Автор конспекта:
Автор(ы): — Шемякина Александра Васильевна
Место работы, должность: — МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное формирование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 тип
Предмет(ы): — Мировая художественная масскульт
Цель урока: —
Цель: знание учащихся с картинами Сурикова с точки зрения исторической значимости его работ
Задачи: : познакомиться с картинами художника «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков на Березове»; дать шанс учащимся самопроизвольно проанализировать картины далее первого просмотра, развить влечение изучать историю России через произведения искусства.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: — познакомиться с картинами художника «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков на Березове»; дать шанс учащимся самопроизвольно проанализировать картины далее первого просмотра, развить влечение изучать историю России через произведения искусства.
Урок МХК Шемякина А.В. ,
просветитель МХК
История России на произведениях Василия Ивановича Сурикова
Ох! Родина, родина! Правду говорят, наверно фимиам отечества
нам сладкий и приятен!
В.И.Суриков
Великий официант извека национален, как его народ, ибо он вследствие этого и велик, наверно представляет на вид личный народ.
В.Белинский
Цель урока: знакомить учащихся с творчеством В.И.Сурикова с точки зрения исторической значимости его работ.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с картинами художника «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков на Березове».
Развивающие: дать шанс учащимся самопроизвольно проанализировать картины далее первого просмотра. Развивать влечение изучать историю России через произведения искусства.
Воспитательные: через произведения искусства воспитывать готовность к прекрасному, к пониманию этих работ как исторического документа.
Ход урока
1. Введение на тему
Беседа
.М.П.Мусоргский «Прогулка» из «Картинки с выставки» на исполнении оркестра.
Демонстрация слайдов/ картины Сурикова/
— Какие картины вам знакомы? Что вас увидели впервые?
2.Слово учителя.
Василий Иванович Суриков … Когда мы слышим его имя , передо нами возникает манер нашей Родины , манер народа , подобно тому как суриковские картины вместили на себя все величественность и индивидуальность русской истории.
Суриков ради нас большей частью чем изумительный гравер ,больше,чем огромный живописец- оформитель . Он первым долгом простите феноменальный оформитель – философ , сумевший монументально понять и с необычайной силой изобразить творца и героя истории – чернь .
Все большое извека с чесо — мера начинается. Родился В. Суриков 12 января 1848 г. на казачьей семье Ивана Петровича Сурикова и его жены Прасковьи Федоровны, урожденной Торгашиной .Через всю житие он пронес горячую сыновнюю имя и неизменную симпатия к своему суровому и дикому краю Сибири .
Будучи от природы наделенным сильным характером и талантом образного восприятия явлений окружавшей его действительности, Суриков на детстве пережил глубокие жизненные впечатления, с исключительной силой отразившейся на его живописных шедеврах. « Жестокая житие на Сибири была . Совсем17 халколит . Кулачные бои ,помню на Енисее зимою устраивались. И мы мальчишками дрались. Уездное и духовное училища были на городе , итак посередине ними антагонизм был обычный . Мы извека себеФермопильскоеущелье представляли – спартанцев и персов . Я Леонидом спартанским извека был».Удивительно ли, наверно романтические мечтания Васи Сурикова вдохновлены были учебниками истории далекого античного пластинка . Это был откристализовавшийся на сознании общеисторический беззлобие ,но ради натуры глубокой, активной и впечатлительной , он стимулировал открытие , а после и отбитие нового ,дотоле неведомого пластинка русской исторической поэзии . И значение мера греческого , мера латинского героя воспринималась душою русского отрока . Родом из детства самые впечатляющие творческие озарения Сурикова на его живописных эпопеях.
Весной 1861 г. Василий Суриков пятерка закончив школу , замечен был вице губернатором Родиковым , проникновенно предсказавшим ему во всеуслышание судьбу большого художника . Вскоре обратил бережность на него и самовольно губернаторЗамятин , поусердствовавший порядочно устроить судьбу сибирского самородка .
Юный Суриков о Питере вновь не смел и помыслить , а дуцзюнь еще отправил блокпакет с письмом и рисунками вицепрезиденту императорской Академии художеств князю Гагарину. Несколько месяцев далее пришел успокаивающий ответ. Издержки же на дальнюю поездку и на шламосодержание на первые годы учебы взял на себя промышленник Петр Иванович Кузнецов . Этот мозговитый проницательный человек, с тонким художественным вкусом, не просчитался. В лице своего подопечного он нашел величайший слиток , благодаря чему на потомстве и оказался на ореоле суриковской славы.
« В Сибири чернь …вольный, смелый…мощные человечество были. Размах во всем был широкий»,- говорил оформитель . И навряд династия сыщем экой модель широты и щедрости.
В Академию поступить посчастливилось только С второго захода . 16 сентября 1869 г. матери и брату Саше он торжествующе сообщил: «…я поступил на Академию на начале сентября и нонче каждое утро я поднимаюсь С своей теплой постели на 8 часов и отважно шагаю вдоль роскошным , точно простите грязным вдоль случаю сентября петербуржским улицам на Васильевский остров , на Академию , на утренние лекции… Профессора одобряют мой работы.» Академическая подсистема на мера продолжительность переживала упадок ,вызвавший прославленный «Бунт 14» , так Суриков пятерка понимал , наверно несмотря ни на какую рутину, Академия дает основательную профессиональную грамоту , вследствие этого и постигал с завидным упорством премудрости рисунка , живописи и композиции . А абие его прозвали «композитором» после ближайший дание композиционного мышления .Учась смертный годок Суриков удостоился безмерно лестных отзывов после свои академические композиции «Пир Валтасара» и «Милосердный самарянин» : «…простота концепций ,сила типов ,прекрасная кисть, разум , мерцающий на общем и деталях дают шариат видеть на немой надежду , не обманчивую на гений , талантливый принести девственность народному искусству.»
Окончив Академию с дипломом на поручик классного художника первой степени, Суриков получил почетный и выигрышный индзаказ на роспись храма Христа Спасителя на Москве , а с ним и долгожданную материальную независимость.
Тридцатилетний Суриков вступил на золотой юнона с двадцатилетней Елизаветой Августовной Шарэ – француженкой вдоль происхождению. Отношения влюбленной четы отличались чистотой целомудрия и высокой нравственностью . Эти азбука они пронесли чрез годы совместной жизни . Однолюб Суриков с экой важной переменой на своей жизни обрел благоприятнейшие условия ради углубленной ,целенаправленной творческой деятельности.
После свадьбы Суриковы перебрались на постоянное хаут жительства В Москву . Необходимо было выполнить условия контракта вдоль росписи великого Храма, обещавшего десятеро тысяч рублей и вожделенную творческую свободу . Никогда еще далее он не связывал никакими заказами , а фантастически реализовывал селение личный интеллектуально – высокохудожественный термопотенциал на великих живописных эпопеях и на портретах – образах . Первая из сей ряда стала перспектива «Утро стрелецкой казни» ( 1881 )
/звучит предисловие к опере «Хованщина»
М.П. Мусоргского – «Рассвет по-над Москвой — рекой»/
3.Ученик
Впоследствии Суриков вспоминал : « Я как на Москву приехал , напрямки спасен был. Старые экипаж , как толстой говорил , поднялись …Памятники, площади – они нота дали ту обстановку , на которой я мог поместить свои сибирские впечатления»…
Великий результат начат был на основе издавна выношенной идеи . Еще учась на Академии, Суриков с душевным подъемом встретил двухсотлетие Петра Великого, отмеченное всеобъемлюще и романтично повсеместно . Исполинская позиция реформатора виделась ему во всей противоречивой сложности , многогранности героико – трагическом ореоле .Имея, само на вид разумеется ,глубоко интимный точка зрения на Петра и связанные с ним исторические коллизии, оформитель вынес несомненную пользу из частых общений с Л.Н Толстым. Автора «Войны и мира»затеявшего было писать роман о Петре, как собак нерезаных удивляла самобытность и солидность исторических взглядов художника, бывшего двадцати годами моложе. Уже на этом этапе творчества Суриков не робел передо авторитетом Толстого . Он испытывал к нему почтение ,но ни капли не подобострастие . Некоторые советы им были приняты, так мера были только частности. Вспоминая пережитое, он говорил: «Я на Петербурге ещё решил «Стрельцов» писать. Задумал я их ещё другой раз на Петербург из Сибири ехал. Тогда вновь красоту Москвы увидел… как я на красную агора пришел – все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось. Когда я их задумал , у меня все «лица итак и возникли»…
Описание казни стрельцов оформитель нашел на «Дневнике путешествия Московию» Иоганна Георга Корба ,секретаря австрийского посольства находившегося на России на 1698 – 1699 г.г. Казни начались на октябре 1698г.в селе Преображенском и продолжались на феврале следующего года на Красной площади. Вот как описан Корбом первый вернисаж казни : «… на небольших московских тележках были положены число виновных ожидавших своей очереди казни . Сколько было виновных , так же тележек и так же караульных саламон ; священников ради напутствия осужденных по всей вероятности не было, как ровно бы преступники были не достойны сей подвига благочестия ; все же любой держал на руках зажженную восковую свечу , для не умереть безо светлана и креста. Горький крик жен усиливал ради них конца-краю отнюдь предстоящей казни ; отовсюду округ толпы несчастных слышны были стоны и вопли …» .По окончании расправы Петр первый наличествовавший на обеде у генерала Гордона, с негодованием рассказывал ,как на одиночку из осужденных проявил такую закоренелость, наверно готовясь лечь на плаху, дерзнул обратиться к царю, вероятно, стоявшему безмерно близенько : « Посторонись государь, это я надо тут лечь.»
Три года упорнейшего труда ушло на мера , для кистью сложившегося мастера Суриков воплотил богатенький беззлобие своих внутренних видений. Художник рисовавший не как-то раз на Красноярске публичные казни и селение ужас , их конвоировавший , на композиции «Стрельцов» с величайшим этическим тактом воссоздал не саму казнь, а мгновения ,ей предшествующие, — кульминацию психологического напряжения. Почему?
Репин советовал Сурикову ,как на своей «Царевне Софье» , изобразить вдоль крайней мере бы одного повешенного стрельца , так экой консультация был С всей убежденностью отвергнут . Высокий драматизм действия на таком случае был бы сведен к ужасающей вакханалии смерти , а это совсем не согласовалось бы с его этическимпредставлением .
Суриков оказался на своих взглядах на русскую историю и ее героев на уровне пушкинского определения : « Что развивается на трагедии ? Судьба человеческая, кисмет народная , С всею истиной страстей ,правдоподобием чувствований на предполагаемых обстоятельствах».Хмурое утро , Красная агора ,Кремлевские башни, по-над ней скорбная монотипия виселиц и Петра на белом коне на позе неумолимого вершителя возмездия , с испепеляющим взглядом на бунтарей ,облаченных на белые смертные рубахи. Трепетно, судорожно мерцает факел свечей на руках обреченных . В них ещё есть какая мера судорожная сила, вызванная ненавистью к молодому царю , так крохотку мгновений — и она иссякнет . Мощь звучания народной трагедии, наряду с что надо разработанной композицией , многажды усилена колористическим решением , позволившим совершить сегодняшнее открытие на русской живописи. Суть сей открытия сводится к итак называемому хоровому началу ,ставшему доминирующим вперед и во всех последующих его картинах – эпопеях . В «Стрельцах» любой пандора ведет свою неповторимую партию , вплетающуюся на объединенный дюжий хор, по-над которым взметаются солирующие партии : рыжий служилый – Петр; скорбящая на безутешном грусть супруга увозимого на расстрел и откланивающийся с народом на смеренном поклоне , подобно тому как сошел С старинной иконы , служилый ;ушедший селение на предсмертные думы чернобородый и четвертушка девчурка на красном платочке посередине двумя старухами матерями, сидящими на состоянии глубочайшего транса на земле.
Когда перспектива была закончена, Сурикова навестил Л.Н.Толстой . Долго смотрел он на сотворенное художником полотно, захватившее его прежде глубины души и напоследок сказал : «Огромное действие , Василий Иванович ! Ах, как одобрительно все это написано! И неисчерпаемая солидность народной души , и честность на каждом образе, и чистота вашего творческого духа…»
Думы о Петровской эпохе продолжали волновать Сурикова . Судьбы сподвижника Петра первого , одного из блестящих помощников на его преобразованиях, — Александра Даниловича Меншикова – послужила темой следующей исторической картины Сурикова – «Меншиков на Березове» (1883)
\ престижно бульба «В четырех стенах» из вокального цикла «Без солнца» М.П.Мусоргского на слова Голенищева – Кутузова )
4.Ученик
Меншиков… «Птенец гнезда Петрова» .Он использовал местоположение к нему , для скупать огромные имения , как на России , где-нибудь был князем , сенатором , фельдмаршалом и кавалером ордена Святого Андрея , итак и после ее пределами , он обладал таким неимоверным количеством земель и поместий на империи, наверно мог ехать от Риги (Ливония ) прежде Дербента (Персия ) и любой как-то раз ночевать на своих имениях. В его обширных владениях жили 150 тысяч крестьянских семей, неужто более пятисот тысяч душ. Прибавьте к всем сим богатствам более 3 миллионов рублей , т.е. столько, во сколь оценивались украшения , камни , подарки от тех, кто нуждался на его посредничестве. После смерти Екатерины стал хозяином всех и вся, сосватал дочурка молодому царю и стал его стражем, точно не уследил. Итог – удаление на Сибирь. Первой умерла княгинюшка Меншикова – на пути .А на Березове от оспы скончалась старшая дочурка – Мария .Меншиков перенес ее на могилу, вырытую собственноручно, на часовне…Заболели и младшая дочурка с сыном , Меншиков заботился о них с праздник же самоотверженностью , так с большим успехом. Как простите злокачественность ради них миновала , на клина скорби лег батюшка , для большей частью с него не подняться.
В картине «Меншиков на Березове» отнюдь никакого «события» , внешнего драматического действия . Все члены семьи объединенные общим несчастьем, стеснились округ стола , так погружен на собственную думу. Глубокая темная светотень нависла по-над сидящими. Скудный, неотапливаемый отсвет пробивался чрез обледенелое слюдяное окно.
Низкий потолочина избы давит на огромную фигуру Меншикова . Глубокие, тяжкие думы написаны на его суровом и гневном лице . Сознание бессмыслия распаляет раздражение Меншикова , напряжен , так сжимающего пальцы властной руки . Он недалек к суриковским «идеалам исторических типов» , к образам русских людей мощных веточка и единовременно , «ярых сердцем» удаление не сломила душевных сил Меншикова . Напротив , слышно ,страдания возвысили его кикимора , мелкое и личное ушло, осталось категория раздумье о большом и значительном .
Сумрачный, крепкий , массивный , поразительный на своей живописной мудрости тон сей произведения способствует выражению его трагического содержания . Раскрыв только на первый точка зрения психологическую драму изображенных , Суриков создал вкупе с тем натурально историческую картину . Сущность историзма определяется не простите одеждами и обстановкой . Историчны образы людей и первым долгом простите манер самого Меншикова .
Суриков как бы раздвинул рамки изображенной сцены , — он показал всех действующих лиц , погруженных на думы о прошлом. Их мысли и чувства после пределами убогих стэн темной сибирской избы .
Картина «Меншиков на Березове» впервые была показана зрителям на 1883 г. На 11 выставке передвижников . Новизна и индивидуальность простите художественного строя картины смутили близ знакомстве с ней аж крупнейших художественных критиков того времени . Крамской: « Видел вашу картину. И напрямки скажу вам : неужто она гениальна неужто я на ней ещё не разобрался . Она меня с одной стороны восхищает , а с второй оскорбляет своей безграмотностью. Ведь если Меншиков встанет , мера он проломит головой потолок!». Суриков подтвердил : «Действительно- проломит ! Ведь это же колосс был !» Так, с трудом,в сознании людей вживаются парадоксы гениальных новаций . «Шекспировский драматизм» , «рембрандтовский психологизм» , — итак стали оценивать и измерять преимущество нового произведения мастера .
Третьяков купил картину, и династия Суриковых отправилось на целых 8 месяцев на пилигримство вдоль странам Европы .Очевидно , и в отдалении от празднование , после рубежом , Суриков думал думы вынашивая на ретивое новый высокохудожественный хитросплетение ,величественную драму русского прошлого – картину « Боярыня Морозова»
\ престижно бульба юродивого из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов» \
5.Ученик.
Память нации каждому крупному историческому персонажу стремиться придать полный ,законченный наружность . Она как бы «ваяет» своих героев . Это произошло с боярыней Феодосьей Прокопьевной Морозовой , которая на памяти России осталась экой ,как ее написал В.И. Суриков .
Но с экий целью аккурат суриковская Морозова стала иконографическим каноном и историческим типом ?
Прежде простите потому, наверно оформитель был верен исторической правде, для убедиться на этом, довольно сопоставить композицию картины Сурикова с одной из сцен повести о боярыне Морозовой. То , наверно мы видим на картине , произошло 17 неужто 18 ноября 1671 г. Боярыня еще тройка дня сидела под стражей «в людских хоромах на подклете» своего московского дома . Теперь ей «возложили чепь навыю» , посадили на дровни и повезли на заточение. Когда боб поравнялись с Чудовыммонастырем, Морозова подняла правую руку и ,«ясно изобразивши форма перст , высоцевознося, крестообразно ся рубрика ограждене, чепию же такожде часто звяцание».Именно эту сцену повести вобрал живописец.Одну пентименто он изменил : железное «огорлие», парфорс , надернутый на боярыню чредой прикреплялся к «стулу» — тяжелому обрубку дерева, которого отнюдь на картине . Люди 19 века знали цепь иного устройства . Художник ,видимо , тут решил не отступать от обыкновений своего времени .
Но реакция на припаркованный содержание ещё и на книга , наверно задолго прежде Сурикова на национальном самосознании боярыня Морозова превратилась на эмблема – на эмблема того народного движения , которое конечно под названием раскола. На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам, и они не скрывают своего сочувствия вельможной улице. Так и было . Мы знаем , наверно после старую веру поднялись низы , ради которых посягание властей на высвеченный веками манер означало посягание на селение строй жизни , означало репрессия и иго .Мы знаем, наверно на доме боярыни находили гренок и кровля и странники и нищие, и юродивые . Мы знаем , наверно человечество ее сословия ставили Морозовой на вину ровно страсть к «простецам»: «Принимала еси …юродивых и прочих толковых …их учения держася…».Овдовев на тридцатом году ,Морозова вела подвижническую житие ,раздавала свои богатства нищим и , напоследок ,приняла от раскольничьего старца постриг .Ни уговоры , ни угрозы , ни аж пытки не могли сломить кикимора Морозовой .
Верный себя оформитель и на этой картине изобразил дело как народную драму. « Я не понимаю действий отдельных исторических лиц безо народа , безо толпы , нота следует вытащить их на улицу»,- говорил Суриков.
Изображая народную массу на улице, Суриков надо был разрешить сложнейшие композиционные и колористические задачи , наверно он сделал с замечательным мастерством . Полотна превратилось под его кистью на подвижный рогожина действительности. Толпа живет и волнуется: движутся, клином врезаясь на нее, убогие сани. Глубокие , оставленные полозьями следы ,волочащаяся вдоль снегу солома, бегущий после санями отрок заставляют поверить на моция накренившихся влево саней. Этому способствует и рост движения на фигурах от правого края к центру сидящей на снегу юродивый , вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищая , идущая близ с санями Урусова. Наконец энергичность всей сцены усиливается диагональным построением картины ( основная спецдиагональ ладно от правого нижнего угла на ультралевый покрывной — вдоль краю толпы , вдоль санеотводу ,по скату крыши ); все диагонали пересекаются на композиционном узле картины – поднятой руке Морозовой .
Изумительно колористическое вывод картины , ее живописная «оркестровка», ее цветовой охват от черного прежде белого ,с использованием всей гаммы палитры .Увлеченный красочностью национальных костюмов , Суриков дает исключительные цветовые пятна – голубое ,малиновое ,черное.. Но аж самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее на декоративное земполотно , они подчинены общей гармонии , они смягчены и объединены мягким рассеянным светом ,голубоватой дымкой влажного воздуха. Голубые тона , перекликающиеся с золотистыми, рассеяны повсеместно : и на снегу , как бы сотканном из цветовых отблесков и на сером небе и на узорных народных одеждах .
Цветом выделен и духовный акрополь картины – позиция Морозовой : драматично , как массивный металлофон ,звучит черное пятно ее одежды на фоне белого снега .Но яркая сочность , многоцветной народной толпы сообщают картине на полость мажорное звучание, выражая жизнерадостность , веру на чернь , на его силу , на конечную победу народного рассудка по-над предрассудками , светлана по-над тьмой .
С увлечением работал оформитель и по-над пейзажем картины . Такой русской зимы , такого «многоцветного» снега ,такого «голубого»влажного зимнего воздуха прежде Сурикова на живописи не было .
Выставленная на 15 электропередвижной выставке на феврале 1887 г. «Боярыня Морозова» была воспринята как огромное дело на русском искусстве . «Суриков просто феноменальный человек. Подобной исторической картины у нас не бывалоча во всей нашей школе.. Тут и мельпомена , и комедь , и солидность истории , экий ни на одиночку наш оформитель никогда на жизни не трогал . Ему равны простите «Борис Годунов», «Хованщина», и «Князь Игорь»\Стасов\ .
6.Слово учителя.
«Боярыня Морозова» тельпосиз творчества Сурикова.После15 электропередвижной выставки перспектива была приобретена П.М.Третьяковым и нонче наряду с «Меншиковым» и «Стрельцами» составляет бесценную рубрика коллекции произведений Сурикова на галерее. В эту коллекцию входит сонмище работ художника, начиная с первыхштудий, кончая произведениями, созданными на последние годы его жизни .
Вехами на развитии творчества Сурикова являются и картины , хранящиеся на государственном Русском музее: «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворовым через Альпы на 1799 году» , «Взятие снежного городка», «Степан Разин» .
Суриков был на редкостность цельной натурой , отличавшейся чистотой и возвышенностью идеалов . Его созидание на одиночку из немногих примеров гармонии ума и таланта. Он что надо чувствовал биография и обладал редким напрасно постижения величия человеческого подвига.
Неистовая Морозова ,заточенный колосс Меншиков, могучие богатыри Ермака и Суворова , напоследок экспрессивный Степан Разин – все это произведения непреходящей художественной ценности . Ему чужд был кикимора бытовитизма , описательности и обыденности. На всем , для он не писал , лежит дуплекс поэтического восприятия, единственного – суриковского . Он создал изумительные вдоль красоте духовного пластинка образы русских людей , открыл красоту типов национальных меньшинств, наверно наряду с величайшим патриотизмом , ему присущим , является показателем широты мировоззрения инеизбывной любви к всему сущему на земле. Истинный патриот масштабный и малой родины, он умел бережно относиться к национальным чувствам других наций и народов . Для нас , потомков и соотечественников художника , добродетельный модель его личности – одно из утешительных надежд на пути к возрождению самостояние русского человека на смутное продолжительность , переживаемое Родиной .
7.Обобщение и вывод
Сегодня мы познакомились с историческими картинами Сурикова.
-Выделите, пожалуйста, картины трагического содержания.
— К каким жанрам живописи позволено отнести двум другие картины?
— В каких картинах изображены конкретные исторические лица?
Как видим: каждая перспектива отражает свою трагедию, свои причины этих трагедий.
— Какие образы были близки Сурикову? / мужественные, сильные, суровые/.
В этом большое ценность имело его сибирское прошлое. Редкому художнику удается на своем изображении уйти» на биография и итак честно его отразить на своем творчестве.
Д/З: подготовить вопросы к следующему уроку вдоль данной теме
Файлы: Третьяковская галерея.ppt
Размер файла: 9015296 байт.