Автор конспекта:
Автор(ы): — Шемякина Александра Васильевна

Место работы, должность: — МБОУ «ВСОШ»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Мировая художественная культура

Цель урока: —

знакомство учащихся с картинами Сурикова с точки зрения исторической значимости его работ

Краткое описание: — : познакомиться с картинами художника «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове»; дать возможность учащимся самостоятельно проанализировать картины после первого просмотра, развить желание изучать историю России через произведения искусства.

Урок МХК Шемякина А.В. ,

учитель МХК

История России в произведениях Василия Ивановича Сурикова

Ох! Родина, родина! Правду говорят, что дым отечества

нам сладок и приятен!

В.И.Суриков

Великий человек всегда национален, как его народ, ибо он потому и велик, что представляет собой свой народ.

В.Белинский

Цель урока: знакомить учащихся с творчеством В.И.Сурикова с точки зрения исторической значимости его работ.

Задачи:

Образовательные: познакомиться с картинами художника «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове».

Развивающие: дать возможность учащимся самостоятельно проанализировать картины после первого просмотра. Развивать желание изучать историю России через произведения искусства.

Воспитательные: через произведения искусства воспитывать стремление к прекрасному, к пониманию этих работ как исторического документа.

Ход урока

1. Введение в тему

Беседа

.М.П.Мусоргский «Прогулка» из «Картинки с выставки» в исполнении оркестра.

Демонстрация слайдов/ картины Сурикова/

— Какие картины вам знакомы? Что вы увидели впервые?

2.Слово учителя.

Василий Иванович Суриков … Когда мы слышим его имя , перед нами возникает образ нашей Родины , образ народа , словно суриковские картины вместили в себя все величие и своеобразие русской истории.

Суриков для нас больше чем замечательный мастер ,больше,чем выдающийся живописец- колорист . Он прежде всего гениальный художник – мыслитель , сумевший глубоко понять и с необычайной силой изобразить творца и героя истории – народ .

Все большое всегда с чего — то начинается. Родился В. Суриков 12 января 1848 г. в казачьей семье Ивана Петровича Сурикова и его жены Прасковьи Федоровны, урожденной Торгашиной .Через всю жизнь он пронес горячую сыновнюю любовь и неизменную привязанность к своему суровому и дикому краю Сибири .

Будучи от природы наделенным сильным характером и талантом образного восприятия явлений окружавшей его действительности, Суриков в детстве пережил глубокие жизненные впечатления, с исключительной силой отразившейся в его живописных шедеврах. « Жестокая жизнь в Сибири была . Совсем17 век . Кулачные бои ,помню на Енисее зимой устраивались. И мы мальчишками дрались. Уездное и духовное училища были в городе , так между ними антагонизм был постоянный . Мы всегда себеФермопильскоеущелье представляли – спартанцев и персов . Я Леонидом спартанским всегда был».Удивительно ли, что романтические мечтания Васи Сурикова вдохновлены были учебниками истории далекого античного мира . Это был откристализовавшийся в сознании исторический мир ,но для натуры глубокой, активной и впечатлительной , он стимулировал открытие , а затем и отражение нового ,дотоле неведомого мира русской исторической поэзии . И роль то греческого , то латинского героя воспринималась душою русского отрока . Родом из детства самые впечатляющие творческие озарения Сурикова в его живописных эпопеях.

Весной 1861 г. Василий Суриков отлично закончив школу , замечен был вице губернатором Родиковым , прозорливо предсказавшим ему во всеуслышание судьбу большого художника . Вскоре обратил внимание на него и сам губернаторЗамятин , постаравшийся достойно устроить судьбу сибирского самородка .

Юный Суриков о Питере еще не смел и помыслить , а губернатор уже отправил пакет с письмом и рисунками вицепрезиденту императорской Академии художеств князю Гагарину. Несколько месяцев спустя пришел обнадеживающий ответ. Издержки же на дальнюю поездку и на содержание в первые годы учебы взял на себя золотопромышленник Петр Иванович Кузнецов . Этот умный проницательный человек, с тонким художественным вкусом, не просчитался. В лице своего подопечного он нашел громаднейший самородок , благодаря чему в потомстве и оказался в ореоле суриковской славы.

« В Сибири народ …вольный, смелый…мощные люди были. Размах во всем был широкий»,- говорил художник . И вряд ли сыщем такой пример широты и щедрости.

В Академию поступить удалось лишь со второго захода . 16 сентября 1869 г. матери и брату Саше он радостно сообщил: «…я поступил в Академию в начале сентября и теперь каждое утро я поднимаюсь со своей теплой постели в 8 часов и храбро шагаю по роскошным , да только грязным по случаю сентября петербуржским улицам на Васильевский остров , в Академию , на утренние лекции… Профессора одобряют мои работы.» Академическая система в то время переживала кризис ,вызвавший знаменитый «Бунт 14» , но Суриков отлично понимал , что несмотря ни на какую рутину, Академия дает основательную профессиональную грамоту , потому и постигал с завидным упорством премудрости рисунка , живописи и композиции . А вскоре его прозвали «композитором» за очередной дар композиционного мышления .Учась последний год Суриков удостоился очень лестных отзывов за свои академические композиции «Пир Валтасара» и «Милосердный самарянин» : «…простота концепций ,сила типов ,прекрасная кисть, ум , просвечивающий в общем и деталях дают право видеть в нем надежду , не обманчивую на талант , способный принести честь народному искусству.»

Окончив Академию с дипломом на звание классного художника первой степени, Суриков получил почетный и выгодный заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве , а с ним и долгожданную материальную независимость.

Тридцатилетний Суриков вступил в счастливый брак с двадцатилетней Елизаветой Августовной Шарэ – француженкой по происхождению. Отношения влюбленной четы отличались чистотой целомудрия и высокой нравственностью . Эти начала они пронесли сквозь годы совместной жизни . Однолюб Суриков с такой важной переменой в своей жизни обрел благоприятнейшие условия для углубленной ,целенаправленной творческой деятельности.

После свадьбы Суриковы перебрались на постоянное место жительства В Москву . Необходимо было выполнить условия контракта по росписи великого Храма, обещавшего десять тысяч рублей и вожделенную творческую свободу . Никогда уже после он не связывал никакими заказами , а исключительно реализовывал весь свой духовно – художественный потенциал в великих живописных эпопеях и в портретах – образах . Первая из этого ряда стала картина «Утро стрелецкой казни» ( 1881 )

/звучит вступление к опере «Хованщина»

М.П. Мусоргского – «Рассвет над Москвой — рекой»/

3.Ученик

Впоследствии Суриков вспоминал : « Я как в Москву приехал , прямо спасен был. Старые дрожжи , как толстой говорил , поднялись …Памятники, площади – они мне дали ту обстановку , в которой я мог поместить свои сибирские впечатления»…

Великий труд начат был на основе давно выношенной идеи . Еще учась в Академии, Суриков с душевным подъемом встретил двухсотлетие Петра Великого, отмеченное широко и торжественно повсеместно . Исполинская фигура реформатора виделась ему во всей противоречивой сложности , многогранности героико – трагическом ореоле .Имея, безусловно ,глубоко личный взгляд на Петра и связанные с ним исторические коллизии, художник вынес несомненную пользу из частых общений с Л.Н Толстым. Автора «Войны и мира»затеявшего было писать роман о Петре, немало удивляла самобытность и глубина исторических взглядов художника, бывшего двадцати годами моложе. Уже на этом этапе творчества Суриков не робел перед авторитетом Толстого . Он испытывал к нему уважение ,но отнюдь не подобострастие . Некоторые советы им были приняты, но то были лишь частности. Вспоминая пережитое, он говорил: «Я в Петербурге ещё решил «Стрельцов» писать. Задумал я их ещё когда в Петербург из Сибири ехал. Тогда еще красоту Москвы увидел… как я на красную площадь пришел – все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось. Когда я их задумал , у меня все «лица так и возникли»…

Описание казни стрельцов художник нашел в «Дневнике путешествия Московию» Иоганна Георга Корба ,секретаря австрийского посольства находившегося в России в 1698 – 1699 г.г. Казни начались в октябре 1698г.в селе Преображенском и продолжались в феврале следующего года на Красной площади. Вот как описан Корбом первый день казни : «… на небольших московских тележках были положены сто виновных ожидавших своей очереди казни . Сколько было виновных , столько же тележек и столько же караульных солдат ; священников для напутствия осужденных видно не было, как будто бы преступники были не достойны этого подвига благочестия ; все же каждый держал в руках зажженную восковую свечу , чтобы не умереть без света и креста. Горький плач жен усиливал для них страх предстоящей казни ; отовсюду вокруг толпы несчастных слышны были стоны и вопли …» .По окончании расправы Петр первый присутствовавший на обеде у генерала Гордона, с негодованием рассказывал ,как один из осужденных проявил такую закоренелость, что готовясь лечь на плаху, дерзнул обратиться к царю, вероятно, стоявшему очень близко : « Посторонись государь, это я должен здесь лечь.»

Три года упорнейшего труда ушло на то , чтобы кистью сложившегося мастера Суриков воплотил богатейший мир своих внутренних видений. Художник видевший не раз в Красноярске публичные казни и весь ужас , их сопровождавший , в композиции «Стрельцов» с величайшим этическим тактом воссоздал не саму казнь, а мгновения ,ей предшествующие, — кульминацию психологического напряжения. Почему?

Репин советовал Сурикову ,как в своей «Царевне Софье» , изобразить хотя бы одного повешенного стрельца , но такой совет был со всей убежденностью отвергнут . Высокий драматизм действия в таком случае был бы сведен к ужасающей вакханалии смерти , а это никак не согласовалось бы с его этическимпредставлением .

Суриков оказался в своих взглядах на русскую историю и ее героев на уровне пушкинского определения : « Что развивается в трагедии ? Судьба человеческая, судьба народная , со всею истиной страстей ,правдоподобием чувствований в предполагаемых обстоятельствах».Хмурое утро , Красная площадь ,Кремлевские башни, над ней скорбная графика виселиц и Петра на белом коне в позе неумолимого вершителя возмездия , с испепеляющим взглядом на бунтарей ,облаченных в белые смертные рубахи. Трепетно, конвульсивно мерцает пламя свечей в руках обреченных . В них ещё есть какая то судорожная сила, вызванная ненавистью к молодому царю , но несколько мгновений — и она иссякнет . Мощь звучания народной трагедии, наряду с блестяще разработанной композицией , многократно усилена колористическим решением , позволившим совершить настоящее открытие в русской живописи. Суть этого открытия сводится к так называемому хоровому началу ,ставшему доминирующим отныне и во всех последующих его картинах – эпопеях . В «Стрельцах» каждый персонаж ведет свою неповторимую партию , вплетающуюся в общий могучий хор, над которым взметаются солирующие партии : рыжебородый стрелец – Петр; скорбящая в безутешном горе жена увозимого на казнь и прощающийся с народом в смеренном поклоне , словно сошел со старинной иконы , стрелец ;ушедший весь в предсмертные думы чернобородый и маленькая девочка в красном платочке между двумя старухами матерями, сидящими в состоянии глубочайшего транса на земле.

Когда картина была закончена, Сурикова навестил Л.Н.Толстой . Долго смотрел он на сотворенное художником полотно, захватившее его до глубины души и наконец сказал : «Огромное впечатление , Василий Иванович ! Ах, как хорошо все это написано! И неисчерпаемая глубина народной души , и правдивость в каждом образе, и целомудрие вашего творческого духа…»

Думы о Петровской эпохе продолжали волновать Сурикова . Судьбы сподвижника Петра первого , одного из блестящих помощников в его преобразованиях, — Александра Даниловича Меншикова – послужила темой следующей исторической картины Сурикова – «Меншиков в Березове» (1883)

\ звучит песня «В четырех стенах» из вокального цикла «Без солнца» М.П.Мусоргского на слова Голенищева – Кутузова )

4.Ученик

Меншиков… «Птенец гнезда Петрова» .Он использовал расположение к нему , чтобы скупать огромные имения , как в России , где был князем , сенатором , фельдмаршалом и кавалером ордена Святого Андрея , так и за ее пределами , он обладал таким неимоверным количеством земель и поместий в империи, что мог ехать от Риги (Ливония ) до Дербента (Персия ) и каждый раз ночевать в своих имениях. В его обширных владениях жили 150 тысяч крестьянских семей, или более пятисот тысяч душ. Прибавьте ко всем этим богатствам более 3 миллионов рублей , т.е. столько, во сколько оценивались украшения , камни , подарки от тех, кто нуждался в его посредничестве. После смерти Екатерины стал хозяином всех и вся, сосватал дочь молодому царю и стал его стражем, да не уследил. Итог – ссылка в Сибирь. Первой умерла княгиня Меншикова – в пути .А в Березове от оспы скончалась старшая дочь – Мария .Меншиков перенес ее в могилу, вырытую собственноручно, в часовне…Заболели и младшая дочь с сыном , Меншиков заботился о них с той же самоотверженностью , но с большим успехом. Как только опасность для них миновала , на ложе скорби лег отец , чтобы больше с него не подняться.

В картине «Меншиков в Березове» нет никакого «события» , внешнего драматического действия . Все члены семьи объединенные общим несчастьем, стеснились вокруг стола , но погружен в собственную думу. Глубокая темная тень нависла над сидящими. Скудный, холодный свет пробивался сквозь обледенелое слюдяное окно.

Низкий потолок избы давит на огромную фигуру Меншикова . Глубокие, тяжкие думы написаны на его суровом и гневном лице . Сознание бессмыслия распаляет ярость Меншикова , напряжен , но сжимающего пальцы властной руки . Он близок к суриковским «идеалам исторических типов» , к образам русских людей мощных телом и духом , «ярых сердцем» ссылка не сломила душевных сил Меншикова . Напротив , кажется ,страдания возвысили его дух , мелкое и личное ушло, осталось трагическое раздумье о большом и значительном .

Сумрачный, насыщенный , напряженный , поразительный в своей живописной мудрости колорит этого произведения способствует выражению его трагического содержания . Раскрыв лишь на первый взгляд психологическую драму изображенных , Суриков создал вместе с тем подлинно историческую картину . Сущность историзма определяется не только одеждами и обстановкой . Историчны образы людей и прежде всего образ самого Меншикова .

Суриков как бы раздвинул рамки изображенной сцены , — он показал всех действующих лиц , погруженных в думы о прошлом. Их мысли и чувства за пределами убогих стен темной сибирской избы .

Картина «Меншиков в Березове» впервые была показана зрителям в 1883 г. На 11 выставке передвижников . Новизна и своеобразие всего художественного строя картины смутили при знакомстве с ней даже крупнейших художественных критиков того времени . Крамской: « Видел вашу картину. И прямо скажу вам : или она гениальна или я в ней ещё не разобрался . Она меня с одной стороны восхищает , а с другой оскорбляет своей безграмотностью. Ведь если Меншиков встанет , то он проломит головой потолок!». Суриков подтвердил : «Действительно- проломит ! Ведь это же гигант был !» Так, с трудом,в сознании людей вживаются парадоксы гениальных новаций . «Шекспировский драматизм» , «рембрандтовский психологизм» , — так стали оценивать и измерять достоинство нового произведения мастера .

Третьяков купил картину, и семейство Суриковых отправилось на целых 8 месяцев в путешествие по странам Европы .Очевидно , и вдали от родины , за рубежом , Суриков думал думы вынашивая в сердце новый художественный замысел ,величественную драму русского прошлого – картину « Боярыня Морозова»

\ звучит песня юродивого из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов» \

5.Ученик.

Память нации каждому крупному историческому персонажу стремиться придать целый ,законченный облик . Она как бы «ваяет» своих героев . Это произошло с боярыней Феодосьей Прокопьевной Морозовой , которая в памяти России осталась такой ,как ее написал В.И. Суриков .

Но почему именно суриковская Морозова стала иконографическим каноном и историческим типом ?

Прежде всего потому, что художник был верен исторической правде, чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить композицию картины Сурикова с одной из сцен повести о боярыне Морозовой. То , что мы видим на картине , произошло 17 или 18 ноября 1671 г. Боярыня уже три дня сидела под стражей «в людских хоромах в подклете» своего московского дома . Теперь ей «возложили чепь навыю» , посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовыммонастырем, Морозова подняла правую руку и ,«ясно изобразивши сложение перст , высоцевознося, крестом ся часть ограждене, чепию же такожде часто звяцание».Именно эту сцену повести вобрал живописец.Одну деталь он изменил : железное «огорлие», ошейник , надетый на боярыню цепью прикреплялся к «стулу» — тяжелому обрубку дерева, которого нет на картине . Люди 19 века знали кандалы иного устройства . Художник ,видимо , здесь решил не отступать от обыкновений своего времени .

Но ответ на поставленный вопрос ещё и в том , что задолго до Сурикова в национальном самосознании боярыня Морозова превратилась в символ – в символ того народного движения , которое известно под названием раскола. На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам, и они не скрывают своего сочувствия вельможной улице. Так и было . Мы знаем , что за старую веру поднялись низы , для которых посягательство властей на освещенный веками образ означало посягательство на весь уклад жизни , означало насилие и гнет .Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники и нищие, и юродивые . Мы знаем , что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к «простецам»: «Принимала еси …юродивых и прочих толковых …их учения держася…».Овдовев на тридцатом году ,Морозова вела подвижническую жизнь ,раздавала свои богатства нищим и , наконец ,приняла от раскольничьего старца монашество .Ни уговоры , ни угрозы , ни даже пытки не могли сломить дух Морозовой .

Верный себе художник и в этой картине изобразил событие как народную драму. « Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа , без толпы , мне нужно вытащить их на улицу»,- говорил Суриков.

Изображая народную массу на улице, Суриков должен был разрешить сложнейшие композиционные и колористические задачи , что он сделал с замечательным мастерством . Полотна превратилось под его кистью в живой кусок действительности. Толпа живет и волнуется: движутся, клином врезаясь в нее, убогие сани. Глубокие , оставленные полозьями следы ,волочащаяся по снегу солома, бегущий за санями мальчик заставляют поверить в движение накренившихся влево саней. Этому способствует и нарастание движения в фигурах от правого края к центру сидящей на снегу юродивый , вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищенка , идущая рядом с санями Урусова. Наконец динамичность всей сцены усиливается диагональным построением картины ( основная диагональ идет от правого нижнего угла в левый верхний — по краю толпы , по санеотводу ,по скату крыши ); все диагонали пересекаются в композиционном узле картины – поднятой руке Морозовой .

Изумительно колористическое решение картины , ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон от черного до белого ,с использованием всей гаммы палитры .Увлеченный красочностью национальных костюмов , Суриков дает исключительные цветовые пятна – голубое ,малиновое ,черное.. Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно , они подчинены общей гармонии , они смягчены и объединены мягким рассеянным светом ,голубоватой дымкой влажного воздуха. Голубые тона , перекликающиеся с золотистыми, рассеяны повсюду : и в снегу , как бы сотканном из цветовых отблесков и в сером небе и в узорных народных одеждах .

Цветом выделен и психологический центр картины – фигура Морозовой : трагически , как тяжелый колокол ,звучит черное пятно ее одежды на фоне белого снега .Но яркая красочность , многоцветной народной толпы сообщают картине в целом мажорное звучание, выражая жизнеутверждение , веру в народ , в его силу , в конечную победу народного рассудка над предрассудками , света над тьмой .

С увлечением работал художник и над пейзажем картины . Такой русской зимы , такого «многоцветного» снега ,такого «голубого»влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не было .

Выставленная на 15 передвижной выставке в феврале 1887 г. «Боярыня Морозова» была воспринята как огромное событие в русском искусстве . «Суриков просто гениальный человек. Подобной исторической картины у нас не бывало во всей нашей школе.. Тут и трагедия , и комедия , и глубина истории , какой ни один наш живописец никогда не трогал . Ему равны только «Борис Годунов», «Хованщина», и «Князь Игорь»\Стасов\ .

6.Слово учителя.

«Боярыня Морозова» вершина творчества Сурикова.После15 передвижной выставки картина была приобретена П.М.Третьяковым и теперь наряду с «Меншиковым» и «Стрельцами» составляет бесценную часть коллекции произведений Сурикова в галерее. В эту коллекцию входит множество работ художника, начиная с первыхштудий, кончая произведениями, созданными в последние годы его жизни .

Вехами в развитии творчества Сурикова являются и картины , хранящиеся в государственном Русском музее: «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворовым через Альпы в 1799 году» , «Взятие снежного городка», «Степан Разин» .

Суриков был на редкость цельной натурой , отличавшейся чистотой и возвышенностью идеалов . Его творчество один из немногих примеров гармонии ума и таланта. Он изумительно чувствовал прошлое и обладал редким даром постижения величия человеческого подвига.

Неистовая Морозова ,заточенный исполин Меншиков, могучие богатыри Ермака и Суворова , наконец колоритный Степан Разин – все это произведения непреходящей художественной ценности . Ему чужд был дух бытовитизма , описательности и обыденности. На всем , чтобы он не писал , лежит печать поэтического восприятия, единственного – суриковского . Он создал изумительные по красоте духовного мира образы русских людей , открыл красоту типов национальных меньшинств, что наряду с величайшим патриотизмом , ему присущим , является показателем широты мировоззрения инеизбывной любви ко всему сущему на земле. Истинный патриот большой и малой родины, он умел бережно относиться к национальным чувствам других наций и народов . Для нас , потомков и соотечественников художника , нравственный пример его личности – одна из утешительных надежд на пути к возрождению самостояние русского человека в смутное время , переживаемое Родиной .

7.Обобщение и вывод

Сегодня мы познакомились с историческими картинами Сурикова.

-Выделите, пожалуйста, картины трагического содержания.

— К каким жанрам живописи можно отнести две другие картины?

— В каких картинах изображены конкретные исторические лица?

Как видим: каждая картина отражает свою трагедию, свои причины этих трагедий.

— Какие образы были близки Сурикову? / мужественные, сильные, суровые/.

В этом большое значение имело его сибирское прошлое. Редкому художнику удается в своем изображении уйти» в прошлое и так правдиво его отразить в своем творчестве.

Д/З: подготовить вопросы к следующему уроку по данной теме

Файлы: Мет. разработка Московский Кремль.doc
Размер файла: 74752 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология