Автор конспекта:
Автор(ы): — Довгайло О.А.
Место работы, должность: — МАОУ «Гимназия при главе МР Сосногорск» учитель
Регион: — Республика Коми
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Цель:
1. Образовательная:
- кратко познакомить с биографией и творчеством Н.С.Лескова;
- дать начальное представление о жанре сказа;
- выявить особенности языка произведения;
- научить видеть эффект комического, создаваемый игрой слов, народной этимологией в произведении;
- формировать умение анализировать текст, находить жанровые признаки и определять жанровое своеобразие;
- выразительно читать прозаический текст;
2.Воспитательная:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать гордость за народ, его трудолюбие;
- воспитывать патриотизм, любовь к родине;
3. Развивающая:
- развивать ассоциативное и аналитическое мышление;
- воображение, письменную и устную речь;
- развивать творческие способности;
- развивать навыки художественного пересказа текста;
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: —
В мире литературы6 кл.:учеб.-хрестоматия для для общеобразоват.учеб.заведений / Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв,Е.С.Романичева и др.; Под ред.А.Г.Кутузова.-4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2007.-496с.:ил.
Н.С.Лесков "ЛЕВША"
Используемое оборудование: —
мультимедийное оборудование
Краткое описание: — Каков мастер, таково и дело (Творчество Н.С.Лескова. Сказ “Левша”. Особенности жанра сказа.)
Урок литературы в 6 классе
2009-2010 учебный год.
Тема: Каков мастер, таково и дело
(Творчество Н.С.Лескова. Сказ “Левша”. Особенности жанра сказа.)
Цель:
1. Образовательная:
- кратко познакомить с биографией и творчеством Н.С.Лескова;
- дать начальное представление о жанре сказа;
- выявить особенности языка произведения;
- научить видеть эффект комического, создаваемый игрой слов, народной этимологией в произведении;
- формировать умение анализировать текст, находить жанровые признаки и определять жанровое своеобразие;
- выразительно читать прозаический текст;
2.Воспитательная:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать гордость за народ, его трудолюбие;
- воспитывать патриотизм, любовь к родине;
3. Развивающая:
- развивать ассоциативное и аналитическое мышление;
- воображение, письменную и устную речь;
- развивать творческие способности;
- развивать навыки художественного пересказа текста;
Словарная работа: сказ, левша,
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор
Домашнее задание: закончить сочинение- миниатюру;
Задание на выбор:
нарисовать иллюстрацию к эпизоду по выбору учащихся;
придумать вопросы(3-5) по содержанию сказа;
Ход урока
Здравствуйте,ребята. Меня зовут Ольга Александровна. Я работаю в Сосногорской гимназии искусств, а сегодня мы поработаем с вами. Думаю, останемся довольны друг другом.
Откройте,пожалуйста ,тетради по литературе и запишите сегодняшнее число.
Теперь обратите внимание на экран.
1. Интрига:
( 1 слайдпрезентации: Памятник “Токующий глухарь”.)
-Как можно назвать человека, создавшего это чудо?
Ответы детей: мастер
кузнец
умелец
творец
чудотворец …
Есть еще одно удивительное слово, которым можно назвать мастера- левша
-Подберите определения к этим существительным и запишите получившиеся словосочетания.
Учащиеся работают в тетради.
2 слайд.
-А какое определение этому слову дает толковый словарь?
3 слайд
Учащийся зачитывает словарную статью “Левша”
Левша Человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой.
Тульский л.( умелый мастер, изощрившийся в тонкой работе; по прозвищу героя одноименного рассказа Лескова).
2. Подход к теме:
Дак кто же он? Какое отношение имеет к нашему уроку?
4 слайд
(вбегают ученики в костюмах Петрушки и Скомороха )
Петрушка: Подходи, честной народ!
Скоморох: Петрушка в гости вас зовет!
Судари, сударыни!
Баре, да барыни!
Эй вы, гости-господа!
Все пожалуйте сюда!
Поведем сейчас как раз
Быль не быль,
А может сказ?
Да!
Про автора Лескова,
Про мастера Левшу косого,
Про подкованну Блоху,
Про Россею- матушку!
Вы внимайте – ка сейчас
Начинаем свой рассказ.
3.Новая тема:
5 слайд
- Запишите в тетради тему урока:
“Каков мастер, таково и дело” Рассказ Н.С.Лескова “Левша”.
Для эпиграфа оставьте свободными 2 строчки. По ходу урока мы подберем эпиграф и запишем его. (Всякое дело мастера боится)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, который запечатлел в веках образ народа — умельца в образе тульского оружейника косого Левши. Имя этого мастера слова Николай Семенович Лесков.
- Что вы знаете об этом писателе?
Тогда послушайте, пожалуйста, рассказ о нем: (из “Автобиографической заметки”)
6 слайд 7 , 8 , 9 , 10
“По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству, но молодому и незначительному. Род наш происходит из духовенства: и дед мой и его отец и дед и прадед – все были священниками. Отец мой “не пошел в попы”, пресек свою духовную карьеру, был выгнан дедом из дому, и с 40 копейками меди пришел в Орел, где стал учителем в домах местных помещиков.
Я родился 4февраля 1831 года в селе Горохове, где жила моя бабушка. Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, покрытого соломой.
В деревне я жил на полной свободе. Со сверстниками моими, крестьянскими детьми, я жил и сживался душа в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших оттенков понимал, как к нему относятся помещики из большого барского дома.
Я был одарен, несомненно, большими способностями, был вежлив, не дичился людей, имел пристойные манеры, рано болтал по- французски. В гимназии учился хорошо…”
Шло время… В 1857 году Лесков начинает работать в коммерческом предприятии. За 3 года исколесил всю Россию. В литературу он пришел тридцатилетним. Герои его произведений — представители разных сословий и говорят они у писателя все по-своему, а не по – литературному, как отмечал сам Н.С.Лесков. И в этом мы сегодня убедимся, потому что познакомимся с необычным по жанру произведением.
Это “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”
4. Работа по теории литературы
- Какие жанры литературы вы знаете? Назовите их.
Ответы детей
-А теперь давайте запишем определение еще одного литературного жанра:
11 слайд
“Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи”.
12 слайд
-Обратите внимание на слайд. Найдите приметы сказа в этих отрывках:
Обратите внимание на слова, выражения, построение предложений. Одним словом на речь рассказчика.
Отрывок из 4,5 главы.
Элементы фольклора: зачин гл. 1, повторы гл. 1-4, концовка сказа содержит назидание гл. 19
“ …он (Царь) захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть”- ЗАЧИН
ПОВТОРЫ: Царь удивляется чудесам в Англии, а Платов остается кним равнодушен.Эта ситуация повторяется несколько раз.
Император Николай Павлович … один раз стал пересматривать доставшуюся ему от брата шкатулку и достал из нее табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех, и в нем нашел стальную блоху, которая уже давно не была заведена и потому не действовала, а лежала смирно, как коченелая…ЭЛЕМЕНТ ФОЛЬКЛОРА
Государь велел сейчас разузнать: откуда это и что такое означает?
…Стали того, другого спрашивать,-никто ничего не знает. Но, к счастью, донской казак Платов был еще жив и даже все еще на своей досадной укушетке лежал и трубку курил. Он как услыхал, что во дворце такое беспокойство, сейчас с укушетки поднялся, трубку бросил и явился к государю во всех орденах. Государь говорит:
- Что тебе, мужественный старик, от меня надобно?
А Платов отвечает:
- Мне, ваше величество, ничего для себя не надо…-ПРИЁМЫ СКАЗОЧНОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ: ПОСТРОЕНИЕ ДИАЛОГОВ
“…А доведи он Левшины слова в свое время до государя,- в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был” КОНЦОВКА СОДЕРЖИТ НАЗИДАНИЕ. Аналогия: “Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!”
Позже мы запишим наши выводы
5 Работа с текстом:
13 слайд
-Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? Почему так решили?
( Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это проявляется прежде всего в его речи. В ней много неправильностей, просторечий ( “Проездиться”. “междоусобные разговоры”. “дерябнул”). Инверсий, характерных для фольклорных произведений (“в разных государствах чудес посмотреть”, «все государя домой манил”, “был человек женатый”) Неологизмы: “двусестная карета”,”свистовые” и т.д. Кроме того исторические персонажи – Александр1 и Платов показаны с точки зрения простолюдина, их поступки и речь в представлении рассказчика вызывают улыбку. Например, “Платов сказал себе: “Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя”,)
-Вы обратили внимание на необычные слова?
-Как вы думаете, почему появляются в речи рассказчика такие необычные смешные слова? ( Они появляются потому, что рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку, обычно с иностранными словами и изменяют их так, чтобы было “понятнее”. Например: “мелкоскоп”- “микроскоп”, “Аболон полведерский”- Аполлон Бельведерский: “долбица”- “таблица”, Двухсестная”_ двухместная, “керамиды”- пирамиды, “преламут”- перламутр, “Канделабрия”- Калабрия. И другие. Многие слова приобретают юмористический смысл в духе народного понимания.)
14 слайд
У вас на парте карточки, прочитайте и выполните задание 1 для своего варианта.
Прежде, чем мы выполним следующее задание, чтобы у нас, как у левши “Глаз был пристрелявши” проведем физкультминутку: потренируем глазную мышцу.
А теперь, пользуясь опорами, которые есть у вас на карточке №2 нарисуйте словесный портрет Платова, Левши. Какими вы видите их?
- В каком интерьере? Можете найти портретное описание в тексте сказа, если кому-то извас сложно нарисовать по опорам.
15, 16 слайды
Вот они наши герои,такими их увидел художник Кузьмин, а иллюстрировали “Левшу” многие известные мастера , в том числе и кукрыниксы.
— Перескажите главу 13.
17,18 слайды
Откройте учебники и найдите главу 14 . Учитель читает сам. Вот теперь мы подошли свами к заданию по выбору эпиграфа.
19 слайд
Запишите в тетрадь.
Понравилось вам произведение?
Что же мы узнали с вами о сказе как жанре литературы?
20 слайд
6. Рефле/ксия:
Следующая наша задача: Написать мини-сочинение на тему: “Какой должна быть судьба мастера подковавшего блоху и принесшего славу России?”
“С какой целью создан этот сказ”? ( Народ создает ценности, а как его оценивают?, как он живет? Так ли далеко это от истины?)
А вот какой услышали блоху композитор М.П.Мусоргский и певец Ф.И.Шаляпин.
Послушайте, пожалуйста.
7.Задание на дом: закончить сочинение- миниатюру;
Задание на выбор:
нарисовать иллюстрацию к эпизоду по выбору учащихся;
придумать вопросы(2-4) по содержанию сказа для викторины;
Если осталось время: показать 23,24,25 слайды
Файлы: Презентация к уроку по Левше.ppt
Размер файла: 9110016 байт.