ведущий: тур 1-ый. Конкурс визиток «Силы враждебные…»

Команды представляют себя. Программы предоставляются жюри. Жюри оценивает полноту, правильность, точность терминологии. Высший балл- 3 балла.

2-й ведущий: тур 2-ой. Конкурс- «вертушка»- «Расшифрованный приказ».

Команды проходят станции, выполняя на каждой определенные задания. С командами в конкурсе могут участвовать и болельщики. На каждом этапе за правильно выполненное задание команда получает часть фразы из депеши -приказа командования .

В итоге у команды будет на руках расшифрованный приказ, в соответствии с которым команда должна вернуться в аудиторию(«поле битвы») и расставить свои войска в нужном месте и рассказать о дальнейшей боевой операции своих частей(работа с картой).

Задания на этапах «вертушки» «Расшифрованный приказ»

  • этап «Правильный код»

Задание: Ответить на вопросы и получить шифр сейфа.

Примечание. В случае ошибки команде дается право повторно ответить на вопросы и получить поощрительный балл. В случае повторной ошибки команда не получает баллы.

1 Вопрос:

С сентября 1918 года Л.Д.Троцкий возглавил:

  • 1.РВСР
  • 2.СНК
  • 3.СРКО
  • 4.ЦИК

2 вопрос: Кто возглавил в ноябре антибольшевистское движение на Дону?

  • 1) генерал Петр Николаевич Н.Краснов
  • 2)Алексей МаксимовичКаледин
  • 3) атаман Г.С. Семенов Григорий Михайлович
  • 4) Олеко Дундич

3 вопрос: Кто возглавлял советскую делегацию на переговорах с Германией в январе 1918г.?

  • 1) Лев Давыдович Троцкий
  • 2) Лев Борисович Каменев
  • 3)Георгий Васильевич Чичерин
  • 4) В.И.Ленин

4 вопрос: Кто из военачальников Красной Армии руководил подавлением антоновского восстания в Тамбовской и Воронежской губерниях?

  • 1)М.Н.Тухачевский
  • 2)М.В.Фрунзе
  • 3) В.К.Блюхер
  • 4) С.С.Каменев

Этап 2. «О ком идет речь?»

  • Он –политически безвольная фигура. Он- простая игрушка в руках держав Антанты. У него, с его голой идеей военной диктатуры и скрытой мыслью восстановления монархии, нет никакой политики, кроме той, которая диктуется ему противоречивыми влияниями и этих держав, и окружающих его групп…военщины и торгово-промышленных кругов. (5б)
  • ( К.Попов, зам. Председателя Иркутской губернской ЧК).

    2. . …как выдающегося флотоводца прекрасно знали в России и за рубежом…У него были очень хорошие отношения с личным составом флота…Однако по характеру своему…был нетерпелив, капризен, легко поддавался чужому влиянию… Однако был истинным патриотом России, который твердо верил, что может возродить былую мощь отечества…( (А.Ф.Керенский).(4б)

    3.Это был необычайно способный, знающий и талантливый офицер, обладал редкой памятью, владел прекрасно тремя языками, знал хорошо лоции всех морей, историю почти всех европейских флотов и морских сражений.(3б) (Г.Ф. Цывинский, адмирал.)

    4. За полярный поход…был награжден орденом святого Владимира IV степени…представлен…русским географическим обществом к большой константиновской медали…увлекался восточной философией, особенно учением секты Дзэн, проповедующей аскетизм и пренебрежение к быту, пытался самостоятельно освоить китайский язык. (2б) (Из книги «Первая мировая война в жизнеописании русских военачальников»)

    5. Мундир английский, Погон французский, Табак японский, Правитель омский, Мундир сносился, Погон свалился, Табак скурился, Правитель смылся(1б).

    (Народный фольклор времен гражданской войны).

    Этап 3.«Сказка о двенадцати месяцах на новый лад».

    • Вопрос1. Назвать номер месяца, в котором Москва стала столицей советского государства. Отнять от этого номера число «2». Вы получите первую цифру номера нужного вам кабинета.(Ответ:март 1918г.)
    • Вопрос 2. Назвать номер месяца, в котором произошел мятеж чехословацкого корпуса? Отнять от этого номера число «5». Вы получите вторую цифру номера нужного вам кабинета.(Ответ:май 1918г.)
    • Вопрос 3. Назвать номер месяца, в котором произошел адмирал Колчак свергает уфимскую Директорию и объявляет себя верховным правителем России. Вторая цифра в этом числе будет соответствовать последней цифре в номере кабинета.

    (конкурсы для оставшихся зрителей: СМ Слайды)

    1 ведущий: у команд на руках расшифрованный приказ, в соответствии с которым команда сейчас расставит свои войска в нужном месте и рассказать о дальнейшей боевой операции своих частей(работа с картой; у команд флажки- белые и красные и иголочки.. Команды на карте располагают свои войска. Затем слушаем их рассказ о военных действиях.

    (команды выполняют задание и рассказывают)

    1-ый ведущий : А теперь смотрим фрагмент фильма «Неуловимые мстители». Жюри подводит предварительные итоги.

    2 ведущий: Тур 3. Конкурс «Адъютант его превосходительства» («Свой среди чужих. Чужой среди своих»)

    Условия конкурса:

    Представитель команды(капитан)- разведчик находится в тылу врага. Он рассказывает о себе так, чтобы у противника не появились сомнения в том, что он свой. (примерный план: место и время рождения, семья, образование, служба) И «красные» и «белые» должны представить правдоподобную легенду.

    Составной частью конкурса является обмен команд вопросами( возможно использование презентаций)

    А) «разведчики» выступают с рассказом.

    Б) команды задают вопросы(по 2 вопроса)(возможно, с использованием презентаций)

    Жюри оценивает рассказы и вопросы с ответами.

    3 ведущий: тур4.Викторина «Исторический ветер»

    Кроме команд, в ней участвуют и зрители. Болельщики могут помочь своей команде – подарить балл за свой правильный ответ.

    Вопросы:

    «красные»

    «белые»

    1. Какой марш стал гимном Добровольческой армии в 1918г?

    А) «Знают турки нас и шведы»

    Б) «На сопках Маньчжурии»

    В) «Прощание славянки»

    1 Бойцы какой армии пели боевой гимн :

    « Мы смело в бой пойдем,

    За Русь Святую,

    И с радостью умрем,

    За дорогую».

    А)Добровольческая армия

    Б)Красная Армия

    В)армия Махно

    2.Кто возглавил в ноябре антибольшевистское движение на Дону?

    а) генерал Петр Николаевич Н.Краснов

    б) Алексей МаксимовичКаледин

    • в) атаман Г.С. Семенов

      Григорий М

    2. Кто возглавлял советскую делегацию на переговорах с Германией в январе 1918г.?

    А) Лев ДавыдовичТроцкий

    Б)Сергей Сергеевич Каменев

    В)Георгий ВасильевичЧичерин

    • Для «красных»

    3 вопрос. Какой отличительный знак носили бойцы Добровольческой армии?

    • А)бело-сине-красный шарф
    • Б)белую полосу на фуражке
    • В)нашиваемый на рукав угол из ленты бело-сине-красного цвета

    Для «белых»

    3 вопрос Кем был захвачен золотой запас России?

    • А)руководителями чехословацкого корпуса
    • Б)командованием Добровольческой армии
    • В)белогвардейским генералом Д. Г.Шкуро

    4 вопрос. Общий. Как расшифровывается название организации ЧЕКВАЛАП, созданный в годы военного коммунизма?

    А) чрезвычайная комиссия по строительству военных лагерей и полигонов

    Б) чрезвычайная комиссия по заготовке валежника

    В) чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей

    5вопрос. Общий:Почему крестьянские повстанцы на юге России называли себя «зелеными»

    • а) так как все повстанцы носили зеленую повязку на голове, чтобы отличать друг друга от белых и красных
    • б) так как восставшие крестьяне формировали партизанские отряды, действующие в основном в лесу
    • в) так как зеленый цвет считался символом воли и свободы

    .6 Советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию. А какой лозунг для этого использовался?

    а) «За правое дело»;

    б) «Кто не работает, тот не ест»;

    в) «От каждого по способностям»;

    г) «Каждому по труду его».

    6. Этот герой Гражданской войны был крайне популярен в народе. Количество анекдотов с его участием огромно. Вместе с ним в них присутствуют Петька и Анка.

    Завершение игры. Подведение итогов. Награждение победителей и активных болельщиков. Вручение грамот и свидетельства участника., орденов отличившимся.

    Приложение к игре (1 вариант игры)

    « Документ свидетельствует» (6мин.)

    Задание для «белых»:

    Задание: Проанализируйте документы и найдите ответ на вопросы.

  • В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?
  • На основании представленных документов сделайте вывод об отношении к белому движению широких народных масс.
  • 1.Из записок В.В.Шульгина.

    Борьбу с большевиками превратили в борьбу с революцией, прежде чем революция окончилась в умах народа… Войну с большевиками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие народных масс… Деятелей революции с широкой популярностью устраняли и преследовали. На ответственные посты назначали людей старого режима… Проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу… и тем давали оружие для большевистской агитации местных самостийников.

    2. Из статьи П.Н. Милюкова.

    Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идею и пятнали знамя… Добровольчество не смогло сохранить свои белые ризы. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы… Добровольчество есть плоть от плоти, кровь от крови русского народа.

    Задание для «красных»

    1.Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне?

    2.Как вы объясните слова Л.Д.Троцкого? Можно ли эти слова считать обобщенной формулой победы большевиков в гражданской войне? Аргументируйте свой ответ.

    1.Из книги А.И. Деникина «Очерки русской смуты».

    Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая неудовлетворенность существующим положением; неизжитая еще рабья психология масс, инертность большинства и полная безграничного дерзания деятельность организованного, сильного волей и беспринципного меньшинства; пленительные лозунги: власть пролетариату, земля – крестьянам, предприятия – рабочим и немедленный мир…Вот в широком обобщении основные причины того неожиданного и как будто противного всему ходу исторического развития русского народа факта –восприятия им или вернее непротивления воцарению большевизма.

    4.Из воспоминаний П.Н. Милюкова.

    …Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно.

    5.Из работы И.В. Сталина.

    Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно- политическими центрами Москва и Петроград,- однородным в национальном отношении населением, по преимуществу русским,- превратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом, южные и восточные окраины, без военных промышленных и культурно- политических центров, с население в высокой степени разнообразным в национальном отношении…- превратились в базу контрреволюции.

    6.Из речи Л.Д.Троцкого.

    Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.

    Этап 2. «Статистический отдел»

    Задание: Проанализируй цифровой материал и сделай все возможные выводы.

    Цифровой материал

    Ноябрь 1918-январь 1919 Восточный фронт:

    Красная Армия 3-я армия -28 тыс. штыков и сабель, 2-я армия- 9,5 тыс. штыков и сабель.

    Колчак: — 73, 7 тыс. штыков и сабель

    Октябрь- ноябрь 1919г.:

    Красная Армия -75 штыков и сабель, 278 орудий, 1119 пулеметов.

    Белая Армия: Добровольческая армия Деникина- 45 тыс. штыков и сабель, 93 орудия, 403 пулемета. Союзные войска в Сибири- 72ты.(20 тыс. англичан, 13 тыс. американцев)

    Ноябрь 1920г. Южный фронт:

    Красная Армия- 146, 4 тыс. штыков; 40,2 сабель; 985 орудий; 4435 пулеметов; 17 бронепоездов, 45 самолетов; 57 бронемашин.

    Врангель- 23 тыс. штыков; 1,2тыс сабель; 213 орудий, 1663 пулемета, 42 самолета, 45 танков, 14 бронепоездов.

    Вопросы:

    «белые»

    «красные»

    2Кто возглавил в ноябре антибольшевистское движение на Дону?

    а) генерал Петр Николаевич Н.Краснов

    б) Алексей МаксимовичКаледин

    в) атаман Г.С. Семенов

    Григорий Михайлович

    2. Кто возглавлял советскую делегацию на переговорах с Германией в январе 1918г.?

    А) Лев ДавыдовичТроцкий

    Б)Сергей Сергеевич Каменев

    В)Георгий ВасильевичЧичерин

    3.Кем был захвачен золотой запас России?

    А)руководителями чехословацкого корпуса

    Б)командованием Добровольческой армии

    В)белогвардейским генералом Д. Г.Шкуро

    3.Кто из военачальников Красной Армии руководил подавлением антоновского восстания в Тамбовской и Воронежской губерниях?

    А)М.Н.Тухачевский

    Б)М.В.Фрунзе

    В) В.К.Блюхер?

    4.Общий Как расшифровывается название организации ЧЕКВАЛАП, созданный в годы военного коммунизма?

    А) чрезвычайная комиссия по строительству военных лагерей и полигонов

    Б) чрезвычайная комиссия по заготовке валежника

    В) чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей

    5.Общий Почему крестьянские повстанцы на юге России называли себя «зелеными»

    а) так как все повстанцы носили зеленую повязку на голове, чтобы отличать друг друга от белых и красных

    б) так как восставшие крестьяне формировали партизанские отряды, действующие в основном в лесу

    в) так как зеленый цвет считался символом воли и свободы

    6.Какой отличительный знак носили бойцы Добровольческой армии?

    А)бело-сине-красный шарф

    Б)белую полосу на фуражке

    В)нашиваемый на рукав угол из ленты бело-сине-красного цвета

    На рисунке черно-красный шеврон на правый рукав и трехцветный шеврон на левый рукав. Черно-красный шеврон первоначально был знаком отличия ударных частей еще до 1917 года. Длинная внешняя сторона 17см., короткая сторона 8см. Обычно этот шеврон носили только солдаты и унтер-офицеры корниловцы. Трехцветный шеврон на левый рукав. Носили ниже корниловской эмблемы или вместо нее. Размеры и угол не регламентировались. Вскоре этот шеврон стал не только отличительным признаком корниловцев, но и всей Добровольческой Армии, а затем и многих формирований Белого Движения.

    Основной особенностью формы Добровольческой армии являлся добровольческий шеврон – трехцветный бело-сине-красный угол. Он мог быть суконным, но обычно делался из ленточки шириной 3-5 см. Размеры и величина угла строго не регламентировались, в среднем ленточка сшивалась под прямым углом и имела каждую половину длиной по 7-8 см.

    Так общими для белых частей запада, северо-запада и севера России были знаки на левом рукаве выше локтя аналогичные Добровольческой Армии, но углом вверх, часто дополненные простым белым крестом или православным восьмиконечным крестом.

    7. Какой марш стал гимном Добровольческой армии в 1918г?

    А) «Знают турки нас и шведы»

    Б) «На сопках Маньчжурии»

    В) «Прощание славянки»

    7. Бойцы какой армии пели боевой гимн :

    « Мы смело в бой пойдем,

    За Русь Святую,

    И с радостью умрем,

    За дорогую».

    А)Добровольческая армия

    Б)Красная Армия

    В)армия Махно

    . Этот герой Гражданской войны был крайне популярен в народе. Количество анекдотов с его участием огромно. Вместе с ним в них присутствуют Петька и Анка.

    Советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию. А какой лозунг для этого использовался?

    а) «За правое дело»;

    б) «Кто не работает, тот не ест»;

    в) «От каждого по способностям»;

    г) «Каждому по труду его».

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология