Автор конспекта:
Автор(ы): — Калина Татьяна Васильевна
Место работы, должность: — Детский сад № 191, воспитатель
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Обогатить знания детей о родном крае, о многонациональной Саратовской области.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемое оборудование: —
Карта России, карта Саратовской области, куклы в казахских национальных костюмах, символика Казахстана, России (флаг), папка с подбором материала о Казахстане, предметы быта казахов, варианты украшения, узоры казахских ковров, дедактическая игра "Кому? Что?", кисточки для клея.
Краткое описание: — В конспекте занятия представлен материал о народно-прикладном искусстве, фольклоре, быте и обычиях, языке казахов, государственной символике Казахстана.
Программное содержание.
Обогатить знания детей о родном крае, о многонациональной Саратовской области. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве, фольклоре, быте и обычаях, языке казахов, ориентировании на карте. Продолжать знакомство с государственной символикой Казахстана.
Воспитывать интерес к культуре других народов, основы толерантного поведения.
Оборудование.
Карта России, карта Саратовской области, энциклопедия, куклы в казахских национальных костюмах, символика Казахстана, России (флаг), папка с подбором материала о Казахстане, предметы быта казахов, варианты украшения, узоры казахских ковров, дидактическая игра «Кому? Что?», кисточки для клея.
Словарная работа.
Флаг, герб, энциклопедия, пастбище.
Ход занятия.
Воспитатель привлекает внимание детей к книге «Энциклопедия Саратовской области» (дети читают названные книги). В ней все о нашем Саратовском крае.
— Воспитатель обращает внимание детей на карту России, приглашает ее рассмотреть.
— Как называется наша огромная страна? (Россия)
— Мы с вами живем в большой прекрасной стране, это многонациональное государство, люди разных национальностей и народов населяют ее. У каждого народа своя символика, герб, флаг. Давайте на карте найдем и свой город, в котором мы живем (дети показывают на карте).
— Воспитатель обращает внимание на флаг России и Саратовской области, рассматривают их.
— Наша Губерния тоже многонациональная (рассматривают карту Саратовской области). Разные народы живут на этой территории. Находят места проживания разных народов, национальностей (по окраске территории).
— К нам сегодня должны прийти гости, представители одного какого-то народа, а какого вы должны угадать.
— «Музыкальная загадка».
У каждого народа своя национальная музыка. Отгадайте, музыка какого народа сейчас прозвучит.
— Слушают музыку (грамм. запись).
— Приходят гости: девочка – казашка и мальчик – казах, в казахских национальных костюмах.
— Здороваются на казахском языке: «Саломат – сызба».
— Дети отвечают приветствием.
— Гости сообщают, что приехали они из Алтайского района.
— Воспитатель предлагает найти его по карте Саратовской области, дети находят.
— Обращает внимание на карту России. Делают вывод, что их район граничит с государством Казахстан.
— Казахи кочевой народ, поэтому часть их и переселилась в Алгайский район и другие районы нашей области.
— Казахстан тоже имеет свой национальный флаг, дети вместе с воспитателем рассматривают его.
— Воспитатель, обращаясь к гостям поясняет, что к детям снова пришли девочка и мальчик в казахских национальных костюмах, вспомним как их зовут.
— Девочка Айгюль, в переводе на русский – лунный цветок. Мальчик Казбек.
— Они пришли узнать, что вам известно об их народе, помочь узнать новое про жизнь своего народа.
— Дети сообщают, что знакомы с природой их края, рассказывают гостям о растительном и животном мире по макету «Природная зона – степь».
— Айгюль дополняет, что казахи – степной народ, они вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством, переселялись из одного пастбища на другое. Пастбище – место, где пасутся животные.
— Айгюль спрашивает, как называется жилище казахов-кочевников?
— Отгадайте загадку: «Круглая с куполом?»-Юрта.
— Давайте поиграем? Игра «Кому, что??» (Дети по картинкам определяют нужный предмет быта, для казахского и русского народа. Объясняют для чего нужен, описывают его).
При описании казахского национального костюма, вспомнить пословицу: «Дерево листья украшают, человека – одежда».
Казахские ковры теплые, на них сидят на полу. Как сидят казахи, покажите? Дети садятся – физкультурная пауза.
Беседа о современном Казахстане. Мы много знаем о прошлом Казахстана. А что представляет современный Казахстан?
— Айгюль рассказывает, что это крупный сельскохозяйственный, культурный и промышленный центр. На территории Казахстана есть город Байконур, чем он знаменит?
Дети отвечают (Космодром Байконур, с него был запущен первый космонавт Ю.А. Гагарин).
— Казахи очень трудолюбивый народ, они любят отдыхать и играть.
Казбек интересуется, знаете ли вы национальную игру?
Игра «Байга»-конное состязание.
— Гости очень довольны, что вы знаете казахские традиции.
— Гостям принято дарить подарки.
— Вы для юрты отобрали маленький ковер, а мы сделаем большой.
— Вспомним, чем украшают его? (Узором, орнаментом).
— Вы заранее приготовили заготовки казахского орнамента, вот из них и составим ковер.
— Из чего состоит орнамент? (Из роговидных завитков).
— Как расположен орнамент? (По краю, бордюру ковра и в центре).
— Коллективная аппликация «Ковер».
— Готовый ковер дарят гостям.
— Гости пришли не с пустыми руками, принесли свое любимое блюдо – «Баурсаки». Его приготовили из муки и квашеного молока.
— Пословица о еде: «Горы красны камнями, посуда красна едой».
Итог занятия.
Вы правильно отвечали на вопросы, знаете традиции казахского народа, игры, историю этого народа. Красиво украшали ковер.
Прощаемся, просим приходить в гости.
Воспитатели предлагают помыть руки и попробовать угощения.