Автор конспекта:
Автор(ы): — Бухтоярова О.А
Место работы, должность: —
учитель
Регион: — Белгородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
Цели урока: создать условия для знакомства с жизнью птиц в зимнее время.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
окружающий мир 1 класс
Используемая методическая литература: —
Краткое описание: —
первоклассники научатся различать птиц, зимующих в наших краях, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.
личностные: ученик проявляет интерес к учебному материал,
осознаёт свою роль в помощи птицам
Универсальные учебные действия:
регулятивные: ученик
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учится работать с учебным материалом самостоятельно.
познавательные: ученик
-прослеживает по материалу цикл жизни птиц,
-знакомится c условиями жизни птиц
- учится правильно ухаживать за птицами и оказывать им посильную помощь в зимнее время,
коммуникативные: ученик
слушает и понимает речь других учеников, учителя;
приходит к общему решению в совместной деятельности.
МОУ « Бессоновская СОШ Белгородского района, Белгородской области»
учитель начальных классов Бухтоярова Ольга Александровна.
Учебное занятие по ФГОС . Окружающий мир.
ТЕМА: Как зимой помочь птицам?
Цели урока: создать условия для знакомства с жизнью птиц в зимнее время.
Планируемые результаты:
предметные: первоклассники научатся различать птиц, зимующих в наших краях, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.
личностные: ученик проявляет интерес к учебному материал,
осознаёт свою роль в помощи птицам
Универсальные учебные действия:
регулятивные: ученик
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учится работать с учебным материалом самостоятельно.
познавательные: ученик
-прослеживает по материалу цикл жизни птиц,
-знакомится c условиями жизни птиц
- учится правильно ухаживать за птицами и оказывать им посильную помощь в зимнее время,
коммуникативные: ученик
слушает и понимает речь других учеников, учителя;
приходит к общему решению в совместной деятельности.
Учебные материалы: учебники А.А.Плешакова "Окружающий мир", рабочие тетради к учебнику 1 класса, атласы –определители « От земли до неба» А.А. Плешакова, цветные карандаши, на доске изображение птиц, карточки с названиями птиц, мультимедийный проектор, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику 1 класса, иллюстрации с изображениями зимующих птиц, образцы кормушек и корма, пакеты из-под молока или кефира, ножницы, разные виды деревянных кормушек.
Ход занятия:
I.Актуализация знаний.
-Какие виды животных вы знаете? (домашние и дикие)
—Как живут домашние животные? Что им необходимо для жизни?
-Чем отличается жизнь диких животных от жизни домашних животных?
II.Мотивация учебной деятельности
—Сегодня мы продолжим разговор о том, как мы можем позаботиться о живых существах. Чтобы назвать тему урока отгадайте загадку:
Что за шум, тарарам?
Прилетели они к нам.
Кто-то на дорожке им насыпал крошки.
Чик-чирик! Пик-пик-пик-пик!
Всюду слышен их крик.
Скоро будет капель,
Они будут громко петь! (птицы)
- Назовите тему урока. Птицы.
- Правильно, речь пойдёт о птицах и о том, как зимой помочь птицам.
- Что бы вы хотели о них узнать?
Дети:
-Как они живут зимой?
-Чем питаются в зимнее время?
-Что надо делать, что б им помочь перезимовать.
-Какие птицы зимуют в наших краях?
Учитель:
-Вот вы сами и назвали цели нашего урока. Постараемся получить ответы на эти вопросы.
III.Усвоение новых знаний.
а) Работа по учебнику.
- Откройте учебники и рассмотрите рисунок, на странице 74. Каких птиц вы видите? Каких птиц вы хорошо знаете? Назовите их, и найдите их на доске. Отставьте их в сторону. Дети называют птицу и откладывают в сторону: большую синицу, воробья, дятла, сизого голубя, ворону.
Что за птицы остались на доске? Вы знаете их название? А хотите узнать?
-Что нам поможет узнать, как их зовут? ( Атлас-определитель, учебник, книги)
-Молодцы.
б) Работа с диском.
- Сейчас мы посмотрим на диске информацию к уроку, а определяете название птиц. Дети называют птиц и соединяют название птицы с картинкой: свиристель, дрозд, поползень.
-У нас остались еще 2 птички, теперь нам поможет атлас-определитель.
-Откройте с 176 и далее, найдите этих птичек и их название (поползень, грач).
-Какие же птицы прилетают к нам на зиму? (Свиристели и снегири.)
-Куда же улетают птицы?
-Почему же птицы вынуждены улетать?
(Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Большинство из них хорошо переносит зимнюю стужу, но зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправиться в дальнее путешествие).
Презентация «Перелетные птицы».
-Все ли птицы покидают родные края?
(Не все птицы улетают на зиму. Те птицы, которые могут и зимой находить себе пропитание, остаются зимовать в родных местах. Такие птицы называются зимующими).
-Назовите зимующих птиц.
в) Сообщения о птицах.
Синицы почти круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой в поисках корма они собираются в стайки и перебираются ближе к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и несолёное сало.
Воробьи зимой тоже стараются держаться поближе к человеку. 3 сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.
Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и припрыгивает. В это время птица работает — ищет насекомых в щелях дерева. Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет всё, что сможет найти. А если поползень найдёт кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы. Каких ещё птиц вы видели на улице?
В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.
На кормушке мы видим и гостей, прилетевших к нам на зиму из северных лесов. Это кочующие птицы.
Свиристель живёт в тайге. Леса там хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо! Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.
Свиристель розовато-серого цвета, с рыжеватым хохолком на голове. Хохолок у птицы то поднимается, то опускается. Края крыльев и хвостика ярко-жёлтые. А когда она поёт, кажется, что кто-то на старинной дудочке свирели играет:
—сви-ри-сте-ли, сви-ри-сте-ли!
Зимой в наших лесах появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево — будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.
Какие птицы нарисованы на странице 75? На ветках какого дерева они сидят? Как вы узнали это дерево?
Познакомимся с дроздами. Для этого откроем атласы-определители на страницах 180-181. Прочитаем статью о дроздах.
Текст читает учитель или хорошо читающий ученик.
—Что вы узнали о дроздах? (Это певчая птица. Живёт в лесах, садах и парках.)
Дроздов существует несколько видов. Об одном мы прочитали — о певчем дрозде. Существует ещё дрозд-рябинник. Как вы думаете: за что птица получила такое название?
Своё имя эта птица получила за особую любовь к ягодам рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, но меньше. Кроме ягод дрозды поедают огромное количество насекомых.
IV.Физическая минутка.
Цапля
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят.
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка — сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!
V .Практическая работа
—Мы познакомились с несколькими птицами, внимательно рассмотрели их. Проверим, насколько вы были внимательны. Соедините линиями рисунки птиц с их названиями'.
Ученики работают в тетради (с. 52, задание 1).
—Сможете ли вы узнать птиц по их контуру? Раскрасьте птиц, изображённых в задании 2. Если вы видели каких-то птиц возле своего дома, то закрасьте кружок рядом с их изображением.
Дети выполняют задание.
—Чтобы угадать, о чём мы будем говорить дальше, отгадайте загадку.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)
—Дальше мы будем говорить о кормушках. Для чего они нужны? Учитель читает текст
—Рассмотрите изображение кормушек на странице 74. Из чего они сделаны? Какие — менее удачно? Почему?
Если у кормушки нет крыши, то всю еду накроет снегом. Если птице не на что сесть или зацепиться лапками, есть ей будет неудобно. Какую из изображённых кормушек мы сами можем сделать прямо на этом уроке?
VI.Работа группами.
Изготовление кормушек из коробок.
Для этого урока мы подготовили несколько пакетов из-под молока и кефира. Сделаем из них кормушки для птиц и повесим около своих домов.
Дети выполняют работу под руководством учителя. Ход работы указан в тетради (с. 53 № 3).
—Молодцы! Вы всё правильно сделали.
Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.
О каком корме вы уже услышали на уроке? Дети выбирают из предложенного то, что можно давать птицам, объясняя, почему выбрали.
Арбузные семечки можно собирать ещё осенью. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Семена каких растений изображены у вас в учебнике?
Составим меню для птичьей столовой. Что бы птицы заказали себе на обед?
Подсолнечник— особенно мелкий, но не жареный, — лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьев. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.
Овёс или овсяная крупа— охотно съедят воробьи, чечётки и синицы.
Конопля — универсальный корм для всех птиц. Перед засыпкой семена надо помять.
Просо и пшено — любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки. Арбузные и дынные семечки — любят синицы, поползни и дятлы. Кедровые орешки — лакомство для поползней и дятлов. Ягоды рябины, бузины, черемухи — любят снегири и свиристели. Хлебные крошки — порадуют всех птиц.
Из всего перечисленного вы можете выбрать любое «блюдо» для наших пернатых друзей и положить его в кормушку.
Дети доделывают работу, насыпают корм.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
-Вам понравилась ваша работа на уроке?
-Что особенно понравилось? Почему?
- Не забывайте класть корм постоянно.
Учитель даёт задание на самопроверку.
Оцените свою работу.
VIII.Подведение итогов урока.
Ответили мы на ваши вопросы?
-О каких птицах мы говорили на уроке?
- Каких птиц называют перелетными?
- Почему они вынуждены улетать?
- Какие птицы называются кочующими?
— В конце урока послушайте стихотворение, которое подведёт итог нашему разговору.
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение
А. Яшина «Покормите птиц зимой!»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетится, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна будет им зима…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Файлы: Конспект НОД Весна. подг.гр..docx
Размер файла: 26191 байт.