Автор конспекта:
Автор(ы): — Бабаева Ирина Владимировна

Место работы, должность: — МОУ «Борисоглебский центр образования» учитель русского языка и литературы

Регион: — Воронежская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Привить учащимся интерес к грамматике как к науке и её терминологии.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Краткое описание: — I этап. Историческая справка. Грамматика – наука древняя. Начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Индии и Греции. Индийские ученые к IV веку до н.э. провели ряд исследований в области фонетики и особенно морфологии санскритского языка, который был литературным языком в Индии той эпохи. В Греции в IV веке до н.э. систематическую разработку грамматики осуществил известный ученый и философ Аристотель. Он установил в греческом языке четыре части речи, положил начало учению о падежах. В России первые грамматические пособия начинают появляться с начала XVI века. Первым печатным руководством для начального обучения был букварь «Азбука с грамматикой», изданный в Львове в 1574 году эмигрировавшим туда московским печатником Иваном Фёдоровым. Наибольшей известностью пользовалась «Славянская грамматика» Мелетия Смотрицкого (1619). Первую подлинную научную грамматику русского языка создал М. В. Ломоносов. («Российская грамматика» 1755) В ней были даны впервые правила правописания. Большинство терминов русской грамматики представляет собой перевод греческих и латинских слов. Грамматика – наука о строе языка – grammatike – письменность. В Древней Руси всякий письменный документ называли грамотой. Морфология – наука о словообразовании – от греческого morphe – вид, образ и logos – слово. Корень – дословный перевод латинского слова radix. Называния русских падежей представляют собой дословный перевод латинских названий. Именительный – от nomen (имя), родительный – от genetivus (полученный от рождения). Дательный – от dativus (что означает дать). Винительный – от accusativus (что значит обвиняю). Творительный падеж был введен в конце XVI века Зизанием. Предложный падеж ввел в грамматику Ломоносов. Формы звательного падежа можно найти в произведениях XIX века, например у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» : Чего тебе надобно, старче? Спряжение происходит от латинского conjugatio – спрягаю, соединяю. Причастие названо так потому, что «причастно» и прилагательному и глаголу. Наречие – то что дополняет и разъясняет речь, то есть глагол. Междометие – буквальный перевод с латинского interjectio (бросаю, метаю между чем-нибудь). II этап. Задачи и игры. 1. Подобрать несколько сложных слов, состоящих из трех корней. (паровозостроительный, самолетостроение, теплоэлектроцентраль) 2. Определить падеж существительных в предложениях: Не только театры ищут пьесы, но и пьесы ищут театры. Берег омывает море. 3. Во что превратятся предлоги несмотря и невзирая и наречие немедля, если их написать с частицей не раздельно? 4. Какими членами предложения являются выделенные слова? Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. 5. Разберите по членам предложения и частям речи искусственное предложение и придумайте к нему аналогичное по конструкции. Поляндные волдры рушно ныквались по лорнему шеду. (Кучевые облака быстро неслись по синему небу.) Современники (Игра) Играющие выбирают определенную историческую эпоху, например 30-40 годы XIX века. Затем каждый выбирает себе имя писателя, жившего в это время, и записывает его на бумаге. Здесь же пишут названия произведений этого автора. Затем записи прочитывают вслух. Игроки, сделавшие ошибки, выбывают из игры. Если окажется, что несколько игроков выбрали одного и того же писателя, то выигрывает, то есть остается в числе «современников», тот, кто записал больше произведений данного автора.

Файлы: От эпохи Возрождения к классицизму.ppt
Размер файла: 302592 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология