Автор конспекта:
Автор(ы): — Бабаева Ирина Владимировна
Место работы, должность: — МОУ «Борисоглебский центр образования» учитель русского языка и литературы
Регион: — Воронежская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — Привить учащимся интерес к грамматике как к науке и её терминологии.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Краткое описание: — I этап. Историческая справка. Грамматика – наука древняя. Начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Индии и Греции. Индийские ученые к IV веку до н.э. провели ряд исследований в области фонетики и особенно морфологии санскритского языка, который был литературным языком в Индии той эпохи. В Греции в IV веке до н.э. систематическую разработку грамматики осуществил известный ученый и философ Аристотель. Он установил в греческом языке четыре части речи, положил начало учению о падежах. В России первые грамматические пособия начинают появляться с начала XVI века. Первым печатным руководством для начального обучения был букварь «Азбука с грамматикой», изданный в Львове в 1574 году эмигрировавшим туда московским печатником Иваном Фёдоровым. Наибольшей известностью пользовалась «Славянская грамматика» Мелетия Смотрицкого (1619). Первую подлинную научную грамматику русского языка создал М. В. Ломоносов. («Российская грамматика» 1755) В ней были даны впервые правила правописания. Большинство терминов русской грамматики представляет собой перевод греческих и латинских слов. Грамматика – наука о строе языка – grammatike – письменность. В Древней Руси всякий письменный документ называли грамотой. Морфология – наука о словообразовании – от греческого morphe – вид, образ и logos – слово. Корень – дословный перевод латинского слова radix. Называния русских падежей представляют собой дословный перевод латинских названий. Именительный – от nomen (имя), родительный – от genetivus (полученный от рождения). Дательный – от dativus (что означает дать). Винительный – от accusativus (что значит обвиняю). Творительный падеж был введен в конце XVI века Зизанием. Предложный падеж ввел в грамматику Ломоносов. Формы звательного падежа можно найти в произведениях XIX века, например у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» : Чего тебе надобно, старче? Спряжение происходит от латинского conjugatio – спрягаю, соединяю. Причастие названо так потому, что «причастно» и прилагательному и глаголу. Наречие – то что дополняет и разъясняет речь, то есть глагол. Междометие – буквальный перевод с латинского interjectio (бросаю, метаю между чем-нибудь). II этап. Задачи и игры. 1. Подобрать несколько сложных слов, состоящих из трех корней. (паровозостроительный, самолетостроение, теплоэлектроцентраль) 2. Определить падеж существительных в предложениях: Не только театры ищут пьесы, но и пьесы ищут театры. Берег омывает море. 3. Во что превратятся предлоги несмотря и невзирая и наречие немедля, если их написать с частицей не раздельно? 4. Какими членами предложения являются выделенные слова? Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. 5. Разберите по членам предложения и частям речи искусственное предложение и придумайте к нему аналогичное по конструкции. Поляндные волдры рушно ныквались по лорнему шеду. (Кучевые облака быстро неслись по синему небу.) Современники (Игра) Играющие выбирают определенную историческую эпоху, например 30-40 годы XIX века. Затем каждый выбирает себе имя писателя, жившего в это время, и записывает его на бумаге. Здесь же пишут названия произведений этого автора. Затем записи прочитывают вслух. Игроки, сделавшие ошибки, выбывают из игры. Если окажется, что несколько игроков выбрали одного и того же писателя, то выигрывает, то есть остается в числе «современников», тот, кто записал больше произведений данного автора.
Файлы: От эпохи Возрождения к классицизму.ppt
Размер файла: 302592 байт.