Автор конспекта:
Автор(ы): — Чекасина Наталья Александровна

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

1. Обучающая:проследить путь героя к осознанию и исправлению ошибки; учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя; показать какие нравственные проблемы подняты в сказке.

2. Развивающая:создать условия для развития навыков комментированного чтения и умения анализировать, обобщать.

3. Воспитывающая:создать условия для формирования человечного отношения ко всему живому; развивать коммуникативные умения и навыки; помочь кадетам осознать, что самое прекрасное в человеке – это любовь к людям, а зло и эгоизм античеловечны

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

В.Я. Коровина. Учебник-хрестоматия по литературе в 2ч.

Используемое оборудование: —

проектор, интерактивная доска, шаблоны лепестков, таблица, клей, коробка

Краткое описание: — Урок предполагает предварительное знакомство учеников с текстом. В ходе работы учащиеся следуют по пути духовного роста главного героя.

«Где тепло, тут и добро».

Пословица

1. Орг. момент

Приветствие:

Добрый день! Рада вас приветствовать! Позвольте представиться. Меня зовут Чекасина Наталья Александровна. Я приехала к вам со степного Оренбуржья, богатого хлебного края. Именно на этом я хотела бы сделать акцент. Именно это и будет предметом нашего разговора.

2. Мотивация:

Начать наш урок хочу с восточной притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

· Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение?

· Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей). Правильно я вас понимаю, все начинается с равнодушного отношения к близким, к животным, с детских и взрослых слез. Итогом может стать и война.

· Подберите антоним к слову зло. Верно. Это добро. Возможно, вам известно литературоведческое понятие антитеза. Добро и зло – это антитеза. Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет. (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро – это радость, спокойствие.

· Нарисуйте его словесный портрет добра. В каких поступках может выражаться добро?

3. Постановка цели и задач:

· Давайте поставим учебную задачу на данный урок. (Рассмотреть противостояние добра и зла, какие-то человеческие качества). Я соглашусь с вами.

· Поможет решать наши задачи раздаточный материал, который лежит у вас на столах в файлах. Образ добра мы постараемся представить в виде цветка. Пороки зла мы заключим в таблицу, которую условно назовем темницей. Прошу вас со всей ответственностью отнестись к выполнению творческих заданий. Вам пригодятся клей и ручка. Они тоже лежат у вас на столах.

· В каких текстах художественной литературы, уже известных вам, можно проследить борьбу добра и зла, света и тьмы («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Спящая царевна», «Иван-крестьянский сын» и т.д.)

· Я согласна. Спасибо. Вы хорошо ориентируетесь в художественной литературе.

4. Изучение материала:

· Как вы думаете, какого волка проще вскормить: который представляет добро или зло? (Предположу ответ, что зло вскормить проще)

· Позвольте подытожить. Злой поступок не красит человека, а какое он оказывает влияние? Могу ли я сделать вывод, что, совершив злой поступок, человек «низко падает».

· Предлагаю посмотреть мультфильм и в контексте поставленной учебной задачи оценить поступок героя.

· Как вы думаете, для чего я вам показала этот мультфильм?

· Легко ли получить булку хлеба?

· К этому уроку вы прочли текст сказки «Теплый хлеб». Проверим ваши первичные знания. На выполнение тестового задания я даю вам 1 минуту.

Комментарий к оценке:

Зеленая звезда – отлично знаю текст, хорошо ориентируюсь в сюжете

Желтая звезда – хорошо знаю текст, не помню некоторые элементы сюжета

Красная звезда – плохо ориентируюсь в тексте.

Тест

Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.

1)Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

В) Конь не захотел идти дальше.

2)Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

Б) «Да ну тебя!».

В) «Все вы умные».

3)Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4)Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

5)Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

А) злобу людскую

Б) ненависть народную

В) грубость человеческую

7)Как Филька помирился с конем?

А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Ключ:1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7Б.

· Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.

· Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? Выберите те слова и словосочетания, которые наиболее ярко изображают его. Занесите их в нашу таблицу-темницу.

(Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: "Да ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!")

Предлагаю прочесть эпизод сказки (чтение учениками): («Времена года» Чайковский (Зима. Январь)

«Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки».

· Какие чувства у вас вызывает такое описание природы? (Радость, веселье, какой-то задор, доброта, умиротворение).

· Предлагаю приклеить первый лепесток к нашему цветку добра.

Каждый из нас совершает не только добрые поступки. Но, совершив плохой, человек переосмысливает сделанное, сожалеет, переживает, раскаивается.

Вернемся к главному герою. Предлагаю прочитать центральный эпизод сказки (№3).

«…И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела…»

· Как вы можете оценить его поступок? Предлагаю вам заполнить таблицу новыми характеристиками. Возможно, некоторые слова вы уже записывали. Не бойтесь, если слова будут повторяться. Это только лишь покажет, что вы уже ориентируетесь в проблеме.

· Автор называет окрик «злорадным». Обратите внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих морфем?(В этом слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу). Обратите внимание на строение слова.

· Так какого же волка кормит Филька? Вспоминайте притчу. Предположите, а был ли у Фильки выбор? (Он мог поступить, как все, не отказав коню)

· Как вы думаете, может ли повлиять зло одного человека на природу, на соседей, на всю деревню? (Может ударить мороз, завыть ветер, замерзнуть вода на мельнице…)

Давайте прочтем. Художественное чтение отрывка: (на фоне отрывка из мультфильма «Что случилось») И музыки ВИВАЛЬДИ «ЗИМА»

«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Продолжите, Х.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».

· Почему же все вокруг изменилось? (Виной всему Филька. Он грубо поступил с конем, которого все в деревни считали своей обязанностью покормить. Из-за него в деревне поднялся ветер, ударил мороз.) Заполним таблицу словами и словосочетаниями, которые характеризуют зло в природе.

Учащиеся заполняют таблицу «Зло»(метель, мороз, слеза от обиды, пронзительный ветер)

· Представим, что мы не знаем финала сказки. Что побеждает в конце любой сказки? Конечно, добро всегда побеждает зло.

· Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию? (Панкрат, бабка.) Перескажите, в чем заключается их помощь? (Бабка рассказывает притчу о подобном случае и говорит, что только Панкрат может помочь. Панкрат соглашается помогать)

· Кто помнит притчу, рассказанную бабкой? От чего умер герой этой притчи? (Он умер от охлаждения сердца).

Вы абсолютно правы! Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот хлеб, который он бросил раненому бойцу.

· Какое же решение принимает Филька? (Он решает изобрести способ «всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во вторую – он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти).

· Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех обижал, всем грубо отвечал? ( Потому что только в единении, только все вместе люди могут победить зло.)

· Как вы смотрите на мое предположение, что Филькин труд соотносится с трудом по возделыванию земли, выращиванию зерна, превращению его в “тёплый хлеб” и возмещает обиду, которую он нанёс людям?

· Слушая следующий эпизод сказки, подберите слова для нашего цветка.

Чтение отрывка (на фоне музыки Чайковского):

«В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками, и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со

звоном разбивались сосульки».

· Как меняется природа после переосмысления поступка? Добавьте к образу добра чувства-лепестки, которые у вас вызывают новые изменения.

· Что стало результатом общего дела, общего труда? (Теплый хлеб, который помог примириться Фильке с конем). Почему автор называет хлеб чудесным?

Физ. минутка

Константин Паустовский написал свою сказку «Теплый хлеб» в сложное для страны послевоенное время, а события, лежащие в основе сказки-притчи, относятся к периоду гражданской войны.

А знаете ли вы, что 2013 год в истории России – это 69 годовщина снятия блокады Ленинграда. Во все времена, а в военное блокадное время особенно, ценность представлял хлеб. В этом году в ОПКУ проходила акция в память об освобождении. Я привезла для вас необычный подарок, подарок с войны. (Пауза). Благодаря этому хлебу выжили многие люди. Я предлагаю вам встать и угоститься хлебом. Вы можете попробовать его сейчас, а можете после урока.

· С какой целью Филька пошел к коню? Как изменилось его лицо? ( На лице его была улыбка, но в то же время катились слезы радости). Предлагаю прикрепить еще один лепесток к нашему цветку добра (слеза счастья)

· Знаете ли вы, каково полное имя Фильки? Ведь такая форма употребляется только в простонародной речи. (Филипп)

· Известно ли вам, что Филипп произошло от греческого «любящий лошадей»?

· Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? (Он заранее предполагал хороший финал)

Послушайте слова А. Солженицына, великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970) о раскаянии: «Раскаяние есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед не к новой ненависти, а к согласию. Лишь с раскаяния может начаться и духовный рост».

· Какой волк все же победил в Фильке? Сложен ли был его путь? Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька? Давайте вместе проследим его путь.

Злодеяние осознание раскаяние преодоление искупление благодарность

Было?

5. Обобщение:

«Где тепло, тут и добро».

Пословица

· Самое время вернуться к эпиграфу и соотнести смысл пословицы со сказкой-притчей К.Г. Паустовского

· Какие размышления у вас есть по этому поводу? (В деревне было тепло, значит, там жили добрые люди. Но Филька нарушил порядок. Из-за его злобы все изменилось. Воцарился мороз. Он ходил по деревне, но его никто не видел. Но все же сердце Фильки оттаяло, он тоже стал добрым. И вокруг вновь стало тепло.)

· Думаю, каждый из вас проникся этой сказкой-притчей, даже те, кто не был активен в течение урока. Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. Впереди у вас, дорогие суворовцы, долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть одними из ваших путеводителей станут высказывания великих людей. Откройте, пожалуйста, конверты, лежащие у вас на столах. Прочтем некоторые высказывания.

1) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Лев Николаевич Толстой

2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

Лев Николаевич Толстой

3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.

Блез Паскаль

4) Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

Древний Египет, неизвестный автор

5) Путем зла не доходят до добра.

Уильям Шекспир

6) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Блез Паскаль

7) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Лев Николаевич Толстой

8) Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу.

Древний Египет, неизвестный автор

9) Преступлению нужна внезапность, доброму делу — время.

Публий Корнелий Тацит

10) Недоброе всегда быстрее доброго.

Публилий Сир

11) Добро по указу — не добро.

Иван Сергеевич Тургенев

12) Ступайте с осторожностью и с оглядкой по узкой и извилистой тропе Добра.

Томас Браун

13) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Мишель де Монтень

14) Старайся всякому делать добро, а не себе одному.

Григорий Богослов

15) Между добрыми людьми — все доброе.

Марк Туллий Цицерон

16) Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

17) Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть.

Лактанций

18) Кто доброе сеет — добро его плод,

Кто злое посеет — злодейство пожнет.

Саади

19) Между добрыми людьми — все доброе.

Цицерон

20) В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое.

Джами

Позвольте и мне прочесть высказывание:

Ни одного дня без доброго дела!

Роберт Баден-Поуэлл

6. Итог урока.

· От какого из волков каждый из вас хотел бы избавиться?

Предлагаю заточить наши таблицы в черный ящик.

· Каким бы волком вы бы хотели поделиться?

Подарите цветы добра членам нашего жюри.

Евгений Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Вот мы и подвели итог пути от зла к добру на примере сказки-притчи «Теплый хлеб». Если вы столкнетесь с проблемой выбора, вспомните об этих конвертах, прочтите высказывания вновь.

7. Домашнее задание.Предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания. Выберите понравившееся. Возможно, кто-то выполнит все задания:

1) создать иллюстрацию понравившегося эпизода и подобрать подходящую по смыслу русскую пословицу и пословицу другого языка;

2) написать письмо Фильке от своего лица;

3) создать кроссворд на знание содержания сказки ребятам, которые только будут обсуждать это произведение.

Возможно, когда-нибудь на уроке классного руководства вы вспомните об этой черной коробке и обсудите проблемы, связанные с ее «обитателями». Вспомните и о ваших иллюстрациях.

Спасибо вам за работу! Желаю вам удачи на пути к себе. Дарю вам буклет, в котором вы сможете найти полезную информацию. Надеюсь на дальнейшее общение.

Файлы: медн всадник 7 кл.ppt
Размер файла: 1293824 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология