Автор конспекта:
Автор(ы): — Андрюкова Надежда Константиновна

Место работы, должность: — МОУ » Трёхпротокская СОШ» Приволжского района Астраханской области

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — -повторить через анализ готовых текстов следующие понятия: текст, тема, основная мысль, способы связи предложений в тексте; -совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тема, основная мысль, цепная и параллельная связь предложений в тексте; -совершенствовать умение составлять тексты из готовых предложений и по данному началу; -воспитывать любовь к родному краю, к его истории и культуре. -развивать творческие способности, кругозор учащихся.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Русская речь.Развитие речи.5 класс./Никитина Е.И.-М:Дрофа,2002

Используемое оборудование: — -Видеофильм, карточки, фотографии с изображениями достопримечательностей Астрахани.

Краткое описание: — Урок развития речи в 5 классе проводится на краеведческом материале. Учащиеся ,выполняя задания , определяют основные признаки текста, закрепляют умения определять способы связи предложений в тексте. Большая роль на уроке отводится заданиям по составлению текстов из "перепутанных" предложений.Задания составлены по типу заданий части С ЕГЭ.

Ходурока.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте,ребята! Сегодняшний урок я решила начать с замечательного стихотворения Лины Казаковой ,которое мне очень нравится
Послушайте его:
(на фоне видеофильма)
— Старый кремль на пригорке дремлет,
Словно вышел из сказки древней.
Затушеван солнцем и мелом,
Нарисован зеленым и белым.
— Как строга его красота,
Позолота безмолвных башен…
Почему лишь в эти цвета
Он четыре столетья окрашен?
— Старый кремль при любой погоде
К своему окруженью подходит.
Закипает зеленью лето-
Башни тоже в зелень одеты.
— В гладь реки загляделась осень.
Не она ли, нежна и светла,
Закружила метелью и бросила
Груды листьев на купола?
— А зимой- я вижу воочию,
Как сливаются, чуть видны,
Белизна завьюженной площади
С белизной крепостной стены.
— …Вдруг- взорвались, ожили краски!
…Зелень, золото, белизна,
Купол неба, синий и ласковый…
Это значит- спешит весна!
— Старый кремль молчаливо дремлет,
Словно вышел из сказки древней.
Затушеван и солнцеми мелом,
Нарисован зеленым и белым.
— -Вам понравилось стихотворение? А как вы поняли ,о чем оно?(о кремле)
-А что о кремле хотел сказать автор? (старый кремль при любой погоде к своему окруженью подходит).
-Верно. Отвечая на мои вопросы, вы сформулировали 2 важных признака, которыми обладает любой текст. Какие это признаки? (тема, основная мысль).
— Верно. Но сегодня на уроке мы будем говорить не только об этих понятиях , но и закрепим полученные вами на предыдущих уроках знания о способах связи предложений в тексте. И помогут нам в этом тексты об астраханском крае и его достопримечательностях Я верю, что вы будете внимательны и активны на уроке.
-Запишите тему урока.
2.Проверка домашнего задания .
Прочтите следующий отрывок (на доске)(Ю.Кочетков)
Бывает море синее,
Зеленое, лазурное,
То приумолкнет штильное,
То загрохочет бурное.
-Что перед нами: текст или предложение? Почему?
-Что такое текст? (это сочетание нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически).
-Добавим следующий отрывок из этого стихотворения. ( Уч-ся читает)
Не все моря прозрачные,
Как стеклышко оконное,
Не все бывают мрачные,
Но каждое — соленое.
-Можем ли мы сказать, что теперь перед нами -текст. Докажите это.
( состоит из 2 предложений, можно определить тему — моря, основную мысль — моря бывают разные, но все они — соленые.)
-Когда мы определяем тему текста, на какой вопрос отвечаем? (о чем текст?)
-Когда определяем основную мысль, какой вопрос ставим перед собой? (чему учит текст? ради чего он написан?)
-А могут тема и основная мысль совпадать?
— Обратимся к темам, записанным на доске. Выпишите из них те, которые отражают тему и основную мысль, на полях поставьте!
(На доске)
1.Ночи в Астрахани.
2.Как в Астрахани ночи хороши!
3.Прогулки по ночной Астрахани.
— 1.Мыв Краеведческом. Вот это музей!
2.Экскурсия в Краеведческий музей.
3.Мы в музее.
— 1.Сбор арбузов.
2.Как школьники собирали арбузы.
3.Астраханские арбузы -это здорово и вкусно!
— -Вы отлично справились с заданиями.
-А теперь скажите мне, пожалуйста, какие способы связипредложений в тексте вы знаете?( цепнуюи параллельную связь)
-Какую связь мы называем цепной? ( при которой предложения связаны как бы по цепочке: второе с первым, третье — со вторым и т.д.при помощи сцепляющих слов)
-Какую связь мы называем параллельной? ( все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они дополняют первое предложение.)
-Хорошо. Давайте составим схемы цепной и параллельной связи(2 уч-ся- у доски, остальные -в тетрадях).
-Обратимся к записи на доске. Прочтите текст. Определите способ связи.
Вода и солнце- спутники летнего отдыха астраханцев. Переполнены пляжи купальни на берегу Волги. Как хорошо поплавать в прохладной реке или прокатиться на быстроходном катере!

-Как вы думаете, для чего нам важно уметь определять способы связи предложений в тексте Где нам эти знания могут пригодиться?( при написании сочинений, чтобы соблюдалась последовательность в изложении чего-либо, тексты были красивыми.).
-Теперь обратимся к упр. 68,текст №1( Никитина Е.И.Русская речь. Развитие речи .5кл.) — на месте точек поставьте сцепляющие слова. Спишите текст.
-Что нового вы узнали о Волге?
-Я предлагаю вам познакомиться с ещё одним текстом о нашей великой реке. Только пока я готовилась к уроку, все предложения в тексте перепутались .Помогите мне расставить ихв определенном порядке. В каком – решать вам. В тетради записываем только в нужной последовательности номера предложений.
( на доске-) –работа в парах.(2чел.)

1.Сазан и сом, судак и лещ, вобла и окунь-воткакой рыбойбогат астраханский край.
Это и понятно.
Запасы ценных рыб огромны, но не беспредельны.
Основное богатство Волги и Каспийского моря- десятки видов пород рыбы.
И рыбаки по-хозяйски подходят к этому богатству.
Однако бережнее они относятся к осетровым.
— -Давайте проверим, что у вас получилось.(Тема, основная мысль, способ связи).Чем осложнено 2 предложение?
(Основное богатство Волги и Каспийского моря- десятки видов пород рыбы.
Сазан и сом, судак и лещ, вобла и окунь-воткакой рыбойбогат астраханский край.
И рыбаки по-хозяйски подходят к этому богатству.
Однако бережнее они относятся к осетровым.
Это и понятно.
Запасы ценных рыб огромны, но не беспредельны. )
— -А вы помните, с чего я начинала сегодняшний урок? Предлагаю вам «собрать» ещё один текст. Он поможет вам узнать кое-что новое об этой достопримечательности Астрахани.
(на доске)-в парах (2чел.)
Астрахань-город с древней историей.
На территории кремля до сих пор ведутся археологические раскопки.
А всего их семь.
Гордостьюгорода является кремль.
Каждоеутроастраханцев будит торжественный бой курантов, что расположились на одной из башен кремля.
Многое видели башни кремля: восстания Степана Разина, корабли Петра 1, приезд А. Суворова…

(Астрахань-город с древней историей.
Гордостью городаявляется Кремль.
Каждоеутроастраханцев будитторжественный бой курантов, что расположились на одной из башен Кремля.
А всего их семь.
Многое видели башни Кремля: восстания Степана Разина, корабли Петра 1, приезд А. Суворова…
На территории Кремля до сих пор ведутся археологические раскопки.)

-Что нового вы узнали о Кремле? Чем осложнено предпоследнее предложение? Объясните постановку тире в первом предложении.
— -А теперь работаем над составлением следующего текста-на карточках ( в тетрадях).
— — А чтодорого тебе?
Кто-то любит серебристые фонтаны, дающие прохладу в знойный день.
Для одних это небольшой мостик, перекинутый над водной гладью.
Для других- лебединое озеро со спокойно плавающими белокрылыми красавцами.
У каждого астраханца есть свои любимые места.

-Проверим, что получилось.
— (У каждого астраханца есть свои любимые места.
Для одних это небольшой мостик, перекинутый над водной гладью.
Для других- лебединое озеро со спокойно плавающими белокрылыми красавцами.
Кто-то любит серебристые фонтаны, дающие прохладу в знойный день.
А что дорого тебе?)
— -Назовите основную мысль полученного текста(У каждого есть свои любимые места, что-то дорогое).
— -Мы работали с текстами, которые я вам приготовила. А теперь я предлагаю вам ответить на вопрос текста и составить собственные тексты по данному началу. Найдите свои записи под ! Одно из этих предложений может стать началом вашего текста. Выбирайте и начинайте работать!(4-5предложений)Не забывайте, что все предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически. В работе вам помогут и материалы, которые я для вас приготовила.
— -Проверка задания.
— -На ваших партах есть карточка со стихотворением. В нем автор тоже показал свое отношение к родному краю. Давайте его прочитаем.
Мой родной, любимый край,
Для меня ты, словно рай,
Всё красиво в тебе,
Будто в сказочном сне.

Я любуюсь тобой:
В реке лотос цветет,
Над лугами, надполями
Звонко жаворонок поет.

Пусть мой край родной живет,
Пусть удача мимо не пройдёт,
Будут счастливы в нём люди.
Пусть поют о крае-чуде.

-Понравилось стихотворение? Его написала ваша одноклассница Бердиева Найля. В нем есть замечательные строчки:
— - Пусть удача мимо не пройдёт,
Будут счастливы в нём люди.

— Я желаю вам, чтобы удача не проходила мимо вас, чтобы вы были всегда такими же активными, как сегодня на уроке. А сейчас пришла пора подвести итоги.
-О чем сегодня говорили?
-Что нового узнали?
-Домашнее задание: на карточках — тест (приложение)
-Оценки за урок.
-Урок окончен .Всем спасибо. До свидания.

Файлы: Географическое положение Саратовской области.rar
Размер файла: 7216232 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология