Автор конспекта:
Автор(ы): — Журбина Вера Васильевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №6 МО «Ахтубинский район», учитель русского языка и литературы

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: — В увлекательной и интересной форме учащиеся повторяют правила поведения в пожароопасной ситуации.

Сценарий классного часа
“Огонь – друг и враг человека”.
/Причины возникновения пожара. Что нужно делать при пожаре./
5 класс
Цели:

  • закрепить ранее полученные знания и навыки учащихся по теме

“Правила пожарной безопасности”;

  • расширить предоставления учащихся об опасностях, связанных с огнём.

Форма проведения:сообщения учащихся, конкурс рисунков, викторина.
Подготовительная работа:
1.учащимся предлагается найти материал по заданной теме и подготовить сообщения;
2. создание рисунков на тему классного часа;
3.учащиеся должны найти пословицы и поговорки об огне.
Оформление:рисунки, буклет “Что нужно делать при пожаре?”
Ход классного часа.
1) Сообщения учителя и экспертов, работника МЧС, пожарного, в роли которых выступают ученики.
Вступительное слово учителя:
- Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей, использовать для приготовления пищи, изготовления орудий труда. Благодаря огню человечество проникло в космос. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие – пожар. Чтобы избежать пожара, предупредить его нужно знать,каким же образом огонь вырывается на свободу. В чём же причина этого? Как действовать при пожаре? На эти вопросы нам сегодня и необходимо найти ответы.
Выступление эксперта №1:
- Чаще всего пожар возникает из-за нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовой электротехники, газовых приборов и отопительных печей, невнимательности, небрежности в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами.
Пожар опасен открытым огнём, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом и другими неблагоприятными факторами.
С давних времен известно, что пожар легче предупредить, чем погасить.
Выступление работника МЧС:
-Для предупреждения возгораний в жилище необходимо строго соблюдать несложные правила пожарной безопасности. Вот некоторые из них:
·не оставляйте включенными электроприборыпосле работы с ними;
·не включайте в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергий;
·пользуясь свечами изолируйте их от столаогнестойкими материалами;
·не применяйте бенгальские огни, хлопушки и другие пиротехнические средства в квартирах;
·не устраивайте игр со спичками, другими горящими предметами и легковоспламеняющими материалами.

Выступление пожарного:
- Но бывает и так, что меры предосторожностине помогли и пожар начался. Что делать в таких случаях?
·Срочно позвонить в пожарную охрану, сообщить точный адрес и что горит;
·Если горение только началось, пожар легко можно затушить водой, накрыть одеялом, перекрыв доступ воздуха;
·Нельзя тушить водой горящие электропроводку и электроприборы, находящиеся под напряжением;
·Если огонь своими силами ликвидировать не удалось, то немедленно покиньте помещение;
·Если выйти из квартиры из-за дыма невозможно, плотно закройте двери, вентиляционные отверстия полотенцами, смоченные водой;
·Никогда не прячьтесь в задымленном помещении в укромные места.
И помните …
Если кто-то гладил брюки
И не выключил утюг –
Он немедля остается
И без дома, и без брюк.
Если кто-то, не подумав,
У бензина закурил,
Он, конечно же, большую
Неприятность сотворил.
На автомобиле скором
Вместе с бравым брандмайором,
И чуть доспехами звеня,
Серебром сверкают каски,
Словно витязи из сказки
Мы выходим из огня.
Не курите на работе,
Прячьте спички от детей,
И тогда не попадете
В список грустных новостей.
Ведь пожар не управляем,
Очень много силы в нём,
Мы вас просто умоляем –
Осторожнее с огнём.
Выступление эксперта №2:
- Чрезвычайно опасными являются лесные и степные пожары. Причиной их возникновения являются:
1. неосторожное обращение с огнём;
2. нарушение правил пожарной безопасности;
3. самовозгорание сухой растительности;
4. разряд атмосферного электричества.
В случае, если пожар застиг вас в лесу или степи, не следует принимать поспешное решение. Обнаружив рядом с собой, к примеру, вал степного или лесного низового пожара преодолевайте кромку огня против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой. Еслина вас загорелась одежда, ложитесь на землю и, перекатываясь, сбивайте пламя; бежать нельзя – это ещё больше раздует пламя. Выходить из зоны пожара, скорость распространения которого невелика, надо в наветренную сторону.
2)Беседа:
ØНазовите причины возникновения пожара.
ØЧто следует делать при возникновении возгорания в школе? Дома?
ØКаковы правила обращения с огнём в лесу?
ØКаковы правила поведения и порядок действий при лесных пожарах?
ØПо каким телефонам нужно звонить в случае пожара?

3)Игровые ситуации.

Игровая ситуация №1
У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок.
Ответ:
1. обесточить телевизор;
2. накрыть влажной тканью;
3. позвонить по “01”.
Ситуация №2
Кашу Саша решил на сковороде подогреть,
При этом в соседней комнате песни попеть.
Заигрался Саша и бдительность потерял,
Правила безопасности не соблюдал.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!
На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.
Ответ:
1. выключить газ;
2. накинуть влажное полотенце.

Ситуация №3
На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?
Ответ:
1. надо упасть на пол;
2. накрыться влажной тканью;
3. бежать нельзя!
Ситуация №4
Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?
Ответ:
1. догнать, накрыть тканью;
2. уронить на пол;
3. тушить огнетушителем нельзя.
Ситуация №5
Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?
а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ
б) пойду понюхаю, откуда пахнет
в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут
г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света
Ситуация №6
В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?
а) Убежать б) Закричать в) Вызвать пожарных.
Ситуация №7
Просмотрите небольшой ролик по мотивам известного стихотворения «Кошкин дом» и скажите, кто из героев ведёт себя правильно.
4)Викторина:
- Собрать пословицы и поговорки об огне, пожаре
Пословицы и поговорки об огне, пожаре.
1. Против огня и камень треснет.
2. От искры пожар разгорается.
3. Дыма без огня не бывает.
4. Там не загорится, где огня нет.
5. И сырые дрова загораются.
6. Из искры возгорается пламя.
- отгадайте загадки на тему: “Освещение, огонь, тепло”
üМать толста,
Дочь прекрасна,
Сын-сокол
Под небеса ушёл.(Печь, огонь, дым)
üУ нас в печурочке
Золотые чурочки. (Дрова в печи)
üБелое ест,
Чёрное роняет. (Лучина горит)

üКрасненький петушок
По улице бежит. (Пожар)
üУдарю булатом
По белым каменным палатам,
Выйдет княгиня
И сядет на пуховую перину.
(Огниво, кремень, искра и трут)
üПришёл вор во двор,
Хозяина в окно унёс.(Ветер и дым)
üНакормишь – живет,
Напоишь – умрёт. (огонь)
üПо деревне прошёл,
Ничего не осталось. (пожар)
üВ маленьком амбаре
держат 100 пожаров. (спички)
üСколько бы ни ел,
Никогда сыт не будет. (огонь)
üНи стук, ни бряк,
А близко прошёл. (ток, свет)
üКрасная корова всю солому съела. (огонь)
üКрасный бык стоит, дрожит,
чёрный дым на небо бежит.(огонь и дым)
üНа привале нам помог:
Суп сварил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не унесешь? (костер)


üТо назад, то вперед ходит-бродит пароход,
Остановишь — горе: продырявит море. (утюг)

üНочь. Но если захочу,
Щелкну раз — и день включу. (выключатель)

üЯ не сам по себе,
А сильнее всего и страшнее всего,
И все любят меня, и все губят меня. (огонь)


üДом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зальется. ( лампочка )


5)Исполнение частушек

1. Раз я бросил под окно
Петарду – завертелася,
Думал: Малость пошучу…
Вдруг крыша загорелося.
2. Чайник на книгу поставим,
Сами в Денди поиграем.
Позабыли мы про газ…
Лишить жизни можем вас.
3. На каникулах всегда
Телек включен у меня
И компьютер, и плита –
К одной розетке провода.
4. Эй, молодчик, вдруг взорвется,
А в ответ он лишь смеется.
Смех хорош только тогда,
Если не грозит беда.
5. День рождения у Светы –
Свечи зажигаются.
Бросили их без присмотра
Искры разлетаются.
6. На природе у костра
Так была уха вкусна.
Уходить с поляны будем,
Огонь тушить мы не забудем.
7. После всякого пожара
Зрелище ужасное!
Дотла сгоревшие дома –
Пепелище страшное.
8. О пожаре пели мы,

Вместе


Чтоб спасти вас от беды. Призываем всех: “Друзья,
С пламенем играть нельзя! “
6)Награждение победителей конкурса на лучший плакат, рисунок на тему противопожарной безопасности.

7)Просмотр презентации «Правила при пожаре».

8)Подведение итогов классного часа. Заключительное слово учителя:
-Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с предметами домашнего обихода, огнём – залог нашей безопасности. (Раздать буклеты)
— — — Используемая литература
1.Ресурсы Интернета.
2.О.В.Павлова и др. Пожарная безопасность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
3.Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Е.Н.Литвинов и др. – М.: Издательство АСТ, 1997.

Файлы: буклет о пожаре.rar
Размер файла: 38969 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология