Автор конспекта:
Автор(ы): — Печерская Людмила Анатольевна
Место работы, должность: — МОУ Ряженская сош учитель начальных классов
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
— Познакомить с творчеством С.Есенина, совершенствовать навык выразительного чтения, умение работать с поэтическим текстом;
— Развивать способность ориентироваться в произведениях искусства, создать в воображении детей образные картины зимней природы;
— Воспитывать эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 17
Используемые учебники и учебные пособия: —
О.В. Кубасова. Любимые страницы. 3 класс
Используемое оборудование: —
мультимедийное оборудование, аудиозапись пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, двухцветные жетоны для самооценки учащихся, краски, кисти и альбомы для рисования.
Используемые ЦОР: —
Собствееная презентация к уроку
Краткое описание: — За основу взят литературный материал учебника «Любимые страницы» автора О.В. Кубасовой: стихотворение «Берёза» С. Есенина, рассказ-описание «Деревья в лесу» М. Пришвина. А также был привлечён музыкальный материал: пьеса из альбома «Времена года» П.И. Чайковского и репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь.
Тема урока: «Картины зимней природы» С.Есенин «Берёза»
М.Пришвин «Деревья в лесу»
Задачи урока:
— Познакомить с творчеством С.Есенина, совершенствовать навык выразительного чтения, умение работать с поэтическим текстом;
— Развивать способность ориентироваться в произведениях искусства, создать в воображении детей образные картины зимней природы;
— Воспитывать эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.
Оборудование:
— Учебник О.В.Кубасовой «Любимые страницы» для 3 класса, мультимедийное оборудование, аудиозапись пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, двухцветные жетоны для самооценки учащихся, краски, кисти и альбомы для рисования.
Ход урока:
Оргмомент.
— Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада вас всех видеть на уроке чтения. Посмотрите в окно. Попробуйте описать свои чувства, вызванные созерцанием природы.
— Что вы чувствуете?
— А чтобы у нас было хорошее настроение на уроке, повернитесь друг к другу. Один из вас раскроет ладошки, а другой кладёт их сверху. Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ладошки потеплели. Чувствуете тепло рук? А теперь улыбнитесь друг другу, чтобы ладошки потеплели ещё больше!
— Начнём урок!
Введение в тему:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев)
— Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
— Что бы вы хотели узнать, чему научиться на уроке? Для чего вам это нужно?
— Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте название в учебнике.
— А что вы можете рассказать о русской зиме? В чём её красота?
— Я предлагаю назвать наш урок – «Картины зимней природы».
Первичное восприятие текста:
Многие поэты, композиторы, художники воспевали в своих произведениях красоту природы. Я ничего не буду объяснять пока, — просто «окунитесь» и вы вместе с ними в эти состояния зимней природы и подумайте над своими переживаниями сейчас. (Звучит музыка П.И.Чайковского, на слайде – репродукция картины И.Грабаря «Февральская лазурь, учитель читает стихотворение С.Есенина «Берёза»)
— Какие испытываете сейчас состояния? Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину? Что здесь изображено?
— Какие краски использовал художник? Почему?
— Берёза вызывает трепетное чувство. Это дерево прекрасно и на крутом холме, и в поле, и за окном дома. Поэты всегда чувствовали поэтическое очарование берёзы. Для них – это символ родной земли, частичка Родины.
— Замечательный русский поэт С.Есенин никогда не разделял понятия «берёза», «родина», «любовь». Поэзия Есенина наполнена любовью к людям, к родной земле. Вспомните, какие стихотворения С.Есенина вам знакомы? («Поёт зима – аукает», «Черёмуха»).
Повторное чтение и работа с текстом:
— Перед чтением стихотворения мы поработаем над артикуляцией:
аоуиэ аиуоэ
з-с-ж ш-ж-с
же че ща тра три
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.
— Прочитайте стихотворение по строчкам. Какой увидел зимнюю берёзу поэт?
— Какую картину вы себе представили? Какие предметы и явления будут на этой картине? (берёза, снег, пушистые ветки, снежинки, заря)
(Одновременно на экране появляются таблички со словами):
берёза
снег
пушистые ветки
снежинки
заря
— Художник изображает цвет красками, а поэт в стихах передаёт цвет словами. Найдите строчки, где рассказывается о цвете. (Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок)
(На экране новый слайд):
белая берёза
серебряный снег
золотой огонь снежинок
— Особенно интересно описание инея. Найдите это описание. (Чтение второй строфы)
— Какое время дня рисует поэт? Почему вы так решили? (Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи)
— А какое утро – солнечное или пасмурное? Прочитайте, докажите. (Горят снежинки в золотом огне)
— Как Есенин пишет о заре? (Лениво обходя кругом) Почему? (Зимой она медленно занимается)
— Для чего Есенин употребил слово «лениво»? Ведь он мог написать «медленно». (Поэт хотел сделать картину зимы живой)
— А как этот приём называется?
— Найдите в стихотворении олицетворения, сравнения. Эти слова, как «жемчужинки», украшают это произведение. Вы согласны со мной?
— С.Есенин обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки настроений, которые возникали в его душе. Он сумел понять, что всё живое вокруг нас страдает, чувствует, и передать эти ощущения в стихах.
Самостоятельная работа в парах:
— А сейчас поработаем в парах. Приготовьтесь к выразительному чтению.
Наметьте паузы и логические ударения, определите темп чтения.
(Обсуждение работы в парах)
Чтение вслух и чтение-пение:
— А теперь послушаем, как вы сумеете при чтении передать чувства, настроение, а также восхищение представленной картиной. (Чтение вслух)
— Давайте сейчас представим себя в роли композитора. Вам нужно придумать музыку к словам. Какой темп музыки будет у вас? (Медленный, плавный)
Физминутка:
(Проводится зрительная гимнастика со снежинкой)
Знакомство с текстом-описанием М.Пришвина «Деревья в лесу»:
— Писатель М.Пришвин по-своему увидел красоту зимы, и его тоже поразила эта картина. (Чтение «цепочкой»)
— Что же поразило писателя в лесу? (Было тепло и тихо, ёлки в лесу, лапы повисли, а берёзы согнулись, им тяжело от снега, много снежных фигур – кустики, пеньки в снегу)
— Подумайте, эти два произведения чем-то связаны между собой? (Оба автора описывают зимние деревья, они очарованы берёзой)
— Представьте себе, что мы входим в зимний лес. Прочитайте первые три предложения. Что мы увидели?
— Идём дальше. Среди каких деревьев мы оказались? Какие они? Как они себя ведут? Сравните берёзу Есенина и Пришвина.
— Пойдём дальше и оглядимся внимательно (Читают)
— Чего же мы сразу не заметили? Ели и берёзы отвлекли нас.
(На слайде появляются слова):
было тепло и тихо
ёлки в лесу, лапы повисли
берёзы согнулись
фигуры из снега
-Вот, кажется, стою я в зимнем лесу Пришвина, или у берёзы Есенина, и не хочется мне уходить из этого царства. А вам, ребята? Давайте сейчас нарисуем картину красками, как художники. Мне тоже очень хочется изобразить эту красоту! (Дети рисуют картины, звучит музыка)
Итог урока:
— Что вам понравилось на уроке? Чему мы учились?
Оценка работы.
(Детям предлагается провести самооценку по критериям):
«5» — на вопросы отвечали, читали выразительно;
«4» — на вопросы отвечали, но читали не очень выразительно;
« » — не очень понравилась моя работа на уроке: на вопросы не отвечал, читал не выразительно.
— А теперь, поднимитесь те ребята, кто за свою работу не поставил себе оценку;
— Кто поставил себе оценку «4»;
— А кто поставил оценку «5».
— Спасибо вам за урок!
Файлы: Презентация к уроку.ppt
Размер файла: 2794496 байт.