Автор конспекта:
Автор(ы): — Ульянова Светлана Владимировна

Место работы, должность: —

Учитель музыки основной общеобразовательной школы № 3 г. Волжска РМЭ

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учебно-тематический план

Краткое описание ресурса: —

Календарно-тематическое планирование 4 класс по предмету Музыка

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию

1-4 класс

Предмет: Музыка

Учебная программа: авторская.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Учебно-методический комплект:

· Учебник «Музыка. 1-4 класс»;

· Рабочая тетрадь;

· Хрестоматия музыкального материала;

· Фонохрестоматия музыкального материала;

· Методическое пособие.

Авторы учебно-методического комплекта: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Выпуск учебно-методического комплекта осуществляется издательством «Просвещение» с 1998 года

Количество часов в неделю в каждом классе: 1 час.

Общее количество часов в год в каждом классе: 34 часа.

Цель программы– формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи:

ü Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

ü Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.

Содержание программы

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, и изустных и письменных форм бытования музыки, как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.

Структура программы

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Занятия в Iклассе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном конспекте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты»

В программе II- IVклассов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Содержание разделов

Раздел I«Россия – Родина моя»

Первый раздел раскрывает мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Вокальное начало, русский мелос проходит через творчество всех выдающихся отечественных композиторов – композиторов разных школ, направлений, эпох. От детской песни, исполняемой всем классом, через главную песню нашей Родины, к петровским кантам, лирическим романсам, кантате, увертюре, симфонии, концерту и синтетическому жанру – опере – такой путь развития проходят учащиеся II– IVклассов, изучая раздел «Россия – Родина моя».

Раздел II«День, полный событий»

Задача данного раздела – раскрыть перед учащимися самые разные направления связи музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращённую тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.

Содержание данного раздела во IIклассе – это день двух непохожих детей, запечатленных в музыкальных образах. Существенно то, что музыка этого раздела представлена преимущественно произведениями двух композиторов – П. Чайковского и С. Прокофьева. Это позволяет привлечь внимание учащихся к стилевым особенностям музыкальной речи каждого из них.

В IIIклассе состоятся встречи с разными персонажами – музыкальными образами («Портрет в музыке», «В каждой интонации спрятан человек», «В детской», «На прогулке»).

В IV классе день, полный событий, мы отслеживаем на примере определённого периода жизни Александра Сергеевича Пушкина. Музыкальные впечатления А. Пушкина, музыкально-поэтические образы, связанные с его творчеством, позволят учащимся продолжить знакомство с лучшими образцами народной и классической музыки, углубить свои познания в области её интонационной выразительности.

Раздел III«О России петь – что стремиться в храм»

Этот раздел учебника назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения «Запевка». Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Он посвящён постепенному и очень бережному введению учащихся I-IVклассов в художественные образы духовной музыки. На начальном этапе это пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского («Утренняя молитва» и «В церкви»), народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны. Иначе говоря, первые музыкальные впечатления связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов- классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации молитв, звучащих в православном храме.

Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций. Как органично сливаются в храме все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две линии: святые земли русской и значимые праздники православной церкви.

Раздел IV«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального творчества, праздники русского народа рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

Освоение образцов русского музыкального фольклора, так же как и фольклоры других народов мира, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, народные игры.

Первостепенная роль отводиться освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины.

Постижение народной музыкальной культуры начальной школе идёт по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.

Раздел V«В музыкальном театре»

Названия разделов «В музыкальном театре» и «В концертном зале» говорят сами за себя. В этих разделах предлагаются различные способы привлечения внимания учащихся к произведениям крупных форм. Это знакомство и с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет, мюзикл, оперетта и др.), и с жанрами инструментально-симфоническими (сюита, концерт, увертюра, симфоническая сказка, симфония). Можно смело сказать, что цель этих разделов – заинтересовать детей этими жанрами, научить глубоко воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе принципов музыкально-симфонического развития.

Раздел VI. «В концертном зале»

Сквозной линией содержания всех учебников является мысль о триединстве «композитор — исполнитель – слушатель», которое предполагает накопление слухового опыта детей при восприятии различных музыкальных произведений, сочиненных русскими и зарубежными композиторами. Раздел «В концертном зале» помогает закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, как симфоническая сказка, фортепианная сюита, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, камерные сочинения (песня, романс, инструментальная пьеса, соната).

Восприятие и исполнение произведений этого раздела направлено на то, чтобы осмыслить различные музыкальные формы (вариации, двухчастные и трёхчастные композиции), приёмы развития музыки (повтор, контраст, вариативность), особенности языка сочинений. Дети знакомятся не только с произведениями, написанными для симфонического оркестра и отдельных инструментов (фортепиано, флейта, скрипка, виолончель и др.), но и с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами.

Раздел VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Смысл данного раздела заключается в том, чтобы учащиеся осознали триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, поняли их роль в жизни музыки и оценили значение самой музыки в жизни человека. В этом разделе обобщается предшествующий опыт общения детей с музыкой в каждом из классов: что они узнали о композиторах, исполнителях слушателями, исполнителями, «композиторами» стали сами.

Отличительная особенность данной программы

Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия

— конкурс

— викторина

— самостоятельная работа

— творческая работа

— путешествие

Основные виды контроля при организации контроля работы:

— вводный

— текущий

— итоговый

— индивидуальный

Формы контроля:

— наблюдение

— самостоятельная работа

— тест

Урок

Датапроведенияурока

Коррекция

Тема урока

Количество уроков по теме

Примечания

План

Факти-чески

1.

Раздел 1 «Россия – Родина моя»

Мелодия. Ты запой мне эту песню

1 час

В. Локтёв «Песня о России»

Русская народная песня «Ты река ль моя реченька»

«Россия»

2.

Чего не выразишь словами. Как сложили песню.

1 час

С.Рахманинов «Вокализ»

3.

Ты откуда, русская, зародилась музыка.

1 час

Фрагменты русских народных песен разных жанров.

4.

Патриотическая тема в русской песне.

1 час

С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

5.

Патриотическая тема в русской классике.

1 час

С.Прокофьев. Сцены из кантаты «Александр Невский»: «Вставайте, люди русские!», «Мёртвое поле», «Ледовое побоище»

6.

Раздел 2 «День полный событий»

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья

1 час

Г.Свиридов «Осень», «Пастораль»

П.Чайковский «Времена года»: «Осенняя песнь»

7.

Один день с А.С. Пушкиным. Зимнее утро

1 час

П.Чайковский «Зимнее утро»

В.Шебалин «Зимняя дорога»

П.Чайковский «Времена года. У камелька»

8.

Зимний вечер. «Что за прелесть, эти сказки!»

1 час

«Зимний вечер» в исп. Лемешева, Покровского

Н.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»

9.

«Ярморочное гулянье»,

1 час

Пастушьи наигрыши из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин»;

Песни из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин»: «Уж как по мосту, мосточку», «Девицы-красавицы»

10.

«Святогорский монастырь». Приют, сияньем муз одетый

1 час

Романсы: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»

11.

Раздел 3. «О России петь, что стремиться в храм»

Святые земли Русской: Илья Муромец. Стихира. Былина.

1 час

Стихира русским святым «Земле русская»

Былина об Илье Муромце

А.Бородин. Симфония №2 «Богатырская»

12.

Создатели славянской письменности и культуры – святые Кирилл и Мефодий. Гимн.

1 час

Гимн святым Кириллу и Мефодию

13.

«Праздников праздник, торжество из торжеств» — Пасха Христова! Тропарь.

1 час

Тропарь праздника Пасхи

Пасхальное песнопение «Ангел вопияше»

С.В.Рахманинов «Всенощное бдение» — хор «Богородице Дево, радуйся!»

14.

Родной обычай старины. «Светлый праздник»

1 час

Русская народная пасхальная песня «Не шум шумит»

Н.Римский –Корсаков «Светлый праздник»

С.Рахманинов. Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»

15.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Композитор – имя ему народ. Песни народов мира.

1 час

Русс. Нар. Песня «Ты река ль, моя реченька»

Белорусская нар. песня «Реченька»

Японская народная песня «Вишня»

Грузинская народная песня «Солнце, в дом войди»

Грузинская народная песня «Светлячок»

Узбекская народная песня «Аисты»

16.

Композитор – имя ему народ. Народные мотивы в музыке русских композиторов.

1 час

Г. Свиридов. Сюита «Курские песни» — хор «Ты воспой, жавороночек»

Поэтическая сказка В.Сухомлинского «Жаворонок»

17.

Музыкальные инструменты России. Русский народный оркестр.

1 час

Русские народные песни и наигрыши: «Как у наших у ворот», «Во поле берёза стояла», «Славны были наши деды», «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли», «Калинка», «Светит месяц», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» из «Детского альбома» П.Чайковского;

18.

Музыкальные инструменты России. «Музыкант-чародей»

1 час

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова;

Хороводная песня «Милый мой, хоровод»

Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей»

19.

Праздники русского народа: Троица

1 час

Русские народные троицкие песни: «Ты, берёзка», «Посею я лён», «Как у бабушки козёл»;

Хоровод «Во поле берёза стояла»;

Русская народная песня «Берёзонька кудрявая»

20.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка.

1 час

М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» — «Бал в замке польского короля» (IIдействие)

Полонез. Краковяк. Вальс. Мазурка

21.

Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка.

1 час

М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» — «За русь мы все стеной стоим» (IIIдействие)

22.

Драматургическое развитие в опере и балете. Опера «Иван Сусанин» М.Глинка.

1 час

М.Глинка. Опера «Иван Сусанин» — «Сцена с поляками в лесу» (IVдействие)

23.

«Исходила младёшенька». Музыкальные характеристики персонажей в опере и балете.

1 час

Фрагменты из оперы «Хованщина» М.Мусоргского: вступление «Рассвет на Москве-реке», песня Марфы «Исходила Младёшенька», «Пляска персидок»;

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки;

«Мёртвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева

24.

«Русский восток». Восточные напевы в музыке русских композиторов.

1 час

«Пляска персидок» из оперы М.Мусоргского «Хованщина»;

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки;

А.Хачатурян. Балет «Гаяне» — «Русская пляска», украинский «Гопак», армянский женский танец «Узундара»; «Колыбельная Гаяне», «Танец с саблями»

25.

Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинский. Музыкальные образы народного гулянья.

1 час

И.Ф.Стравинский «Петрушка» картина первая

26.

Раздел 6. В концертном зале

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Музыкальные инструменты: виолончель. Симфонический оркестр.

1 час

А.Бородин. Ноктюрн. Из струнного квартета №1;

П.Чайковский «Вариации на тему рокко для виолончели с оркестром»;

М.Мусоргский «Старый замок»

27.

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки

1 час

С.Рахманинов «Сирень»;

Ф.Шопен «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка ля минор», «Мазурка фа мажор», «Мазурка си-бемоль мажор»

28.

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.

1час

Л.В.Бетховен. Соната №8 «Патетическая», П.И.Чайковский «Времена года. Баркарола»;

М.Глинка «Арагонская хота»

29.

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.

1 час

Ф.Шопен. Прелюдия №7 для фортепиано;

Прелюдия для фортепиано №20

30.

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Мастерство исполнителей.

1 час

Ф.Шопен «Этюд №12» «Революционный»;

И.С.Бах «Шутка»;

В.А.Моцарт «Симфония соль-минор»;

Л.В.Бетховен «Патетическая соната»;

Э.Григ «Утро»

31.

Мастерство исполнителей. Музыкальные инструменты: гитара. Авторская песня.

1 час

Вариации на тему русской народной песни

«Тонкая рябина»;

Г.Кулешёв-Безбородко «Что ты клонишь над водами»;

И.-С.Бах «Чакона»;

Дж.Рейнхардт. Джазовая импровизация. К.Жако.

32.

Музыкальные сказки. Музыкальная живопись. Формы музыки.

1 час

Н.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада»

33.

Обобщение музыкальных впечатлений учащихся начальной школы.

1 час

М.Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина»

34.

Урок – концерт.

1 час

Исполнение песен разученных за год

Файлы: Диагностика — для средней группы.doc
Размер файла: 111104 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология