Автор конспекта:
Автор(ы): — Абдуллин И.И.

Место работы, должность: — Ачасырская СОШ ЗМР РТ

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: — компьютеры на уроках истории

Цели:

  • познакомить учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года,
  • учить работать с картой, с дополнительной литературой,
  • развивать речь, память, мышление, внимание учащихся,
  • воспитывать любовь к Родине

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование,
  • CD-диск “История Отечества. 882 -1917 год”,
  • видеокассета “Война и мир”,
  • видеокассета “Москва- страницы истории”,
  • портреты героев войны 1812 года,
  • иллюстрации Бородинского сражения,
  • Учебник истории “Наша Родина в прошлом” (автор: Ворожейкина) 3 класс,
  • раздаточный материал с основными событиями 1812 года (для каждого учащегося – см . Приложение 2) .

1. ОРГ. МОМЕНТ.

2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.


Учитель. Ребята, сегодня мы отправляемся в прошлое нашей Родины. Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу:

“Этот год состоит из двух двузначных чисел, меньших 20, первое число больше второго на 6 и каждое число делится без остатка на 3”.


Учитель. Правильно, это 1812 год. Этот год был непростым для России, а почему вы узнаете сегодня на уроке.

Тема нашего урока “ Отечественная война 1812 года ”.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО.

Учитель. Отношения между Россией и Францией постепенно ухудшались. Императором России был Александр I (внук Екатерины II). Императором Франции был Наполеон I Бонапарт (показ портрета).

Биография Наполеона I. Рассказывает подготовленный ученик. (Приложение 1)


Учитель. Россия осталась для Наполеона единственным препятствием к господству над Европой. Наполеон говорил: “Русских надо отбросить в их льды, чтобы они не мешали мне”. Война была неизбежна.

В ночь на 12 июня 1812 года французские войска без объявления войны перешли реку Неман. Началась Отечественная война 1812 года.

Работа с СD диском “История Отечества”. Показ карты “Нашествие Наполеона на Россию”.


Учитель. Армия Наполеона насчитывала 450 тысяч человек, тогда как у русских на границе было всего 320 тысяч человек.

Александр I призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества.

Основные силы русских делились на 3 армии. Первой армией командовал генерал Барклай де Толли. Она прикрывала Петербург. Второй командовал Петр Иванович Багратион. Она прикрывала Московское направление. Третья, под командованием генерала Тормасова, прикрывала Киев. (Рассказ учителя сопровождается показом на карте основных русских сил)

CD диск. Показ фотографий генералов.

Учитель. Ни одна из армий не могла удержать Наполеона. Это он хорошо понимал и не мог допустить, чтобы армии соединились. Но армии Багратиона и Барклая начали отступление, уклоняясь от генерального сражения, но давая отпор французам. Армии соединились в Смоленске, где 4 – 6 августа произошло крупное сражение. Город сдался. Отступление продолжалось. Война затягивалась. План Наполеона “захватить Россию одним ударом” срывался.


Учитель. Ребята, как вы думаете почему начальный этап войны был неудачным для России?

В стране возникли тревога и страх. Александр I назначает главнокомандующим русской армией генерала М.И. Кутузова.

CD диск. Портрет Кутузова.


Учитель. Это назначение с восторгом встретили войска. Говорили “Приехал Кутузов бить французов”. Боевой дух армии был поднят. Сам Кутузов готовился к генеральному сражению.

CD диск. Бородинское сражение. Рассказывает подготовленный ученик. (Учитель показывает на карте)


Ученик. 26 августа у села Бородино под Можайском произошло самое крупное сражение Отечественной войны. До Москвы оставалось всего 124 км. Длилось оно целый день. Река Колочь защищала правый фланг русской армии. На левом был построен Шевардинский редут, который 24 августа был захвачен французами. Сзади него земляные укрепления – Багратионовские флеши. В центре земляной курган, на котором расположились артиллерия и войска генерала Раевского.

Соотношение сил:

Русские войска:

  • 132 тысячи человек.
  • 624 ствола артиллерии.

Наполеоновские войска:

  • 135 тысяч человек.
  • 578 стволов орудий.


Учитель. Во время экскурсии на Бородинскую панораму мы подробно рассмотрели это сражение.

Рассказывает подготовленный ученик.

Рано утром основной удар направлен на Багратионовские флеши. 6 часов солдаты сдерживали натиск врага. Был смертельно ранен Багратион. Одновременно удар шел на батарею Раевского. К центру обороны подтягивались свежие силы. Курганная высота тоже была взята. Но враг дальше не прошел. Сражение, продолжавшееся более 12 часов затихло.

Потери:

  • Русских – 46 т. человек.
  • Французов — 58 т. человек.


Учитель. Огромные потери в русской армии заставили Кутузова не продолжать сражение на следующий день.

Окажемся на поле сражения.

Показ видеофрагмента фильма “Война и мир” (3 серия. Бородинское сражение.2 мин 15 сек),(На большом экране)

Письма женам Кутузова и Наполеона. Читает подготовленный ученик:

Вот, что написали два главнокомандующих после Бородинского сражения:


Письмо Кутузова жене.

“А еще я хочу сообщить душа моя, что вчерашнего дня я дал генеральное сражение супостату. Баталию сию слава Богу я не проиграл”.


Письмо Наполеона жене.

“Мон шарами спешу сообщить, что вчера я разбил русскую армию неподалеку от деревни Бородино. Это совсем уже рядом с Москвой. Думаю, что исход войны предрешен. Вскоре Император Александр попросит у меня мира”.

Что же ни Наполеон, ни Кутузов не признали себя побежденными по итогам Бородинского сражения.


Учитель. Какое значение имело это сражение?

(Армия Кутузова сохранена, дух Наполеона сломлен.)

М.Ю. Лермонтов “Бородино” 2 мин.15 сек.


Учитель. Стихотворение “Бородино” написано в 1837 году к 25-летию Отечественной войны 1812 года.

Лермонтов попытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа участника сражения.


Стихотворение читают дети (7 человек)

Учитель. 1 сентября в крестьянской избе в деревне Фили Кутузов решил оставить Москву без боя. “С потерей Москвы не потеряна Россия, нужно сберечь армию, сблизиться с войсками, идущими на подкрепление”. Это решение не одобрили многие генералы.

CD диск. Фото “Совет в Филях”.


Учитель. Наполеон торжествует. 2 сентября французы вошли в Москву, покинутую армией и жителями. Однако это не принесло Наполеону победы в войне. Напрасно он ждал на Поклонной горе депутацию бояр.

CD диск. Фото “Наполеон в Москве”.


Учитель. Вечером город запылал. Пожар уничтожал боеприпасы и продовольствие. Потом Наполеон напишет: “Я был готов ко всему, но что народ может сжечь свою столицу…”

Отступая от Москвы, Кутузов собирает ополчение и начинает подготовку к контрнаступлению. Большую помощь армии оказывает партизанское движение, начавшееся еще летом 1812 года.

CD диск. Партизаны (показ фотографий).


Учитель. Кутузов – первый полководец, который сумел организовать действия армии и партизан.

Наиболее известные партизаны:

  • Подполковник гусарского полка, поэт – Давыдов;
  • Капитан Фигнер — вел разведку в Москве;
  • Крестьянка Василиса Кожина – руководила женщинами и подростками.

Великая армия потеряла около 30 тысяч человек в войне с партизанами.

- Чем же закончилась Отечественная война1812 года?

CD диск. Карта “Изгнание Наполеона из России”

Работа с учебником Н.И. Ворожейкиной “Наша Родина в прошлом” 3 класс (стр.142)

Учащиеся делают вывод:


Учитель. 14 декабря – полное изгнание “великой армии” из России.

25 декабря Александр I известил об окончании войны 1812 года.

Изгнав французов из России, закончилась Отечественная война, но война Наполеона продолжалась, т.к. в повиновении находилась вся Европа. Мы сказали Европе, что Наполеона можно победить.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

А) Просмотр видеоматериала.

CD диск. Видеофрагменты.

ВОПРОСЫ К ВИДЕОСЮЖЕТАМ:

  • На сколько армий было разделено русское ополчение?
  • Почему планы Наполеона были сорваны?
  • Какой генерал был смертельно ранен?
  • Сколько часов продолжалось сражение?
  • Когда Наполеон вошел в Москву?
  • Какую помощь оказывали армии партизанские отряды?
  • Была ли уничтожена французская армия?

Б) Работа в группах.


Учитель. Придумайте 2 вопроса по теме урока

5. ИТОГ УРОКА.


Учитель. Почему войну 1812 года называют Отечественной?

( В этой войне участвовала не только регулярная армия, но и весь народ).

Назовите героев войны 1812 года.

Видеофрагмент “В огне 12 года”.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Биография Наполеона I Бонапарта.

Наполеон Бонапарт – французский государственный деятель, полководец, император с 1804 по 1814 год и с марта по июнь 1815 года. Начал службу в войсках в чине младшего лейтенанта артиллерии. В ноябре 1799 совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточившим в своих руках всю власть, в 1804 провозглашен императором. Провел ряд реформ. Благодаря победоносным войнам значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Поражение наполеоновских войск в войне 1812 против России положило начало крушению империи Наполеона. В 1814 году Наполеон вынудили отречься от престола. Он был сослан на остров Эльба. Вновь занял французский престол в марте 1815. После поражения при Ватерлоо вторично отрекся от престола. Последние годы жизни провел на острове Святой Елены пленником англичан.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 1812 ГОДА.

12 июня – переход французской армии через реку Неман.

4-6 августа – Смоленское сражение.

26 августа – Бородинское сражение.

1 сентября – военный совет в Филях, решение Кутузова оставить Москву.

2-6 сентября – пожар Москвы

Сентябрь – октябрь – начало отступления французской армии, развертывание партизанской войны

14-16 ноября – сражение при Березине

Ноябрь – декабрь – гибель французской армии

14 декабря – изгнание остатков “великой армии” из России.

Файлы: Презентация Матроны.ppt
Размер файла: 1167360 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология