Автор конспекта:
Автор(ы): — Воробьёва Наталья Ивановна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ № 5 г Новочеркасск, учитель географии

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География

Цель урока: —

определить уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов, главных особенностей климата в России, климатообразующих факторов, понимание закономерностей распределения основных элементов климата. Определить уровень умения работать с картами.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учеников в классе: — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник для 8 класса " Природа России" под редакцией Бариновой

Используемое оборудование: —

Климатическая карта

Краткое описание: —

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация.

III. Работа по заданиям.

Этап 1

Этап 2

Этап 3

Этап 4

Этап 5

IV. Обобщение.

Беседа по вопросам, которое вызвало затруднение учащихся.

V. Подведение итогов.

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация.

  • на каких климатических поясах расположена Россия?
  • что такое воздушные массы и перечислите основные их типы?
  • какой океан и почему оказывает большое влияние на климат России?
  • что такое циклон и антициклон?
  • что такое коэффициент увлажнения и что он выражает?
  • III. Работа по заданиям.

    Каждый ученик получает разные задания, а потом меняются.

    Учитель регулирует переход от этапа к этапу, оценивает ответ и выставляет оценку в карточку в графу ученика в соответствующий этап работы. Работа на одном этапе длится 5-6 минут.

    Список

    учащихся

    Найти соответ-ствие

    Работа по кли-матической кар-те

    Ответы на вопрос

    тест

    Определение типа кли-мата

    Итог.

    Этап 1.

    Найдите соответствие между определениями и понятиями.

  • переходная полоса между двумя различными воздушными массами.
  • соотношение осадков и испаряемости.
  • атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре.
  • атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре.
  • количество солнечной энергии, достигшей поверхности Земли.
  • явления повышения температуры с высотой в котловинах Сибири.
  • Оймякон.
  • линия на климатической карте, соединяющая точки с одинаковыми средними температурами воздуха.
  • сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы.
  • свойство климата, обеспечивающее сельскохозяйственное производство.
  • А. суммарная радиация (радиационный баланс).

    Б. атмосферный фронт.

    В. Трансформация.

    Г. Циклон.

    Д. антициклон.

    Е. коэффициент увлажнения.

    Ж. агроклиматические ресурсы.

    З. засуха.

    И. пыльные бури.

    К. «полюс холода»

    Л. Инверсия.

    М. (муссон) изотерма.

    Этап 2.

    Работа по климатической карте.

    Карточка №1. определите среднюю температуру января в Подмосковье.

    Карточка №2. определите коэффициент увлажнения на полуострове Ямал.

    Карточка №3. определите среднюю температуру июля в районе г. Якутска.

    Карточка №4. определите амплитуду температур в районе Оймякона.

    Карточка №5. определите количество осадков на острове Сахалин и Прикаспийской низменности.

    Этап 3.

    Ответы на вопрос.

  • какое значение для жизни и деятельности человека имеет климат (положительное и отрицательное)?
  • какие климатические явления наиболее неблагоприятны для работы транспорта? (гололед, туман, метель).
  • почему в городе снег тает быстрее, чем в отдаленных от города районах? (снег в городе грязный, темный, поглощает солнечные лучи).
  • почему в Сибири очень холодные зимы? (антициклонная погода).
  • почему самое холодное место не на самой северной точке России? (в Оймяконе инверсионная температура).
  • какие климатические условия установились бы в средней полосе Русской равнины, если бы вдоль побережья Северных морей располагались горы? (отсутствие заморозков, т.к. АВМ не проникала бы на юг).
  • Этап 4.

    Тест.

  • какой океан оказывает основное влияние на климат России?
  • А. Северный Ледовитый;

    Б. Атлантический;

    В. Тихий;

    Г. Индийский.

  • самое холодное место в России?
  • А. остров Рудольфа;

    Б. Оймякон;

    В. Кольский полуостров;

    Г. Таймыр.

  • количество воды, которое может испариться при данной температуре.
  • А. испарение;

    Б. испаряемость;

    В. Коэффициент увлажнения;

    Г. Туман.

  • самые высокие температуры воздуха наблюдаются летом:
  • А. на Прикаспийской низменности;

    Б. на юге Приморья (район г. Владивостока);

    В.на Северном Кавказе;

    Г. На юге Урала.

  • Россия расположена в климатических поясах:
  • А. арктическом;

    Б. умеренном;

    В. Субтропическом;

    Г. Субарктическом.

    Ответы: 1-Б; 2-Б; 3-Б; 4-А; 5-А, Б, Д.

    Этап 5.

    Определение типа климата.

    Определите тип климата в следующих районах России:

  • Карелия. (умеренно-континентальный).
  • Подмосковье (умеренно-континентальный).
  • Алтай (континентальный).
  • Север Западной Сибири (субарктический).
  • Сахалин (муссонный).
  • Остров Врангеля (арктический).
  • Камчатка (муссонный).
  • Сихотэ-Алинь (муссонный),
  • Прикаспийская низменность (континентальный).
  • Среднесибирское плоскогорье (резко континентальный).
  • IV. Обобщение.

    Беседа по вопросам, которое вызвало затруднение учащихся.

    V. Подведение итогов.

    Выставление оценок.

    VI. Домашнее задание.

    Составить кроссворд по теме «Климат» (не менее 10 слов).

    Файлы: Обобщающий урок по теме Общая характеристика природы России.docx
    Размер файла: 16580 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология