Автор конспекта:
Автор(ы): — Довгайло О.А.

Место работы, должность: — МАОУ «Гимназия при главе МР Сосногорск» учитель

Регион: — Республика Коми

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Цель:

1. Образовательная:

  • кратко познакомить с биографией и творчеством Н.С.Лескова;
  • дать начальное представление о жанре сказа;
  • выявить особенности языка произведения;
  • научить видеть эффект комического, создаваемый игрой слов, народной этимологией в произведении;
  • формировать умение анализировать текст, находить жанровые признаки и определять жанровое своеобразие;
  • выразительно читать прозаический текст;

2.Воспитательная:

  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать гордость за народ, его трудолюбие;
  • воспитывать патриотизм, любовь к родине;

3. Развивающая:

  • развивать ассоциативное и аналитическое мышление;
  • воображение, письменную и устную речь;
  • развивать творческие способности;
  • развивать навыки художественного пересказа текста;

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: —

В мире литературы6 кл.:учеб.-хрестоматия для для общеобразоват.учеб.заведений / Авт.-сост. А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв,Е.С.Романичева и др.; Под ред.А.Г.Кутузова.-4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2007.-496с.:ил.

Н.С.Лесков "ЛЕВША"

Используемое оборудование: —

мультимедийное оборудование

Краткое описание: — Каков мастер, таково и дело (Творчество Н.С.Лескова. Сказ “Левша”. Особенности жанра сказа.)

Урок литературы в 6 классе

2009-2010 учебный год.

Тема: Каков мастер, таково и дело

(Творчество Н.С.Лескова. Сказ “Левша”. Особенности жанра сказа.)

Цель:

1. Образовательная:

  • кратко познакомить с биографией и творчеством Н.С.Лескова;
  • дать начальное представление о жанре сказа;
  • выявить особенности языка произведения;
  • научить видеть эффект комического, создаваемый игрой слов, народной этимологией в произведении;
  • формировать умение анализировать текст, находить жанровые признаки и определять жанровое своеобразие;
  • выразительно читать прозаический текст;

2.Воспитательная:

  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать гордость за народ, его трудолюбие;
  • воспитывать патриотизм, любовь к родине;

3. Развивающая:

  • развивать ассоциативное и аналитическое мышление;
  • воображение, письменную и устную речь;
  • развивать творческие способности;
  • развивать навыки художественного пересказа текста;

Словарная работа: сказ, левша,

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор

Домашнее задание: закончить сочинение- миниатюру;

Задание на выбор:

нарисовать иллюстрацию к эпизоду по выбору учащихся;

придумать вопросы(3-5) по содержанию сказа;

Ход урока

Здравствуйте,ребята. Меня зовут Ольга Александровна. Я работаю в Сосногорской гимназии искусств, а сегодня мы поработаем с вами. Думаю, останемся довольны друг другом.

Откройте,пожалуйста ,тетради по литературе и запишите сегодняшнее число.

Теперь обратите внимание на экран.

1. Интрига:

( 1 слайдпрезентации: Памятник “Токующий глухарь”.)

-Как можно назвать человека, создавшего это чудо?

Ответы детей: мастер

кузнец

умелец

творец

чудотворец …

Есть еще одно удивительное слово, которым можно назвать мастера- левша

-Подберите определения к этим существительным и запишите получившиеся словосочетания.

Учащиеся работают в тетради.

2 слайд.

-А какое определение этому слову дает толковый словарь?

3 слайд

Учащийся зачитывает словарную статью “Левша”

Левша Человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой.

Тульский л.( умелый мастер, изощрившийся в тонкой работе; по прозвищу героя одноименного рассказа Лескова).

2. Подход к теме:

Дак кто же он? Какое отношение имеет к нашему уроку?

4 слайд

(вбегают ученики в костюмах Петрушки и Скомороха )

Петрушка: Подходи, честной народ!

Скоморох: Петрушка в гости вас зовет!

Судари, сударыни!

Баре, да барыни!

Эй вы, гости-господа!

Все пожалуйте сюда!

Поведем сейчас как раз

Быль не быль,

А может сказ?

Да!

Про автора Лескова,

Про мастера Левшу косого,

Про подкованну Блоху,

Про Россею- матушку!

Вы внимайте – ка сейчас

Начинаем свой рассказ.

3.Новая тема:

5 слайд

- Запишите в тетради тему урока:

“Каков мастер, таково и дело” Рассказ Н.С.Лескова “Левша”.

Для эпиграфа оставьте свободными 2 строчки. По ходу урока мы подберем эпиграф и запишем его. (Всякое дело мастера боится)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, который запечатлел в веках образ народа — умельца в образе тульского оружейника косого Левши. Имя этого мастера слова Николай Семенович Лесков.

- Что вы знаете об этом писателе?

Тогда послушайте, пожалуйста, рассказ о нем: (из “Автобиографической заметки”)

6 слайд 7 , 8 , 9 , 10

“По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству, но молодому и незначительному. Род наш происходит из духовенства: и дед мой и его отец и дед и прадед – все были священниками. Отец мой “не пошел в попы”, пресек свою духовную карьеру, был выгнан дедом из дому, и с 40 копейками меди пришел в Орел, где стал учителем в домах местных помещиков.

Я родился 4февраля 1831 года в селе Горохове, где жила моя бабушка. Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, покрытого соломой.

В деревне я жил на полной свободе. Со сверстниками моими, крестьянскими детьми, я жил и сживался душа в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших оттенков понимал, как к нему относятся помещики из большого барского дома.

Я был одарен, несомненно, большими способностями, был вежлив, не дичился людей, имел пристойные манеры, рано болтал по- французски. В гимназии учился хорошо…”

Шло время… В 1857 году Лесков начинает работать в коммерческом предприятии. За 3 года исколесил всю Россию. В литературу он пришел тридцатилетним. Герои его произведений — представители разных сословий и говорят они у писателя все по-своему, а не по – литературному, как отмечал сам Н.С.Лесков. И в этом мы сегодня убедимся, потому что познакомимся с необычным по жанру произведением.

Это “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”

4. Работа по теории литературы

- Какие жанры литературы вы знаете? Назовите их.

Ответы детей

-А теперь давайте запишем определение еще одного литературного жанра:

11 слайд

“Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи”.

12 слайд

-Обратите внимание на слайд. Найдите приметы сказа в этих отрывках:

Обратите внимание на слова, выражения, построение предложений. Одним словом на речь рассказчика.

Отрывок из 4,5 главы.

Элементы фольклора: зачин гл. 1, повторы гл. 1-4, концовка сказа содержит назидание гл. 19

“ …он (Царь) захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть”- ЗАЧИН

ПОВТОРЫ: Царь удивляется чудесам в Англии, а Платов остается кним равнодушен.Эта ситуация повторяется несколько раз.

Император Николай Павлович … один раз стал пересматривать доставшуюся ему от брата шкатулку и достал из нее табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех, и в нем нашел стальную блоху, которая уже давно не была заведена и потому не действовала, а лежала смирно, как коченелая…ЭЛЕМЕНТ ФОЛЬКЛОРА

Государь велел сейчас разузнать: откуда это и что такое означает?

…Стали того, другого спрашивать,-никто ничего не знает. Но, к счастью, донской казак Платов был еще жив и даже все еще на своей досадной укушетке лежал и трубку курил. Он как услыхал, что во дворце такое беспокойство, сейчас с укушетки поднялся, трубку бросил и явился к государю во всех орденах. Государь говорит:

- Что тебе, мужественный старик, от меня надобно?

А Платов отвечает:

- Мне, ваше величество, ничего для себя не надо…-ПРИЁМЫ СКАЗОЧНОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ: ПОСТРОЕНИЕ ДИАЛОГОВ

“…А доведи он Левшины слова в свое время до государя,- в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был” КОНЦОВКА СОДЕРЖИТ НАЗИДАНИЕ. Аналогия: “Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!”

Позже мы запишим наши выводы

5 Работа с текстом:

13 слайд

-Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? Почему так решили?

( Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. Это проявляется прежде всего в его речи. В ней много неправильностей, просторечий ( “Проездиться”. “междоусобные разговоры”. “дерябнул”). Инверсий, характерных для фольклорных произведений (“в разных государствах чудес посмотреть”, «все государя домой манил”, “был человек женатый”) Неологизмы: “двусестная карета”,”свистовые” и т.д. Кроме того исторические персонажи – Александр1 и Платов показаны с точки зрения простолюдина, их поступки и речь в представлении рассказчика вызывают улыбку. Например, “Платов сказал себе: “Ну уж тут шабаш. До этих пор я еще терпел, а дальше нельзя”,)

-Вы обратили внимание на необычные слова?

-Как вы думаете, почему появляются в речи рассказчика такие необычные смешные слова? ( Они появляются потому, что рассказчик или герой сталкиваются с незнакомыми малограмотному человеку, обычно с иностранными словами и изменяют их так, чтобы было “понятнее”. Например: “мелкоскоп”- “микроскоп”, “Аболон полведерский”- Аполлон Бельведерский: “долбица”- “таблица”, Двухсестная”_ двухместная, “керамиды”- пирамиды, “преламут”- перламутр, “Канделабрия”- Калабрия. И другие. Многие слова приобретают юмористический смысл в духе народного понимания.)

14 слайд

У вас на парте карточки, прочитайте и выполните задание 1 для своего варианта.

Прежде, чем мы выполним следующее задание, чтобы у нас, как у левши “Глаз был пристрелявши” проведем физкультминутку: потренируем глазную мышцу.

А теперь, пользуясь опорами, которые есть у вас на карточке №2 нарисуйте словесный портрет Платова, Левши. Какими вы видите их?

- В каком интерьере? Можете найти портретное описание в тексте сказа, если кому-то извас сложно нарисовать по опорам.

15, 16 слайды

Вот они наши герои,такими их увидел художник Кузьмин, а иллюстрировали “Левшу” многие известные мастера , в том числе и кукрыниксы.

— Перескажите главу 13.

17,18 слайды

Откройте учебники и найдите главу 14 . Учитель читает сам. Вот теперь мы подошли свами к заданию по выбору эпиграфа.

19 слайд

Запишите в тетрадь.

Понравилось вам произведение?

Что же мы узнали с вами о сказе как жанре литературы?

20 слайд

6. Рефле/ксия:

Следующая наша задача: Написать мини-сочинение на тему: “Какой должна быть судьба мастера подковавшего блоху и принесшего славу России?”

“С какой целью создан этот сказ”? ( Народ создает ценности, а как его оценивают?, как он живет? Так ли далеко это от истины?)

А вот какой услышали блоху композитор М.П.Мусоргский и певец Ф.И.Шаляпин.

Послушайте, пожалуйста.

7.Задание на дом: закончить сочинение- миниатюру;

Задание на выбор:

нарисовать иллюстрацию к эпизоду по выбору учащихся;

придумать вопросы(2-4) по содержанию сказа для викторины;

Если осталось время: показать 23,24,25 слайды

Файлы: Презентация к уроку по Левше.ppt
Размер файла: 9110016 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология