Автор конспекта:
Автор(ы): — Чермошенцева Наталья Владимировна

Место работы, должность: — Волковская школа

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — углубить исторические знания, развивать логическое мышление,развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к русской культуре, воспитывать уважение у истории, развивать коммуникативные умения при работе в группе или команде,

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник "Истрия России", журнал "Преподавание истории в школе", книга для учителя "Учимся играя"

Используемое оборудование: —

карточки «противники»-«союзники»(2); указ Павла1; картины о России

Краткое описание: — Игра для учащихся 6-8 классов.

Брейн-ринг по истории «Эхо прошлого»

(для учащихся 6-8 классов)

Учитель истории Волковской школы

Чермошенцева Н.В.

Цель: углубить исторические знания, развивать логическое мышление, чувство коллективизма, содействовать воспитанию уважения к истории России.

Оборудование: карточки «противники»-«союзники»(2); указ Павла1; картины о России.

Объяснение игры:

В игре 6 этапов. Названия написаны на доске. На обсуждение вопросов дается 1 минута. Если одна команда дает правильный ответ раньше времени, обсуждение прекращается. Если неправильный, то обсуждение продолжается до истечения времени.

1. «Знаменитые шутят»

1.Октябрьская революция 1917 г. Принесла не только новый строй, но и новые имена. Например: Вилюр-Владимир Ильич любит Россию, Ясленик- Я с Лениным и Крупской. А как бы вы расшифровали имя Винуп( Владимир Ильич не умрет никогда)

2. Как на Руси называли пару лошадей или волов, запряженных в одну упряжку? ( супруги)

3.в древности существовал такой обычай: если менялу уличали в обмане, то о его голову ломали скамью, на которой он сидел. От этого обычая пошло прозвище всех неудачных дельцов, сохраняющееся и до сих пор. Что за прозвище?( банкрот от лат. сломанная скамья)

4.29 июля 1826 А.С.Пушкин пишет стихотворение «Под небом голубым страны своей родной…». Под ним он поставил зашифрованную запись «Услышал о смерти РПМКБ-24»

Расшифруйте эту запись.

(Рылеева,Пестеля,Муравьева,Бестужева-24 июля)

5.Послушайте несколько строк из народного современного фольклора:

На дубу зеленом

Да над тем простором

Два сокола ясных

Вели разговоры.

Ой, как первый сокол

Со вторым прощался

Он с предсмертным словом

К другу обращался:

«Сокол ты мой сизый,

Час пришел расстаться,

Все труды-заботы

На тебя ложаться…

Это, конечно, аллегория. Кто же два этих сокола, столь трогательно прощавшиеся?

( А соколов этих

Люди все узнали

Первый сокол- Ленин

Второй сокол- Сталин)

6.Когда-то большая часть населения России жила в деревнях. Да и сейчас нет такого человека, который там хоть раз не побывал. А как возникло само название деревня? ( от слова деру, драть. Перед строительством нового поселения землю расчищали от деревьев, выдирали их)

7.Один писатель заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них – цифра и буква. А каков третий ключ? (нота)

8.В конце 10 века в Европе вдруг перестали строить дорогие, долговечные сооружения. Даже храмы воздвигали из дерева. Никогда люди не приносили столько даров церкви и монастырям, сколько в эти годы. Что же произошло на рубеже 10 века? ( приближающий 1000 век воспринимался как конец света, завершение жизни. А раз так, то ничего уже не пригодится – ни здания, ни деньги)

9.Константин Симонов так образно описал первые указы Павла 1 «Размер для шляп – вершок с осьмой,

Впредь не носить каких попало,

Впредь вальс в домах не танцевать,

Впредь Машками (под страхом палок)

Не сметь ни коз? Не кошек звать?

При чем тут имя Маша?

( Мария Федоровна – жена Павла 1)

2. «Верите ли вы, что…?»

( ответ дается односложный «да» или «нет», если развернутый, то добавляется еще одно очко команде, ответы без промедления)

1.Верите ли вы, что до монаха Нестора уже была составлена летопись русской земли?

( да…, но Киевские летописцы и новгородские книжники писали не подробно, обрывочно)

2.Верите ли вы, что в рукописи, найденной в 1892 году на персидском языке всех руссов называли – рыцарями?

( да., т.к. все жители этой обширной страны были непокорны, вызывающи и воинственны)

3.Верите ли вы, что Кирилл и Мефодий в 9 веке на основе финикийского алфавита создали славянскую письменность.

( нет, т.к. на основе греческой азбуки и назвали кириллицей)

4.Верите ли вы , что в «Русской правде» Ярослава Мудрого за убийство управителя убивали одного крестьянина из деревни.

( нет, т.к. за управителя – огнищаника штраф был огромен от 80 волов или 400 баранов от общины)

5. Верите ли вы, что Новгород Великий «порт трех морей»

(да, т.к. через Смоленск и Киев шел путь к Черному морю; от озера Ильмень по р.Волхов до Балтийского моря; по р.Мете до Волги и до Каспия)

6.Верите ли вы , что самый большой в мире глобус был изготовлен для Московского планетария и весил 5 тонн.

( нет… в Париже в 1899г.для выставки и вес 10 тонн, на нем все в точности, даже рельефы земли)

7.Верите ли вы, что Александр 1 не утвердил проект освобождения крестьян потому, что в казне не нашлось 5 млрд.рублей.

( Да… Таких расходов от казны ждать не приходилось, проект был заперт в письменном столе царя)

8.Верите ли вы, что Николай 1 сказал о своей жене: «Я ей сказал чтобы никаких нервов не было, и их не стало» слова на дипломатическом приеме.

( Да… это было сказано на Кавказе, в ответ на недомогание его супруги)

9.Верите ли вы, что к адмиралу Нахимову при обороне Севастополя обращались не по уставу, а Павел Степанович.

( Да, ваше превосходительство не любил барства в армии)

3. «Противники или союзники»

( Раздача карточек участникам игры)

Болельщикам загадки о пище.

Александр Михайлович хан Ахмат

псковский князь

Князь Святослав князь Батый

Александр Невский печенцы,

ливонцы

Юрий Долгорукий Степан Кучка

Марина Мнишек Григоий Отрепьев

Патриарх Никон протопоп Аввакум

Степан Разин Максим Осипов

Василий Поярков Ерофей Хабаров

4. «Кто так сказал?»

Немного вспомним древний мир

( на доске столбик ответов, командам нужно поднять цифру, № правильного ответа)

1. «И ты, Брут» Г.Ю.Цезарь

2. «Не боюсь я смуты, ни убитым быть,

Пока всей землей правит Август» поэт Граций Римский

3. « Пришел, увидел, победил» Г.Ю.Цезарь

4. «Лучше смерть от железа, чем от голоса» Спартак

5. «Если солнце, мы будем сражаться в тени» Спартанец Леонид

6. «Я царь справедливый, которому Бог солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны» Хаммурапи Вавилон

7. « Кто на землю Русскую с мечом, от меча и погибнет» А Невский

8. «Этот город как «Парадиз», т.е. рай» Петр 1 о Петербурге

5. «Исторические загадки»

Это загадки о питании, о пище, которую употребляли россияне в 16 веке, так что ответив на них мы выясним, чем питались на Руси в 16 веке.

( отгадки записывать на доске)

1.Краснекнькие сапожки

в земле и в лукошке. ( свекла)

2.Кину мякину –

подниму толкач ( редька)

3.Красна да не девка,

хвостовата, да не мышь. ( морковь)

4.В воде родится

Воды боится ( соль)

5.Спит на кургане

курочка с серьгами ( овес)

6.На тычинке городок

В нем 700 воевод ( коробка мака)

7 . Мала малышка

Золотая кубышка ( просо)

8.Под дубком, дубком

Свернулась клубком

И с хвостиком ( репа)

9.Промеж грядок

Лежит гусь гладок ( огурец)

10.Без рук, без ног

На поветки влез. ( тыква)

11.Красненькая матрешка,

Беленько сердечко. ( малина)

12.Поставлю- попарю,

Выну – поправлю,

Этот сдеру, другой положу. ( блин)

13.Чиста да не5 вода;

Клейка, да не смола;

Бела, да не снег;

Сладка, да не мед;

От рогатого берут

И живулькам дают. ( молоко)

14.Заплата на заплате –

Иголка не была ( хлеб, брюква, кочан капусты)

6. «Только одна битва»

( за 1 минуту записать как можно больше слов касающихся битвы и только ей одной) сдать ответы жюри.

  • «Ледовое побоище»
  • «Куликовская битва»
  • Болельщикам «Знаете ли вы?» Словарные слова.

    Итог: Мы многое повторили , многое вспомнили, что то для вас было совсем новое. Хочется, чтобы в вашей памяти осталась частичка «Эха прошлого». Спасибо всем!

    Слово жюри.

    Файлы: Древний восток и античный мир.ppt
    Размер файла: 115200 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология