Автор конспекта:
Автор(ы): — Лебедева О. А.

Место работы, должность: — МОУ «Красногорбатская основная общеобразовательная школа» учитель истории

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Цель урока: на основе ранее изученного материала научиться характеризовать и сопоставлять политику в период правления Петра 1 с политикой его преемников; выделять главное и второстепенное в деятельности исторических лиц формулировать выводы; способствовать организации учебно-познавательной деятельности в творческих группах; воспитывать интерес к истории своей страны.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

План урока:

  • Борьба за власть после смерти Петра 1
  • Вступление на престол Анны Иоанновны, Бироновщина.
  • Императрица Елизавета Петровна.
  • Правление Петра 3. Расширение дворянских привилегий.
  • Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет, Конституционная монархия.

    Используемое оборудование: —

    Оборудование: Схема династии Романовых, портреты Петра 1, Екатерины 1, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра 3.

    Краткое описание: — Работа с текстом учебника и заполнение таблицы способствует выделению главного и второстепенного в содержании темы и формулированию выводов. ОрганизациЯ учебно-познавательной деятельности в творческих группах.

    Ход урока

  • Вступительное слово учителя.
  • Петр 1 внёс большой вклад в развитие нашей страны. Но после его смерти судьбу русского престола нельзя назвать благополучной. За 17 лет сменилось пять монархов. Этот период частой смены власти, совершавшийся дворянскими группировками и руками гвардейских полков называется дворцовым переворотом. У власти иногда стояли люди, чужие стране, не достойные власти из-за своих эгоистических наклонностей. Причины этого кроются, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой – в особенностях той среды, которая управляла делами. Чтобы понять это время и выявить причины, нам необходимо рассмотреть обстоятельства дворцовой жизни и престолонаследия.

  • Вопросы и задания для закрепления пройденного материала
  • Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1725 г Пётр 1 скончался в страшных мучениях, не успев сделать распоряжение о передаче власти наследнику. Кто мог претендовать на признание законным наследником императора? Перечислите не менее трёх претендентов на императорский трон.

    (Учащиеся с помощью схемы династии Романовых предлагают варианты ответов: Жена покойного императора Екатерина Алексеевна; сын казнённого царевича Алексея; дочь Петра 1 Елизавета Петровна и др. и обосновывают свои предположения)

    3. Новая тема

    3.1Краткий обзор учителя с демонстрацией слайдов презентации (портреты)

    — Таким образом, бывшая портомоя (прачка) с 1725 года стала русской императрицей. Воцарение Екатерины 1 – первой из серии дворцовых переворотов. Неспособность её к государственным делам привела к созданию Верховного тайного совета. В состав совета входили семь вельмож во главе с князем А. Меншиковым. При дворе продолжалась борьба за власть, которая особенно обострилась после смерти Екатерины 1 и восшествия на престол Петра Алексеевича. За это время всё больше власти получает Меншиков и вокруг него плетут интриги князья Долгорукие, Остерман и другие. Как только А. Меншиков заболел, его тут же отправили в отставку. Не дремали Долгорукие и быстро сосватали княжну из своего рода императору Петру 2 , но накануне свадбюы19 января 1730 г он скончался от оспы. Вновь споры о кандидатуре на трон, поступило предложение от Д. Голицина пригласить Анну Иоанновну, племянницу Петра Великого. Она была возведена на престол Верховным тайным советом. Страну наводнили курляндские дворяне, прибывшие вместе с ней, но особым влиянием пользовался Э. Бирон, фаворит императрицы. Анна Иоанновна перед смертью объявила императором младенца Иоанна 4 Антоновича (сына своей племянницы Анны Леопольдовны). На трон взошла мать младенца. Затем последовал новый переворот, теперь императрицей стала младшая дочь Петра 1, Елизавета Петровна, её возвела на трон гвардия и в её царствование были достигнуты значительные успехи в развитии хозяйства, культуры и во внешнеё политике.

    3.2 Самостоятельная работа с тестом учебника. Работа в группах (3 творческие группы) На доске шаблон таблицы, которую учащиеся заполняют в ходе работы.

    Составление таблицы.

    Внутренняя и внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов.

    Император, императрица

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Екатерина 1

    (1725 — 1727)

    Раздача государственных крестьян гвардейцам и придворным. Создание Верховного тайного совета из представителей «новой» и «старой» знати

    ____________

    Пётр 2

    (1727 — 1730)

    Раздача государственных крестьян «старой» знати Возвращение столицы в Москву.

    _____________

    Анна Иоанновна

    (1730 – 1740)

    Возвращение столицы в Петербург. Роспуск Верховного тайного совета. Сокращение срока обязательной дворянской службы до 25 лет. Повышение роли Тайной канцелярии.

    1733-1735 гг – русско-польская война: возведение на трон Речи Посполитой Августа 3 – российского ставленника.

    1735 – 1739 гг – русско-турецкая война: неудачная попытка добиться выхода к Чёрному морю.

    Иван 4 (1740 – 1741)

    Регентство Бирона, затем Анны Леопольдовны

    _______________

    ____________

    Елизавета Петровна

    (1741 – 1761)

    Дворяне получают право суда над крестьянами и распоряжения их собственностью и личностью. Создание Дворянского банка. Восстановление Сената. Отмена внутренних таможен.

    1741 – 1743 гг – русско-шведская война: сохранение Россией своих позиций на Балтике.

    1756 – 1562 гг – участие России в Семилетней войне: присоединение к России Восточной Пруссии.

    Пётр 3 (1761 -1762)

    Манифест «О вольности дворянства». Ликвидация Тайной канцелярии. Секуляризация церковных земель в пользу государства.

    1761 г – возвращение Пруссии г. Кенигсберга и его окрестностей.

    • Выступление с отчётом о проделанной работе каждой группы учащихся и заполнение таблицы на доске и в тетради.
    • Подведение итогов.

    — Почему период истории России, который последовал за годами правления Петра Великого, назван эпохой дворцовых переворотов?

    — В чём причины неустойчивости политической власти в России во второй четверти 18 века?

    — Какое влияние на развитие России оказали эти перевороты?

    Файлы: урок по истории.rar
    Размер файла: 19234 байт.

    Рубрики: История Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология