Автор конспекта:
Автор(ы): — Боброва Елена Николаевна
Место работы, должность: —
МОУ "Куруильская средняя школа" учитель начальных классов
Регион: — Оренбургская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
Обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 11
Используемые учебники и учебные пособия: —
УМК "Школа России", литературное чтение Л.Ф.Климановой
Используемое оборудование: —
проектор, компьютер
Краткое описание: —
Урок с использованием ИКТ
Тема: И.Бунин «Матери»
Цель: Обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.
Задачи:
1.Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей
2. Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей
3. Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.
I. Орг. Момент (слайд 1)
II. Сообщение темы урока. (слайд 2-7)
— Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти слайды. Подумайте, что их объединяет?
— Да, мы видим образ женщины-матери.
— Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека мама самый близкий человек?
Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать…
Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное – МАТЬ!
Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,
Слово «МАМА» — нет его добрей, ласковей и сокровенней.
Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!
Тема нашего урока «Иван Алексеевич Бунин «Матери». (слайд 8)
III. Знакомство с биографией И.А. Бунина (слайд 9-17)
— И.А.Бунин родился в 1870 году в городе Воронеже в старинной дворянской семье. На этом слайде вы видите портрет писателя и герб рода Буниных
— Вот дом, в котором родился Иван Алексеевич.
Но детство и юность его прошли в фамильном имении в Орловской губернии.
— На этом слайде вы видите родителей Ивана Алексеевича Бунина.
Отец Алексей Николаевич часто бывал в разъездах, и воспитанием детей занималась мать Людмила Александровна. Она была нежной, душевной женщиной, старалась создать в доме тёплую атмосферу. Людмила Александровна сама много читала, любила музыку, играла на фортепьяно для сына и много ему читала
— Начальное образование Бунин получил в домашних условиях, а в 1881 году поступил в гимназию в городе Ельце. Вы видите здание этой гимназии.
— Продолжить далее своё образование Иван Алексеевич не смог – не позволила бедность.
В 1886 году И.Бунин уходит из гимназии, в дальнейшем занимается самообразованием под руководством старшего брата.
— Писать стихи Бунин начал очень рано. Он часто выступал на литературных вечерах.
В 1903 году за стихотворный сборник «Листопад» удостоен Пушкинской премии.
— В 1920 году И.А. Бунин был вынужден покинуть Россию, и уехать в чужую страну. Он жил во Франции в городе Грассе под Парижем. Иван Алексеевич очень тосковал по родине, особенно по матери, которую очень любил всю свою жизнь.
— Творчество Бунина разнообразно. Он писал не только стихи, но и рассказы.
С 1927 по 1339 год Иван Алексеевич работал над одной из лучших своих книг «Жизнь Арсеньева»
— В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Эту высокую награду он получил за строгий артистический талант, с которым он создал в своих произведениях типичный русский характер.
— В 1953 году в Париже Бунина не стало.
IV. Словарная работа (слайд 18-20)
— Прежде, чем начать работу над стихотворением, поработаем с некоторыми словами.
— Кто знает, что здесь изображено?
— Это лампадка.
— Лампадка — небольшой сосуд с фитилем, наполняемый елейным маслом и зажигаемый перед иконой.
— Кого вы здесь видите?
— Это ангел-хранитель, изображается крылатым юношей. Ангел-хранитель – в религиозном представлении сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям, чтобы оберегать их, т.е. – хранить. У каждого человека есть свой ангел-хранитель.
— Как понимаете слово «очаровать»? Что это значит? (выслушиваются ответы детей)
— Очаровать – это произвести неотразимое впечатление на кого-либо.
— Что в вашем понятии означает слово «сумрак»? (выслушиваются ответы детей)
— Сумрак – это полумрак, неполная темнота, при которой ещё можно различать предметы.
— А что значит «кроткий» голос? (ответы детей)
— Кроткий голос – незлобный, покорный, смирный.
V. Первичное восприятие текста
— А сейчас давайте послушаем стихотворение, его прочитает нам Боброва Анна.
(подготовленная ученица выразительно читает стихотворение)
— Понравилось вам это стихотворение? Чем?
— От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)
— Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к своей матери)
— Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она привила поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела.
— Смогла ли Аня своим чтением передать нам чувства автора?
— Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение? (Спокойно, тихо, таинственно)
VI. Самостоятельное чтение.
VII. Анализ произведения.
— Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?
— Найдите и подчеркните слова, которые вызывают воспоминание о детстве.
— Какие картины вы себе представляли при чтении?
— Настоящие мастера для создания точного изображения художественного образа используют различные средства. Сегодня я хочу познакомить вас с эпитетами. Эпитет – это образное определение, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Эпитетами чаще всего бывают прилагательные. Например, в сказках используют такие эпитеты: добрый молодец, красна девица. (слайд 21)
-Давайте вмести найдём эпитеты в первом четверостишие.
— Найдите эпитеты во втором четверостишие. (Работа в группах)
VIII. Физминутка
Дружно помогаем маме
Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)
Потянулись,
Остановились.
Хорошо мы потрудились! (погладили себя по голове)
IX. Беседа по содержанию.
— Чей же образ находится в центре внимания автора? (Образ матери)
— Что автору особенно запомнилось у мамы? (Её голос) – докажите словами из текста
— А какой у неё голос? Найдите в тексте.
— Какой вопрос возник у автора? Найдите в тексте.
— Как вы думаете, почему он называет маму ангелом? Вспомните значение этого слова.
— Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда — и в горе, и в радости.
X. Работа над пословицами.
— На стенах класса вы видите пословицы о матери. Какая на ваш взгляд пословица соответствует стихотворению И. Бунина?
Нет друга нежнее матери.
При солнце тепло, при матери добро.
Птица рада весне, а дитя матери.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
XII. Беседа о мамах
— Ребята, поднимите руки, кто подумал, вспомнил о своей маме, работая сегодня на уроке?
— Что вы вспомнили о своих мамах? (ответы детей)
— Да, ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают вам во всём, переживают за вас.
Песня «Милая мама моя» (слайд 22- 32)
XIII. Итог урока
— Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.
Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама и начало жизни.
— Ребята, понравился ли вам наш урок? Что вам понравилось?
— Что нового узнали сегодня?
IVX. Домашнее задание (слайд 33)
Выучить стихотворение наизусть.
VX. Рефлексия
— Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите насколько сегодня вы:
— были успешны на уроке и чувствовали себе комфортно
— разобрались с темой урока
— умеете применять свои знания.
(сидят за партой – плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят с поднятыми руками – отлично)
— В конце урока я хочу вам пожелать:
Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,
Чтоб от раскаянья не плакать,
Вовек: нигде и никогда
Не заставляйте маму плакать.
Слайд 34
Файлы: презентация.pptx
Размер файла: 3601965 байт.