Автор конспекта:
Автор(ы): — Пирогова Татьяна Валентиновна
Место работы, должность: — учитель химии МОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа № 2″
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: — Обобщить знания о классификации кислот, познакомить учащихся с химическими свойствами кислот. Развивать умение анализировать, делать предположения, выводы. Стимулировать познавательную активность учащихся путем создания проблемных ситуаций и проведения химического эксперимента. Формировать мировоззренческие понятия познаваемости природы.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
О.С.Габриелян "Химия 8 класс"
Используемая методическая литература: —
О.С.Габриелян "Настольная книга учителя химии 8 класс"
О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова "Изучаем химию в 8 классе"
Используемое оборудование: —
Реактивы и химическая посуда для проведения лабораторного эксперимента, компьютер, проектор, экран, СД "Химия 8 класс" из серии "1С:Школа", "Кислоты и основания" из серии "Электронные уроки и тесты.Химия в школе"
Используемые ЦОР: —
СД "Кислоты и основания" из серии "Электронные уроки и тесты", презентация
Краткое описание: — Комбинированный урок по теме "Кислоты: их классификация и свойства" в 8 классе
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение
Сегодня мы продолжим знакомство с миром химических веществ. Я предлагаю отгадать загадки о веществах, которые встречаются в окружающем мире.
" На дворе переполох-
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина-
У неё теперь ангина. (Град) (Слайд №1)
" Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь) (Слайд №1)
" В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу
Пожар затухать заставляю. (Углекислый газ) (Слайд №1)
Каким химическим веществом образованы град и дождь? (Вода)
Что объединяет воду и углекислый газ? ( это оксиды)
Давайте вспомним, что мы знаем об оксидах.
1.На доске запишите уравнения образования указанных оксидов
= Н2О
=СО2
2.Двое учащихся выполняют задания на карточках (время выполнения 4-5 минут)
Закончите уравнения
Р2О5+Н2О= СаО+Н2О=
Р2О5+КОН= СаО+НСl=
3.Заполните магические кольца (Ученик выполняет задание на доске на оценку)
4.Работа с классом (Слайд 2)
Дайте характеристику оксидам по плану- оксид металла (неметалла), солеобразующий (безразличный), кислотный (основный)
Найдите сходный признак у оксидов, расположенных в одной строке (Слайд 3)
А)CO N2O NO
Б) K2O Mn2O7 CrO3
В)MgO CaO CrO
Г)SO3 P2O5 Mn2O7
Почему некоторые оксиды называют основными? А некоторые- кислотными?
III.Новая тема
Посмотрите на слайд и скажите, какой класс химических веществ может объединять все рисунки? (слайд № 4)
Сегодня мы отправляемся в путешествие по миру кислот. На уроке познакомимся со способами получения классификацией кислот и их свойствами.
(Слайд №5)Давайте обсудим, что мы знаем о кислотах. А для этого охарактеризуйте угольную кислоту.
1) Её формула
2) Она кислородсодержащая
3) Двухосновная
4) Слабая
5) Растворимая
Её используют для приготовления газированных напитков, так как она нестабильная.
Кислоты
Стабильные Нестабильные
-Сернистая
-угольная
-кремниевая
Кислоты
Летучие Нелетучие
-сероводородная
-азотная
-соляная
Ребята, а из какого класса веществ можно получить оксиды? (из кислотных оксидов)
Как это происходит, посмотрим на видеофрагменте (видеофрагмент с диска "Кислоты и основания" из серии "Электронные уроки и тесты. Химия в школе")
Релаксация: Закройте глаза и угадайте, куда мы мысленно переместились (шум моря). (Слайд № ) Откройте глазки и совершите глазами движения, рисуя мысленно восьмерку. (гимнастика для глаз)Там, где мы мысленно находимся много воды и теплые песчаные пляжи, образованные оксидом кремния. Происходит ли между ними химическая реакция?
Вывод: Оксид взаимодействует с водой, если образуется растворимое соединение.
Перед вами стоит задача экспериментально определить, с какими из предложенных веществ будет реагировать кислота. (Проблемная ситуация)
1.На столе в двух пробирках находится раствор соляной кислоты, и имеются 2 металла: цинк и медь. Определите опытным путем, будут ли данные металлы реагировать с кислотой. (Техника безопасности: Металл опускаем в кислоту аккуратно, при этом над пробиркой не наклоняемся)
Какой вывод можно сделать на основании опыта?
Вывод: Металлы расположенные в ряду напряжений до водорода, реагируют с кислотами. Металлы расположенные после водорода не реагируют.
Запишите уравнение проведенной реакции в тетрадь Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2
Кислоты способны реагировать с веществами, имеющими противоположные свойства- основные оксиды и основания.
2.Давайте посмотрим, как происходит взаимодействие основного оксида меди с кислотой (видеофрагмент). Запишите уравнение реакции
CuO +H2SO4= CuSO4+H2O
3.Кислоты реагируют с основаниями (демонстрация опытов)
Кислота и основание
Образуют соль и воду.
Именно вот это свойство
Взяли все кислоты в моду.
Fe(OH)3+3HCl = FeCl3 + 3H2O
4.Кислоты реагируют с солями, если среди продуктов реакции образуются осадок, газ или вода (Демонстрация опыта)
Na2SiO3 + 2HCl = H2SiO3 + 2NaCl
Вывод: На уроке мы обобщили знания о классификации кислот и познакомились с их химическими свойствами
IV. Закрепление
1. Ответьте на вопросы (Слайд № )
2. Ответьте на вопросы-задания № 2, 4 (а,б) к п.38 учебника
V. Домашнее задание п.38, упр 4 (в-г)
VI.Рефлексия. Подведение итогов урока.
Файлы: кислоты, их классификация и свойства.rar
Размер файла: 6791891 байт.