Автор конспекта:
Автор(ы): — Боброва Елена Николаевна

Место работы, должность: —

МОУ "Куруильская средняя школа" учитель начальных классов

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Используемые учебники и учебные пособия: —

УМК "Школа России", литературное чтение Л.Ф.Климановой

Используемое оборудование: —

проектор, компьютер

Краткое описание: —

Урок с использованием ИКТ

Тема: И.Бунин «Матери»

Цель: Обучение учащихся выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений, переживаний.

Задачи:

1.Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей

2. Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей

3. Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.

I. Орг. Момент (слайд 1)

II. Сообщение темы урока. (слайд 2-7)

— Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти слайды. Подумайте, что их объединяет?

— Да, мы видим образ женщины-матери.

— Ребята, как вы думаете, почему для каждого человека мама самый близкий человек?

Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать…

Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное – МАТЬ!

Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,

Слово «МАМА» — нет его добрей, ласковей и сокровенней.

Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого и единственного человека!

Тема нашего урока «Иван Алексеевич Бунин «Матери». (слайд 8)

III. Знакомство с биографией И.А. Бунина (слайд 9-17)

— И.А.Бунин родился в 1870 году в городе Воронеже в старинной дворянской семье. На этом слайде вы видите портрет писателя и герб рода Буниных

— Вот дом, в котором родился Иван Алексеевич.

Но детство и юность его прошли в фамильном имении в Орловской губернии.

— На этом слайде вы видите родителей Ивана Алексеевича Бунина.

Отец Алексей Николаевич часто бывал в разъездах, и воспитанием детей занималась мать Людмила Александровна. Она была нежной, душевной женщиной, старалась создать в доме тёплую атмосферу. Людмила Александровна сама много читала, любила музыку, играла на фортепьяно для сына и много ему читала

— Начальное образование Бунин получил в домашних условиях, а в 1881 году поступил в гимназию в городе Ельце. Вы видите здание этой гимназии.

— Продолжить далее своё образование Иван Алексеевич не смог – не позволила бедность.

В 1886 году И.Бунин уходит из гимназии, в дальнейшем занимается самообразованием под руководством старшего брата.

— Писать стихи Бунин начал очень рано. Он часто выступал на литературных вечерах.

В 1903 году за стихотворный сборник «Листопад» удостоен Пушкинской премии.

— В 1920 году И.А. Бунин был вынужден покинуть Россию, и уехать в чужую страну. Он жил во Франции в городе Грассе под Парижем. Иван Алексеевич очень тосковал по родине, особенно по матери, которую очень любил всю свою жизнь.

— Творчество Бунина разнообразно. Он писал не только стихи, но и рассказы.

С 1927 по 1339 год Иван Алексеевич работал над одной из лучших своих книг «Жизнь Арсеньева»

— В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Эту высокую награду он получил за строгий артистический талант, с которым он создал в своих произведениях типичный русский характер.

— В 1953 году в Париже Бунина не стало.

IV. Словарная работа (слайд 18-20)

— Прежде, чем начать работу над стихотворением, поработаем с некоторыми словами.

— Кто знает, что здесь изображено?

— Это лампадка.

— Лампадка — небольшой сосуд с фитилем, наполняемый елейным маслом и зажигаемый перед иконой.

— Кого вы здесь видите?

— Это ангел-хранитель, изображается крылатым юношей. Ангел-хранитель – в религиозном представлении сверхъестественное существо, служитель Бога и его посланец к людям, чтобы оберегать их, т.е. – хранить. У каждого человека есть свой ангел-хранитель.

— Как понимаете слово «очаровать»? Что это значит? (выслушиваются ответы детей)

— Очаровать – это произвести неотразимое впечатление на кого-либо.

— Что в вашем понятии означает слово «сумрак»? (выслушиваются ответы детей)

— Сумрак – это полумрак, неполная темнота, при которой ещё можно различать предметы.

— А что значит «кроткий» голос? (ответы детей)

— Кроткий голос – незлобный, покорный, смирный.

V. Первичное восприятие текста

— А сейчас давайте послушаем стихотворение, его прочитает нам Боброва Анна.

(подготовленная ученица выразительно читает стихотворение)

— Понравилось вам это стихотворение? Чем?

— От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)

— Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к своей матери)

— Да, автор любил свою мать всю свою жизнь. Это она привила поэту любовь к поэзии, она ему много читала, рассказывала, пела.

— Смогла ли Аня своим чтением передать нам чувства автора?

— Как вы думаете, как нужно читать это стихотворение? (Спокойно, тихо, таинственно)

VI. Самостоятельное чтение.

VII. Анализ произведения.

— Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что сейчас с ним происходит?

— Найдите и подчеркните слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

— Какие картины вы себе представляли при чтении?

— Настоящие мастера для создания точного изображения художественного образа используют различные средства. Сегодня я хочу познакомить вас с эпитетами. Эпитет – это образное определение, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Эпитетами чаще всего бывают прилагательные. Например, в сказках используют такие эпитеты: добрый молодец, красна девица. (слайд 21)

-Давайте вмести найдём эпитеты в первом четверостишие.

— Найдите эпитеты во втором четверостишие. (Работа в группах)

VIII. Физминутка

Дружно помогаем маме

Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)

Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)

Потянулись,

Остановились.

Хорошо мы потрудились! (погладили себя по голове)

IX. Беседа по содержанию.

— Чей же образ находится в центре внимания автора? (Образ матери)

— Что автору особенно запомнилось у мамы? (Её голос) – докажите словами из текста

— А какой у неё голос? Найдите в тексте.

— Какой вопрос возник у автора? Найдите в тексте.

— Как вы думаете, почему он называет маму ангелом? Вспомните значение этого слова.

— Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда — и в горе, и в радости.

X. Работа над пословицами.

— На стенах класса вы видите пословицы о матери. Какая на ваш взгляд пословица соответствует стихотворению И. Бунина?

Нет друга нежнее матери.

При солнце тепло, при матери добро.

Птица рада весне, а дитя матери.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

XII. Беседа о мамах

— Ребята, поднимите руки, кто подумал, вспомнил о своей маме, работая сегодня на уроке?

— Что вы вспомнили о своих мамах? (ответы детей)

— Да, ваши мамы каждое утро провожают вас в школу, готовят завтраки, встречают, помогают вам во всём, переживают за вас.

Песня «Милая мама моя» (слайд 22- 32)

XIII. Итог урока

— Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама и начало жизни.

— Ребята, понравился ли вам наш урок? Что вам понравилось?

— Что нового узнали сегодня?

IVX. Домашнее задание (слайд 33)

Выучить стихотворение наизусть.

VX. Рефлексия

— Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите насколько сегодня вы:

— были успешны на уроке и чувствовали себе комфортно

— разобрались с темой урока

— умеете применять свои знания.

(сидят за партой – плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят с поднятыми руками – отлично)

— В конце урока я хочу вам пожелать:

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Слайд 34

Файлы: презентация.pptx
Размер файла: 3601965 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология