Автор конспекта:
Автор(ы): — Тюменева Наталья Сергеевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ № 74″г.Астрахань

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Биология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — учебно-тематический план

Краткое описание ресурса: — Подробное календарно-тематическое планирование уроков биологии в 10-11 классах по учебнику Н.Д.Андреевой.

№/пп
Тема раздела

Тема урока
Кол-во
часов
Сроки
Тип
урока
Знания и умения
Домашнее
задание
Виды
контроля
1.
Введение.
Биология как часть культуры.
2 ч
— Лекция
Характерные черты культуры и науки.
С.4
— 2.
Биология как наука.
— — Беседа
Методы биологической науки. Становление и развитие биологии. Значение биологии.
С.5-10
— 3.
Раздел Ι
Уровни организации живых систем
Молекулярный уровень
Основные свойства живой природы.

70ч


— — — — Лекция
— — Основные свойства живой материи.
— — §1, в.6
Провероч-ная работа
4.
Химический состав клетки.
— — Лекция с элементами презентации
Химические элементы клетки
§2, с.15-16, конспект
— 5.
Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
— — Лекция с элементами презентации
Неорганические вещества, входящие в состав клетки, их роль в клетке.
§2 до конца, конспект
Тест
6.
Органические вещества клетки: углеводы.
— — Лекция с элементами презентации
Строение, свойства и функции углеводов.
§3, с.17-18, конспект
Тест
7.
Органические вещества клетки: липиды.
— — Лекция с элементами презентации
Строение, свойства и функции липидов.
§3 до конца, конспект
Тест
8.
Органические вещества клетки: белки.
Лабораторная работа №1 «Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках листьев растений».
— — Лекция с элементами презентации
Строение: характеристика структуры белковых молекул, свойства: денатурация и ренатурация; функции белков. Их значение в жизни клетки.
§4, оформить работу.
Тест
9
Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты и АТФ.
— — Лекция с элементами презентации
Виды нуклеиновых кислот, места их локализации в клетке и функции. Повторить знания о строении нуклеотида, соединении нуклеотидов в молекулу ДНК на основе принципа комплементарности. Типы РНК, характеристика АТФ, ее роль в клетке.
§5, решить задачи.
Сообщения «Молеку-лярная биология»
Тест
10.
Молекулярная биология, её становление и развитие. Значение молекулярной биологии.
— — Комбиниро-ванный
Молекулярная биология, ее значение (сообщения учащихся)
Повторить §§2-5
— 11.
Контрольная работа по теме «Молекулярный уровень».
— — Контроль знаний
Химический состав клетки
— Тестирова-ние по вариантам
12.
Клеточный уровень
Клеточная теория.
20ч
— Изучение нового материала
История создания клеточной теории, ее положения.
§6, с.29-31
— 13.
Методы современной цитологии.
— — — Методы изучения клетки и ее органоидов.
§6 до конца, в.5
Провероч-ная работа
14.
Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат.
Лабораторная работа №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках».
— — Комбиниро-ванный
Клеточная оболочка, особенности ее строения и функции. Провести л.р. по изучению важнейшего свойства плазматической мембраны – полупроницаемости на примере осмотических явлений в растительной клетке.
§7, оформить работу
Навыки работы с лаборатор-ным обору-дованием
15.
Цитоплазма: синтетический аппарат.
— — Комбиниро-ванный
Состав и функции цитоплазмы, рибосомы, ЭПС, комплекс Гольджи
§8, с.39-41, таблица
Умение составлять таблицу.
16.
Цитоплазма: аппарат внутриклеточного переваривания.
Лабораторная работа №3 «Клеточные включения растительной клетки».
— — Комбиниро-ванный
Познакомить с ролью лизосом как органоидов внутриклеточного пищеварения, включения.
§8 до конца, продолжить таблицу
Навыки работы с лаборатор-ным обору-дованием
17.
Цитоплазма: энергетический аппарат.
— — Комбиниро-ванный
Митохондрии, пластиды: строение, функции.
§9, с.42-45, таблица
Умение составлять таблицу.
18.
Цитоплазма: опорно-сократительный аппарат.
— — Комбиниро-ванный
Микротрубочки, микрофиламенты, жгутики, клеточный центр.
§9 до конца, таблица
Умение составлять таблицу.
19.
Строение клетки: ядерный аппарат.
— — Комбиниро-ванный
Ядерный аппарат. Ядерная оболочка и ее значение. Матрикс. Хроматин их хромосомы. Ядрышко.
§10, закончить таблицу
Умение составлять таблицу.
20.
Лабораторная работа №4 «Строение растительной, животной и грибной клеток».
— — Лаборатор-ный практикум
Сравнить строениерастительной, животной и грибной клеток, выделить сходства и различия.
Оформить работу.
Работа с рисунками, умения сравнивать, находить общие черты и различия, делать выводы.
21.
Прокариоты – доядерные организмы.
— — Комбиниро-ванный
Продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы. Бактерии, особенности их строения и жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека.
§11, в.6
Тест
22.
Вирусы – неклеточная форма жизни.
— — Лекция с элементами презентации
Рассмотреть особенности строения, жизнедеятельности вирусов и их значение в природе и для человека.
§12, с.54-56
Тест
23.
Вирусные заболевания человека. СПИД и его профилактика.
— — Лекция с элементами презентации
Вирус СПИДа, профилактика.
§12, сообщения
Тест
24.
Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен.
— — Лекция с элементами презентации
Три этапа энергетического обмена на примере углеводного обмена, характеристика реакций подготовительного обмена и гликолиза, различные пути метаболизма ПВК при недостатке О2 у растений и животных.
§13, в.8
Тест
25.
Фотосинтез – процесс пластического и энергетического обменов. Хемосинтез.
— — Лекция с элементами презентации
Дать характеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, реакциям цикла Кальвина. Значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ, поглощение СО2 и выделение О2 в атмосферу. Хемосинтез.
§14, в.4-7
Тест
26.
Ген и генетический код.
— — Комбиниро-ванный
Понятие «ген». Генетический код. Свойства генетического кода.
§15, в.7
Тест
27.
Биосинтез белков.
— — Лекция с элементами презентации
Основной процесс метаболизма – биосинтез белка, сущность матричных реакций – репликация ДНК, транскрипция и трансляция.
§16
Тест
28.
Решение биологических задач.
— — Практикум
Отработать умения учащихся решать задачи по молекулярной генетике.
Решить задачи
— 29.
Клеточный цикл, его периоды.
— — Лекция с элементами презентации
Сформировать знания о трех видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла. Рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток по сравнению с материнскими; показать необходимость охраны природной среды от загрязнения мутагенами.
§17, в.6
Работа с рисунками
30.
Мейоз.
— — Лекция с элементами презентации
Сформировать знания об особенностях образования половых клеток с гаплоидным набором хромосом, об уникальности гамет и механизмах перекомбинации генетического материала во время мейоза, о сходствах и отличиях мейоза и митоза.
§18
Тест
31.
Контрольная работа по теме «Клеточный уровень».
— — Проверка знаний
Систематизировать и проверить знания по теме. — §1-повторить
— 32.
Организменный уровень
Организм как биологическая система.
13ч
— Изучение нового материала
Понятия «организм», «ткань», «системы органов», «гуморальная и нервная регуляции», «гомеостаз».
§19, в.3 – письменно
Индивиду-альная
проверка
33.
Типы питания организмов. Минеральное питание.
— — Комбиниро-ванный
Определение понятия «питание», автотрофное и гетеротрофное питание. Минеральное питание растений и животных.
§20, в.4-5
Тест
34.
Дыхание организмов. Газообмен.
— — Комбиниро-ванный
Понятия «дыхание» и «газообмен». Дыхание организмов.
§21, таблица
Выборочная проверка
35.
Экскреция как процесс саморегуляции организмов.
— — Комбиниро-ванный
Значение экскреции. Экскреция у животных и растений.
§22, в.5
Выборочная проверка
36.
Размножение организмов. Бесполое размножение и его способы.
— — Лекция с элементами презентации
Размножение организмов, его типы. Способы бесполого размножения: деление клеток, спорообразование, почкование, фрагментация, вегетативное размножение.
§23, с.94-97, схема
Беседа
37.
Половое размножение.
— — Лекция с элементами презентации
Половое размножение, его особые случаи (партеногенез, гермафродизм).
§23 до конца
Тест
38.
Гаметогенез.
— — Лекция с элементами презентации
Сформироватьоб особенностях сперматогенеза, овогенеза, строении половых клеток.
§24, с.99-101
Тест
39.
Оплодотворение.
— — Лекция с элементами презентации
Оплодотворение у животных и растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений, образование плодов и семян.
§24 до конца
Тест
40.
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Эмбриональный период.
— — Лекция с элементами презентации
Процесс индивидуального развития. Стадии зародышевого периода на примере ланцетника; производные зародышевых листков. Закон зародышевого сходства К.Бэра. Критические периоды эмбрионального развития человека. Вредное влияние на эмбрион никотина, алкоголя и других мутагенов.
§25, с.106-110
Тест
41.
Онтогенез – от рождения до старости.
— — Лекция с элементами презентации
Постэмбриональное развитие организмов, его типы. Процесс старения.
§25 до конца.
Провероч-ная работа
42.
Организм и среда. Факторы среды.
— — Самостоя-тельная работа
Группы экологических факторов, их влияние на организмы. Закон оптимума. Типы взаимоотношений организмов.
§26,с.114-118, схема
Работа по карточкам.
43.
Среды жизни. Влияние живых организмов на среду.
— — Самостоя-тельная работа
Виды сред жизни, их характеристика, адаптации организмов к обитанию в определенной среде. Влияние организмов на среду.
§26 до конца
Работа по карточкам.
44.
Контрольная работа по теме «Организменный уровень».
— — — Контроль знаний по теме.
§1-повторить
Контрольная работа по вариантам
45.
Популяционно-видовой уровень.
Вид и его критерии. Лабораторная работа №5 «Критерии биологического вида».

— Комбиниро-ванный
Развитие представлений о виде. Понятия «вид», «критерии вида»; механизмы репродуктивной изоляции; продолжить формирование умений давать морфологическое описание растений, работать с текстами, анализировать, формулировать выводы. — §27, оформить работу
Работа с гербарными образцами
46.
Популяция – элементарная единица вида.
— — Комбиниро-ванный
Расширить и углубить знания о популяции, как форме существования вида; показать, что популяция – надорганизменная форма жизни.
§28
Фронталь-ный опрос
47.
Динамика численности популяции.
— — Практичес-кая работа
Динамика численности популяции, механизмы регуляции.
Анализ графиков
Выборочная проверка
48.
Разнообразие биологических видов.
— — Комбиниро-ванный
Понятие «биоразнообразие», значение биоразнообразия.
§29, сообщения
Работа с дополнительными источ-никами
49.
Сохранение разнообразия видов.
— — Конферен-ция
Угроза сокращения биоразнообразия, пути сохранения разнообразия видов в природе.
§27-29 -повторить
Умение анализиро-вать
50.
Контрольная работа по теме «Популяционно-видовой уровень».
— — Контрольная
работа
Контрользнаний по теме.
§1 — повторить
Вариантная
К.р.
51.
Биогеоценотический уровень
Биогеоценоз, его состав.
10ч
— Изучение нового материала
Учение о БГЦ, компоненты БГЦ. Понятия «биоценоз», «биогеоценоз» и «экосистема».
§30, с.137-141
Работа по карточкам
52.
Структура биогеоценоза.
— — Изучение нового материала
Видовая, пространственная, экологическая структура БГЦ.
§30 до конца, в.6
Работа по карточкам
53.
Функционирование биогеоценозов.
— — Изучение нового материала
Поток энергии, цепи питания, экологические пирамиды. Круговорот веществ.
§31, задание в тетради
Работа по карточкам
54.
Устойчивость биогеоценоза.
— — Изучение нового материала
Условия устойчивости.
§31, конспект
Работа по карточкам
55.
Развитие биогеоценозов.
— — Изучение нового материала
Динамика БГЦ, экологические сукцессии.
§32, в.4-5
Работа по карточкам
56.
Антропогенные экосистемы: агробиоценозы.
— — Комбиниро-ванный
Сходство и различия с природными биоценозами; опасность экологических взрывов; пути повышения продуктивности.
§33, сравнение
Работа с таб-лицей
57.
Антропогенные экосистемы: урбоценоз.
— — Комбиниро-ванный
Особенности урбоценозов, квартира как экосистема.
§33, в.4-5
Работа с доп.литер.
58.
Охрана биогеоценозов как путь сохранения биоразнообразия.
— — Конферен-ция
Охрана биогеоценозов; меры, направленные на охрану; контроль состояния природной среды.
§34, с.156-157
Работа с доп.литер.
59.
Охраняемые природные территории.
— — Конферен-ция
Охраняемые природные территории в России и мире.
§34 до конца
Работа с доп.литер.
60.
Контрольная работа по теме «Биогеоценотический уровень».
— — Контроль знаний
Контроль знаний по теме.
§1 — повторить
— 61.
Биосферный уровень
Биосфера как глобальная экосистема.

— Изучение нового материала
Продолжить формирование знаний об экосистемах, в том числе о биосфере как самой большой экосистеме (состав, границы).
§35, в.3
Работа с текстом учебника
62.
Учение В.И.Вернадского о биосфере.
— — Изучение нового материала
Учение В.И.Вернадского о биосфере как оболочке Земли, населенной живыми организмами. Вещественный состав биосферы.
§35, конспект
Тест
63.
Биосферные функции живого вещества.
— — Изучение нового материала
Сформировать знания о живом веществе и его распределении на Земле; познакомить с функциями живого вещества.
§36
Тест
64.
Гомеостаз биосферы.
— — Изучение нового материала
Сформировать знания о круговороте веществ и превращении энергии в биосфере; конкретизировать знания о круговороте веществ на примере круговоротов углерода, фосфора и азота.
§37
Тест
65.
Контрольная работа по теме «Биосферный уровень».
— — Контроль знаний
Проверить знания по теме.
— — — 5 часов – резервное время.

— — —
Файлы: 10 КЛАСС.doc
Размер файла: 74752 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология