Автор конспекта:
Автор(ы): — Плотникова Людмила Геннадьевна
Место работы, должность: — Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1, учитель изобразительного искусства и черчения
Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Искусство
Цель урока: —
Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
.Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
Свиридова О.В. Изобразительное искусство 5-8 классы, проверочные и контрольные работы.- Волгоград, 2008.
Используемая методическая литература: —
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
Краткое описание: — Изобразительное искусство Тема: Жанры изобразительного искусства Дата: «__»______2011г Класс: 6 Урок № 9/10 Цель урока: систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства Задачи: 1. Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи. 2. Развивать творческое восприятие художественного произведения, формировать эмоциональную отзывчивость. 3. Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству Тип урока: Урок совершенствования и формирования новых знаний, умений, навыков, развитие сенсорного опыта. Интегрированный. Вид урока: Урок- беседа Методы работы: 1. Объяснительно – иллюстративный (изложение учебного материала) 2. Формирования познавательного интереса 3. Наглядный Оборудование: Репродукции картины разных жанров. Презентация к уроку «Жанры изобразительного искусства». Зрительный ряд: фото, слайды, презентации, фильм репродукции картин художников разных жанров Ход урока Программное содержание Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Учиться активно воспринимать произведения изобразительного искусства. План: 1. Организационный момент урока 2. Повторение, виды изобразительного искусства 3. Анализ видов изобразительного искусства 4. Повторение опорных заданий учащихся 5. Практическая работа: фронтальная, индивидуальная 6. Анализ работы 7. Итог урока 1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Актуализация знаний. — На первых уроках в 6 классе мы с вами познакомились с видами искусства. — Давайте повторим, что такое вид искусства? Учащиеся называют, как они понимают, что такое вид искусства. Демонстрация учащимся презентации «Вид искусства – различные произведения, которые можно объединить по какому-то главному и общему для всех них признаку». — Давайте вспомним пластические виды искусства. Произведения скульптуры? Предполагаемый ответ учащихся: — Это скульптура. Эти произведения, сделанные из камня, металла можно рассматривать со всех сторон. Скульптуру можно еще лепить из глины и пластилина. — Произведения живописи? Предполагаемый ответ учащихся: — Это живопись, эти произведения написаны красками. На экране — произведения графики. Предполагаемый ответ учащихся: — Этот вид искусства называется графика. Эти произведения выполнены на бумаге графическими средствами: карандашом, мелом, углем, сепией. Произведения архитектуры? Предполагаемый ответ учащихся: — Это вид конструктивного искусства – архитектура. Произведения декоративно-прикладного искусства? Предполагаемый ответ учащихся: — Это вид декоративного искусства — практические вещи, обладающие эстетическими качествами, радующих наш глаз своей красотой. — Учащиеся правильно назвали виды пластических искусств: Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, архитектура. Живопись Графика Скульптура Декоративно – прикладное искусство Архитектура И.И. Шишкин «Рожь» Ван Гог «Скорбь» («Печаль») Давид (Микеланджело) Дымковская игрушка, хохлома, гжель, жостово, резьба по дереву, кости, ткачество, и т.д. Греческий храм на Сицилии, посвященный Гере, построен в 5-м столетии до н. э. Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, а также созданием изображения с помощью цифровых технологий. (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. 3. Изучение нового материала. Тема урока: «Жанры в изобразительном искусстве». Жанр искусства — общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу. ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Изобразительное искусство
Тема: Жанры изобразительного искусства
Дата: «__»______2011г Класс: 6
Урок № 9/10
Цель урока:систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства
Задачи:
1. Познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи.
2. Развивать творческое восприятие художественного произведения, формировать эмоциональную отзывчивость.
3. Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству
Тип урока: Урок совершенствования и формирования новых знаний, умений, навыков, развитие сенсорного опыта. Интегрированный.
Вид урока: Урок- беседа
Методы работы:
1. Объяснительно – иллюстративный (изложение учебного материала)
2. Формирования познавательного интереса
3. Наглядный
Оборудование:Репродукции картины разных жанров. Презентация к уроку «Жанры изобразительного искусства».
Зрительный ряд: фото, слайды, презентации, фильм репродукции картин художников разных жанров
Ход урока
Программное содержание
Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.
Учиться активно воспринимать произведения изобразительного искусства.
План:
1. Организационный момент урока
2. Повторение, виды изобразительного искусства
3. Анализ видов изобразительного искусства
4. Повторение опорных заданий учащихся
5. Практическая работа: фронтальная, индивидуальная
6. Анализ работы
7. Итог урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний.
— На первых уроках в 6 классе мы с вами познакомились с видами искусства.
— Давайте повторим, что такое вид искусства?
Учащиеся называют, как они понимают, что такое вид искусства.
Демонстрация учащимся презентации «Вид искусства – различные произведения, которые можно объединить по какому-то главному и общему для всех них признаку».
— Давайте вспомним пластические виды искусства.
Произведения скульптуры?
Предполагаемый ответ учащихся: — Это скульптура. Эти произведения, сделанные из камня, металла можно рассматривать со всех сторон. Скульптуру можно еще лепить из глины и пластилина.
— Произведения живописи?
Предполагаемый ответ учащихся: — Это живопись, эти произведения написаны красками.
На экране — произведения графики.
Предполагаемый ответ учащихся: — Этот вид искусства называется графика. Эти произведения выполнены на бумаге графическими средствами: карандашом, мелом, углем, сепией.
Произведения архитектуры?
Предполагаемый ответ учащихся: — Это вид конструктивного искусства – архитектура.
Произведения декоративно-прикладного искусства?
Предполагаемый ответ учащихся: — Это вид декоративного искусства — практические вещи, обладающие эстетическими качествами, радующих наш глаз своей красотой.
— Учащиеся правильно назвали виды пластических искусств:
Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, архитектура.
Живопись
Графика
Скульптура
Декоративно – прикладное искусство
Архитектура
И.И. Шишкин «Рожь»
Ван Гог «Скорбь» («Печаль»)
Давид (Микеланджело)
Дымковская игрушка, хохлома, гжель, жостово, резьба по дереву, кости, ткачество, и т.д.
Греческий храм на Сицилии, посвященный Гере , построен в 5-м столетии дон.э.
Вид изобразительного искусства , связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу , а также созданием изображения с помощью цифровых технологий.
(греч. γραφικος— письменный , от греч. γραφω— пишу)— вид изобразительного искусства , использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
(лат. sculptura, от sculpo— вырезаю, высекаю)— ваяние, пластика— вид изобразительного искусства , произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
(от лат. decoro— украшаю)— раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
лат. architecturaотдр.-греч. αρχι— старший, главный и др.-греч. τέκτων— строитель, плотник)— искусство проектировать и строить здания и сооружения (также их комплексы ). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.
3. Изучение нового материала.
Тема урока: «Жанры в изобразительном искусстве».
Жанр искусства — общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу. ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.
В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Основные жанры живописи
Анималистический
Натюрморт
Пейзажный
Бытовой
Исторический
Мифологический
Батальный
Портрет
Франц Марк Синий конь, 1911
Винсент Ван Гог. Натюрморт с красными маками и ромашками
А. Куинджи. Березовая роща. 1879
Творожников Иван Иванович: «Бабушка и внучка»
Павел Корин. 1942 год. «Александр Невский»
Лейтон Фредерик лорд: Дедал и Икар
Виктор Николаевич Название: «Коловрат-последняя битва»
Зинаида Серебрякова
«За туалетом» Автопортрет. 1909
(от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом.
(франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; буквально — тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства, который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых композиционно организованных в единую группу.
, (франц. paysage, от pays — страна, местность) — это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, зданий.
посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику
посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками
от гр. mуthos — предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов.
(от фр. bataille— битва)— жанр изобразительного искусства , посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.
(фр. portrait, от старофранц. portraire— «воспроизводить что-либо черта в черту»[1] , устар. парсуна — от лат. persona— «личность; особа»)— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей
Различные жанры возникали в разное время.
Древнейший – анималистический (от франц. Animale– животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники.
На экране «Анималистический жанр».
— Дайте определение анималистическому жанру.
Предполагаемый ответ учащихся: Анималистический жанр- изображение животных.
— Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий назад.
На экране слайд «портрет».
— Портрет- один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: парадный, групповой, камерный.
— Какие разновидности портрета вы знаете?
Предполагаемый ответ учащихся: Одиночный, погрудный, поясной, в полный рост, автопортрет, парадный, групповой.
— Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XVII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как «мертвая натура», натюрморт рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы — цветах, плодах, дарах моря и т.д.
На экране слайд «натюрморт».
— В каких видах изобразительного искусства можно увидеть натюрморт?
Предполагаемый ответ учащихся: В живописи, графике, скульптуре.
Предполагаемый ответ учащихся: Пейзажный жанрвозник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Как вы уже поняли, пейзаж — это изображение природы.
Пейзаж очень богат разновидностями: городской, сельский, индустриальный, марина (от итал. мarina- морской). На экране слайд «пейзаж».
Марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.
— Родина бытового жанра, как и натюрморта — Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
На экране слайд «бытовой жанр».
Предполагаемый ответ учащихся: Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это, могут быть какие- либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.
На экране слайд «исторический жанр».
— Когда художник изображает сюжет из библии или историю библии, то его картины можно отнести к библейскому жанру.
На экране слайд «библейский жанр».
На экране слайд «Жанры изобразительного искусства».
Задание учащимся:
Записать определение изученных сегодня жанров в тетрадь.
В XVI веке теоретики академического искусства разделили жанры на «высокий» и «низкий» в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII-XIX веков. «Высоким» считались исторический (героический) и мифологический, библейский жанры, «низким»- портрет (за исключением парадного), пейзаж, натюрморт.
В Голландии XVII веке, напротив, «низкие» жанры — пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки — оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех.
Класс делится на 3 группы.
Каждая группа составляет кроссворд по теме урока.
Отгадывание кроссвордов выполняет противоположная группа
Итог урока.
IV. Закрепление нового материала.
– Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства.
Работа по карточкам-заданиям в парах.
– Соотнесите произведение искусства и жанр. (Для слабых детей.)
– Подпишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся данные произведения?(Для сильных детей.)
V. Обобщение изученного материала.
1. Дайте определение понятию “жанр”. Приведите примеры жанров изобразительного искусства.
2. Продолжите определение:
- жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы – …(натюрморт).
- жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – … (портрет).
- изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта – … (пейзаж).
3. Кого изображают художники-анималисты?
4. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий повседневную жизнь людей?
5. Что такое исторический жанр и может ли он перекликаться с бытовым жанром? Объясните.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось, запомнилось?
VII. Домашнее задание.
Проиллюстрировать в альбоме раздел «Жанры в изобразительном искусстве».
Виды жанров:анималистический, натюрморт, пейзажный, бытовой, исторический, мифологический, батальный, портрет.
Подготовить доклад, сообщение о каком-либо жанре изобразительного искусства.
Карточки — задания проверочных тестов
Карточка №1
Написать название жанра название жанра
_____________ жанр
_____________ жанр
_____________ жанр
_____________ жанр
_____________ жанр
_____________ жанр
_____________ жанр
Карточка 2.
Подпишите под картиной название жанра, к которому она принадлежит.
_______________________________________
_______________________________________
_________________________________________
_________________________________________
________________________________________
_______________________________________
_______________________________________
________________________________________
_________________________________________
______________________________________
—
Задание №1 — теоретическое
Вопрос № 1
Определите жанры изобразительного искусства, к которым относятся данные произведения (бытовой, исторический, батальный, мифологический) :
1.
К.Петров – Водкин
2. И. Билибин
3.
Ф.Решетников
В.Суриков
4.
5. И. Билибин
6.
А.Дейнека
7. П.Федотов
Вопрос №2.
Определить какая из данных композиций симметричная, а какая асимметричная?
1. Д.Левицкий
2.
Т.Гейнсборо
Вопрос № 3. Определить какая из данных композиций динамичная, а какая статичная?
1.
М.Греков
2.
В.Борисов — Мусатов
Вопрос № 4.
Какое из данных произведений не принадлежит великому живописцу Василию Сурикову?
1
2.
3.
4.
Вопрос № 5.Определите жанр произведений Василия Сурикова?
Вопрос № 6.Приведите примеры художников и их произведений в бытовом жанре?
Вопрос №7. Мифологический жанр – это…
Вопрос №8. Бытовой жанр – это…
Вопрос №9. Исторический жанр – это…
Вопрос №10. Батальный жанр – это…
Творческие задания
Задание №1
Выполнить поэтапное построение фигуры человека, соблюдая основные пропорции.
Задание №2
Выполнить композицию в мифологическом жанре.
Файлы: План действий Юрина.ppt
Размер файла: 2029568 байт.