Автор конспекта:
Автор(ы): — Хасанъянова Ирина Борисовна

Место работы, должность: — МОУ «Звениговский лицей»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее сортообразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 категория

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Получить самый полное зрелище о классе хрящевых рыб.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся на классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Биология (От амебы ступень человека). 7 класс. Учебник с тем чтобы общеобразовательной школы. / Под редакцией А.А. Вахрушева. (Образовательная метода «Школа 2100»).

Используемое оборудование: —

Таблица «Хрящевые рыбы», предъявление к уроку.

Используемые ЦОР: —

ЦОР с тем чтобы 7 класса вдоль программе "Школа 2100"

Краткое описание: — 1. Изучить систематику класса Хрящевых рыб. 2. Выявить основные признаки акул, химер и морских скатов. 3. Продолжитьформирование чувства бережного отношения к природе.

I. Проверка знаний.

Фронтальный опрос.

1) Индивидуальная сантехработа вдоль карточкам.

2) Какая бондинг существует промеж внешним видом и глубиной обитания у рыб?

(Ответ: рыбы, передвигающие на потолще воды, обыденно имеют веретенообразное, окей обтекаемое тело. У рыб, обитающих на неохватный глубине, лентовидная телосложение тела (рыба-сабля). Донные рыбы могут иметь плоское, дискообразное тело; цилиндрическое змеевидное телеса угрей позволяет им быстро ползать вдоль дну. Обита­тели верхних слоев воды 4) неединично имеют темную спину, серебристые бока и брюхо.)

3) Вопрос-суждение.

Почему прощупывание живого мира всечасно было одной изо важных сторон деятельности человека?

Предполагаемый ответ. У первобытных людей ото сего зависела жизнь. Человеку неизбежно было знать, какие организмы годится использовать на пищу, с тем чтобы изготовления одежды, на качестве средств защиты или с тем чтобы устройства жилья, однако какие опасны или ядовиты. К сожалению, сию минуту мы изучаем их и с тем чтобы того, с тем чтобы защитить.

II. Изучение нового материала.

Вводное посул учителя: Тело акул веретенообразное, у них шквальный ухвостье с непроходимо уд­линенной верхней лопастью плавника. У большинства видов голо­ва выдается на первую очередь на виде заостренного рыла, однако неограниченный клюв рас­положен батман нижней стороне на виде поперечной щели. Жаберных крышек нет. По бокам головы находится семейство жаберных щелей. Глубже, на особых мешках, сидят жабры. Кожа усеяна особыми чешуями на виде мелких, твердых, похожих на уростиль зерен, кой-когда с шипами или зубцами, которые делают нее шероховатой. В пасти острые зубы сидят на крохотку рядов. Скелет хрящевой, среди позвоночника сохраняются очески хорды. Плавательный пузырик отсутствует. Только у полярной акулы яйца имеют зрелище икры. У большинства остальных это крупные яйца, содержащие большое нажин желтка и одетые крепкой роговой скорлупой. Яйцо имеет зрелище удлинённой четырехугольной подушки, ото углов кото­рой отходят длинные извитые жгуты; ими яичко закрепляется за во­доросли и на таком виде висит на них, счастливо изо него не вылупится уже рядом осязательный детеныш. Оплодотворение внутреннее.

Класс Хрящевые рыбы (630 видов) Появились подле 300 млн. лет назад.(запись на тетрадь)

Отряд Акулы (250 видов)

Отряд Скаты (350 видов)

Отряд Химеры (30 видов)

Особенности строения хрящевых рыб:

  • Скелет хрящевой (часто минерализован)
  • Рот — на нижней стороне
  • Парные плавники расположены горизонтально
  • Морда вытянута – рострум
  • Жаберные крышки отсутствуют
  • Жабры открываются открыто самостоятельными отверстиями
  • Обычно 5-7 пар жаберных щелей
  • Плавательного пузыря нет

Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем определить, нуждаются династия животные на охране, успешны ли?

Предполагаемый ответ. В мире напряженный природы непроходимо просто выясняется благополучие организмов – жив, выходит успешен.

В процессе работы заполняется мира «Отряды Хрящевых рыб».

«Отряды Хрящевых рыб».

Название отряда, тираж видов.

Признаки отряда.

Места обитания.

Представители отряда.

1. Акулы (250)

Тело удлиненное, торпедообразное, сафьян шероховатая,5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет, амблиопия слабое, ведут действующий икона жизни.

Моря и океаны.

Тигровая акула, акула-молот, река акула.

2.Скаты (350)

Тело сплющенное, ромбовидное, грудные плавники сросшиеся, каудальный плавничок на виде хлыста, жабр нет, плавательный пузырик отсутствует.

Моря и океаны.

Манта, хвостокол, орляк пятнистый.

3. Химерообразные (30)

Развит передний финотдел тела, каудальный финотдел заканчивается нитевидным придатком, сафьян гладкая, жабр нет, плавательного пузыря нет.

Моря и океаны.

Химера европейская, носатая химера.

Таблица заполняется вкупе с учащимися. В процессе заполнения — сантехработа с учебником.

Самостоятельная сантехработа вдоль заполнению таблицы (отряд Химерообразные).

3.Отряд Акулы.

А) Особенности внешнего строения:

  • Гетероцеркальный (неравнолопастной) хвост
  • Кожа покрыта плакоидной чешуей, состоит изо дентина, покрытого эмалью
  • (на поверхности есть зубец)
  • Чешуя покрывает все телеса и заходит вдоль краям ротовой щели на челюсти (выполняет функцию зубов)-Шагреневая кожа
  • Зубы акул гомологичны плакоидной чешуе
  • Зубы растут и меняются всю жизнь. Каждый моляр служит 8-10 дней.
  • На сетчатке глаза -пигментные клетки -Глаза акул светятся на темноте
  • Веки акул закрываются наверх

Б) Особенности внутреннего строения акул:Когда рыба плывет, газировка проникает ей на уста и происходит респирационный процесс, напоминающий с дыхательным процессом людей. Дыхание рыб на принципе ничем не отличается ото дыхания прочих позвоночных: кровь поглощает элемент и выделяет углекислый газ. Мы извлекаем элемент изо атмосферы, рыбы извлекают его изо воздуха, находящегося на воде. В жаберных щелях находятся жаберные нити, густовато пронизанные кровеносными сосудами.

Когда селахия открывает рот, с тем чтобы втянуть воду, щели закрываются. Вода омывает жаберные нити, углекислый ткань выпускается изо крови, однако кислород, имеющийся на воде, поглощается ею. Помимо жаберных щелей — обыденно их бывает ото пяти ступень семи пар, — акулы имеют опять-таки одиночку респирационный гэнро — брызгальце. Считается, подобно точно функцией брызгалец, расположенных, точно правило, над глазами акулы, является дополнительное калоризация кислородом кровеносных сосудов мозга и зрительного аппарата.

Запись на тетради

Особенности внутреннего строения акул:

  • Плавательный пузырик отсутствует, его функции неполно выполняет крупная

трехлопастная печень, на которой содержится витамина А на десятки раз

больше, нежели субпродукт трески.

  • Для поддержания осмотического давления кровь насыщена мочевиной

Кишечник – непроходимо короткий. Спиральный гидроклапан заметно увеличивает

площадь кишечника. Испражнения акул спиральной формы

  • Раздельнополые рыбы
  • Оплодотворение внутреннее
  • Половые протоки впадают на клоаку
  • Яйцекладущие, яйцеживородящие, живородящие
  • Органы чувств окей развиты.

В) Органы чувств акул.

  • Акула видит спокойствие на чёрном-белом изображении.
  • Достаточно "туга на ухо".
  • Зато у неё непроходимо тонкое обоняние.
  • Хорошо развитая боковая линия, которая наделяет её "шестым чувством", позволяющим ей улавливать мельчайшие колебания воды.

Благодаря органам профильный линии селахия может быть почувствовать батман неохватный рыбы на расстоянии ступень 300 метров.

  • В довершении к всему у акулы на голове есть ещё одиночку орган- действительно называемые клетки Лоренцини, с помощью которых она ощущает изменения давления, электромагнитной проницаемости и температуры.

Г) Представители отряда Акул: Кархарадон (Большая белая); Мако (Серо-голубая); Китовая; Тигровая; Катран (Колючая); Акула-молот; Морская лисица.

Сообщения учащихся.

4. Отряд Скаты. Особенности строения

У скатов, точно и у акул, хрящевой скелет, по­перечный клюв на нижней стороне головы, жаберные щели не имеют крышек. Тело их плоское, сплюснутое сверху вниз, имеет форму мера ромбического, мера округлого щита. Оно, по-видимому опять-таки шире за аккредитив грудных плавников — они тянутся вдоль бокам туловища и близ основании хвоста переходят на брюшные плавники. Верхняя кухня тела вдоль цвету соответствует грунту, нижняя — бледная. В противо­положность акулам, скаты передвигаются медленно, волнисто изгибая свое телеса вкупе с широкими плавниками, подобно раз­вевающегося вдоль ветру плаща. У некоторых скатов есть своеобраз­ные орудия защиты. Так, у морского кота близ основании хвоста на месте спинного плавника дано зазубренный шип, экстрагирующий ядовитую слизь. У электрического ската пьезоэлектрический гэнро горазд давать разряды насильственно ступень 80 В. Способ размножения — точно у акул, единственно яйца они погружают на песок. Жаберные щели нахо­дятся на абдоминальный стороне, отчего воду с тем чтобы дыхания они наби­рают вследствие брызгальце, с тем чтобы не засорять жабры песком. Некото­рые скаты живут на потолще воды, питаясь мелкой рыбой. Таковы скаты-орляки, мобулы и манты (морские дьяволы). Манты — самые крупные скаты, ширина диска достигает 6,6 м, однако сборище — 2 т. Манты рожают крупных детенышей, которых на яйцеводах монахиня протяжно вскармливает питательной жидкостью.Скаты обитают на дне морей, имеют округлое тело, так не имеют плакоидных чешуй и шипов. Скаты-орляки привлекательно плавают и питаются не единственно донными животными, так и пелагическими. Электрические органы скатов расположены вдоль бокам головы. Напряжение близ разряде может быть достигать 60-300 единица близ силе тока ступень 5 ампер. Скаты яйцеживородящи или живородящи. Гигантская манта (или моряцкий дьявол) достигает на диаметра 7 м и массы 2 т. Мясо акул и скатов начисто съедобно. Акулы служат объектом промысла, сафьян крупных видов используется на кожевенном производстве. Из печени акул получают инженерный рыбий жир.

Запись на тетрадь:1) Особенности строения скатов.

  • Глаза на верхней стороне головы
  • Хвост на виде тонкого хлыста
  • Многие имеют шипы
  • Рот и жаберные щели расположены на абдоминальный стороне
  • Донные рыбы

2) Представители отряда Скаты:Манта; Хвостокол(Морской черт); Пилорыл; Орляк пятнистый; Обыкновенный пьезоэлектрический скат.

5. Отряд Химеры - Плохо изученная диско-группа рыб. Тоже хрящевые рыбы, так у них избавь клоаки и брыз­галец, жаберные щели прикрыты, точно у высших рыб, крышкой -выростом кожи, верхняя мандибула срастается с мозговой коробкой. Питаются моллюсками, разгрызая их уплощенными зубами.

Особенности животных отряда Химер

  • Есть жаберная крышка
  • Отсутствуют свинарник и брызгальца
  • Верхняя мандибула срастается с мозговой коробкой

III. Обобщение, вывод:

представители класса Хрящевые рыбы обитают на морях и океанах, имеют разнообразную форму тела, хрящевой скелет,5 – 7 жаберных щелей, у них отсутствует плавательный пузырик (записи на тетрадях).

Вопрос-суждение.

Каким образом мы можем конкретизировать ценность биологических знаний на современном обществе и субъективно с тем чтобы вас, учеников? Что изменится, разве у вам будут эти знания?

Предполагаемый ответ.

На современном этапе – материал с тем чтобы бионики, кибернетики; спасание целостности биосферы.

Сообщение учащегося.

IV. Подведение итогов урока

V. Закрепление изученного.

1) Какое строение имеет акула?

2) Чем откос отличается ото акулы и подобно точно у него с ней общего?

3) Все династия акулы опасны с тем чтобы человека?

4) Каким образом вам будете себе вести на водной среде (в водоеме — озере, на реке) с тем чтобы не утонуть?

Предполагаемый ответ

Как скаты – лечь на воду горизонтально, газировка вытолкнет нас;

Как акулы – двигаться.

Задание на дом: § 22 — прочитать

1. составить сравнительную характеристику отрядов Акулы, Скаты, Химеры;

2. составить вопросы – суждения вдоль тексту параграфа Хрящевые рыбы;

3. приготовить сообщения о отрядах Акулы, Скаты, Химеры, пользуясь дополнительной литературой;

4. приготовить изображения Хрящевых рыб;

5. придумать биологическую задачу вдоль теме;

6. написать шпаргалку к уроку;

7. составить кроссворд;

8. построить модель, иллюстрирующую адаптивный характер;

9. придумать фантасмагоричный рассказ, скажем “Жизнь рыб на новой среде обитания”.

ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

1. Рыбы — это животные, которые относят:

а) одному классу;

б) два классам: Хрящевые рыбы и Костные рыбы;

в) трем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы и Костные рыбы;

2. Хорда на развитие своей жизни сохраняется у:

а) всех хрящевых рыб (акулы, скаты);

б) большинства хрящевых рыб;

в) костно-хрящевых рыб;

г) костистых рыб (окунь, плотва, щука);

3. Тело покрыто костной чешуей

а) единственно у хрящевых рыб;

б) единственно у костных рыб;

в) у всех рыб, за редким исключением;

4. Плавательный пузырик дано у рыб:

а) всех видов;

б) всех видов, вдобавок хрящевых;

5. К хрящевым рыбам относят:

а) карпа; б) акулу; в) лосося; г) осетра;

6. Рыбы, обитающие на водоемах Республики Марий Эл:

а) меч-рыба, скат;

б) луна-рыба, камбала;

в) акула, мурена;

г) щурок обыкновенная, плотва;

7. Виды рыб, подлежащие охране на Республике Марий Эл:

а) стерлядь, осетр, сазан;

б) килька, вобла, скалярия;

в) сельдь, горбуша, рыба-попугай.

г) пиранья, скумбрия, семга;

Файлы: Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.swf
Размер файла: 334588 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология