Автор конспекта:
Автор(ы): — Линдер Ирина Михайловна

Место работы, должность: — РГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат 3, 4 видов», учитель русского языка и литературы.

Регион: — Республика Хакасия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Цель: Дать представление о добре и зле в русских народных сказках как явлении устного народного творчества, основанного на фантазии русского народа о мире. Задачи урока: Образовательные: Показать, как отражаются в тексте сказок народных представлений о добре и зле Разобраться, что же за истоки у русской духовности, у русского национального характера. Актуализировать знаний учащихся о русском фольклоре. Развивающие: Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных сказок. Пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству. Овладеть умениями чтения и анализа художественного произведения. Воспитательные: Развитие речи, памяти, мышления, а также познавательных и творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся при устных ответах, в беседе, выполнении индивидуальных заданий. Воспитание умений сотрудничать в процессе групповой работы Способствовать развитию самосознания учащихся, осознанию своей сопричастности к происходящему.

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — 1. Класс делится на группы. 2. ГРУППЫ ДАЮТ ХАРАКТЕРИСТИКУ СКАЗОЧНЫМ ГЕРОЯМ (ДОБРЫМ И ЗЛЫМ) 3. ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЯ, ИЩУТ В ТЕКСТАХ ОПИСАНИЯ ГЕРОЕВ, КРАСКАМИ ИЗОБРАЖАЮТ ГЕРОЕВ. 4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Урок творческий проект по теме «Изображение добра и зла в русских народных сказках»

Цель: Дать представление о добре и зле в русских народных сказках как явлении устного народного творчества, основанного на фантазии русского народа о мире.
Задачи урока:
Образовательные:
Показать, как отражаются в тексте сказок народных представлений о добре и зле
Разобраться, что же за истоки у русской духовности, у русского национального характера.
Актуализировать знаний учащихся о русском фольклоре.

Развивающие:
Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных сказок.
Пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству.
Овладеть умениями чтения и анализа художественного произведения.

Воспитательные:
Развитие речи, памяти, мышления, а также познавательных и творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся при устных ответах, в беседе, выполнении индивидуальных заданий.
Воспитание умений сотрудничать в процессе групповой работы
Способствовать развитию самосознания учащихся, осознанию своей сопричастности к происходящему.

Оборудование: репродукции картин «Русские народные сказки», рисунки учащихся, тексты русских народных сказок, карточки-задания, презентация слайдов, мультимедийная презентация

Ход урока

Слово учителя. Беседа.
Сегодня у нас необычный урок, урок исследования текстов русских народных сказок. Тема урока «Изображение добра и зла в русских народных сказках».
Слайд «Тема урока»
Тема урока «Изображение добра и зла в русских народных сказках».
— Ребята, какие у вас ассоциации при слове сказка? Запишите на листах цветной бумаги эти слова-ассоциации. (добро, сказочные герои, волшебство, чудовища и злые персонажи, испытания, победа, смелость, битва, …)
Слайд «Цели и задачи проекта»
Цели и задачи проекта:
Выяснить, какие герои представляют добрые и злые силы русских народных сказок.
Выяснить характер «добрых» и «злых» сил.
Роль добра и зла в русских народных сказках.
Понять, чему учат сказки.

Русские народные сказки вам хорошо знакомы с детских лет. Многие вы хорошо помните.
— Назовите сказки, которые вам понравились и запомнились.
Русская сказка создала таинственный, замысловатый мир. Народ ничего не выдумывал, он рассказывал только о том, чему верил. А, увлекаясь, фантазировал и представлял различных чудовищ.
Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды, она требует наказания всякой неправды, в ней добро торжествует над злом. В сказке также присутствуют добрые и злые герои.
Выдвижение гипотез.
Но прежде мы начнем исследовать, нам необходимо выдвинуть некоторые предположения о сказочных героях. Это называется — выдвинуть гипотезу.
— Давайте обратимся к нашей теме. Какие ключевые слова необходимо выделить? (добро и зло)
— Как это можно связать с героями? Герои какие? (положительные и отрицательные)
— Кого можно отнести к положительным героям? (главных героев и животных)

Слайд «Положительные герои и где они живут
Иван-царевич
Иван-дурак
Василиса Прекрасная
Василиса Премудрая
Волк, Лиса, Заяц, Медведь
И другие.

— Почему образы животных мы тоже относим к добрым силам? ( они помощники людей)
— Животные в сказке образы и характеры кого воплощают? (людей)
— Где живут положительные герои сказок? (на земле, в некотором царстве, в некотором государстве, в лесах, на лугах зеленых, в семье …)

Продолжение Слайда «Положительные герои и где они живут»
Герои, олицетворяющие добрые силы сказок живут в семье, в сказочном лесу, на зеленых лугах, в прекрасной стране, в особом сказочном мире.
«В некотором царстве, в некотором государстве».

— Каких персонажей можно отнести к злым силам?

Слайд «Злые силы и место их обитания»
Кощей Бессмертный
Баба Яга
Змей Горыныч
Колдун
Ведьма

— Где они обитают и почему так? (под землей, в пещерах…)

Продолжение Слайда «Злые силы и Место их обитания»
Существа, олицетворяющие зло, разноликая нечисть, обитает в дремучих лесах, в подземельях, норах и пещерах. Ведь там находится царство зла. Вот матушка предупреждает Добрыню: «И не надо тебе ездить на далью гору Сорочинскую да ходить там в норы-пещеры змеиные…»

Теперь то, о чем мы сейчас говорили, я сформулирую в виде гипотез.

Слайд «Гипотезы»
Гипотезы:
1. Добрые силы в русских народных сказках – это, скорее всего, положительные герои и животные, которые воплощают образы и характеры людей. Они живут в особом сказочном мире.
2. Сверхъестественные злые силы, скорее всего, обитают в подземелье, не имеют поддержки на земле, поэтому всегда оказываются побежденными.

Учитель раздает детям карточки-гипотезы.
III. Работа по группам

Сейчас мы попытаемся доказать эти гипотезы.
Нужно будет выполнить задание по карточкам. Каждая группа имеет свое направление, поэтому группы называются так:
1-я группа «исследователи отрицательных сказочных персонажей»
2-я «исследователи образов сказочных животных»
3-я «исследователи главных положительных героев сказок»
(Каждой группе даются карточки № 1).

Карточка 1
Опираясь на тексты русских народных сказок, описать главных положительных героев сказки. (Какие они: Иван, Василиса…)

Карточка 1
Опираясь на тексты русских народных сказок, описать сказочных животных. (Какие они: Лиса, Волк, Заяц, Медведь, Кот… )

Карточка 1
Опираясь на тексты русских народных сказок, описать злые силы. ( Какие они: Змей Горыныч, Чудо-юдо, Кощей Бессмертный, баба-Яга …)

(группы готовятся 3 минут)

1-я группа дает дают описание Ивана, Василисы

— Итак, Иван, какой он?
Слайд «Иван»
Положительный герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак. Иван, младший сын, назван глупым, так как в нем отсутствует практическая мудрость. Он простодушен, незлобив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Он борется со злом, помогает обиженным или слабым. Иван бесстрашный, добрый и благородный герой. Очень часто в начале сказки Иван беден, преследуется врагами. Иван успешно проходит все испытания. Побеждает всех врагов, завоевывает себе счастье. Бывает в награду за свои героическое поведение и добрые дела он получает царство или полцарства и царскую дочь, дорогого коня и какие-то волшебные умения…

— Теперь опишем Василису.
Слайд «Василиса»
Положительная героиня сказок Василиса наделена мудростью и способностью превращаться. Она сильная от природы, поэтому справляется с любым заданием и трудностями. Она очень добрая и трудолюбивая. Василиса — значит царственная. Прекрасная духовно и внешне – высоконравственная, у нее развиты чувства справедливости, благородства. За все испытания, которые встречаются Василисе на пути, ее ждет свадьба и счастливая судьба.

2-я группа дает описание сказочных животных: Волка, Лисы, Медведя, Зайца, Кота …

Каждое животное наделено какими-то человеческими качествами.
— Кто является самыми популярными героями сказок о животных.
— Кто расскажет о Волке?
— О Лисе?
-О Медведе?

Слайд «Волк»
Волк – часто глупый, простоватый, доверчивый.
Иногда злой, может быть помощником человека.

«Лиса»
Лиса – хитрая, коварная, жадная. А также модница и воровка.

«Медведь»
Медведь – добродушный, простоватый, доверчивый, увалень.
— А Заяц, жар-птица, мышка, еж, они какие?

Слайд «Заяц и другие животные»
Заяц – хитрый, трусливый. Еж – умный, осторожный, находчивый. Жар-птица – мудрая. Мышка – трудолюбивая, добрая. Кот – коварный, предприимчивый.

3-я группа дает описание злых сил в сказке: Змея Горыныча, Чуда-юда, бабы-Яги, Кощея Бессмертного…

— Третья группа начнет свой рассказ о злых силах.
— Итак, Кощей Бессмертный?
Слайд «Кощей Бессмертный»
Кощей – персонаж волшебных сказок, демоническое существо, враждебное людям, сила его в оборотничестве и чародействе, он неуязвим для окружающих. Смерть Кощея спрятана в яйце. Тайну смерти Кощея выведывает его племянница. По ее указанию с помощью животных–помощников разбивают яйцо, после чего Кощей гибнет. Имя Кощея возводят к древнерусскому «кощей» в значении «пленник», «раб» — позорить, посрамлять; к слову «кость» со значением изможденного старика-скряги или же скелета: Кощей – мертвец, скелет, и потому бессмертен.

— А Змей Горыныч?
Слайд «Змей Горыныч»
Змей – популярный персонаж волшебных сказок и былин, чаще всего противник, с которым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. Змей – образ мирового фольклора. В русских сказках Змей Горыныч – многоголовое существо, способное летать, извергающее огонь. Его стихия – воды или горы (Змей-Горыныч). В ряде сюжетов Змей – похититель, он уносит царских дочерей, осаждает город с требованием дани в виде женщины – на съедение или для супружества. Змей охраняет границу в «иной» мир, чаще всего мост через реку, он пожирает все, пытающихся переправиться. Бой со Змеем и победа над ним – один из главных подвигов героя.
Общая особенность всех сюжетов о Змее – отсутствие каких-либо реальных описаний его внешности.
Змей Горыныч обязан своим возникновением, древним культам и ритуалам.

— Баба-Яга?
Слайд «Баба-Яга»
Баба-яга – популярный персонаж восточнославянских сказок. Изображается как фантастически уродливая старуха, владеющая волшебными предметами. («сидит Баба-Яга, костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос», «на железной ступе едет, железным толкачом погоняет»); обычное место обитания – избушка на курьих ножках в лесу, в тридевятом царстве». Баба-Яга принадлежит мифологическому миру; она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти.

— А что вы знаете о колдунах и ведьмах из русских народных сказок? Они какие?

Слайд «Колдун, Ведьма»
Ведьмы в русской традиции – женщины, якобы запродавшие душу дьяволу в обмен на получение сверхъестественных способностей – насылать порчу на людей и домашний скот, вызывать эпидемии, засуху, неурожай; готовить приворотные зелья и яды; оборачиваться в различные предметы, летать по воздуху.
Колдун, «чародей» — человек, которому приписывается способность сверхъестественного воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта (магия). Колдовство-волшебство, ведовство, чародейство, согласно народным поверьям, таинственная способность некоторых людей причинять различный вред или избавляться от него, насылать или снимать порчу.

— Давайте подумаем, в каком цвете можно изобразить добро и зло, почему вы так считаете?
(Каждой группе даются карточки № 2.)

Карточка 2
Подумайте, мир, в котором живут главные герои сказок, какого цвета? Почему вы так считаете?
Карточка 2
Подумайте, мир, в котором живут сказочные герои-животные, какого цвета? Почему вы так считаете?
Карточка 2
Подумайте, место обитания злых сил какого цвета? Почему вы так считаете?

— Начнем с добрых сил.
Слайд «Цвет добра и зла»
Белый цвет – цвет чистоты, света.
Голубой, синий цвет – цвет неба, воды, неотъемлемой составляющей жизни.
Красный цвет – цвет правды, борьбы со злом.
Зеленый и желтый цвет – цвет надежды, радости.

— Теперь расскажите о цвете зла.
Слайд «Цвет зла»
Черный цвет – цвет злых сил. Неслучайно злые ведьмы одеты в черное, имеют черный цвет волос.
Не менее зловещ и темно-зеленый цвет. Это цвет всяческой нечести.

Все эти цвета присутствуют не только в сказке, но и в нашей жизни. Это цвета окружающей нас природы: радуги и плодородной земли. Отсюда мы черпаем жизненные силы, помогающие нам противостоять злым существам, возможно, живущим рядом с нами.

Слайд «Природа и ее силы»
Природа и ее силы почитались как одушевленные, причастные к людским желаниям и поступкам. Землю называли матерью. Не потому ли Мать сыра, земля – спасительница людей и залог неминуемой кары для нечисти.

IV. Итоги урока – творческого проекта.
— Ребята, давайте еще раз прочитаем гипотезы, выдвинутые в начале урока.
— Как вы считаете, мы с вами их подтвердили?
— Что важное мы узнали в процессе нашего исследования?
(На уроке мы с вами проследили, что светлому миру положительных сказочных героев противопоставляются темные силы этого царства, всякая нечисть. Что народная сказка всегда на стороне нравственной правды, и выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, сострадательностью героя.)
V. Домашнее задание
Ответить письменно на вопрос: «Как вы считаете, чему учит русская народная сказка?» (Сказка учит нас верить в себя и свои силы, преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду каждому на лучшее. Учит тому, чтобы человек принимал верное решение в сложной жизненной ситуации и умел смотреть на себя со стороны.)
Оценки:

.


Файлы: Н. А. Некрасов.ppt
Размер файла: 9544704 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология