Автор конспекта:
Автор(ы): — Плотникова Людмила Геннадьевна

Место работы, должность: — Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1, учитель изобразительного искусства и черчения

Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Искусство

Цель урока: —

Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

.Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

Свиридова О.В. Изобразительное искусство 5-8 классы, проверочные и контрольные работы.- Волгоград, 2008.

Используемая методическая литература: —

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

Краткое описание: — Изобразительное искусство Тема: Жанры изобразительного искусства Дата: «__»______2011г Класс: 6 Урок № 9/10 Цель урока: систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства Задачи: 1. Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи. 2. Развивать творческое восприятие художественного произведения, формировать эмоциональную отзывчивость. 3. Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству Тип урока: Урок совершенствования и формирования новых знаний, умений, навыков, развитие сенсорного опыта. Интегрированный. Вид урока: Урок- беседа Методы работы: 1. Объяснительно – иллюстративный (изложение учебного материала) 2. Формирования познавательного интереса 3. Наглядный Оборудование: Репродукции картины разных жанров. Презентация к уроку «Жанры изобразительного искусства». Зрительный ряд: фото, слайды, презентации, фильм репродукции картин художников разных жанров Ход урока Программное содержание Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Учиться активно воспринимать произведения изобразительного искусства. План: 1. Организационный момент урока 2. Повторение, виды изобразительного искусства 3. Анализ видов изобразительного искусства 4. Повторение опорных заданий учащихся 5. Практическая работа: фронтальная, индивидуальная 6. Анализ работы 7. Итог урока 1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Актуализация знаний. — На первых уроках в 6 классе мы с вами познакомились с видами искусства. — Давайте повторим, что такое вид искусства? Учащиеся называют, как они понимают, что такое вид искусства. Демонстрация учащимся презентации «Вид искусства – различные произведения, которые можно объединить по какому-то главному и общему для всех них признаку». — Давайте вспомним пластические виды искусства. Произведения скульптуры? Предполагаемый ответ учащихся: — Это скульптура. Эти произведения, сделанные из камня, металла можно рассматривать со всех сторон. Скульптуру можно еще лепить из глины и пластилина. — Произведения живописи? Предполагаемый ответ учащихся: — Это живопись, эти произведения написаны красками. На экране — произведения графики. Предполагаемый ответ учащихся: — Этот вид искусства называется графика. Эти произведения выполнены на бумаге графическими средствами: карандашом, мелом, углем, сепией. Произведения архитектуры? Предполагаемый ответ учащихся: — Это вид конструктивного искусства – архитектура. Произведения декоративно-прикладного искусства? Предполагаемый ответ учащихся: — Это вид декоративного искусства — практические вещи, обладающие эстетическими качествами, радующих наш глаз своей красотой. — Учащиеся правильно назвали виды пластических искусств: Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, архитектура. Живопись Графика Скульптура Декоративно – прикладное искусство Архитектура И.И. Шишкин «Рожь» Ван Гог «Скорбь» («Печаль») Давид (Микеланджело) Дымковская игрушка, хохлома, гжель, жостово, резьба по дереву, кости, ткачество, и т.д. Греческий храм на Сицилии, посвященный Гере, построен в 5-м столетии до н. э. Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, а также созданием изображения с помощью цифровых технологий. (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. 3. Изучение нового материала. Тема урока: «Жанры в изобразительном искусстве». Жанр искусства — общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу. ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы


Изобразительное искусство

Тема: Жанры изобразительного искусства

Дата: «__»______2011г Класс: 6

Урок № 9/10

Цель урока:систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства

Задачи:

1. Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи.

2. Развивать творческое восприятие художественного произведения, формировать эмоциональную отзывчивость.

3. Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству

Тип урока: Урок совершенствования и формирования новых знаний, умений, навыков, развитие сенсорного опыта. Интегрированный.
Вид урока: Урок- беседа
Методы работы:

1. Объяснительно – иллюстративный (изложение учебного материала)

2. Формирования познавательного интереса

3. Наглядный

Оборудование:Репродукции картины разных жанров. Презентация к уроку «Жанры изобразительного искусства».

Зрительный ряд: фото, слайды, презентации, фильм репродукции картин художников разных жанров

Ход урока

Программное содержание

Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.

Учиться активно воспринимать произведения изобразительного искусства.

План:

1. Организационный момент урока

2. Повторение, виды изобразительного искусства

3. Анализ видов изобразительного искусства

4. Повторение опорных заданий учащихся

5. Практическая работа: фронтальная, индивидуальная

6. Анализ работы

7. Итог урока

1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний.
— На первых уроках в 6 классе мы с вами познакомились с видами искусства.
— Давайте повторим, что такое вид искусства?
Учащиеся называют, как они понимают, что такое вид искусства.
Демонстрация учащимся презентации «Вид искусства – различные произведения, которые можно объединить по какому-то главному и общему для всех них признаку».
— Давайте вспомним пластические виды искусства.

Произведения скульптуры?
Предполагаемый ответ учащихся: — Это скульптура. Эти произведения, сделанные из камня, металла можно рассматривать со всех сторон. Скульптуру можно еще лепить из глины и пластилина.
— Произведения живописи?
Предполагаемый ответ учащихся: — Это живопись, эти произведения написаны красками.
На экране — произведения графики.
Предполагаемый ответ учащихся: — Этот вид искусства называется графика. Эти произведения выполнены на бумаге графическими средствами: карандашом, мелом, углем, сепией.

Произведения архитектуры?
Предполагаемый ответ учащихся: — Это вид конструктивного искусства – архитектура.
Произведения декоративно-прикладного искусства?
Предполагаемый ответ учащихся: — Это вид декоративного искусства — практические вещи, обладающие эстетическими качествами, радующих наш глаз своей красотой.
— Учащиеся правильно назвали виды пластических искусств:
Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, архитектура.

Живопись

Графика

Скульптура

Декоративно – прикладное искусство

Архитектура

И.И. Шишкин «Рожь»

Ван Гог «Скорбь» («Печаль»)

Давид (Микеланджело)

Дымковская игрушка, хохлома, гжель, жостово, резьба по дереву, кости, ткачество, и т.д.

Греческий храм на Сицилии, посвященный Гере , построен в 5-м столетии дон.э.

Вид изобразительного искусства , связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу , а также созданием изображения с помощью цифровых технологий.

(греч. γραφικος— письменный , от греч. γραφω— пишу)— вид изобразительного искусства , использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

(лат. sculptura, от sculpo— вырезаю, высекаю)— ваяние, пластика— вид изобразительного искусства , произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

(от лат. decoro— украшаю)— раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

лат. architecturaотдр.-греч. αρχι— старший, главный и др.-греч. τέκτων— строитель, плотник)— искусство проектировать и строить здания и сооружения (также их комплексы ). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.

3. Изучение нового материала.
Тема урока: «Жанры в изобразительном искусстве».
Жанр искусства — общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу. ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Основные жанры живописи

Анималистический

Натюрморт

Пейзажный

Бытовой

Исторический

Мифологический

Батальный

Портрет

Франц Марк Синий конь, 1911

Винсент Ван Гог. Натюрморт с красными маками и ромашками

А. Куинджи. Березовая роща. 1879

Творожников Иван Иванович: «Бабушка и внучка»

Павел Корин. 1942 год. «Александр Невский»

Лейтон Фредерик лорд: Дедал и Икар

Виктор Николаевич Название: «Коловрат-последняя битва»

Зинаида Серебрякова

«За туалетом» Автопортрет. 1909

(от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом.

(франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; буквально — тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых композиционно организованных в единую группу.

, (франц. paysage, от pays — страна, местность) — это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, зданий.

посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику

посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками

от гр. mуthos — предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов.

(от фр. bataille— битва)— жанр изобразительного искусства , посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

(фр. portrait, от старофранц. portraire— «воспроизводить что-либо черта в черту»[1] , устар. парсуна — от лат. persona— «личность; особа»)— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей

Различные жанры возникали в разное время.

Древнейший – анималистический (от франц. Animale– животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники.

На экране «Анималистический жанр».
— Дайте определение анималистическому жанру.
Предполагаемый ответ учащихся: Анималистический жанр- изображение животных.
— Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий назад.
На экране слайд «портрет».

— Портрет- один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: парадный, групповой, камерный.
— Какие разновидности портрета вы знаете?
Предполагаемый ответ учащихся: Одиночный, погрудный, поясной, в полный рост, автопортрет, парадный, групповой.
Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XVII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как «мертвая натура», натюрморт рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы — цветах, плодах, дарах моря и т.д.
На экране слайд «натюрморт».
— В каких видах изобразительного искусства можно увидеть натюрморт?
Предполагаемый ответ учащихся: В живописи, графике, скульптуре.
Предполагаемый ответ учащихся: Пейзажный жанрвозник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Как вы уже поняли, пейзаж — это изображение природы.
Пейзаж очень богат разновидностями: городской, сельский, индустриальный, марина (от итал. мarina- морской). На экране слайд «пейзаж».

Марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.
— Родина бытового жанра, как и натюрморта — Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
На экране слайд «бытовой жанр».
Предполагаемый ответ учащихся: Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это, могут быть какие- либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
На экране слайд «исторический жанр».
— Когда художник изображает сюжет из библии или историю библии, то его картины можно отнести к библейскому жанру.
На экране слайд «библейский жанр».
На экране слайд «Жанры изобразительного искусства».

Задание учащимся:

Записать определение изученных сегодня жанров в тетрадь.
В XVI веке теоретики академического искусства разделили жанры на «высокий» и «низкий» в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII-XIX веков. «Высоким» считались исторический (героический) и мифологический, библейский жанры, «низким»- портрет (за исключением парадного), пейзаж, натюрморт.
В Голландии XVII веке, напротив, «низкие» жанры — пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки — оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех.

Класс делится на 3 группы.

Каждая группа составляет кроссворд по теме урока.
Отгадывание кроссвордов выполняет противоположная группа

Итог урока.

IV. Закрепление нового материала.

– Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства.

Работа по карточкам-заданиям в парах.

– Соотнесите произведение искусства и жанр. (Для слабых детей.)
– Подпишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся данные произведения?(Для сильных детей.)

V. Обобщение изученного материала.

1. Дайте определение понятию “жанр”. Приведите примеры жанров изобразительного искусства.

2. Продолжите определение:

  • жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы – …(натюрморт).
  • жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – … (портрет).
  • изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта – … (пейзаж).

3. Кого изображают художники-анималисты?

4. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий повседневную жизнь людей?

5. Что такое исторический жанр и может ли он перекликаться с бытовым жанром? Объясните.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось, запомнилось?

VII. Домашнее задание.

Проиллюстрировать в альбоме раздел «Жанры в изобразительном искусстве».

Виды жанров:анималистический, натюрморт, пейзажный, бытовой, исторический, мифологический, батальный, портрет.

Подготовить доклад, сообщение о каком-либо жанре изобразительного искусства.

Карточки — задания проверочных тестов

Карточка №1

Написать название жанра название жанра

_____________ жанр

_____________ жанр

_____________ жанр

_____________ жанр

_____________ жанр

_____________ жанр

_____________ жанр

Карточка 2.

Подпишите под картиной название жанра, к которому она принадлежит.

_______________________________________

_______________________________________

_________________________________________

_________________________________________

________________________________________

_______________________________________

_______________________________________

________________________________________

_________________________________________

______________________________________

Задание №1 — теоретическое

Вопрос № 1

Определите жанры изобразительного искусства, к которым относятся данные произведения (бытовой, исторический, батальный, мифологический) :

1.

К.Петров – Водкин

2. И. Билибин

3.

Ф.Решетников

В.Суриков

4.

5. И. Билибин

6.

А.Дейнека

7. П.Федотов

Вопрос №2.

Определить какая из данных композиций симметричная, а какая асимметричная?

1. Д.Левицкий

2.

Т.Гейнсборо

Вопрос № 3. Определить какая из данных композиций динамичная, а какая статичная?

1.

М.Греков

2.

В.Борисов — Мусатов

Вопрос № 4.

Какое из данных произведений не принадлежит великому живописцу Василию Сурикову?

1

2.

3.

4.

Вопрос № 5.Определите жанр произведений Василия Сурикова?

Вопрос № 6.Приведите примеры художников и их произведений в бытовом жанре?

Вопрос №7. Мифологический жанр – это…

Вопрос №8. Бытовой жанр – это…

Вопрос №9. Исторический жанр – это…

Вопрос №10. Батальный жанр – это…

Творческие задания

Задание №1

Выполнить поэтапное построение фигуры человека, соблюдая основные пропорции.

Задание №2

Выполнить композицию в мифологическом жанре.

Файлы: План действий Юрина.ppt
Размер файла: 2029568 байт.

Рубрики: Искусство Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология