Автор конспекта:
Автор(ы): — Эргашева Н.В.

Место работы, должность: —

детский сад № 24 г. Тамбов, педагог-психолог

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Педагог-психолог

Предмет(ы): — Другое

Цель урока: —

Изучить особенности взаимоотношения детей с родителями с помощью проективных методик

Краткое описание: —

ТЕСТ РИСУНОК СЕМЬИ

Анализ данного рисуночного теста дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориентации в проблемах ребенка. Ребенку предлагается: лист белой бумаги (20х29), 6 цветных карандашей (черный, красный, си­ний, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Дается инструк­ции: Нарисуй, пожалуйста, свою семью. Слово семья не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?

Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы.

Изучение взаимоотношений детей с родителями с помощью проективных методик

ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ»

Анализ данного рисуночного теста дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориентации в проблемах ребенка. Ребенку предлагается: лист белой бумаги (20х29), 6 цветных карандашей (черный, красный, си­ний, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Дается инструк­ции: «Нарисуй, пожалуйста, «свою семью». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?»

Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы.

1. Анализ рисунка семьи

а) сравнение состава нарисованной и реальной семьи:

  • не изображены, люди — сильный эмоциональный конф­ликт, недовольство семейной ситуацией;
  • изображены люди, не связанные с семьей — травматические переживания, связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости, плохой контакт исследователя с ребенком;
  • уменьшение реального состава семьи — «забывают» нарисовать тех членов семьи, с которыми сложились конф­ликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлекательными;

• ребенок не рисует себя — чувство неприятия в семье, ощущение отверженности;

• ребенок рисует только себя — эгоцентричность, несформированное чувство общности;

• увеличение состава семьи — неудовлетворенные психические потребности, поиск человека, способного удовлет­ворить потребности ребенка в близких эмоциональных контактах;

б) расположение членов семьи:

• сплоченность семьи, объединенность в общих действиях, соединенные руки — психологическое благополучие;

• разобщенность членов семьи — низкий уровень эмоциональных связей;

в) группировка членов семьи, психологические микроструктуры семьи:

• рядом с собой рисует другого члена семьи — эмоциональная связь;

• физические расстояния отдельных семейных групп отражают различный уровень эмоциональной связи;

• отдельные группы — конфронтация в семье.

2 Анализ особенностей графических презентаций членов семьи

а) количество деталей тела: присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

  • большое количество частей тела — позитивное отношение
  • схематичность, неоконченностъ — негативное отношение к человеку;

б) количество используемых цветов для рисования фигур

• разнообразие цвета, позитивные яркие цвета- хорошие отношение;

• темные цвета, однообразие цвета — конфликт, негативное восприятие;

в) величина фигур: выражение превосходства , значительности, силы;

• большая фигура мамы — авторитетность ее в семье, руководство;

• большая величина собственного изображения- незначительность «Я» в семье, требование опеки;

• одинаковые фигуры — равноправие, равная ценность семьи, сотрудничество;

• большие поднятые вверх руки с длинными пальцами- агрессивные желания, желание быть сильным:

• нет рук, маленькие руки — бессилие, чрезмерный контроль со стороны;

нет лица, головы — нарушения в сфере общения;

  • зубы, большой рот — вербальная агрессия.

3.Анализ процесса рисования

а) последовательность рисования членов семьи

  • первый образ — главный, наиболее эмоционально близкий! человек;
  • последний образ — менее значимый человек, негативное отношение;
  • если в начале рисования изображаются предметы, жи­вотные — защитная реакция ребенка в неблагополучной! — семейной ситуации;

б) стирание, паузы, возвращение к нарисованным деталям: доминирующее переживание, выделение главного;

  • паузы — конфликтные отношения;
  • стирание с последующим улучшением — позитивные эмоции, с ухудшением — конфликт с данным человеком; I

в) спонтанные комментарии: проясняют смысл рисуемого содержания ребенку, ослабляют внутреннее напряжение. На каком образе были комментарии — на таком человеке больше напряжения, возможность конфликта.

Несуществующее животное

Эта методика, разработанная М.З. Дукаревич, проста в проведении и позволяет выявлять различные личностные особенности испытуемых.

Инструкция. Перед ребенком кладут лист бумаги (горизонтально) и говорят: «Я хочу посмотреть, как ты умеешь придумывать, вообра­жать. Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого до тебя никто не придумывал — которого нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах».

Когда ребенок кончает рисовать, его просят придумать животному название. Название животного записывается в протоколе. После этого психолог говорит: «А теперь расскажи про его образ жизни. Как оно живет?» Рассказ ребенка записывается по возможности дословно. Затем, если в рассказе отсутствуют соответствующие сведения, то задаются дополнительные вопросы:

  • Чем оно питается?
  • Где живет?
  • Чем оно обычно занимается? А что любит делать больше всего?
  • А чего оно больше всего не любит?
  • Оно живет одно или с кем-нибудь еще?
  • Есть у него друзья? Кто?
  • А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
  • Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится?
  • Какого оно размера?

После этого ребенку предлагают представить себе, что это живот­ное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания.

Все ответы ребенка записываются в протокол по возможности до­словно.

Интерпретация результатов : Прежде всего полезно оценить способ построения образа, харак­теризующий тип воображения и мышления ребенка, его подход к твор­ческой задаче. При низком уровне изобразительной техники способ по­строения образа в большей мере отражается в названии животного, чем в его внешнем виде.

Способ построения образа : Наиболее низкий («нулевой») уровень — это изображение реаль­ного животного (зайца, собаки, крокодила, человека и т. д.). Для шестилетнего возраста такой способ изображения — свидетельство низкого уровня развития воображения, но не признак отклонения от нормы. Для более старшего ребенка это показатель отклонений либо в умственном развитии, либо в эмоциональной сфере. В частности, к подобному спо­собу построения образа приводит сильное повышение уровня тревоги: ребенок боится отойти от реальности и позволить себе фантазирование.

Несколько более высокий вариант, относящийся, однако, к тому же уровню, — это изображение животных, не существующих, но суще­ствовавших когда-то или же позаимствованных из литературы или кино (динозавра, дракона, Змея Горыныча и т. д.). Этот вариант говорит о бедности воображения и, как правило, типичен для детей с низким об­щекультурным уровнем.

Первый уровень — конструирование, собирание нового существа из деталей реальных животных (например, голова человека, тело медве­дя, заячьи уши, птичий хвост). Обычно конструкция отражается и в на­звании: «человеко-медведе-заяц», «слоно-корова», «летающий медведь» и т. п. Этот способ характерен для рационалистического подхода к за­даче. Он говорит не о каких-либо психологических отклонениях, а лишь о низкой творческой направленности, об «исполнительской», а не твор­ческой установке. В начале младшего школьного возраста (примерно до восьми лет) такая установка является наиболее типичной. При рациона­листическом способе создания образа дальнейшая оценка определяется количеством прототипов и степенью их разнородности. Так, комбина­ция из пяти животных — это, разумеется, более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Корова с рыбьими плавниками — пока­затель более развитого воображения, чем та же корова с лошадиными ногами.

Второй уровень — создание целостного образа нового, несу­ществующего животного в соответствии с общей схемой животного, но без привлечения деталей конкретных животных (хотя результат и может отдаленно напоминать дракона, слонопотама или кого-то еще). Такое животное имеет голову с глазами и ртом, туловище, конечности (ноги, руки, крылья, щупальца). Название в этом случае не включает указаний на прототипы, но иногда может строиться по той же модели, по которой строятся названия реальных животных («пусик», «бубозавр», «шапкоед»). Этот тип образа характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. Чем меньше созданное животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения.

Третий уровень — создание абсолютно оригинального существа (не напоминающего обычных животных и не построенного по стан­дартной схеме: голова с глазами и ртом, туловище, конечности). Этот способ говорит о творческом складе личности. Он возможен у ребенка как с преимущественно рационалистическим, так и с преимущественно художественным подходом к действительности, если только у него есть реальные творческие возможности. У детей младше 9—10 лет такой способ построения образа встречается довольно редко. При творческом подходе к задаче уровень воображения оценивается по степени естест­венности получившегося существа и, в частности, по степени соот­ветствия между его внешним видом и описанием образа жизни.

Если изобретение слишком вычурно, то обычно это свидетельст­вует не столько о творчестве и оригинальности, сколько о стремлении продемонстрировать окружающим свою непохожесть на других.

Описание образа жизни несуществующего животного дает допол­нительную информацию об интеллектуальном развитии ребенка. Здесь главным показателем является логичность описания рисунка. Так, все имеющиеся органы должны для чего-то служить. Вместе с тем иногда несоответствие между рисунком и описанием образа жизни объясняется не нарушениями логики, а эмоциональными причинами (подробнее об этом см. ниже).

Показатели тревожности, страхов, боязни агрессии : Проявления тревожности в тесте «Несуществующее животное», в основном, те же, что и в тесте «Рисунок человека». В данной методике имеются и дополнительные признаки тревожности. В частности, это не­обычно большое количество глаз, ушей и прочих органов чувств (на­пример, локаторы или антенны), призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропустить никакой опасности и угрозы. Соответст­вующая тематика отражается и в описании образа жизни. Признаком тревожности служит описание различных способов предохранения от возможной опасности (нападения хищников, стихийных бедствий, хо­лода, жары, недостатка еды и т. п.).

Страхи, как и в рисунке человека, проявляются в зачернении глаз. На их выявление направлен также вопрос о том, боится ли животное чего-либо. Указание на боязнь того, чего действительно боятся многие животные (хищников, огня, человека), не является признаком страхов. Такими признаками служат:

— описание страхов, не типичных у животных, зато частых у детей (темноты, высоты, змей, насекомых);

— «застревание» на описании того, чего боится придуманное жи­вотное, особо длинный перечень страхов (даже если каждый из них вполне распространен в животном мире).

Утверждение о полной бесстрашности животного не говорит ни о наличии страхов, ни об их отсутствии (но чаще встречается у детей, у которых имеются страхи).

Особую группу составляют признаки, говорящие о боязни аг­рессий, что характерно при повышенном уровне тревожности. К таким признакам относятся любые защитные аксессуары: панцирь, щит, иглы (как у ежа), чешуя, броня, особо толстая кожа (она может не быть видна на рисунке, но описываться в рассказе).

Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры жи­вотного. При этом сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе ребенок сообщает, что его животное «выше Останкинской башни». Ес­ли ребенок старается сделать свое животное как можно больше, чтобы оно никого не боялось, но попутно выясняется, что главное в его жизни — защищаться от хищников, то о боязни агрессии можно говорить с полной уверенностью.

При боязни агрессии в описании образа жизни часто указывается труднодоступность жилища (например, «живет в пещере, куда никто не может забраться»). Специально на выявление боязни агрессии направ­лен вопрос о том, есть ли у придуманного животного враги. Нормаль­ным является указание некоторого небольшого количества врагов. Как полное отрицание наличия врагов, так и их долгое развернутое перечисление — признаки боязни агрессии.

Показатели демонстративности : Демонстративность в рисунке несуществующего животного, как и везде, проявляется во всяческой вычурности, изысках, украшательстве. Это может быть узор на шкуре животного, глаза с длинными загнутыми ресницами, бантики и т. п. В рассказе об образе жизни часто подчерки­вается красота животного (особенно у девочек) или его исключитель­ность и превосходство над прочими созданиями.

При низкой социализированности ребенка (особенно при при­ближении к подростковому возрасту) демонстративность нередко про­является в протестных, негативистических формах (например, животное курит или вообще изображается в форме бутылки или рюмки). В этих случаях асоциальная тематика обычно имеется и в рассказе об образе жизни животного.

Показатели агрессивности : Тест «Несуществующее животное» чрезвычайно чувствителен к проявлениям агрессивности. Это любые орудия нападения, такие как рога, когти, клыки, жало и т. п. Как и в рисунке человека, изображение зубов, как правило, отражает склонность ребенка к вербальной (словес­ной) агрессии. Иногда животное оказывается снабжено человеческим оружием типа пушки, лазера или же копья, лука. Любые острые выросты, которые сам ребенок не интерпретирует как оружие нападения, но которые производят соответствующее впечатление на зрителя, также служат показателями агрессивности. Напротив, оружие, явно непригод­ное для битвы (например, загнутые внутрь или затупленные рога), явля­ется проявлением не собственной агрессивности, а боязни агрессии и попытки (как правило, неудачной) защититься от нее.

Для опознания агрессивности и выявления ее различных форм ва­жен внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисун­ка: нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, без­обидным; запугивает ли оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает.

Иногда бывает сложно различить по рисунку проявления соб­ственной агрессивности ребенка и сильно выраженной боязни агрессии. Часто это различие проявляется в рассказе. По рассказу можно понять, идентифицируется ли ребенок с изображенным им существом, проеци­рует ли он в рассказе себя или образ врага. В последнем случае нередки прямые проговаривания. Так, после рассказа об устрашающей силе жи­вотного вдруг появляется реальное «Я»: «А я его совсем не боюсь. А я его все равно одолею!»

В ряде случаев боязнь агрессии приводит к появлению соб­ственной агрессивности, которая самим ребенком воспринимается как защитная, однако далеко не всегда выступает в этом качестве в реаль­ном поведении. Бывает, что ребенок начинает защищаться превентивно, не дожидаясь нападения (которое, возможно, и вообще не входило в намерения того, кого он считает своим противником).

Показатели бытовой ориентированности : Ориентированность ребенка в реальности проявляется в том, име­ется ли у его животного все, что необходимо для жизни (прежде всего, есть ли возможность питаться и передвигаться). В рассказе об образе жизни животного слабая бытовая ориентация проявляется в отсутствии сведений о питании и о месте проживания (когда эти сведения сообща­ются только в ответ на прямой вопрос проверяющего).

Показатели, характеризующие самооценку и систему ценностей : Для характеристики самооценки и системы ценностей наиболее показательны ответы на вопрос о желаниях, которые загадало бы при­думанное животное. В большинстве случаев в ответах на этот вопрос проявляется прямая проекция, то есть их можно рассматривать как от­носящиеся к самому ребенку. В этом смысле очень показательны отве­ты типа «стать красивее», «чтобы было много друзей», «стать челове­ком» (ощущение своей некоторой ущербности, неполноценности). Лю­бые упоминания о «материальном положении» животного (иметь много еды, хороший дом, много денег — при антропоморфности животного) говорят о значимости материальных ценностей. Ответы типа «чтобы на земле был мир», «чтобы никто не болел» и т. п. не говорят ни о чем, кроме стремления ребенка произвести хорошее впечатление на прове­ряющего (впрочем, само это стремление типично для хорошо социали­зированных детей).

Показатели, характеризующие сферу общения : О высокой (обычно — недостаточно удовлетворенной) потреб­ности в общении говорит человекообразность изображенного животно­го. Для подростков это нормальное явление: для этого возраста харак­терна чрезвычайно высокая потребность в общении. В младшем школь­ном возрасте подобное повышение потребности в общении — сравни­тельно редкая индивидуальная особенность. Иногда это показатель «досрочного» вступления в подростковый кризис.

Если фигура напоминает, скорее, робота, нежели человека, то это — более явное проявление того, что потребность в общении неудовле­творена.

Угловатость, механистичность или тем более машинообразность изображенного животного говорит об интровертности, а в случаях осо­бой выраженности — об аутизации и тенденции к уходу от социальных контактов. В норме животному «не положено» иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус. Особенности общения может выявить рас­сказ об образе жизни животного. В частности, большое значение имеет описание места, где оно живет. В этом описании нередко прямо проявля­ется чувство одиночества. О нем свидетельствуют такие указания места проживания, как «под землей», «в пещере», «в космосе», «на другой пла­нете» (если не описаны другие существа, живущие на этой планете). Специально на выявление особенностей сферы общения направлены во­просы о том, с кем вместе живет придуманное животное и есть ли у него друзья.

Как правило, в ответах на эти вопросы идет прямая проекция, то есть ребенок напрямую раскрывает свое представление о себе. Из этого пра­вила есть два основных исключения. Во-первых, оно неприменимо в том случае, когда в рассказе вообще отсутствует идентификация с изо­браженным животным (см. выше, в описании признаков агрессивности). Во-вторых, не следует рассматривать как прямую проекцию утверждения о том, что животное «дружит со всеми» или что «у него очень иного друзей», но без конкретизации того, что это за друзья.

Такие утверждения обычно говорят о высокой, но неудовлетво­ренной потребности в общении.

Можно использовать также методики «ДДЧ», детский апперцептивный тест и другие.

Файлы: для мероприятия 12 ноября PowerPoint.ppt
Размер файла: 1039872 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология