Автор конспекта:
Автор(ы): — Андрюкова Надежда Константиновна
Место работы, должность: — МОУ » Трёхпротокская СОШ» Приволжского района Астраханской области
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — -повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: текст, тема, основная мысль, способы связи предложений в тексте; -совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тема, основная мысль, цепная и параллельная связь предложений в тексте; -совершенствовать умение составлять тексты из готовых предложений и по данному началу; -воспитывать любовь к родному краю, к его истории и культуре. -развивать творческие способности, кругозор учащихся.
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
Русская речь.Развитие речи.5 класс./Никитина Е.И.-М:Дрофа,2002
Используемое оборудование: — -Видеофильм, карточки, фотографии с изображениями достопримечательностей Астрахани.
Краткое описание: — Урок развития речи в 5 классе проводится на краеведческом материале. Учащиеся ,выполняя задания , определяют основные признаки текста, закрепляют умения определять способы связи предложений в тексте. Большая роль на уроке отводится заданиям по составлению текстов из "перепутанных" предложений.Задания составлены по типу заданий части С ЕГЭ.
Ходурока.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте,ребята! Сегодняшний урок я решила начать с замечательного стихотворения Лины Казаковой ,которое мне очень нравится
Послушайте его:
(на фоне видеофильма)
— Старый кремль на пригорке дремлет,
Словно вышел из сказки древней.
Затушеван солнцем и мелом,
Нарисован зеленым и белым.
— Как строга его красота,
Позолота безмолвных башен…
Почему лишь в эти цвета
Он четыре столетья окрашен?
— Старый кремль при любой погоде
К своему окруженью подходит.
Закипает зеленью лето-
Башни тоже в зелень одеты.
— В гладь реки загляделась осень.
Не она ли, нежна и светла,
Закружила метелью и бросила
Груды листьев на купола?
— А зимой- я вижу воочию,
Как сливаются, чуть видны,
Белизна завьюженной площади
С белизной крепостной стены.
— …Вдруг- взорвались, ожили краски!
…Зелень, золото, белизна,
Купол неба, синий и ласковый…
Это значит- спешит весна!
— Старый кремль молчаливо дремлет,
Словно вышел из сказки древней.
Затушеван и солнцеми мелом,
Нарисован зеленым и белым.
— -Вам понравилось стихотворение? А как вы поняли ,о чем оно?(о кремле)
-А что о кремле хотел сказать автор? (старый кремль при любой погоде к своему окруженью подходит).
-Верно. Отвечая на мои вопросы, вы сформулировали 2 важных признака, которыми обладает любой текст. Какие это признаки? (тема, основная мысль).
— Верно. Но сегодня на уроке мы будем говорить не только об этих понятиях , но и закрепим полученные вами на предыдущих уроках знания о способах связи предложений в тексте. И помогут нам в этом тексты об астраханском крае и его достопримечательностях Я верю, что вы будете внимательны и активны на уроке.
-Запишите тему урока.
2.Проверка домашнего задания .
Прочтите следующий отрывок (на доске)(Ю.Кочетков)
Бывает море синее,
Зеленое, лазурное,
То приумолкнет штильное,
То загрохочет бурное.
-Что перед нами: текст или предложение? Почему?
-Что такое текст? (это сочетание нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически).
-Добавим следующий отрывок из этого стихотворения. ( Уч-ся читает)
Не все моря прозрачные,
Как стеклышко оконное,
Не все бывают мрачные,
Но каждое — соленое.
-Можем ли мы сказать, что теперь перед нами -текст. Докажите это.
( состоит из 2 предложений, можно определить тему — моря, основную мысль — моря бывают разные, но все они — соленые.)
-Когда мы определяем тему текста, на какой вопрос отвечаем? (о чем текст?)
-Когда определяем основную мысль, какой вопрос ставим перед собой? (чему учит текст? ради чего он написан?)
-А могут тема и основная мысль совпадать?
— Обратимся к темам, записанным на доске. Выпишите из них те, которые отражают тему и основную мысль, на полях поставьте!
(На доске)
1.Ночи в Астрахани.
2.Как в Астрахани ночи хороши!
3.Прогулки по ночной Астрахани.
— 1.Мыв Краеведческом. Вот это музей!
2.Экскурсия в Краеведческий музей.
3.Мы в музее.
— 1.Сбор арбузов.
2.Как школьники собирали арбузы.
3.Астраханские арбузы -это здорово и вкусно!
— -Вы отлично справились с заданиями.
-А теперь скажите мне, пожалуйста, какие способы связипредложений в тексте вы знаете?( цепнуюи параллельную связь)
-Какую связь мы называем цепной? ( при которой предложения связаны как бы по цепочке: второе с первым, третье — со вторым и т.д.при помощи сцепляющих слов)
-Какую связь мы называем параллельной? ( все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они дополняют первое предложение.)
-Хорошо. Давайте составим схемы цепной и параллельной связи(2 уч-ся- у доски, остальные -в тетрадях).
-Обратимся к записи на доске. Прочтите текст. Определите способ связи.
— Вода и солнце- спутники летнего отдыха астраханцев. Переполнены пляжи купальни на берегу Волги. Как хорошо поплавать в прохладной реке или прокатиться на быстроходном катере!
-Как вы думаете, для чего нам важно уметь определять способы связи предложений в тексте Где нам эти знания могут пригодиться?( при написании сочинений, чтобы соблюдалась последовательность в изложении чего-либо, тексты были красивыми.).
-Теперь обратимся к упр. 68,текст №1( Никитина Е.И.Русская речь. Развитие речи .5кл.) — на месте точек поставьте сцепляющие слова. Спишите текст.
-Что нового вы узнали о Волге?
-Я предлагаю вам познакомиться с ещё одним текстом о нашей великой реке. Только пока я готовилась к уроку, все предложения в тексте перепутались .Помогите мне расставить ихв определенном порядке. В каком – решать вам. В тетради записываем только в нужной последовательности номера предложений.
( на доске-) –работа в парах.(2чел.)
1.Сазан и сом, судак и лещ, вобла и окунь-воткакой рыбойбогат астраханский край.
Это и понятно.
Запасы ценных рыб огромны, но не беспредельны.
Основное богатство Волги и Каспийского моря- десятки видов пород рыбы.
И рыбаки по-хозяйски подходят к этому богатству.
Однако бережнее они относятся к осетровым.
— -Давайте проверим, что у вас получилось.(Тема, основная мысль, способ связи).Чем осложнено 2 предложение?
(Основное богатство Волги и Каспийского моря- десятки видов пород рыбы.
Сазан и сом, судак и лещ, вобла и окунь-воткакой рыбойбогат астраханский край.
И рыбаки по-хозяйски подходят к этому богатству.
Однако бережнее они относятся к осетровым.
Это и понятно.
Запасы ценных рыб огромны, но не беспредельны. )
— -А вы помните, с чего я начинала сегодняшний урок? Предлагаю вам «собрать» ещё один текст. Он поможет вам узнать кое-что новое об этой достопримечательности Астрахани.
(на доске)-в парах (2чел.)
— Астрахань-город с древней историей.
На территории кремля до сих пор ведутся археологические раскопки.
А всего их семь.
Гордостьюгорода является кремль.
Каждоеутроастраханцев будит торжественный бой курантов, что расположились на одной из башен кремля.
Многое видели башни кремля: восстания Степана Разина, корабли Петра 1, приезд А. Суворова…
(Астрахань-город с древней историей.
Гордостью городаявляется Кремль.
Каждоеутроастраханцев будитторжественный бой курантов, что расположились на одной из башен Кремля.
А всего их семь.
Многое видели башни Кремля: восстания Степана Разина, корабли Петра 1, приезд А. Суворова…
На территории Кремля до сих пор ведутся археологические раскопки.)
—
-Что нового вы узнали о Кремле? Чем осложнено предпоследнее предложение? Объясните постановку тире в первом предложении.
— -А теперь работаем над составлением следующего текста-на карточках ( в тетрадях).
— — А чтодорого тебе?
Кто-то любит серебристые фонтаны, дающие прохладу в знойный день.
Для одних это небольшой мостик, перекинутый над водной гладью.
Для других- лебединое озеро со спокойно плавающими белокрылыми красавцами.
У каждого астраханца есть свои любимые места.
-Проверим, что получилось.
— (У каждого астраханца есть свои любимые места.
Для одних это небольшой мостик, перекинутый над водной гладью.
Для других- лебединое озеро со спокойно плавающими белокрылыми красавцами.
Кто-то любит серебристые фонтаны, дающие прохладу в знойный день.
А что дорого тебе?)
— -Назовите основную мысль полученного текста(У каждого есть свои любимые места, что-то дорогое).
— -Мы работали с текстами, которые я вам приготовила. А теперь я предлагаю вам ответить на вопрос текста и составить собственные тексты по данному началу. Найдите свои записи под ! Одно из этих предложений может стать началом вашего текста. Выбирайте и начинайте работать!(4-5предложений)Не забывайте, что все предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически. В работе вам помогут и материалы, которые я для вас приготовила.
— -Проверка задания.
— -На ваших партах есть карточка со стихотворением. В нем автор тоже показал свое отношение к родному краю. Давайте его прочитаем.
— Мой родной, любимый край,
Для меня ты, словно рай,
Всё красиво в тебе,
Будто в сказочном сне.
Я любуюсь тобой:
В реке лотос цветет,
Над лугами, надполями
Звонко жаворонок поет.
Пусть мой край родной живет,
Пусть удача мимо не пройдёт,
Будут счастливы в нём люди.
Пусть поют о крае-чуде.
-Понравилось стихотворение? Его написала ваша одноклассница Бердиева Найля. В нем есть замечательные строчки:
— - Пусть удача мимо не пройдёт,
Будут счастливы в нём люди.
— Я желаю вам, чтобы удача не проходила мимо вас, чтобы вы были всегда такими же активными, как сегодня на уроке. А сейчас пришла пора подвести итоги.
-О чем сегодня говорили?
-Что нового узнали?
-Домашнее задание: на карточках — тест (приложение)
-Оценки за урок.
-Урок окончен .Всем спасибо. До свидания.
Файлы: Географическое положение Саратовской области.rar
Размер файла: 7216232 байт.