Автор конспекта:
Автор(ы): — Степаненко Валентина Ивановна
Место работы, должность: — Учитель начальных классов Лахденпохская СОШ
Регион: — Республика Карелия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: — — формирование умений применять полученные знания по математике, русскому языку, литературе, музыке на уроке по предмету «Мир вокруг нас»; -закрепление знаний о водоемах и реках родного края, природных памятниках Карелии; : — привитие чувства любви к своему родному краю; — воспитание осознанного бережного отношения к окружающей среде;
Тип урока: — Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: — Начальная школа.
Предмет: «Окружающий мир» (человек, природа, общество).
Класс: 3 класс
— Методика проведения урока.
— Название курса: «Мир вокруг нас»
Название раздела: «Путешествие по городам и странам».
Название темы: « Карелия — твой родной край, Малая Родина».
(Водные маршруты Карелии).
Автор: Степаненко Валентина Ивановна,
учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа №2».
Роль и место данной темы в курсе предмета.
— «Окружающий мир (человек, природа, общество).
ПоРеспубликанскому базисному учебномуплану для образовательныхучреждений Республики Карелия национально-региональный компонент реализуется в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента. Приказом № 598 от 05.05.2006 года « Об утверждении Регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования в Республике Карелия» определен обязательный минимум содержания по предмету «Окружающий мир»:
-Карелия — твой родной край, малая Родина.
-Природа.
-Общество.
-Опыт практической деятельности.
— Главные образовательные задачи темы «Карелия — твой родной край, малая Родина»:
— - воспитание любви к своей малой Родине, чувства патриотизма;
- ознакомление учащихся с государственной символикой Карелии;
-природными особенностями Карелии, традициями и памятниками Карелии.
Данная тема рассматривается в разделе «Путешествие по городам и странам» в 3-м классе, где предлагается следующий перечень уроков:
— 1.Золотое кольцо России.
2.Наши ближайшие соседи.
3.На севере Европы.
4.Что такое Бенилюкс?
5.В центре Европы.
6.Путешествие по Франции.
7.На юге Европы.
8. По знаменитым местам мира.
— В данной методике рассмотрен один урок: « На севере Европы. Карелия – твоя малая Родина. Водные маршруты Карелии.
Тема интегрированного урока:
«Карелия — твой родной край, Малая Родина.
Водные маршруты Карелии».
По дидактической цели - урок применения знаний и умений.
По характеру познавательной деятельности – проблемный урок.
Форма организации учебной деятельности - групповая.
Цели урока:
-обучающие:- формирование умений применять полученные знания по математике, русскому языку, литературе, музыке на уроке по предмету «Мир вокруг нас»;
-закрепление знаний о водоемах и реках родного края, природных памятниках Карелии;
-развитие у школьников умения анализировать познавательный объект (текст, карта, видеоряд);
- развивающие:развитие самостоятельности учащихся, творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля;
-воспитательные:- привитие чувствалюбви к своему родному краю;
- воспитание осознанного бережного отношения к окружающей среде;
- воспитание чувство товарищества, умения работать в группах.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Физическая карта Республики Карелия.
DVDvideo «О, дивный остров Валаам»
Раздаточный материал: буклеты, фотографии, картадля выполнения задания (кроссворды).
Ход урока:
1.Вступительная беседа.
— Учитель:
- У каждого человека в жизни есть дорогие слова. Это -мама, семья, школа.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие и познакомимсяещё с одним словом, которое означает дорогое нам всем понятие.
Поможет нам совершить путешествие маршрутный лист (кроссворды на партах). Если мы правильно пройдем по нашему пути, мы отгадаем слово, которое и является одним изсамых дорогих и важных в жизни каждого человека. 2 слайд.
Итак, дорогие друзья, в добрый путь!
—
2.3аочное путешествие.
3 слайд.
Учитель: — Как называется республика, в которой мы с вами живем?
Для этого нам нужно решить примеры, ответ каждого примера заменить суммой разрядных чисел и в таблице найти букву.
Слайд.
Учащиеся решают примеры и записывают слово.
— На фоне слайда ученикичитают стихотворение «Вся республика — музей» А. Авдышева.
.
4 слайд.
Познакомить учащихся с картой Карелии.
Предложить послушать песню « Долго будет Карелия сниться».
— Рассказать о том, как прекрасна наша Карелия.
Карелию называют краем белых ночей, страной шумящих сосен и елей, царством воды и камня.
— 5 слайд.
— На территории Карелии около 12 тысяч рек.
Показать на карте Карелии реки: Водлу, Кемь, Выч, Суну, Шуя.
Предложить проплыть по самой длинной реке.
Как называется самая длинная река, вы узнаете, решив примеры.
Слайд.
Учащиеся решают примеры, записывают слово.
Информация учителя о реках Карелии.
6 слайд.
По реке Водла мы попадаем в красивейшее озеро.
Предложить посмотреть на карте, как называется это озеро.
Какие озёра Карелииещё вы знаете?
Какое называетсясамое большое озеро?
— Предложить узнать это озеро по следующим признакам:
Длина – 206 км, ширина – 130 км.
— В летописи упоминается под разными названиями:
у финнов – море русское,
у исландцев – Алдога.
Ученики выполняют задания, записывают слово.
— Информация учителя об озерах Карелии.
В Карелии более 60 тысяч озёр. Все они разные по размерам, красивые. Маленькие озёра называют ласково -ламбушками.
Самое большое озеро Карелии – Ладожское озеро. Южные берега Ладожского озеранизкие и песчаные, а северные берега — высокие и скалистые. Весной и осенью на озере часто бывают сильные бури и штормы.
Вода Ладожского озера чистая ипресная. В его водахводится лосось, форель, палия, осётр, щука, сиг, ряпушка, корюшка.
На Ладожском озере около пятисот островов.
— На фоне слайда ученики читают стихотворение «Два великих озера» В. Потиевского.
— — 7 слайд.
В Онежское озеро впадает река Суна. На этой реке находится самый
большой водопад в Республике Карелия.
Название водопада помогут вам определить ваши знания по русскому языку.
— Слайд.
Учащиеся выполняют задания, записывают слово.
— Информация учителя о водопадах на реках Карелии.
Рассказать, что Кивач находится на реке Суна, Падун – на реке Водла, Юма – на реке Кемь.
Показать их на карте Карелии.
— На фоне слайда учащиеся читают стихотворение «На Киваче» П.Бровки.
— 8 слайд.
На берегу Ладожского озера находится маленький чудесный городок.
Предложить посмотреть на слайде виды города.
Спросить, догадались ли какой это город?
Показать на карте город Лахденпохья.
Ученики выполняют задания, записывают слово.
— Информация учителя о Л. Л. Нейкене и его книге «Лахденпохья».
9 слайд.
Ладожское озеро известно не только своей красотой, но и тем, что здесь
находится самый большой остров с историко-архитектурным музеем — заповедником.
Название этого острова вы узнаете, если правильно решите уравнение.
Слайд.
Учащиеся выполняют задания, записывают слово.
На фоне слайда ученики читают стихотворение «Незабываемый Валаам» А.Авдышева;
Показать отрывки из фильма «О, дивный остров Валаам», который рассказывает о ярких событиях из истории острова.
III. Заключительная беседа.
Наше путешествие подошло к концу.
10 слайд.
Посмотрите на свой маршрутный лист. Вы можете прочитать слово, которое является самым дорогим для каждого человека.
Ученики зачитывают слово.
Один учащийся — определение слова Родина по словарю.
Предложить закончить предложение «Моя Родина — это…» (высказывание учащихся). Звучит мелодия «Долго будет Карелия сниться».
На фоне слайда ученики читают стихотворение «Родина» В Степанова.
Родина есть у каждого человека. Мы любим её, гордимся её успехами и достижениями, переживаем неудачи. Это наш общий дом. Родина у нас на всех одна. Но для каждого из нас Родина начинается с маленького уголка родной земли, который зовется — Малая Родина. Наша малая Родина — это Республика Карелия, город Лахденпохья.
11 слайд.
Послушайте, пожалуйста, с какой любовью и нежностью написала ваша одноклассница Арина Кушнерчук о своем родном городе.
Может — быть кому-то из вас в будущем придется провести экскурсию по Республике Карелия и её прекраснейшим озерам и рекам Республики Карелия, по её достопримечательностям.
Предложить группам учащихся принять участие в проектной деятельности по выбору.
Темы:
- мини — экскурсия по острову Валаам;
- мини — экскурсия по острову Кижи;
- экскурсия по городу Лахденпохья.
— — Вся республика – музей.
— Здесь века в глаза озёр глядятся.
Здесь по берегам земли моей
Рыбьей чешуёю серебрятся
Маковки часовен и церквей.
— Зорь прекрасней я нигде не встретил.
Каждый остров -сказка наяву.
Царство сонных, серебристых вётел,
Обронённых кем-то в синеву.
— Видишь камышей зелёных пики?
Видишь ивы в кроткой красоте?
Видишь солнца трепетные блики
На проснувшейся воде?
А Авдышев
— — — — — — Два великих озера.
— Два великих озера России
Глубоки, студёны и чисты.
Два великих озера России –
Две любви, две песни, две мечты.
— Эти волны и врагов разили,
И поили влагою поля.
Два великих озера России –
В них отражена моя земля.
— Два великих озера озера России…
От святой светящейся воды
Души россиян моих родные,
Как слеза, доверчиво чисты.
— Ладога и пенное Онего,
Светлая, высокая волна,
Чистота озёр моих – от снега,
От земли великой – глубина.
В. Потиевский.
На Киваче.
— Гляжу я,
не в силах восторга скрывать:
Живая картина –
суровый Кивач!
— — С гранитных обрывов,
где высится лес,
Слетает он в пене,
как сокол с небес.
— Дорогу ему
нелегко пробивать,
он крылья ломает
и рвётся опять.
— Он бьётся
о камни
и спорит с рекой.
Над ним наклонилися
сосны гурьбой,
— как будто подслушать
в тревоге хотят,
о чём говорит
и гремит водопад.
П. Бровка.
— — — — Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
— Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки, вдоль которых,
Взявшись за руки идём.
— В. Степанов.
Краткое описание: — Учащиеся путешествуют по Карелии.Узнают больше о достопримечательностях своего края.
Файлы: урок.ppt
Размер файла: 1211904 байт.