Автор конспекта:
Автор(ы): — Печерская Людмила Анатольевна

Место работы, должность: — МОУ Ряженская сош учитель начальных классов

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

— Познакомить с творчеством С.Есенина, совершенствовать навык выразительного чтения, умение работать с поэтическим текстом;

— Развивать способность ориентироваться в произведениях искусства, создать в воображении детей образные картины зимней природы;

— Воспитывать эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 17

Используемые учебники и учебные пособия: —

О.В. Кубасова. Любимые страницы. 3 класс

Используемое оборудование: —

мультимедийное оборудование, аудиозапись пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, двухцветные жетоны для самооценки учащихся, краски, кисти и альбомы для рисования.

Используемые ЦОР: —

Собствееная презентация к уроку

Краткое описание: — За основу взят литературный материал учебника «Любимые страницы» автора О.В. Кубасовой: стихотворение «Берёза» С. Есенина, рассказ-описание «Деревья в лесу» М. Пришвина. А также был привлечён музыкальный материал: пьеса из альбома «Времена года» П.И. Чайковского и репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь.


Тема урока: «Картины зимней природы» С.Есенин «Берёза»

М.Пришвин «Деревья в лесу»

Задачи урока:

— Познакомить с творчеством С.Есенина, совершенствовать навык выразительного чтения, умение работать с поэтическим текстом;

— Развивать способность ориентироваться в произведениях искусства, создать в воображении детей образные картины зимней природы;

— Воспитывать эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.

Оборудование:

— Учебник О.В.Кубасовой «Любимые страницы» для 3 класса, мультимедийное оборудование, аудиозапись пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, двухцветные жетоны для самооценки учащихся, краски, кисти и альбомы для рисования.

Ход урока:

Оргмомент.

— Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада вас всех видеть на уроке чтения. Посмотрите в окно. Попробуйте описать свои чувства, вызванные созерцанием природы.

— Что вы чувствуете?

— А чтобы у нас было хорошее настроение на уроке, повернитесь друг к другу. Один из вас раскроет ладошки, а другой кладёт их сверху. Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ладошки потеплели. Чувствуете тепло рук? А теперь улыбнитесь друг другу, чтобы ладошки потеплели ещё больше!

— Начнём урок!

Введение в тему:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев)

— Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

— Что бы вы хотели узнать, чему научиться на уроке? Для чего вам это нужно?

— Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте название в учебнике.

— А что вы можете рассказать о русской зиме? В чём её красота?

— Я предлагаю назвать наш урок – «Картины зимней природы».

Первичное восприятие текста:

Многие поэты, композиторы, художники воспевали в своих произведениях красоту природы. Я ничего не буду объяснять пока, — просто «окунитесь» и вы вместе с ними в эти состояния зимней природы и подумайте над своими переживаниями сейчас. (Звучит музыка П.И.Чайковского, на слайде – репродукция картины И.Грабаря «Февральская лазурь, учитель читает стихотворение С.Есенина «Берёза»)

— Какие испытываете сейчас состояния? Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину? Что здесь изображено?

— Какие краски использовал художник? Почему?

— Берёза вызывает трепетное чувство. Это дерево прекрасно и на крутом холме, и в поле, и за окном дома. Поэты всегда чувствовали поэтическое очарование берёзы. Для них – это символ родной земли, частичка Родины.

— Замечательный русский поэт С.Есенин никогда не разделял понятия «берёза», «родина», «любовь». Поэзия Есенина наполнена любовью к людям, к родной земле. Вспомните, какие стихотворения С.Есенина вам знакомы? («Поёт зима – аукает», «Черёмуха»).

Повторное чтение и работа с текстом:

— Перед чтением стихотворения мы поработаем над артикуляцией:

аоуиэ аиуоэ

з-с-ж ш-ж-с

же че ща тра три

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.

— Прочитайте стихотворение по строчкам. Какой увидел зимнюю берёзу поэт?

— Какую картину вы себе представили? Какие предметы и явления будут на этой картине? (берёза, снег, пушистые ветки, снежинки, заря)

(Одновременно на экране появляются таблички со словами):

берёза

снег

пушистые ветки

снежинки

заря

— Художник изображает цвет красками, а поэт в стихах передаёт цвет словами. Найдите строчки, где рассказывается о цвете. (Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок)

(На экране новый слайд):

белая берёза

серебряный снег

золотой огонь снежинок

— Особенно интересно описание инея. Найдите это описание. (Чтение второй строфы)

— Какое время дня рисует поэт? Почему вы так решили? (Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи)

— А какое утро – солнечное или пасмурное? Прочитайте, докажите. (Горят снежинки в золотом огне)

— Как Есенин пишет о заре? (Лениво обходя кругом) Почему? (Зимой она медленно занимается)

— Для чего Есенин употребил слово «лениво»? Ведь он мог написать «медленно». (Поэт хотел сделать картину зимы живой)

— А как этот приём называется?

— Найдите в стихотворении олицетворения, сравнения. Эти слова, как «жемчужинки», украшают это произведение. Вы согласны со мной?

— С.Есенин обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки настроений, которые возникали в его душе. Он сумел понять, что всё живое вокруг нас страдает, чувствует, и передать эти ощущения в стихах.

Самостоятельная работа в парах:

— А сейчас поработаем в парах. Приготовьтесь к выразительному чтению.

Наметьте паузы и логические ударения, определите темп чтения.

(Обсуждение работы в парах)

Чтение вслух и чтение-пение:

— А теперь послушаем, как вы сумеете при чтении передать чувства, настроение, а также восхищение представленной картиной. (Чтение вслух)

— Давайте сейчас представим себя в роли композитора. Вам нужно придумать музыку к словам. Какой темп музыки будет у вас? (Медленный, плавный)

Физминутка:

(Проводится зрительная гимнастика со снежинкой)

Знакомство с текстом-описанием М.Пришвина «Деревья в лесу»:

— Писатель М.Пришвин по-своему увидел красоту зимы, и его тоже поразила эта картина. (Чтение «цепочкой»)

— Что же поразило писателя в лесу? (Было тепло и тихо, ёлки в лесу, лапы повисли, а берёзы согнулись, им тяжело от снега, много снежных фигур – кустики, пеньки в снегу)

— Подумайте, эти два произведения чем-то связаны между собой? (Оба автора описывают зимние деревья, они очарованы берёзой)

— Представьте себе, что мы входим в зимний лес. Прочитайте первые три предложения. Что мы увидели?

— Идём дальше. Среди каких деревьев мы оказались? Какие они? Как они себя ведут? Сравните берёзу Есенина и Пришвина.

— Пойдём дальше и оглядимся внимательно (Читают)

— Чего же мы сразу не заметили? Ели и берёзы отвлекли нас.

(На слайде появляются слова):

было тепло и тихо

ёлки в лесу, лапы повисли

берёзы согнулись

фигуры из снега

-Вот, кажется, стою я в зимнем лесу Пришвина, или у берёзы Есенина, и не хочется мне уходить из этого царства. А вам, ребята? Давайте сейчас нарисуем картину красками, как художники. Мне тоже очень хочется изобразить эту красоту! (Дети рисуют картины, звучит музыка)

Итог урока:

— Что вам понравилось на уроке? Чему мы учились?

Оценка работы.

(Детям предлагается провести самооценку по критериям):

«5» — на вопросы отвечали, читали выразительно;

«4» — на вопросы отвечали, но читали не очень выразительно;

« » — не очень понравилась моя работа на уроке: на вопросы не отвечал, читал не выразительно.

— А теперь, поднимитесь те ребята, кто за свою работу не поставил себе оценку;

— Кто поставил себе оценку «4»;

— А кто поставил оценку «5».

— Спасибо вам за урок!

Файлы: Презентация к уроку.ppt
Размер файла: 2794496 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология