Автор конспекта:
Автор(ы): — Крохта Ксения Евгеньевна, Научный руководитель: Волевач Мария Сергеевна

Место работы, должность: — учащаяся 10 «А» класса

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Цель исследования:

-Побольше узнать о своих прадедах Жиляеве Иване Петровиче и Вавилове Анатолии Ивановиче, участниках военных конфликтов 30-40х.гг. 20 века.

Задачи:

— показать, что история семьи неразрывно связана с историей страны, что мои прадеды были достойными людьми, трудолюбивыми и ответственными;

— изучить документальные и материальные источники дошедшие до наших дней, свидетельствующие о жизни моих прадедов, об их участи в исторических событиях того времени;

— взять интервью у членов моей семьи, что-либо знающих о моих прадедах;

-сравнить судьбы моих прадедов в 1930-1940е гг. 20 века.

Исследовательские методы:

-Поиск; -Интервью; -Статистический; -Сравнение.

Источникимоей работы можно разделить на три группы:

— устные семейные воспоминания;

— различные письменные документы семейного архива;

— фотодокументы.

Используемая методическая литература: —

Пашуто В. Т., Итенберг Б. С., Тарновский К. Н. и др. Иллюстрированная история СССР

2-ое издательство «Мысль» 1977г.

5. Шестаков В. А История России xx — начало xxı века М. «Просвещение» 2010г.

6. Исупов В. А. Кузнецов И. С История Сибири часть 2

7. Данилов А. А. Косулина А. Г История России xx век . М. «Просвещение» 2008г. 9 кл.

8.Книга памяти Новосибирской области, том 2

Используемые ЦОР: —

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/
  • http://bdsa.ru/divizia/divizii-strelkovqie/s-200-sd-po-299-sd/258-strelkovaya-diviziya-.html
  • http://www.obd-memorial.ru/
  • http://www.pobeda1945.su/burial/474

  • Краткое описание: — Введение «Истинное величие наций слагается из тех же качеств, которые составляют подлинное величие отдельных людей». Ч. Самнер Для каждого человека семья — это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но и знать историю своего рода. Мы должны знать, как и где жили наши предки, чем занимались. Меня очень заинтересовал вопрос о судьбе моих прадедов живших в 30-40 гг. 20 века. Один из моих прадедов Вавилов Анатолий Иванович (приложение№1) являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945гг., а другой прадед Жиляев Иван Петрович (приложение№2) участвовал в Русско-Финляндской войне 1939-1940гг. На уроках истории мы изучили эти исторические события XX века, и мне стало интересно, какое участие приняли мои родственники в этих войнах. Именно поэтому я выбрала эту тему. Тем более в моей семье в память о прадедах и о войне хранятся личные вещи и документы (письмо с фронта, газета 1946г., наручные часы, фотографии). Открываешь старый альбом и видишь лица, лица своих близких, лица своей семьи. Чем эти люди занимались? Чем жили…? Люди, изображенные на этих фотографиях тоже жили, мыслили, чувствовали, любили и ненавидели, радовались и огорчались. Были в их жизни и свои проблемы, и свои переживания, и свои трудности, и свои обиды, и было горе, и было счастье, и была у каждого из них своя история жизни. Мне стало интересно, какое участие принимали мои родные в жизни страны, что было ими совершено, какие награды они получали. 2012 год объявлен в России годом истории. На этот год выпадает несколько важных исторических юбилеев. Один из них 70 лет героической обороне Сталинграда. А мой прадед Вавилов А.И погиб в кровопролитных боях за Сталинград. Поэтому выбранная мной тема исследования является актуальной для меня и для всех граждан России. Свою работу я хочу посвятить своим прадедам Вавилову Анатолию Ивановичу и Жиляеву Ивану Петровичу.

    Основная часть

    В начале своей исследовательской работы, используя метод поиска и интервью, я проследила порядок родственных связей между мной и моими прадедами (приложение №3), судьба которых меня заинтересовала. В итоге я выяснила, что разница в возрасте у моих прадедов всего 3 года, но один, Вавилов А. И., является моим прапрадедом, а другой, Жиляев Иван Петрович, прадедом. Выяснив, в чём заключается эта разница, я узнала, что у прапрадеда Вавилова А. И. дочка Люба родилась в 1927г, когда ему был 21 год, а у прадеда Жиляева И. П. дочь Лиля родилась в 1948г, когда ему было уже 39 лет. Таким образом, и получилась разница в родословной, прапрадед и прадед, у людей с разницей всего в 3 года.

    Мой прадед Жиляев Иван Петрович

    Родился 1909году 29 марта. Место рождения: Малоархангельский район, республика РСФСР, деревня Юдина, область Курская. До войны работал в колхозе, на тракторе, в организации МТС (Машинно Тракторная Станция).

    В 1939 году был призван на Русско-финляндскую войну. Эта война длилась 105 дней , с 30 ноября 1939 г. до 13 марта 1940 г.. Все страны. Члены Лиги Наций поддержали в этой войне Финляндию. В ходе советско-финских переговоров, которые проходили в 1938—1939 годах, СССР пытался добиться уступки Финляндией части Карельского перешейка в обмен на территорию в Карелии, а также передачи СССР в аренду или продажи нескольких островов и части полуострова Ханко под военные базы. Финляндия отказывалась принимать советские условия, полагая их далеко выходящими за вопросы обеспечения безопасности Ленинграда и не желая отдавать СССР свою единственную защиту от возможной советской агрессии — полосу укреплений на Карельском перешейке известную как Линия Маннергейма.

    Из-за отсутствия прогресса на переговорах с середины 1939 года с обеих сторон начались военные приготовления. 26 ноября СССР обвинил Финляндию в артиллерийском обстреле советской территории, якобы имевшем место у населенного пункта Майнила (финны отрицали, что стрельба велась с их стороны). 28 ноября было объявлено о расторжении Пакта о ненападении с Финляндией, 30 ноября советским войскам был дан приказ перейти границу и наступать. Боевые действия развернулись на Карельском перешейке и севернее Ладожского озера. Наиболее тяжёлыми и кровопролитными были бои на Карельском перешейке. Оказалась серьёзно недооценена мощность укреплений линии Маннергейма. Погода благоприятствовала обороняющейся стороне: вопреки обыкновению, в начале декабря было относительно тепло, а затем сразу выпало много снега и установились сильные морозы . Техника вязла в глубоком снегу, люди обмораживались. В жесточайшие холода красноармейцы воевали в обмотках и ботинках, не было даже валенок! Было много раненых и обмороженных. Советский союз выиграл эту войну за счет численного превосходства. Финская война выявила много недостатков Красной Армии.[1]

    Из интервью моей бабушки Крохта Лилии Ивановны, дочери Жиляева И. П.:

    «В 1939г., Жиляева Ивана , прямо с поля забрали и увезли в город Орлов. Там его, и других рабочих вооружили. Иван Петрович был пулемётчиком, его полк отправляли в сторону Ленинградской области, потому что финны подходили к станции «Разлив», а исторически на этой станции находился шалаш Ленина. Так, прадед оказался на Финском заливе, где принимал участие в Финском бою. Он рассказывал, что: место было открытое, месяц был март, Финский залив был покрыт льдом. Иван стрелял из пулемёта и во время наступления ему прострелили ногу, он не мог передвигаться. Когда Советский полк, в котором он служил, отступал, Иван оказался на нейтральной полосе. Когда он попробовал пошевелиться, чтобы ползти к своим, финны начинали стрелять, лёд пробили, вода подтекла под одежду, и он стал примерзать. С 7 по 8 марта, когда русские перешли в наступление, его подобрали и отправили в госпиталь, Иван Петрович стал инвалидом войны. После того, как он подлечился, нога его стала немного короче и к дальнейшей службе его уже не призывали, не был годен».

    Прадед Иван был уволен в запас 13 августа 1940г. После госпиталя его отправили работать в Москву, на завод имени Ленина №69, который изготавливал приборы, необходимые для военной техники. Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны, завод вместе с рабочими, переправили из Москвы в Новосибирск. После войны он работал в деревне, трактористом на Кабинетном заводе. Там он познакомился с Семчуковой Татьяной Федотовной(приложение №4), которая работала учителем начальных классов Кабинетненской школы. Прадед Иван уехал вместе с Татьяной в город Чулым, где они поженились в 1948 году, и в этом же году у них родилась дочь Жиляева Лилия Ивановна, моя бабушка. (приложение№5).

    В Чулыме прадед стал работать в МТС слесарем по электрооборудованию. Он ремонтировал сельскохозяйственную технику. Прабабушка Татьяна Федотовнастала учителем в школе №1, а потом в школе №2.

    Даже имея послевоенную инвалидность, мой прадед продолжал трудиться на благо страны. За его труд он был награжден медалями, которые хранятся, в память о нём и его заслугах перед Родиной, у нас в семье (приложение №6). Так же хранятся его наручные часы, которые были куплены в довоенное время (приложение №7)

    Мой прадед Вавилов Анатолий Иванович

    Родился в 1906 году в Томске. Затем переехал, вместе с семьёй, из Томска в город Чулым, Новосибирской области. Окончил школу машинистов на Станции Тайга, Томской железной дороги и работал помощником машиниста локомотивного ДЭПО железнодорожной станции Чулымская. В 1927г.женился наИвановой Александре Александровне, в 1927г у них родилась дочь Любовь Анатольевна.

    10 мая 1942г. был призван Чулымским РВК 999 стрелкового полка 258 стрелковой дивизии.

    258 стрелковая дивизия сформирована в мае-августе 1942 года на базе 43 отдельной стрелковой курсантской бригады в городе Можайске Московской области.

    31.8.1942 года дивизия была отправлена в полном штатном составе на Воронежский фронт. Но в связи с тем, что в этом время особенно осложнилась обстановка на Сталинградском фронте, Дивизия сосредоточившись под Воронежем, сразу же была передислоцирована под Сталинград и вошла в состав 1-й Гвардейской Армии Сталинградского фронта, куда и прибыла 13.9.1942 года.

    С 18.9.19142 г. по 20.10.1942 года дивизия находилась в составе Сталинградского, а затем Донского фронтов. За это время она вела напряженные кровопролитные наступательные бои северо-западнее Сталинграда в районе станции Самофаловка-Котлубань.[2]

    Взятию Сталинграда фашистское командование придавало особое значение. Выход к Волге позволял противнику отрезать центральные районы СССР от снабжения хлебом и нефтью и перевести свои армии на снабжение этими важнейшими ресурсами, с захваченных земель. 6-я армия генерала Ф. Паулюса, 4-я танковая армия генерала Г. Гота, с воздуха поддерживаемая крупным соединением военной авиации, имевшей в своём составе 1200 самолётов, стремительно продвигались к Сталинграду.

    28 июля 1942 года народный комиссар обороны И.В.Сталин обратился к Красной Армии с приказом №227, в котором потребовал усилить сопротивление врагу и во что бы то ни стало остановить его наступление. Предусматривались самые жесткие меры к тем, кто проявит в бою трусость и малодушие. Намечались практические меры по укреплению морально-боевого духа и дисциплины в войсках. «Пора кончать отступление,— отмечалось в приказе.— Ни шагу назад!» В этом лозунге воплощалась сущность приказа N° 227. Командирам и политработникам ставилась задача довести до сознания каждого воина требования этого приказа.

    23 августа 1942г. фашистские войска прорвались к Волге северо-западнее города. (приложение №8) Массированная немецкая бомбардировка 23 августа разрушила город, убила более 40 тысяч человек, уничтожила более половины жилого фонда довоенного Сталинграда, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами. Жесточайшие бои за Сталинград продолжались до конца октября. [1]

    Именно эта дата ,23 августа 1942 года, оставлена моим прадедом Вавиловым Анатолием в заключении письма, написанного с фронта.

    Армия, в составе которой был мой прапрадед Анатолий, участвовала в оборонительном сражении на северо-западных подступах к Сталинграду, нанесла ряд контрударов по прорвавшемуся к Волге противнику, внесла большой вклад в оборону города.

    В ходе битвы за Сталинград 25 сентября 1942г. Вавилов Анатолий Иванович был убит в бою. Эту информацию я нашла в архивном документе «Донесение о безвозвратных потерях №1444 11.011943г.» (Приложение 13), размещенном на сайте http://www.obd-memorial.ru/ . Моего прадеда Вавилова Анатолия Ивановича похоронили в братской могиле Самофаловского сельского совета, Городищенского района, Волгоградской области. Запись об этом я нашла в Книге памяти Новосибирской области том-2. [8.с.622]. В Городищенском районе Волгоградской области находится 10 братских могил одна из которых в поселке Самофаловка.

    Всего захоронено в братской могиле военнослужащих – 4092. Из них известных – 4059, неизвестных – 33. Размер 5х5м. Имеется металлическая ограда. На братской могиле установлен железобетонный обелиск, высотой 2,5м. в виде скорбящей матери.

    [9] (приложение №9)

    Анализ письма с фронта от Вавилова Анатолия Ивановича (приложение №11)

    Во время Великой Отечественной войны мой прапрадед Вавилов Анатолий Иванович пишет своему отцу Вавилову Ивану Игнатьевичу письмо. Это письмо являет собой: сложенный, по-солдатски, треугольником лист из пожелтевшего от времени тетрадного листа в клетку. На внешней стороне письма чернильной ручкой чётко написан адрес. На письме имеются три печати. На одной надпись «Полевая почта», дата 25.8.42 и звезда, внутри которой серп и молот. Вторая печать с надписью «Чулым Новосиб. Обл.», те же инициалы и так же имеется дата, но она смазана, скорее всего- 30.9.42. Третья печать имеет надпись «Просмотрено» и изображение Советского герба. Она свидетельствует о том, что все письма проверялись военной цензурой. Само письмо написано карандашом, мелким шрифтом. Строки письма близко прилегают друг к другу, нет абзацев, все предложения написаны «сплошь», нет ни одной запятой, так же постоянно присутствуют орфографические ошибки.

    В письме прапрадед Анатолий обращается ко всем своим родным. Пишет, « пока жив», это означает, что в это время ситуация на фронте была печальной, очень много людей погибало и прапрадед догадывался, что ему осталось не долго. Поэтому, в большей части письма, прапрадед просит чтобы ему, пока он живёт на одном месте, послали запрос о том, что он — машинист, и ему полагается бронь. Он просит Шуру — свою жену, если она не может прислать запрос, то пусть пришлёт ему друг Малышев, а если тот, по каким – то причинам, не может, то пусть пришлёт кто-нибудь другой, но всё же он надеется, что запрос подаст Малышев.

    Так же в письме прапрадед просит, чтобы ему прислали посылку, если это возможно. Он просит: 1 рукавицу с пальцем, что бы было удобно стрелять, 1 пару носок, просит побольше табаку, стаканов 5-6. Больше ему ничего не надо.

    Просит, чтобы все по чаще писали, а то он очень скучает. В конце письма он передаёт всем привет и оставляет дату 23.8.42

    На фронте для писем не хватало бумаги, поэтому родственники, когда присылали письма или ответы на них, так же присылали бумагу для дальнейшей переписки. Поэтому на письме, которое мой прапрадед Анатолий писал домой, имеется строчка, написанная ранее, из дома, пишет Люба – его дочка, о том, что они его любят, скучают и ждут домой.

    Проведя внешний и внутренний анализ исторического документа «Письмо с фронта», я пришла к следующим выводам.

    1) Письмо написано 23.8.42, а сейчас 2012г, значит этому письму почти70 лет.

    2) Изучив историю Сталинградской битвы я узнала , что 23 августа 1942г. немцы предприняли наступление и вышли к Волге, идет бомбардировка Сталинграда, а мой прадед Анатолий в письме пишет короткую фразу «пока жив». Но даже она говорит о том, что обстановка на фронте сложная.

    3) Проделав простые математические вычисления, я выяснила, что письмо пришло в Чулым спустя 5 дней после гибели Вавилова Анатолия Ивановича. Письмо было написано 23.08.1942 , погиб прадед Вавилов Анатолий Иванович 25.09.1942г. пришло письмо в г. Чулым по почтовому штемпелю, 30.9.42. Письмо очень долго шло с фронта на родину и когда родственники получили письмо, прапрадеда уже не было в живых 5 дней.

    Сравнительный анализ

    Критерии сравнения

    Жиляев И. П.

    Вавилов А. И.

    Место и дата рождения

    Р-он Малоаржангельский

    Деревня Юдина

    Обл. Курская. 1909 г. рождения

    Обл. Новосибирская

    Город Чулым

    Ул. Береговая 7. 1906г. Рождения.

    образование

    4 класса Церковно-приходской школы

    Окончил школу машинистов на станции Тайга

    Материальный уровень семьи

    Бедные (много детей, отец рано умер, вскоре умерла мать)

    Бедные (имел одного брата Диму)

    Место работы

    Колхоз, организация МТС

    Станция Чулымская

    профессия

    • Тракторист
    • Слесарь по электрооборудованию
    • Машинист паровоза

    Участие в военных конфликтах 30-40е гг.20в

    • Русско- Финляндская 1939-1940гг.
    • Великая Отечественная война 1941-1945гг.

    Призван 10 мая 1942г.

    Результат и последствия участия в военных конфликтах 30-40е гг.20в

    • Получил ранения в бою. Как следствие инвалидность(приложение №10)
    • Убит в бою 25 сентября 1942г.

    Сравнивая прадедов, я пришла к выводу, что в начале жизни их судьбы схожи, они трудились , ради развития сельского хозяйства , и железнодорожного транспорта страны.. Я выяснила, что оба моих прадеда участвовали в военных конфликтах 30х-40х гг. XXвека. Жиляев Иван Петрович участвовал в 1939г. в Русско-финляндской войне, он первый испытал на себе все тягости военной жизни, «слепой жизни», когда ты не знаешь, вернешься ли ты домой невредимый или хотя бы живой, ты не знаешь, что случится завтра, послезавтра или может быть через минуту, вся жизнь переменится. Вавилов Анатолий Иванович был призван в мае 1942г., к этому времени его уже дома ждала жена и дочь, он мечтал поскорее увидеться с ними, но война никого не щадит, он умер в бою 25 сентября 1942г..

    Место рождения моих прадедов

    Курск

    Новосибирск

    Семьи моих прапрадедов жили далеко друг от друга, но война соединила в одном городе две разные семьи. Жиляев Иван Петрович жил в Курской области, которая граничит с Украиной, а прапрадед Вавилов Анатолий Иванович жил в Новосибирской области, граничащей с Казахстаном. В ходе войны Вавилов Анатолий Иванович был убит, но в Новосибирской области в городе Чулым осталась его дочь Любовь Анатольевна, продолжательница рода Вавиловых. Жиляев Иван Петрович во время эвакуации был отослан в Новосибирскую область, откуда он попал в город Чулым, где, в дальнейшем, мой отец, внук Жиляева И. П. женился на моей матери, правнучке Вавилова А. И.. Теперь мы одна большая семья, с общей для всех историей.

    В моей семье хранятся некоторые вещи, которые нам очень ценны в память о Великой Отечественной войне и о наших родственниках, принимавших участие в этом историческом событии. Это: письмо моего прадеда Вавилова Анатолия Ивановича с фронта, юбилейная газета «Пионерская правда» 1946года и фотографии.

    Для того чтобы побольше узнать о тех временах, о моих прадедах, я решила проанализировать эти письменные исторические источники, применяя статистический метод исследования.

    Анализ газеты «Пионерская правда»9 мая 1946г.(приложение№12)

    В моей семье в память о Великой Отечественной войне хранится юбилейная газета 1946г. Газета называется «Пионерская правда». Она имеет 4 листа формата А3. Бумага жёлтого цвета, картинки и надписи чёрно-белые, надписи на главной странице красного цвета. Адрес редакции: Москва, 40. Ул. «Правды» 24. В газете написан Приказ №11, статьи и рассказы, про героев войны, стихи о Великой Отечественной войне и отрывок из романа «Они сражались за Родину»

    На самой первой-главной странице Министр Вооружённых Сил Союза ССР Генералиссимус Советского Союза И. Сталин в приказе №11, пишет: «Приказываю: Сегодня, 9 мая, произвести салют в столице нашей Родины — Москве, в столицах союзных республик, а также в Львове, Кенигсберге, Сталинграде, Севастополе и Одессе – тридцатью артиллерийскими залпами».

    Евгений Далматовский пишет в газете стихотворение и рассказ, про тяжёлую битву под Берлином. Статья с надписью «Их имена бессмертны» перечисляет героев и совершенные ими подвиги.

    Целая страница уделена «Юным помощникам победы». Там написаны целые рассказы про подвиги: Юры-партизана, Миши Васина, Стрелочницы Веры.

    Патриотизм-это то, главное, чувство, которое в каждом человеке заставляло идти дальше, жить, и всеми силами бороться за свободу, за Родину. Все, и взрослые, и дети всеми силами помогали приблизить тот день, когда немцы отступят с захваченной территории, близкие люди вернуться домой и прозвучит это долгожданное: «Мы победили!»

    Заключение

    Историю страны мы узнаём, изучая книги по школьной программе. Но не многие задаются вопросом, всё ли так и было на самом деле, правду ли пишут в книгах. Узнать историю страны можно, изучая историю своей семьи. По рассказам, переходивших от поколения к поколению, можно узнать какая у наших предков была жизнь, как жили остальные люди, семьи, их соседи, села, города, все люди, страна.

    Работая над исследованием, каждый может для себя совершить небольшое открытие, узнать о чём-то больше, подробнее. Вот и я узнала, что судьба моих прадедов неразрывно связана с историей Советского государства, они были участниками глобальных исторических событий, Русско-Финляндской и Великой Отечественной воин. До войны Жиляев И.П. трудился в сельском хозяйстве трактористом д. Юдино, Курской области, а Вавилов А.И. был машинистом паровоза станции Чулымская Новосибирской области. Война коренным образом изменила их жизнь, повлияла на их дальнейшую судьбу. Война сделала моего прадеда инвалидом, мою бабушку Любу сиротой. Жизнь моего рода словно разделилась на время до и после Великой Отечественной войны. Она оставила очень долгий неизгладимый отпечаток в сердцах людей, в том числе и в моей семье.

    Ценными источниками для моего исследования оказались письмо с фронта от Вавилова Анатолия Ивановича, архивные документы сайта ОБД Мемориал. Эти источники позволили приблизиться к судьбе моего прадеда Вавилова Анатолия Ивановича, погибшего в ожесточенных боях под Сталинградом. Оказалось, что ценную информацию знают мои бабушки Крохта Лилия Ивановна и Тетенок Галина Ивановна. Проведенное исследование позволило мне подробнее изучить историю Советского государства в 30-40гг XXвека, узнать судьбу моих родственников живших в этот период времени. В дальнейшем я бы хотела узнать о жизни других моих прапрадедов и прапрабабушек

    Данная работа может применяться как краеведческий материал, на уроках истории и классных часах.

    Файлы: Презентация1.pptx
    Размер файла: 5405940 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология