Автор конспекта:
Автор(ы): — Токарева Галина Семеновна

Место работы, должность: — КГСОУ «Таёжнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Должность: учитель русского языка и литературы

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Побуждать детей эмоционально воспринимать образное содержание художественного текста, выразительно читать стихотворение, интонационно передавая настроение весенней природы.

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемое оборудование: —

иллюстративный материал, опорные таблицы, портрет А.С.Пушкина, соты

Краткое описание: — Основным этапом работы с текстом является чтение его учащимися и анализ.

I. Организационный момент:
1.Рапорт дежурного
Дети: В этот мартовский день
Нам дежурить не лень
С удовольствием пол мы помыли,
Воздух свежий осенний впустили.
У ребят опрятный вид,
Класс прилежен и деловит.
Учитель: — Ну, что же, раз вы такие хорошие, садитесь.
II. Организационный момент- часть подготовки к восприятию текста.
Цель подготовительной работы- пробудить интерес учащихся к читаемому, обеспечить полное, правильное его восприятие.
Учитель: (обращаюсь к детям)
- На этапе проверки домашнего задания предлагаю вам поделиться своей точкой зрения. (прикрепляю табличку «Точка зрения»).
- Отгадайте загадку:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
Снег худеет, мякнет, тает.
А когда же это бывает?
Дети: — Весной.
Учитель: Помните, что вы делитесь своей точкой зрения.
Докажите, что пришла весна.
Ответы детей.
Учитель: — Вы говорите, что теплее стало, а я вот утром
посмотрелана термометр, а там почти –
40 градусов.
Наташа: Весна да осень – на дню погод восемь.
Учитель: — Это народная мудрость. (прикрепляю табличку «Народная мудрость»). Я тоже знаю пословицу:
«В марток наденешь трое порток».
- Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей.
Учитель: -К какому времени года относятся эти иллюстрации? ( Иллюстрации с картинами весенней природы: проталины, половодье, весенние цветы)
- А в том ли порядке они расположены?
- Какая из них больше всего подходит к рассказу, который мы читаем?
- Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей.
Учитель: — Припомните название рассказа?
- А кто написал?
- Так как книга – источник знаний, откройте её на 152 странице.
- Найдите признаки ранней весны в рассказе «Быстрые ручьи». (Идет работа с текстом, на доске табличка «Книга – источник знаний»).
- А на 153 странице вы должны будете находить предложения по двум прочитанным мною словам.
- Как называется явление природы, о котором мы прочли?
Дети: — Половодье (Вывешиваю таблицу).
Учитель: -О чём говорит вам это слово? (комментируем ответ)
- Встаньте те, кто живет на Ангаре, на Чуне, на Карабуле.
- Доводилось ли вам видеть половодье?
- Кто не видел этого интересного явления?
- Какие чувства испытывает герой рассказа Никита, глядя на половодье?
- А что бы вы посоветовали людям, которые не видели этой стихии?
- Вы с ним согласны?
- Я рада за вас, что эта народная мудрость вам знакома.
- Обращаю ваше внимание на выражения, которые встречались в рассказах о весне.
Табличка весенний воздух
…………… вода
………… солнце
-Подумайте:
каким красивым, старинным, поэтическим словом можно заменить слова: весенний, …-няя, …-нее
Дети: — Вешний
Учитель: — Прочтите по-новому эти выражения.
Дети: -Вешний воздух, вешняя вода, вешнее солнце.
Учитель: (прикрепляю таблицу «Физминутка»)
Физминутка (про вешний дождик и вешние ручейки, движения легкого массажа по спинам друг друга).
- Вы отдохнули, доставили друг другу удовольствие физическое. Настало время для читательских удовольствий (прикрепляю табличку).
III. Основная часть:
Тема: (прикрепляю табличку).
Знать: определяем вместе с детьми, что они должны знать при
изучение стихотворения.
Уметь: (прикрепляю табличку)
Обращаюсь к педагогам:
Показываю на последовательность работы с учащимися. Поясняю, что эта последовательность нужна для четкой организованности учебной деятельности на уроке. Вся эта работа (домашняя работа в том числе) является подготовкой к восприятию текста, при условии, что произведения по общей тематике, как в данном случае. Сюда входит и часть словарной работы. Но на этом этапе урока объяснялись только те слова, незнание которых затруднило бы понимание текста.
Следующий этап – первичное восприятие текста. Художественный текст первым читает учитель. Его чтение помогает учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать стихотворение, лучше усвоить его содержание, смысл читаемого.
Книги закрыты, все внимание детей сосредоточено на учителе, его мимике, жестам, интонации, музыке.
На фоне музыки читаю стихотворение.
После чтения не следует сразу же уточнять, вносить ясность, лучше весь дальнейший анализ провести с учетом первичного восприятия. Можно выяснить, о чём стихотворение, какие чувства вызвало чтение.
Первичное чтение учащихся или вторичное восприятие стихотворения.
- Снова у нас книга – источник знаний.
- «Жужжание» — 5 строчек.
Поясняю – гимнастика артикуляционного аппарата.
- Прочитайте текст «про себя», затем за мной.
Основным этапом работы с текстом является чтение его учащимися и анализ. Объясняется смысл непонятных слов и выражений. Рекомендуется рассматривать иллюстраций, картинок. Разговор должен идти о чувствах, которые выражены в стихотворении, картины оно рисует. Как его следует читать бодро, весело, с пафосом, печально, спокойно. Важна обстановка, но еще более важна установка — читать выразительно.
В нашей школе, как и у вас, стихотворение не требует излишне подробного разбора, лучше лишний раз его хорошо прочитать.
- Ребята, о чем же стихотворение? А как вы догадались, ведь Пушкин ни разу не употребил слово – весна. (напомнить, чтобы «подумали»)
- Когда природа спит?
- А пробуждается?
- Как вам кажется, какие строчки в этом стихотворении самые важные, ключевые?
- Как называет поэт весну?
- Как, по-вашему, следует прочесть строки:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
- Быстро или медленно? Радостно или печально?
Дети — Радостно, но медленно, сквозь сон.
- Назовите поэтический прием, которым воспользовался поэт, изображая пробуждение природы.
Дети — Олицетворение. (табличка)
- На какие краски весны обратил внимание поэт?
- А почему пестреют долины? Снег- то ведь уже сошел?
- Какие весенние цветы могли там вырасти?
- Какие звуки отметил поэт?
- Значит, картина весны складывается из того, что увидел и услышал Пушкин. Поэты наблюдательны и слова умеют выбрать такие, чтобы они соответствовали нашему настроению.
- Тебе, какие больше всего понравились строчки?
- А мне понравились вот эти:
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
- Помните, как монгольские ханы собирали дань с русских людей?
- А какую дань пчеле могли дать поля? (показываю соты)
- Вот наша пчела вылетела из своей восковой ячейки и полетела в поля за пыльцой, за нектаром. А восковую ячейку поэт назвал кельей. Так называется узенькая, тесная комната, в которой в монастырях живут монахи.
IV. Заключение:
-Теперь всё понятно в тексте?
- А кто хочет прочесть стихотворение выразительно? (2-3 ученика)
- А кто запомнит какую-нибудь строчку наизусть?
V. Итог:
- так какое же время года мы теперь вместе с Пушкиным будем звать «Утро года»?
VI. Дом.задание: – Научиться выразительно читать, а еще лучше-
выучить наизусть.
VII. Оценки за урок:
Сумели на «5» выразить вешнее настроение
На«4»

Файлы: Открытый урок (А.С.Пушкин.Лирика).docx
Размер файла: 17608 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология