Автор конспекта:
Автор(ы): — Некрасова Ирина Александровна

Место работы, должность: — МБОУ «СОШ№23″ город Энгельс Саратовской области учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

— рассмотреть эпоху 20 – 30 годов ХХ века в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце», используя межпредметные связи (литература, музыка, архитектура);

— развитие навыков анализа текста, внимательного отношения к слову писателя, формирование и развитие монологической речи, творческих способностей учащихся;

— воспитание гуманизма, патриотизма, любви к искусству своей Родины

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Краткое описание: — Интегрированный урок литературы и МХК

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

— — — — -Слайд 1 — — — — — — -

После Октябрьской революции вопрос о жизни и смерти русской культуры был отнюдь не риторическим, потому что слишком многое из бесценного наследия прошлого было перечеркнуто, безвозвратно утеряно, а то и безжалостно уничтожено.

Россия дворянских усадеб, купеческих особняков, Божьих храмов и колокольных звонов отошла в прошлое. Началась тотальная переоценка ценностей.

— — — — -Слайд 2 — — — — — -

М.А.Булгаков – великий русский писатель, создал в своих полуфантастических произведениях образ той действительности, которая возникла в России после Октябрьской революции. Далека от нас эта эпоха, почти 90 лет прошло с того времени. И вам, нынешней молодежи, тяжело представить ее, поэтому на нашем уроке мы вместе через литературу, музыку, архитектуру, язык попытаемся увидеть и услышать ее. Мы с учителем МХК приглашаем вас совершить экскурсию в ту далекую эпоху.

Итак, повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце», время действия 1924 год, место действия – Москва.

Задание. По ходу урока записать опорные слова, словосочетания и предложения, характеризующие рассматриваемую эпоху.

— В чем особенность Москвы 20 – 30 годов ХХ века.

В ней тесно переплелись две Москвы: старая и новая (дореволюционная и послереволюционная), две культуры – буржуазная и пролетарская.

Слово учителя МХК.

Итак, нашу экскурсию мы начнем с улиц дореволюционной Москвы, ее архитектуры. В конце 19 века, в центре Москвы, стали сносить старые одно – двухэтажные дома. На их месте вырастали необычные, яркие особняки, отличающиеся от строгого московского пейзажа.

Назовите архитектурный стиль, появившийся в конце 19 века. (модерн)

Какие отличительные черты свойственны модерну? (лепнина, растительные, морские узоры, изогнутость линий)

Назовите самых известных архитекторов, работавших в Москве.(Федор Осипович Шехтель,

Посмотрите на фотографии зданий, созданных архитекторами Шехтелем и

После революции 17 года архитектурный облик Москвы стал меняться. Был выдвинут лозунг «производственного искусства», что и стало внедряться в жизнь.

Назовите архитектурный стиль, появившийся в 20 – 30 годы ХХ века.

(конструктивизм)

Чем он характеризуется? (строгость, геометричность, лаконичность, монументальность).

Посмотрите на здания в стиле конструктивизма.

Слово учителя литературы

— Мы увидели архитектуру новой и старой Москвы , а теперь обратимся к повести «Собачье сердце». Подумайте и ответьте на вопрос, кто из главных героев является представителем новой Москвы, а кто – старой Москвы. ( Филипп Филиппович Преображенский, Полиграф Полиграфович Шариков, председатель домкома – Швондер)

Реализация домашнего задания.

(из внутренних монологов Шарика, рассуждений профессора Преображенского, текста повести составить характеристику Москвы новой и старой)

Москва старая.

Пречистинка, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция, особняки с паровым отоплением, парадными подъездами, в которых мраморные лестницы, ковры, живые цветы, калошные стойки, богатая кожаная мебель, швейцар у входа, прислуга, личный повар Влас графов Толстых, хрусталь, зеркала, культура еды и питья , ношение калош..

Москва новая

Заколоченные парадные, вход с чёрного двора, из парадной убрали цветы и ковры, перебои с электричеством, коммуналки, размороженные дома, дрянные магазинчики, грязные калоши и валенки, водка 30 градусов, на пальто воротники из кошек, лаковые ботинки, синематограф, из вонючей солонины щи варят, трактиры, грязь, холод и разруха….

Так к какому выводу мы можем прийти? (М.А.Булгаков в повести «Собачье сердце» показывает Москву новую и старую. Все что связано со старой Москвой вызывает в авторе симпатию, любовь, ностальгию, новая же Москва вызывает антипатию, она представлена в мрачных, грязных тонах, кругом полная разруха.)

Учитель МХК.

Мы с вами походили по улицам тарой и новой Москвы, познакомились с ее архитектурой, бытом, нравами, а теперь давайте услышим звуки Москвы.

На театральных подмостках Москвы звучат оперы известных композиторов: П.И.Чайковскаго, Н.В.Римского – Корсакова, Дж. Верди.

На сцене концертных залов можно услышать музыкальные произведения Стравинского, Скрябина, С.С.Прокофьева – композиторов нового поколения.

На сходках пролетариев звучат хоровые песни о труде, революции. Хор – это единение и равенство, единомыслие, к чему они и стремились. Хор – это символ массовой культура, где нет места индивидуальности и отдельной личности.

Звучит отрывок из кинофильма «Собачье сердце»

Учитель литературы.

Разные музыкальные предпочтения и у главных героев повести. Профессор Преображенский часто бывает в Большом театре, назовите его любимую оперу («Аида»).

Учитель МХК.

Кто написал музыку этой оперы? (Дж. Верди)

Слушаем отрывок из оперы «Аида» гимн «На берегах священных Нила»

Учитель литературы.

На протяжении всей повести профессор Преображенский напевает одну и ту же музыкальную фразу, назовите ее. («От Севильи до Гренады»)

Учитель МХК.

Из какого произведения взяты эти слова? (из оперы «Дон Жуан»)

Кто композитор музыки и автор слов этой серенады? (П.Чайковский, А.Толстой)

Послушайте отрывок серенады Дон Жуана.

Учитель литературы.

Почему именно эту строчку напевает профессор? (профессия)

Учитель МХК.

Иные предпочтения в музыке у Шарикова — Чугункина. В графе профессия написано – игра на балалайке.

Смотрим фрагмент фильма.

Почему именно на этом музыкальном инструменте играет Шариков? (простота, доступность, народность)

— — — — слайд — — -

Послушайте небольшое сообщение о русской балалайке.

Мотив какой песни слышит в 5 утра профессор Преображенский? («Светит месяц»).

Это русская народная песня, которая близка и понятна простому человеку.

Учитель литературы.

А теперь давайте обратимся к лексике, к звучащей речи в повести. Ярким показателем в лексике новой Москвы было появление огромного количества аббревиатур.

Сообщение ученика, что такое аббревиатура.

Приведите примеры аббревиатур из повести (главрыба, домком, культотдел, центрхоз,моссельпром).

Давайте поговорим о речи Шарикова, какова она? (просторечия, жаргон, ненормативная лексика). Приведите примеры из текста.

Иная речь у профессора Преображенскаго. Какова она? (красива, точна, правильна, использует прилагательные превосходной степени, не допускает фамильярности, использует старинные афоризмы). Приведите примеры из текста.

Вывод формулируется учеником.

Итак, наша экскурсия подошла к концу.

Стихотворение М.А.Булгакова.

Общий вывод по уроку.

Выставление оценок.

Домашнее задание (разноуровневое).

Написать небольшое сочинение на одну из тем.

1 Образ старой Москвы в повести «Собачье сердце»;

2 Почему у Булгакова возникает такая картина Москвы новой?

3 Быт и нравы Москвы 20 годов ХХ века;

4 Москва глазами Шарика.

Файлы: Изображение нового и старого мира в повести М.ppt
Размер файла: 3403264 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология