Автор конспекта:
Автор(ы): — Шемякина Александра Васильевна

Место работы, должность: — МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное формирование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 тип

Предмет(ы): — Мировая художественная масскульт

Цель урока: —

Цель: знание учащихся с картинами Сурикова с точки зрения исторической значимости его работ

Задачи: : познакомиться с картинами художника «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков на Березове»; дать шанс учащимся самопроизвольно проанализировать картины далее первого просмотра, развить влечение изучать историю России через произведения искусства.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: — познакомиться с картинами художника «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков на Березове»; дать шанс учащимся самопроизвольно проанализировать картины далее первого просмотра, развить влечение изучать историю России через произведения искусства.

Урок МХК Шемякина А.В. ,

просветитель МХК

История России на произведениях Василия Ивановича Сурикова

Ох! Родина, родина! Правду говорят, наверно фимиам отечества

нам сладкий и приятен!

В.И.Суриков

Великий официант извека национален, как его народ, ибо он вследствие этого и велик, наверно представляет на вид личный народ.

В.Белинский

Цель урока: знакомить учащихся с творчеством В.И.Сурикова с точки зрения исторической значимости его работ.

Задачи:

Образовательные: познакомиться с картинами художника «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков на Березове».

Развивающие: дать шанс учащимся самопроизвольно проанализировать картины далее первого просмотра. Развивать влечение изучать историю России через произведения искусства.

Воспитательные: через произведения искусства воспитывать готовность к прекрасному, к пониманию этих работ как исторического документа.

Ход урока

1. Введение на тему

Беседа

.М.П.Мусоргский «Прогулка» из «Картинки с выставки» на исполнении оркестра.

Демонстрация слайдов/ картины Сурикова/

— Какие картины вам знакомы? Что вас увидели впервые?

2.Слово учителя.

Василий Иванович Суриков … Когда мы слышим его имя , передо нами возникает манер нашей Родины , манер народа , подобно тому как суриковские картины вместили на себя все величественность и индивидуальность русской истории.

Суриков ради нас большей частью чем изумительный гравер ,больше,чем огромный живописец- оформитель . Он первым долгом простите феноменальный оформитель – философ , сумевший монументально понять и с необычайной силой изобразить творца и героя истории – чернь .

Все большое извека с чесо — мера начинается. Родился В. Суриков 12 января 1848 г. на казачьей семье Ивана Петровича Сурикова и его жены Прасковьи Федоровны, урожденной Торгашиной .Через всю житие он пронес горячую сыновнюю имя и неизменную симпатия к своему суровому и дикому краю Сибири .

Будучи от природы наделенным сильным характером и талантом образного восприятия явлений окружавшей его действительности, Суриков на детстве пережил глубокие жизненные впечатления, с исключительной силой отразившейся на его живописных шедеврах. « Жестокая житие на Сибири была . Совсем17 халколит . Кулачные бои ,помню на Енисее зимою устраивались. И мы мальчишками дрались. Уездное и духовное училища были на городе , итак посередине ними антагонизм был обычный . Мы извека себеФермопильскоеущелье представляли – спартанцев и персов . Я Леонидом спартанским извека был».Удивительно ли, наверно романтические мечтания Васи Сурикова вдохновлены были учебниками истории далекого античного пластинка . Это был откристализовавшийся на сознании общеисторический беззлобие ,но ради натуры глубокой, активной и впечатлительной , он стимулировал открытие , а после и отбитие нового ,дотоле неведомого пластинка русской исторической поэзии . И значение мера греческого , мера латинского героя воспринималась душою русского отрока . Родом из детства самые впечатляющие творческие озарения Сурикова на его живописных эпопеях.

Весной 1861 г. Василий Суриков пятерка закончив школу , замечен был вице губернатором Родиковым , проникновенно предсказавшим ему во всеуслышание судьбу большого художника . Вскоре обратил бережность на него и самовольно губернаторЗамятин , поусердствовавший порядочно устроить судьбу сибирского самородка .

Юный Суриков о Питере вновь не смел и помыслить , а дуцзюнь еще отправил блокпакет с письмом и рисунками вицепрезиденту императорской Академии художеств князю Гагарину. Несколько месяцев далее пришел успокаивающий ответ. Издержки же на дальнюю поездку и на шламосодержание на первые годы учебы взял на себя промышленник Петр Иванович Кузнецов . Этот мозговитый проницательный человек, с тонким художественным вкусом, не просчитался. В лице своего подопечного он нашел величайший слиток , благодаря чему на потомстве и оказался на ореоле суриковской славы.

« В Сибири чернь …вольный, смелый…мощные человечество были. Размах во всем был широкий»,- говорил оформитель . И навряд династия сыщем экой модель широты и щедрости.

В Академию поступить посчастливилось только С второго захода . 16 сентября 1869 г. матери и брату Саше он торжествующе сообщил: «…я поступил на Академию на начале сентября и нонче каждое утро я поднимаюсь С своей теплой постели на 8 часов и отважно шагаю вдоль роскошным , точно простите грязным вдоль случаю сентября петербуржским улицам на Васильевский остров , на Академию , на утренние лекции… Профессора одобряют мой работы.» Академическая подсистема на мера продолжительность переживала упадок ,вызвавший прославленный «Бунт 14» , так Суриков пятерка понимал , наверно несмотря ни на какую рутину, Академия дает основательную профессиональную грамоту , вследствие этого и постигал с завидным упорством премудрости рисунка , живописи и композиции . А абие его прозвали «композитором» после ближайший дание композиционного мышления .Учась смертный годок Суриков удостоился безмерно лестных отзывов после свои академические композиции «Пир Валтасара» и «Милосердный самарянин» : «…простота концепций ,сила типов ,прекрасная кисть, разум , мерцающий на общем и деталях дают шариат видеть на немой надежду , не обманчивую на гений , талантливый принести девственность народному искусству.»

Окончив Академию с дипломом на поручик классного художника первой степени, Суриков получил почетный и выигрышный индзаказ на роспись храма Христа Спасителя на Москве , а с ним и долгожданную материальную независимость.

Тридцатилетний Суриков вступил на золотой юнона с двадцатилетней Елизаветой Августовной Шарэ – француженкой вдоль происхождению. Отношения влюбленной четы отличались чистотой целомудрия и высокой нравственностью . Эти азбука они пронесли чрез годы совместной жизни . Однолюб Суриков с экой важной переменой на своей жизни обрел благоприятнейшие условия ради углубленной ,целенаправленной творческой деятельности.

После свадьбы Суриковы перебрались на постоянное хаут жительства В Москву . Необходимо было выполнить условия контракта вдоль росписи великого Храма, обещавшего десятеро тысяч рублей и вожделенную творческую свободу . Никогда еще далее он не связывал никакими заказами , а фантастически реализовывал селение личный интеллектуально – высокохудожественный термопотенциал на великих живописных эпопеях и на портретах – образах . Первая из сей ряда стала перспектива «Утро стрелецкой казни» ( 1881 )

/звучит предисловие к опере «Хованщина»

М.П. Мусоргского – «Рассвет по-над Москвой — рекой»/

3.Ученик

Впоследствии Суриков вспоминал : « Я как на Москву приехал , напрямки спасен был. Старые экипаж , как толстой говорил , поднялись …Памятники, площади – они нота дали ту обстановку , на которой я мог поместить свои сибирские впечатления»…

Великий результат начат был на основе издавна выношенной идеи . Еще учась на Академии, Суриков с душевным подъемом встретил двухсотлетие Петра Великого, отмеченное всеобъемлюще и романтично повсеместно . Исполинская позиция реформатора виделась ему во всей противоречивой сложности , многогранности героико – трагическом ореоле .Имея, само на вид разумеется ,глубоко интимный точка зрения на Петра и связанные с ним исторические коллизии, оформитель вынес несомненную пользу из частых общений с Л.Н Толстым. Автора «Войны и мира»затеявшего было писать роман о Петре, как собак нерезаных удивляла самобытность и солидность исторических взглядов художника, бывшего двадцати годами моложе. Уже на этом этапе творчества Суриков не робел передо авторитетом Толстого . Он испытывал к нему почтение ,но ни капли не подобострастие . Некоторые советы им были приняты, так мера были только частности. Вспоминая пережитое, он говорил: «Я на Петербурге ещё решил «Стрельцов» писать. Задумал я их ещё другой раз на Петербург из Сибири ехал. Тогда вновь красоту Москвы увидел… как я на красную агора пришел – все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось. Когда я их задумал , у меня все «лица итак и возникли»…

Описание казни стрельцов оформитель нашел на «Дневнике путешествия Московию» Иоганна Георга Корба ,секретаря австрийского посольства находившегося на России на 1698 – 1699 г.г. Казни начались на октябре 1698г.в селе Преображенском и продолжались на феврале следующего года на Красной площади. Вот как описан Корбом первый вернисаж казни : «… на небольших московских тележках были положены число виновных ожидавших своей очереди казни . Сколько было виновных , так же тележек и так же караульных саламон ; священников ради напутствия осужденных по всей вероятности не было, как ровно бы преступники были не достойны сей подвига благочестия ; все же любой держал на руках зажженную восковую свечу , для не умереть безо светлана и креста. Горький крик жен усиливал ради них конца-краю отнюдь предстоящей казни ; отовсюду округ толпы несчастных слышны были стоны и вопли …» .По окончании расправы Петр первый наличествовавший на обеде у генерала Гордона, с негодованием рассказывал ,как на одиночку из осужденных проявил такую закоренелость, наверно готовясь лечь на плаху, дерзнул обратиться к царю, вероятно, стоявшему безмерно близенько : « Посторонись государь, это я надо тут лечь.»

Три года упорнейшего труда ушло на мера , для кистью сложившегося мастера Суриков воплотил богатенький беззлобие своих внутренних видений. Художник рисовавший не как-то раз на Красноярске публичные казни и селение ужас , их конвоировавший , на композиции «Стрельцов» с величайшим этическим тактом воссоздал не саму казнь, а мгновения ,ей предшествующие, — кульминацию психологического напряжения. Почему?

Репин советовал Сурикову ,как на своей «Царевне Софье» , изобразить вдоль крайней мере бы одного повешенного стрельца , так экой консультация был С всей убежденностью отвергнут . Высокий драматизм действия на таком случае был бы сведен к ужасающей вакханалии смерти , а это совсем не согласовалось бы с его этическимпредставлением .

Суриков оказался на своих взглядах на русскую историю и ее героев на уровне пушкинского определения : « Что развивается на трагедии ? Судьба человеческая, кисмет народная , С всею истиной страстей ,правдоподобием чувствований на предполагаемых обстоятельствах».Хмурое утро , Красная агора ,Кремлевские башни, по-над ней скорбная монотипия виселиц и Петра на белом коне на позе неумолимого вершителя возмездия , с испепеляющим взглядом на бунтарей ,облаченных на белые смертные рубахи. Трепетно, судорожно мерцает факел свечей на руках обреченных . В них ещё есть какая мера судорожная сила, вызванная ненавистью к молодому царю , так крохотку мгновений — и она иссякнет . Мощь звучания народной трагедии, наряду с что надо разработанной композицией , многажды усилена колористическим решением , позволившим совершить сегодняшнее открытие на русской живописи. Суть сей открытия сводится к итак называемому хоровому началу ,ставшему доминирующим вперед и во всех последующих его картинах – эпопеях . В «Стрельцах» любой пандора ведет свою неповторимую партию , вплетающуюся на объединенный дюжий хор, по-над которым взметаются солирующие партии : рыжий служилый – Петр; скорбящая на безутешном грусть супруга увозимого на расстрел и откланивающийся с народом на смеренном поклоне , подобно тому как сошел С старинной иконы , служилый ;ушедший селение на предсмертные думы чернобородый и четвертушка девчурка на красном платочке посередине двумя старухами матерями, сидящими на состоянии глубочайшего транса на земле.

Когда перспектива была закончена, Сурикова навестил Л.Н.Толстой . Долго смотрел он на сотворенное художником полотно, захватившее его прежде глубины души и напоследок сказал : «Огромное действие , Василий Иванович ! Ах, как одобрительно все это написано! И неисчерпаемая солидность народной души , и честность на каждом образе, и чистота вашего творческого духа…»

Думы о Петровской эпохе продолжали волновать Сурикова . Судьбы сподвижника Петра первого , одного из блестящих помощников на его преобразованиях, — Александра Даниловича Меншикова – послужила темой следующей исторической картины Сурикова – «Меншиков на Березове» (1883)

\ престижно бульба «В четырех стенах» из вокального цикла «Без солнца» М.П.Мусоргского на слова Голенищева – Кутузова )

4.Ученик

Меншиков… «Птенец гнезда Петрова» .Он использовал местоположение к нему , для скупать огромные имения , как на России , где-нибудь был князем , сенатором , фельдмаршалом и кавалером ордена Святого Андрея , итак и после ее пределами , он обладал таким неимоверным количеством земель и поместий на империи, наверно мог ехать от Риги (Ливония ) прежде Дербента (Персия ) и любой как-то раз ночевать на своих имениях. В его обширных владениях жили 150 тысяч крестьянских семей, неужто более пятисот тысяч душ. Прибавьте к всем сим богатствам более 3 миллионов рублей , т.е. столько, во сколь оценивались украшения , камни , подарки от тех, кто нуждался на его посредничестве. После смерти Екатерины стал хозяином всех и вся, сосватал дочурка молодому царю и стал его стражем, точно не уследил. Итог – удаление на Сибирь. Первой умерла княгинюшка Меншикова – на пути .А на Березове от оспы скончалась старшая дочурка – Мария .Меншиков перенес ее на могилу, вырытую собственноручно, на часовне…Заболели и младшая дочурка с сыном , Меншиков заботился о них с праздник же самоотверженностью , так с большим успехом. Как простите злокачественность ради них миновала , на клина скорби лег батюшка , для большей частью с него не подняться.

В картине «Меншиков на Березове» отнюдь никакого «события» , внешнего драматического действия . Все члены семьи объединенные общим несчастьем, стеснились округ стола , так погружен на собственную думу. Глубокая темная светотень нависла по-над сидящими. Скудный, неотапливаемый отсвет пробивался чрез обледенелое слюдяное окно.

Низкий потолочина избы давит на огромную фигуру Меншикова . Глубокие, тяжкие думы написаны на его суровом и гневном лице . Сознание бессмыслия распаляет раздражение Меншикова , напряжен , так сжимающего пальцы властной руки . Он недалек к суриковским «идеалам исторических типов» , к образам русских людей мощных веточка и единовременно , «ярых сердцем» удаление не сломила душевных сил Меншикова . Напротив , слышно ,страдания возвысили его кикимора , мелкое и личное ушло, осталось категория раздумье о большом и значительном .

Сумрачный, крепкий , массивный , поразительный на своей живописной мудрости тон сей произведения способствует выражению его трагического содержания . Раскрыв только на первый точка зрения психологическую драму изображенных , Суриков создал вкупе с тем натурально историческую картину . Сущность историзма определяется не простите одеждами и обстановкой . Историчны образы людей и первым долгом простите манер самого Меншикова .

Суриков как бы раздвинул рамки изображенной сцены , — он показал всех действующих лиц , погруженных на думы о прошлом. Их мысли и чувства после пределами убогих стэн темной сибирской избы .

Картина «Меншиков на Березове» впервые была показана зрителям на 1883 г. На 11 выставке передвижников . Новизна и индивидуальность простите художественного строя картины смутили близ знакомстве с ней аж крупнейших художественных критиков того времени . Крамской: « Видел вашу картину. И напрямки скажу вам : неужто она гениальна неужто я на ней ещё не разобрался . Она меня с одной стороны восхищает , а с второй оскорбляет своей безграмотностью. Ведь если Меншиков встанет , мера он проломит головой потолок!». Суриков подтвердил : «Действительно- проломит ! Ведь это же колосс был !» Так, с трудом,в сознании людей вживаются парадоксы гениальных новаций . «Шекспировский драматизм» , «рембрандтовский психологизм» , — итак стали оценивать и измерять преимущество нового произведения мастера .

Третьяков купил картину, и династия Суриковых отправилось на целых 8 месяцев на пилигримство вдоль странам Европы .Очевидно , и в отдалении от празднование , после рубежом , Суриков думал думы вынашивая на ретивое новый высокохудожественный хитросплетение ,величественную драму русского прошлого – картину « Боярыня Морозова»

\ престижно бульба юродивого из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов» \

5.Ученик.

Память нации каждому крупному историческому персонажу стремиться придать полный ,законченный наружность . Она как бы «ваяет» своих героев . Это произошло с боярыней Феодосьей Прокопьевной Морозовой , которая на памяти России осталась экой ,как ее написал В.И. Суриков .

Но с экий целью аккурат суриковская Морозова стала иконографическим каноном и историческим типом ?

Прежде простите потому, наверно оформитель был верен исторической правде, для убедиться на этом, довольно сопоставить композицию картины Сурикова с одной из сцен повести о боярыне Морозовой. То , наверно мы видим на картине , произошло 17 неужто 18 ноября 1671 г. Боярыня еще тройка дня сидела под стражей «в людских хоромах на подклете» своего московского дома . Теперь ей «возложили чепь навыю» , посадили на дровни и повезли на заточение. Когда боб поравнялись с Чудовыммонастырем, Морозова подняла правую руку и ,«ясно изобразивши форма перст , высоцевознося, крестообразно ся рубрика ограждене, чепию же такожде часто звяцание».Именно эту сцену повести вобрал живописец.Одну пентименто он изменил : железное «огорлие», парфорс , надернутый на боярыню чредой прикреплялся к «стулу» — тяжелому обрубку дерева, которого отнюдь на картине . Люди 19 века знали цепь иного устройства . Художник ,видимо , тут решил не отступать от обыкновений своего времени .

Но реакция на припаркованный содержание ещё и на книга , наверно задолго прежде Сурикова на национальном самосознании боярыня Морозова превратилась на эмблема – на эмблема того народного движения , которое конечно под названием раскола. На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам, и они не скрывают своего сочувствия вельможной улице. Так и было . Мы знаем , наверно после старую веру поднялись низы , ради которых посягание властей на высвеченный веками манер означало посягание на селение строй жизни , означало репрессия и иго .Мы знаем, наверно на доме боярыни находили гренок и кровля и странники и нищие, и юродивые . Мы знаем , наверно человечество ее сословия ставили Морозовой на вину ровно страсть к «простецам»: «Принимала еси …юродивых и прочих толковых …их учения держася…».Овдовев на тридцатом году ,Морозова вела подвижническую житие ,раздавала свои богатства нищим и , напоследок ,приняла от раскольничьего старца постриг .Ни уговоры , ни угрозы , ни аж пытки не могли сломить кикимора Морозовой .

Верный себя оформитель и на этой картине изобразил дело как народную драму. « Я не понимаю действий отдельных исторических лиц безо народа , безо толпы , нота следует вытащить их на улицу»,- говорил Суриков.

Изображая народную массу на улице, Суриков надо был разрешить сложнейшие композиционные и колористические задачи , наверно он сделал с замечательным мастерством . Полотна превратилось под его кистью на подвижный рогожина действительности. Толпа живет и волнуется: движутся, клином врезаясь на нее, убогие сани. Глубокие , оставленные полозьями следы ,волочащаяся вдоль снегу солома, бегущий после санями отрок заставляют поверить на моция накренившихся влево саней. Этому способствует и рост движения на фигурах от правого края к центру сидящей на снегу юродивый , вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищая , идущая близ с санями Урусова. Наконец энергичность всей сцены усиливается диагональным построением картины ( основная спецдиагональ ладно от правого нижнего угла на ультралевый покрывной — вдоль краю толпы , вдоль санеотводу ,по скату крыши ); все диагонали пересекаются на композиционном узле картины – поднятой руке Морозовой .

Изумительно колористическое вывод картины , ее живописная «оркестровка», ее цветовой охват от черного прежде белого ,с использованием всей гаммы палитры .Увлеченный красочностью национальных костюмов , Суриков дает исключительные цветовые пятна – голубое ,малиновое ,черное.. Но аж самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее на декоративное земполотно , они подчинены общей гармонии , они смягчены и объединены мягким рассеянным светом ,голубоватой дымкой влажного воздуха. Голубые тона , перекликающиеся с золотистыми, рассеяны повсеместно : и на снегу , как бы сотканном из цветовых отблесков и на сером небе и на узорных народных одеждах .

Цветом выделен и духовный акрополь картины – позиция Морозовой : драматично , как массивный металлофон ,звучит черное пятно ее одежды на фоне белого снега .Но яркая сочность , многоцветной народной толпы сообщают картине на полость мажорное звучание, выражая жизнерадостность , веру на чернь , на его силу , на конечную победу народного рассудка по-над предрассудками , светлана по-над тьмой .

С увлечением работал оформитель и по-над пейзажем картины . Такой русской зимы , такого «многоцветного» снега ,такого «голубого»влажного зимнего воздуха прежде Сурикова на живописи не было .

Выставленная на 15 электропередвижной выставке на феврале 1887 г. «Боярыня Морозова» была воспринята как огромное дело на русском искусстве . «Суриков просто феноменальный человек. Подобной исторической картины у нас не бывалоча во всей нашей школе.. Тут и мельпомена , и комедь , и солидность истории , экий ни на одиночку наш оформитель никогда на жизни не трогал . Ему равны простите «Борис Годунов», «Хованщина», и «Князь Игорь»\Стасов\ .

6.Слово учителя.

«Боярыня Морозова» тельпосиз творчества Сурикова.После15 электропередвижной выставки перспектива была приобретена П.М.Третьяковым и нонче наряду с «Меншиковым» и «Стрельцами» составляет бесценную рубрика коллекции произведений Сурикова на галерее. В эту коллекцию входит сонмище работ художника, начиная с первыхштудий, кончая произведениями, созданными на последние годы его жизни .

Вехами на развитии творчества Сурикова являются и картины , хранящиеся на государственном Русском музее: «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворовым через Альпы на 1799 году» , «Взятие снежного городка», «Степан Разин» .

Суриков был на редкостность цельной натурой , отличавшейся чистотой и возвышенностью идеалов . Его созидание на одиночку из немногих примеров гармонии ума и таланта. Он что надо чувствовал биография и обладал редким напрасно постижения величия человеческого подвига.

Неистовая Морозова ,заточенный колосс Меншиков, могучие богатыри Ермака и Суворова , напоследок экспрессивный Степан Разин – все это произведения непреходящей художественной ценности . Ему чужд был кикимора бытовитизма , описательности и обыденности. На всем , для он не писал , лежит дуплекс поэтического восприятия, единственного – суриковского . Он создал изумительные вдоль красоте духовного пластинка образы русских людей , открыл красоту типов национальных меньшинств, наверно наряду с величайшим патриотизмом , ему присущим , является показателем широты мировоззрения инеизбывной любви к всему сущему на земле. Истинный патриот масштабный и малой родины, он умел бережно относиться к национальным чувствам других наций и народов . Для нас , потомков и соотечественников художника , добродетельный модель его личности – одно из утешительных надежд на пути к возрождению самостояние русского человека на смутное продолжительность , переживаемое Родиной .

7.Обобщение и вывод

Сегодня мы познакомились с историческими картинами Сурикова.

-Выделите, пожалуйста, картины трагического содержания.

— К каким жанрам живописи позволено отнести двум другие картины?

— В каких картинах изображены конкретные исторические лица?

Как видим: каждая перспектива отражает свою трагедию, свои причины этих трагедий.

— Какие образы были близки Сурикову? / мужественные, сильные, суровые/.

В этом большое ценность имело его сибирское прошлое. Редкому художнику удается на своем изображении уйти» на биография и итак честно его отразить на своем творчестве.

Д/З: подготовить вопросы к следующему уроку вдоль данной теме

Файлы: Третьяковская галерея.ppt
Размер файла: 9015296 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология