Автор конспекта:
Автор(ы): — Белоусов И.А.

Место работы, должность: —

ГБОУ СКОШИ I вида №65, г.Москва, учитель.

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цель. Продолжить читать рассказ К.Г.Паустовского из"Мещерской стороны"- "Озера", показать любовь писателя к родному краю.

Задачи: образовательная — дать представленеие о художественном мире писателя К.Г.Паустовского, учить понимать содержание рассказа, вырабатывать умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу, найти в тексте эпитеты;

коррекционно-развивающая — развитие речи, мышление, познать гармонию человека и природы, возбудить чувство прекрасного, наблюдательность;

воспитательная — воспитывать любовь к родному краю, научить бережному отношению к природе.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Родная литература, 5 класс. 2 часть, 1990 г.

Презентация "Мещерская сторона".

Используемое оборудование: —

Мультимедийный комплект: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Краткое описание: —

Научить познать гармонию человека и природы, научить наблюдательности, бережному отношению к природе; дать представление о художественном мире писателя К.Г.Паустовского; уметь находить в тексте эпитеты.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

План.

1. Организационный момент.

2. Опрос учащихся.

3. Сообщение темы.

4. Чтение главы "Леса".

5. Ответы на вопросы.

6. Домашнее задание.

7. Итог. Оценка.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель. — Какую тему мы изучаем на уроках литературы.

Ученик. — На уроках литературы мы изучаем тему "Биография и творчество русского советского писателя Константина Григорьевича Паустовского".

Учитель. — Какой рассказ К.Г.Паустовского мы прочитали?

Ученик. — Мы прочитали рассказ (очерк) "Обыкновенная земля".

2. Опрос учащихся.

Слайд 1.

Учитель. — Что увидит писатель в Мещёрском крае при первом, коротком знакомствес ним?

Ученик. — Обыкновенной она кажется только тому, кто пробыл среди этих мест всего несколько дней.

Слайды 2 и 3.

Учитель. — Что увидит писатель в Мещерском крае?

Ученик. — Сосоновый бор, лесное озеро, стог сена, обширные болота, косяк журавлей.

Учитель. — Обратим внимание на звуки: что слышит писатель?

Ученик. — Крики перепелов, свист иволги, стук дятла, вой волков, шорох дождя.

3. Сообщение темы.

Учитель. — Откройте учебник. Сейчас мы будем читать главу из "Мещерской стороны" — "Озера".

Ученики читают главу "Озера".

Учитель. — Какие слова вам не понятны? Вам понравился рассказ? Что особенно запомнилось в этом очерке?

Ученик. — Случай с рыболовами на озере, когда резиновую лодку чуть было не располола больщая щука, встреча с воющей волчищей и волчатами.

Учитель. — Почему писателю так нравится Чёрное озеро?

Обратить вниман ие на контраст цветов — чёрного и белого, чёрного и жёлтого, который создаёт такое необычное впечатление от озера осенью и летом.

Учитель. — Что видит писатель, углубляясь в чащу мещерских лесов?

Ученик. — Писатель видит: "Маслюки, облепенные хвоей, трава — жесткая, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки".

Учитель. — А что он слышит?

Ученики находят в тексте и отвечают: "Как птицы прерпахивают с дерева на дерево", кричит выпь, слышится бормотание и возня журавлей, крик петуха (не просто, а хрипло кричит петух), жестяной свист, с которым летят над озером утки".

Учитель. — Найдите описание вечера, ночи, раннего утра в лесу.

Ученики находят в тексте и отвечают: Вечер: " … закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен. уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах — звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснет наконец озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его тёмную воду, — ночь, полная звезд. На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь огонь костра то загорается, то гаснет. Листва берёз висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно где-то очень далеко, кажется за краем земли, хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной никогда не слыханной, тишине зарождается свет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё все спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы,и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

… Мы накладываем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце — солнце бесконечного летнего дня".

Учитель. — Естль ли эпитеты в этом отрывке? Назовите их.

Ученик. — Торжественный свет, голубой хрусталь, жестяной свист, тяжёлые утки.

Запись на доске.

Эпитеты:

торжественный свет,

голубой хрусталь,

жестяной свист,

тяжёлые утки.

Показ на слайдах картинки о природе в Мещерском крае.

Учитель. — Подумайте и найдите в тексте "Озера" строки, которые подходят к картинкам.

Учитель. — Мы вместе с автором всматривались и выслушивались в окружающую нас природу. Что же мы увидели, путешествуя по Мещерской стороне?

Ученик. — На обычных неброских картинах мы увидели красоту русской природы. Чтобы увидеть красоту природы, нужно быть внимательным и наблюдательным … Мы увидели, что автор любит родную природу.

6. Домашнее задание.

Читать ещё раз главу "Озера", сделать рисунок.

7. Выставление и комментирование оценок.

Учитель. — Что мы сегодня сделали?

Ученик. — Мы читали главу из "Мещерской стороны" — "Озера", отвечали на вопросы.

Учитель. — На уроке сегодня хорошо работали ……..

Получили следующие оценки: …, …, … .

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология