Автор конспекта:
Автор(ы): — Гусар О.А.

Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 7

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Цельурока: заложить мотивационные основы к познанию прошлого;

Задачи:

· Образовательная: создать первые представления об истории как науке о прошлом и о содержании курса истории Древнего мира.

· Развивающая: диагностировать исходный уровень направленности познавательных интересов и возможностей учащихся

· Воспитательная: приступить к формированию ценностного отношения пятиклассников к культуре ученического познания, элементарных знаний об основных способах познавательной деятельности, необходимых при изучении истории

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

В.И. Уколова, Л.П. Маринович "История древнего мира" 5 класс, , Ким

Используемая методическая литература: —

Г.И. Старобинская "Вопросы и задания по истории",

Используемое оборудование: —

комьютер и презентация "Что такое история"

Используемые ЦОР: —

Планурока:

1. Знакомство учителя с учениками.

2. Мир истории. Нить Ариадны.

3. История – наука о прошлом.

4. История Древнего мира.

Дифференциацияобучения: Учитель начинает наблюдение за уровнем общей и индивидуальной мотивации школьников к обучению истории. Знакомится c теми, кто инициативен на уроке, возможно, это будущий актив учителя.

Основныепонятия:история, история Древнего мира.

Ходурока.

1. Знакомство учителя с учениками.

При представлении учащимся желательно, чтобы учитель в общем виде выразил свое отношение к истории и объяснил, почему ему интересно изучать прошлое и рассказывать о нем школьникам.

Затем учитель знакомит учеников с рабочей книгой «Я и история» и начинается работа с презентацией «Мир истории».

2. Мир истории. Нить Ариадны.

Эта часть урока строится уже на работе с презентацией. Она призвана положить начало становлению эмоционально-ценностного отношения школьников к познанию истории.

После объявления темы презентации учитель объясняет, что на этом и следующем уроке следует определиться: каким образом, в каких видах деятельности ученики хотят проявить себя при изучении истории.

Далее анализируется кадр с картинами, посвященными истории России. Ученикам предлагается объяснить, что объединяет картины (картины прошлого нашей Родины), и назвать те, которые им известны.

При необходимости учитель комментирует изображения: перед учениками легендарный певец Боян, рассказывающий о давно минувших временах, наши предки славяне, встречающие заморских купцов. На полотнах художников запечатлен русский князь Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории в тот драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви . Иван Грозный ставший первым царем Московского царства. Войны Великая отечественная 1812 и 1945гг. В центре расположена фотография ракеты, символизирующая освоение нашей страной космического пространства. И все это – мир истории.

Ученики должны рассказать о том, что они уже знают об истории России из начальной школы, что им более всего запомнилось и понравилось.

Далее организуется беседа:

· почему важно знать историю своей страны?

· Какие вехи российской истории связаны с историей края, в котором живут ученики?

· Почему важно знать историю края?

· Школьникам предлагается привести примеры того, как прошлое отразилось в судьбах членов их семьи, объяснить, почему важно знать историю своей семьи.

В беседе ученики подводятся к пониманию того, что история России повествует о величайших достижениях наших предков (в том числе и их предков), заботящихся о благе нашей страны. Это позволяет нам испытывать гордость за наше прошлое. Мы являемся продолжателями этих свершений.

Из прошлого мы извлекаем и уроки, что позволяет учиться на ошибках других поколений и помогает лучше понять наше настоящее.

Далее учитель объясняет, что из истории отдельных стран складывается всеобщая история и в этом году школьникам предстоит изучать мир истории самых первых стран — их называют древними странами. В те давние времена люди считали, что их вдохновляют на славные дела божества. В Древней Греции существует легенда «Нить Ариадны». Она жила на острове там было много сооружений был там и лабиринт в котором жил Минотавр. На остров прибыл герой который хотел избавить людей от этого чудовища. Ариадна дала герою клубок. Его нить протянулась по всем закоулкам и извилинам этого лабиринта. Герой убил чудовище а потом с помощью нити выбрался на встречу солнцу.

· Объясните ваше понимание слова история?

История – наука о прошлом.

Учитель спрашивает, почему важно изучать не только отечественную, но и всеобщую историю, почему это важно для всех людей.

Далее учитель объясняет, что всеобщая история охватывает прошлое многих тысячелетий, рассказывает нам о том времени, когда нашей страны, России, еще не существовало. Важно представлять этапы развития всего человечества. Школьникам предлагается назвать эти этапы, опираясь на соответствующие слайды. Учитель сопровождает ответы учеников доступными для их понимания комментариями об этапах всеобщей истории и отмечает, что период Древнего мира самый длительный – он охватывает несколько тысячелетий.

4. История Древнего мира.

Ученики, изучая последовательно слайды по этому вопросу, должны сами определить, с чего начинается изучение прошлого человечества, какие страны существовали в Древнем мире. Учитель, дополняя их ответы, старается заинтересовать школьников яркими и занимательными страницами истории.

Например, он может сообщить, что, путешествуя в прошлое, пятиклассники узнают, почему и как первые люди смогли выжить в трудных природных условиях, а не исчезли во время суровых испытаний, как некоторые виды животных. Затем школьники узнают об одной из самых древних стран – о Египте. Они прикоснутся к тайнам, которые хранят пирамиды – одно из семи чудес света. Им предстоит разгадать загадки сказочных чудовищ – сфинксов, узнать удивительную историю о царе, поклонявшемуся солнцу. В другом древнем городе – Вавилоне их ждет еще одно чудо света – висячие сады царицы Семирамиды. Путешествуя по Ассирии, ученики узнают, действительно ли существовали крылатые звери с головами бородатых мужчин. Затем они продолжат путешествие по прошлому в Древней Индии, где их ждет встреча с многорукими богами и удивительно красивым и талантливым народом, который возводил храмы, чтобы по их ступеням восходить к небу.

До сих пор, когда люди хотят сказать о чем-то неизведанном, они употребляют выражение «китайский секрет». Изобретательные, пытливые жители древнего Китая хранили много удивительных секретов, и пятиклассникам предстоит к ним прикоснуться, в том числе узнать, зачем вдоль всей северной границы своей огромной страны жители Китая построили гигантскую стену, которую и по сей день называют Великой.

Особую роль для нас, жителей России, играет прошлое Древней Греции и Древнего Рима. Эти страны Европы называют античными, то есть старинными, древними. Русский народ, наша культура наследовала многие духовные античные традиции. В XIX в. в российских школах изучали не только саму историю, но даже древние языки народов – древнегреческий и латынь (язык римлян).

Обращаясь к страницам истории Греции, школьникам предстоит узнать о греках, добившихся, чтобы страной управляли не цари, а сам народ; они прочтут строки поэм легендарного Гомера, воспевшего героическую и трагическую судьбу города Трои, подвиги героев Троянской войны; познакомятся с вдохновенным искусством скульпторов, архитекторов, чьи творения люди также назовут чудесами света.

Завершится путешествие в прошлое в Древнем Риме. Многие современные государства Европы развитием своей культуры были обязаны именно этой стране. Ученики узнают, какую роль сыграла волчица в судьбе вечного города – Рима, о воинственности римлян, и как их страна стала одной из самых могущественных держав древности. Перед ними предстанут картины, рассказывающие о стойкости первых христиан, подвергавшихся гонениям и ценой жизни отстаивавших свою веру.

Далее организуется работа с картой: ученики объясняют, где находятся страны, которые относят к Древнему Востоку, и страны, которые называют странами Античного мира.

В завершение урока учитель предлагает игровой прием: ученики по очереди (или по желанию) должны высказать свое суждение об истории, начав его со слов «Мир истории – это…». Выиграет тот, чье суждение понравится большему числу одноклассников.

Домашнее задание.

§1 стр 7-9

Краткое описание: — Это первый урок в 5 классе.

Файлы: Что такое история.rar
Размер файла: 3525294 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология