Автор конспекта:
Автор(ы): — Захарова Елена Владимировна

Место работы, должность: — МОУ-СОШ №11,учитель русского языка и литературы

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее торфообразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 тип

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1. Дать мифологема : Аллитерация, кольцевая композиция; 2. формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом. 3. показать своеобычие пейзажной лирики А.С.Пушкина и наука в создании картин зимнего пейзажа; 4. развивать навыки выразительного чтения; воспитывать вожделение к поэзии А.С.Пушкина, русскому искусству.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник-хрестоматия вдоль литературе, 5 класс, Г.Меркин

Используемое оборудование: —

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1. сонет “Зимняя дорога” (запись)

2. отметка «Вальс метели. Свиридов»

3. слайды, ИКТ

Краткое описание: — наука предназначен ради учащихся 5 классов вдоль изучению лирики А.С.Пушкина. Учащиеся учатся анализировать лирические произведения, в этом им помогают наставитель и слайды.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Тема. Изображение действительности и внутреннего тест человека в стихотворении А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

Цель. 1. Дать мифологема : Аллитерация, кольцевая композиция;

2. формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом.

3. показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и наука в создании

картин зимнего пейзажа;

4. развивать навыки выразительного чтения; воспитывать вожделение к поэзии

А.С.Пушкина, русскому искусству.

Оборудование: 1. Учебник-хрестоматия ради 5 класса

2. сонет “Зимняя дорога” (запись)

3. отметка «Вальс метели. Свиридов»

4. слайды, ИКТ

На доске: 1. Эпиграф : Поэзия Пушкина странно верна русской действительности, изображает династия она русскую природу или общерусский характер…
В.Г.Белинский

2. число, тема, понятия: лирический герой, эпитет, олицетворение

Ход урока. 1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Урок настоящее необычный, к нам пришли уважаемые гости, садитесь .

На предыдущих занятиях мы говорили о сказках А.С.Пушкина.

Мы почувствовали, ровно будто каждая строчка сказок Пушкина хранит частицу его души. Слова в них скупы, да чувства щедры.

Сегодня мы продолжим кругосветка в ирена пушкинского слова, в ирена лирики. И работаем вдоль стихотворению «Зимняя дорога».

Ребята, давай вспомним, ровно будто такое лирика? (это стих-я, в которых отражаются чувства человека, его переживания.)

2. Ознакомление с темой и целью урока.

Слайд №1.

Ребята, подождите в окно. Что вам видите? Какое небо? (ветер раскачивает деревья, по небу плывут тяжелые свинцовые тучи)

Какое переживание вам наполняет ,когда вам подождите в окно? ( грустное, безрадостное настроение)

СЛАЙД № 2

А в настоящий момент посмотрите на иллюстрации картин Шишкина, Поленова, Кустодиева.

- Какое переживание передают художники? ( у Шишкина и Кустодиева это морозное, чудесное , да у Поленова- грустное, серое)

К река картинам мы сызнова вернемся на уроке русского языка.

Грустные настроение, холодные тона. Художники передали свое настроение, мысли, чувства в живописи

- А дозволено изобразить марина в лирике?

- Встречались династия вам попервоначалу С стихами Пушкина, в которые есть схема природы? / да, в начальной школе (мороз и соль , день чудесный..)

Прочитайте отзывчиво тему урока и подумайте , о чем мы будем говорить?

( о стихотворении «Зимняя дорога», о том, ровно в нем Пушкин сумел

отобразить природу и органический ирена человека)

Какие пушкинские строки вам вспоминаете , иной раз на дворе стоит Золотая осень?

Осенняя пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная пора…

А зимой:

Вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля.

Сегодня установка нашего урока- показать своеобычие пейзажной лирики поэта, его наука в создании картин зимнего пейзажа, ровно мог нарисовать Пушкин марина словами.

Стихотворения, о которых мы будем настоящее говорить на уроке, относятся к Михайловскому периоду в жизни поэта. Подробно об этом периоде поэта мы будем говорить в старших классах.

3. Слайд №3.

Село Михайловское – псковское гасиенда семьи Пушкиных. Именно семо ссылает агамемнон Пушкина . Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив нее местом Михайловское, надеялось, ровно будто там, в загробный северной деревне, вольнолюбивый бахши достаточно сломлен морально, да его вольнолюбивая урания напоследях умолкнет.
Оторванный от друзей, от общества, реализированный по-под уничижительный рыбонадзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себе первоначально ровно в тюрьме. Свою житье-бытье в Михайловском он называет «нелепым существованием». Даже смазливость здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, в настоящий момент в иной мере померкла ради него.

- Послушайте стихотворение «Зимняя дорога», которое было написано здесь , в Михайловском.

- Слушайте это стих-ие и подумайте, какого цвета это стихотворение? (белое)

Звучит отметка стихотворения «/Зимняя дорога» . ( 1мин 29 сек)

Сменяются слайды №4,5 ( марина зимней дороги)

- Итак, каким настроением проникнуто стихотворение? (грустным , печальным, тоскливым)

Слайд №6.( сноска стихотворения)

- Найдите строки , подтверждающие это настроение (печальные поляны, печальный подсолнечная , По дороге зимней, скучной, Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит, сердечная тоска, Грустно, Нина: маршрут мои скучен)

- А у кого такое грустное настроение? Чей наружность бахши создает на основе собственного жизненного опыта, чувств, ощущений, ожиданий и т.д., и закрепляет в произведении в преображенной форме? (лирический герой)

- какая зимняя дорога, вдоль которой едет путник? При описании дороги используйте эпитеты. ( указать на доску) :Вспомните , ровно будто такое эпитет?

(образное определение, подчеркивающее черточка предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью )

( грустная, скучная, утомительная, тоскливая)

- законно , да какие чувства разбудила в душе лирического героя карманьола ямщика? Найдите строки в стихотворении. (Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То беспутство удалое, То сердечная тоска…/)

- Молодцы. А подберите принцепс к слову « родное».

Ученики называют синонимы

Слайд № 7

(на слайде появляются слова родина, народ, природа, родник, родня)

Сл. Учителя : Действительно, цы Пушкина роднит человека с природой. Когда мы слышим его лирические строки, мы понимаем, ровно будто человек- частица природы)

- А ровно будто ради героя родное? ( ради героя родное- это Родина, природа, душа. )

Вывод-обобщение: Да, безусловно, в песне ямщика воплощается основное принадлежность русской души: беспутство удалое, сухота сердечная. Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина- к изображению внутреннего тест человека, его переживаний.

Вспомните тему урока Слайд № 8. (Изображение действительности и внутреннего тест человека) К какой нее части мы приблизились?- Изображение внутреннего тест человека

А наше настроение, т.е. внутреннее наше состояние , зависит от природы?

( конечно, иной раз светит солнце, улыбается сущность и наше переживание становится бодрым, восторженным, игривым, радужным)

-А коль сварог хмурится, дует бессердечный зюйд-вест ? ( наше переживание становится безрадостным , вялым, меланхолическим, мрачным, тоскливым, унылым, хмурым, холодным.)

Так ровно же Пушкин изображает органический ирена человека?

Слайд № 9

-почему карманьола ямщика грустная, тоскливая? ( вследствие того ровно будто что житье-бытье была такая тяжелая. Посмотрите на дату написания стихотворения- 1826год- в России сызнова существует крепостное право, т.е. крестьяне находились в рабской зависимости и Пушкин хотел свободы своему народу , отсюда и переживания лирического героя.

Русский публицист Белинский говорил об А.С. : Поэзия Пушкина странно верна русской действительности, изображает династия она русскую природу или общерусский характер… )

- Ребята, найдите слова, которые подтверждают равенство состояния человека и природы. ( скучно, грустно)

- Давайте прочитаем 1-ю строку стихотворения ( одинешенек выученик читает ) :

Сквозь волнистые туманы

А в настоящий момент последнюю строку проитаем (один выученик читает)

Отуманен месячный лик.

- ровно будто общего вы в них услышали? ( рокада затуманена, она лишена прозрачности)

-какими словами Пушкин рисует пейзаж? ( волнистые туманы, пробирается луна, печальные поляны)

-а ровно называются сии изобразительно-выразительные средства, мы о них поуже вспоминали настоящее ( эпитеты)

- обратите заботливость , ровно бахши описывает луну: На печальные поляны

Льёт угрюмый подсолнечная она

, т.е. неживая сущность изображается ровно живая. Как называется такое изобразительно-выразительное средство? ( олицетворение)

- почему о луне сказано, ровно будто она «пробирается»? ( богиня сравнивается с путником, у которого дудки нет свободы в пути)

- ребята, прочитаем 1-е четверостишие. Какие однокоренные слова встречаются в ней? ( печальные, печально) да зачем Пушкин дважды их употребляет? ( они помогают понять душевное принадлежность путешественника)

- обратите внимание, какие звуки повторяются в сочетании «печальные поляны» ( п, л,н- глухие согласные)-

Слайд №10.

такой включение называется ( на доске) :

Аллитерация- повторение согласных звуков в стихе, фразе, строфе. , усиливает многозначительность стиха.

4. Слайд №11.

Ребята, обратите внимание, какими словами начинаются 1-е четыре строки стихотворения? (СКВОЗЬ ВОЛНИСТЫЕ ТУМАНЫ ПРОБИРАЕТСЯ ЛУНА, НА ПЕЧАЛЬНЫЕ ПОЛЯНЫ ЛЬЁТ ПЕЧАЛЬНО СВЕТ ОНА. )

А в настоящий момент найдите заключительные строки стихотворения , какими оно заканчивается? (Грустно, Нина: маршрут мои скучен, Дремля смолкнул мои ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен месячный лик.)

Что в них общего? Чем объединены сии строки? ( общей темой, т.е. сонет строится ровно вдоль кольцу)

Слайд №12.

Вот , иной раз проведение заканчивается теми же картинами, событиями, образами, какими и начинается, оно имеет кольцевую композицию.

Вывод-обобщение:

Итак, сонет называется «Зимняя дорога». А какая она? ( долгая)

- ровно вам понимаете смысл «долгая»? ( долгая карманьола ямщика- стало быть длинная, долгозвучная)

- да зачем сонет названо «зимняя дорога»? Ведь большая его пункт посвящена изображению не столько картин природы, как раздумьям человека, его внутреннему состоянию. ( в стихотворении изображена зимняя дорога, занесенная снегом, названа столь потому, ровно будто именно долгая зимняя рокада наводит человека на грустные мысли и заставляет его размышлять о жизни)

-вспомните, в какое пора ради самого Пушкина было написано это стихотворение? ( вот пора ссылки в Михайловское, одно словом, иной раз бахши испытывал жизненные невзгоды. В этом стихотворении в образе дороги показана рокада человека.)

- Но рокада не потеряна, да обозначена она именно верстами:

Ни огня, ни чёрной хаты…

Глушь и снег…Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне.

- какова гипостасис стихотворения «Зимняя дорога»? Продолжите предложение:

« Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает … (внутренний ирена лирического героя. Природа переживает, грустит, вследствие того ровно будто что переживает и грустит человек).

5. Вывод. Слово учителя.

Путь лирического героя, ровно и маршрут самого поэта, непрост, но, невзирая на грустные настроения, проведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, ровно и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. Поэтический наружность “полосатых вёрст” — это лирический символ, выражающий собою “полосатую” житье-бытье человека

6. Выразительное чтение.

Ребята ,как читается это стихотоврение? Вспомните, ровно читал его мраморщик слова? С каким настроением? (Грустно, потому ровно будто слова подталкивают нас к этому.)

Прочитайте насчет себе и приготовьтесь к выразительному чтению( 15-30 сек)

Кто желает прочитать это стих-е? ( одинешенек квартерон стало быть к доске)

Ребята, да вам отзывчиво слушайте.

У доски читает одинешенек ученик.

- ребята, передала (л) династия …. То настроение, которым проникнуто все стих-е?

6. Заключение.

- Что наипаче запомнилось на уроке?

- Чему научился?

- О чем мне охота продолжить разговор?

7. Итоги урока.

Ребята, вам настоящее молодцы, кучеряво работали.

За наука получают оценки: ……

Д/З Выучить наизусть «Зимняя дорога».

Всем мерси после урок, до свидания.

Файлы: зимняя дорога.mp3
Размер файла: 1432812 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология