Автор конспекта:
Автор(ы): — Ульянова Светлана Владимировна
Место работы, должность: —
Учитель музыки основной общеобразовательной школы № 3 г. Волжска РМЭ
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Музыка
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — учебно-тематический план
Краткое описание ресурса: —
Календарно-тематическое планирование 4 класс по предмету Музыка
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию
1-4 класс
Предмет: Музыка
Учебная программа: авторская.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Учебно-методический комплект:
· Учебник «Музыка. 1-4 класс»;
· Рабочая тетрадь;
· Хрестоматия музыкального материала;
· Фонохрестоматия музыкального материала;
· Методическое пособие.
Авторы учебно-методического комплекта: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Выпуск учебно-методического комплекта осуществляется издательством «Просвещение» с 1998 года
Количество часов в неделю в каждом классе: 1 час.
Общее количество часов в год в каждом классе: 34 часа.
Цель программы– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи:
ü Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
ü Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.
Содержание программы
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, и изустных и письменных форм бытования музыки, как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.
Структура программы
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Занятия в Iклассе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном конспекте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты»
В программе II- IVклассов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Содержание разделов
Раздел I«Россия – Родина моя»
Первый раздел раскрывает мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Вокальное начало, русский мелос проходит через творчество всех выдающихся отечественных композиторов – композиторов разных школ, направлений, эпох. От детской песни, исполняемой всем классом, через главную песню нашей Родины, к петровским кантам, лирическим романсам, кантате, увертюре, симфонии, концерту и синтетическому жанру – опере – такой путь развития проходят учащиеся II– IVклассов, изучая раздел «Россия – Родина моя».
Раздел II«День, полный событий»
Задача данного раздела – раскрыть перед учащимися самые разные направления связи музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращённую тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.
Содержание данного раздела во IIклассе – это день двух непохожих детей, запечатленных в музыкальных образах. Существенно то, что музыка этого раздела представлена преимущественно произведениями двух композиторов – П. Чайковского и С. Прокофьева. Это позволяет привлечь внимание учащихся к стилевым особенностям музыкальной речи каждого из них.
В IIIклассе состоятся встречи с разными персонажами – музыкальными образами («Портрет в музыке», «В каждой интонации спрятан человек», «В детской», «На прогулке»).
В IV классе день, полный событий, мы отслеживаем на примере определённого периода жизни Александра Сергеевича Пушкина. Музыкальные впечатления А. Пушкина, музыкально-поэтические образы, связанные с его творчеством, позволят учащимся продолжить знакомство с лучшими образцами народной и классической музыки, углубить свои познания в области её интонационной выразительности.
Раздел III«О России петь – что стремиться в храм»
Этот раздел учебника назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения «Запевка». Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящён постепенному и очень бережному введению учащихся I-IVклассов в художественные образы духовной музыки. На начальном этапе это пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского («Утренняя молитва» и «В церкви»), народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны. Иначе говоря, первые музыкальные впечатления связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов- классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации молитв, звучащих в православном храме.
Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций. Как органично сливаются в храме все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две линии: святые земли русской и значимые праздники православной церкви.
Раздел IV«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального творчества, праздники русского народа рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
Освоение образцов русского музыкального фольклора, так же как и фольклоры других народов мира, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, народные игры.
Первостепенная роль отводиться освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины.
Постижение народной музыкальной культуры начальной школе идёт по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.
Раздел V«В музыкальном театре»
Названия разделов «В музыкальном театре» и «В концертном зале» говорят сами за себя. В этих разделах предлагаются различные способы привлечения внимания учащихся к произведениям крупных форм. Это знакомство и с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет, мюзикл, оперетта и др.), и с жанрами инструментально-симфоническими (сюита, концерт, увертюра, симфоническая сказка, симфония). Можно смело сказать, что цель этих разделов – заинтересовать детей этими жанрами, научить глубоко воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе принципов музыкально-симфонического развития.
Раздел VI. «В концертном зале»
Сквозной линией содержания всех учебников является мысль о триединстве «композитор — исполнитель – слушатель», которое предполагает накопление слухового опыта детей при восприятии различных музыкальных произведений, сочиненных русскими и зарубежными композиторами. Раздел «В концертном зале» помогает закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, как симфоническая сказка, фортепианная сюита, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, камерные сочинения (песня, романс, инструментальная пьеса, соната).
Восприятие и исполнение произведений этого раздела направлено на то, чтобы осмыслить различные музыкальные формы (вариации, двухчастные и трёхчастные композиции), приёмы развития музыки (повтор, контраст, вариативность), особенности языка сочинений. Дети знакомятся не только с произведениями, написанными для симфонического оркестра и отдельных инструментов (фортепиано, флейта, скрипка, виолончель и др.), но и с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами.
Раздел VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Смысл данного раздела заключается в том, чтобы учащиеся осознали триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, поняли их роль в жизни музыки и оценили значение самой музыки в жизни человека. В этом разделе обобщается предшествующий опыт общения детей с музыкой в каждом из классов: что они узнали о композиторах, исполнителях слушателями, исполнителями, «композиторами» стали сами.
Отличительная особенность данной программы
Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия
— конкурс
— викторина
— самостоятельная работа
— творческая работа
— путешествие
Основные виды контроля при организации контроля работы:
— вводный
— текущий
— итоговый
— индивидуальный
Формы контроля:
— наблюдение
— самостоятельная работа
— тест
Урок
Датапроведенияурока
Коррекция
Тема урока
Количество уроков по теме
Примечания
План
Факти-чески
1.
Раздел 1 «Россия – Родина моя»
Мелодия. Ты запой мне эту песню
1 час
В. Локтёв «Песня о России»
Русская народная песня «Ты река ль моя реченька»
«Россия»
2.
Чего не выразишь словами. Как сложили песню.
1 час
С.Рахманинов «Вокализ»
3.
Ты откуда, русская, зародилась музыка.
1 час
Фрагменты русских народных песен разных жанров.
4.
Патриотическая тема в русской песне.
1 час
С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
5.
Патриотическая тема в русской классике.
1 час
С.Прокофьев. Сцены из кантаты «Александр Невский»: «Вставайте, люди русские!», «Мёртвое поле», «Ледовое побоище»
6.
Раздел 2 «День полный событий»
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья
1 час
Г.Свиридов «Осень», «Пастораль»
П.Чайковский «Времена года»: «Осенняя песнь»
7.
Один день с А.С. Пушкиным. Зимнее утро
1 час
П.Чайковский «Зимнее утро»
В.Шебалин «Зимняя дорога»
П.Чайковский «Времена года. У камелька»
8.
Зимний вечер. «Что за прелесть, эти сказки!»
1 час
«Зимний вечер» в исп. Лемешева, Покровского
Н.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»
9.
«Ярморочное гулянье»,
1 час
Пастушьи наигрыши из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин»;
Песни из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин»: «Уж как по мосту, мосточку», «Девицы-красавицы»
10.
«Святогорский монастырь». Приют, сияньем муз одетый
1 час
Романсы: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»
11.
Раздел 3. «О России петь, что стремиться в храм»
Святые земли Русской: Илья Муромец. Стихира. Былина.
1 час
Стихира русским святым «Земле русская»
Былина об Илье Муромце
А.Бородин. Симфония №2 «Богатырская»
12.
Создатели славянской письменности и культуры – святые Кирилл и Мефодий. Гимн.
1 час
Гимн святым Кириллу и Мефодию
13.
«Праздников праздник, торжество из торжеств» — Пасха Христова! Тропарь.
1 час
Тропарь праздника Пасхи
Пасхальное песнопение «Ангел вопияше»
С.В.Рахманинов «Всенощное бдение» — хор «Богородице Дево, радуйся!»
14.
Родной обычай старины. «Светлый праздник»
1 час
Русская народная пасхальная песня «Не шум шумит»
Н.Римский –Корсаков «Светлый праздник»
С.Рахманинов. Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»
15.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Композитор – имя ему народ. Песни народов мира.
1 час
Русс. Нар. Песня «Ты река ль, моя реченька»
Белорусская нар. песня «Реченька»
Японская народная песня «Вишня»
Грузинская народная песня «Солнце, в дом войди»
Грузинская народная песня «Светлячок»
Узбекская народная песня «Аисты»
16.
Композитор – имя ему народ. Народные мотивы в музыке русских композиторов.
1 час
Г. Свиридов. Сюита «Курские песни» — хор «Ты воспой, жавороночек»
Поэтическая сказка В.Сухомлинского «Жаворонок»
17.
Музыкальные инструменты России. Русский народный оркестр.
1 час
Русские народные песни и наигрыши: «Как у наших у ворот», «Во поле берёза стояла», «Славны были наши деды», «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли», «Калинка», «Светит месяц», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» из «Детского альбома» П.Чайковского;
18.
Музыкальные инструменты России. «Музыкант-чародей»
1 час
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова;
Хороводная песня «Милый мой, хоровод»
Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей»
19.
Праздники русского народа: Троица
1 час
Русские народные троицкие песни: «Ты, берёзка», «Посею я лён», «Как у бабушки козёл»;
Хоровод «Во поле берёза стояла»;
Русская народная песня «Берёзонька кудрявая»
20.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка.
1 час
М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» — «Бал в замке польского короля» (IIдействие)
Полонез. Краковяк. Вальс. Мазурка
21.
Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка.
1 час
М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» — «За русь мы все стеной стоим» (IIIдействие)
22.
Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка.
1 час
М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» — «Сцена с поляками в лесу» (IVдействие)
23.
«Исходила младёшенька». Музыкальные характеристики персонажей в опере и балете.
1 час
Фрагменты из оперы «Хованщина» М.Мусоргского: вступление «Рассвет на Москве-реке», песня Марфы «Исходила Младёшенька», «Пляска персидок»;
«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки;
«Мёртвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева
24.
«Русский восток». Восточные напевы в музыке русских композиторов.
1 час
«Пляска персидок» из оперы М.Мусоргского «Хованщина»;
«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки;
А.Хачатурян. Балет «Гаяне» — «Русская пляска», украинский «Гопак», армянский женский танец «Узундара»; «Колыбельная Гаяне», «Танец с саблями»
25.
Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинский. Музыкальные образы народного гулянья.
1 час
И.Ф.Стравинский «Петрушка» картина первая
26.
Раздел 6. В концертном зале
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Музыкальные инструменты: виолончель. Симфонический оркестр.
1 час
А.Бородин. Ноктюрн. Из струнного квартета №1;
П.Чайковский «Вариации на тему рокко для виолончели с оркестром»;
М.Мусоргский «Старый замок»
27.
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки
1 час
С.Рахманинов «Сирень»;
Ф.Шопен «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка ля минор», «Мазурка фа мажор», «Мазурка си-бемоль мажор»
28.
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.
1час
Л.В.Бетховен. Соната №8 «Патетическая», П.И.Чайковский «Времена года. Баркарола»;
М.Глинка «Арагонская хота»
29.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»
Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.
1 час
Ф.Шопен. Прелюдия №7 для фортепиано;
Прелюдия для фортепиано №20
30.
Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Мастерство исполнителей.
1 час
Ф.Шопен «Этюд №12» «Революционный»;
И.С.Бах «Шутка»;
В.А.Моцарт «Симфония соль-минор»;
Л.В.Бетховен «Патетическая соната»;
Э.Григ «Утро»
31.
Мастерство исполнителей. Музыкальные инструменты: гитара. Авторская песня.
1 час
Вариации на тему русской народной песни
«Тонкая рябина»;
Г.Кулешёв-Безбородко «Что ты клонишь над водами»;
И.-С.Бах «Чакона»;
Дж.Рейнхардт. Джазовая импровизация. К.Жако.
32.
Музыкальные сказки. Музыкальная живопись. Формы музыки.
1 час
Н.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада»
33.
Обобщение музыкальных впечатлений учащихся начальной школы.
1 час
М.Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина»
34.
Урок – концерт.
1 час
Исполнение песен разученных за год
Файлы: Диагностика — для средней группы.doc
Размер файла: 111104 байт.