Автор конспекта:
Автор(ы): — Тюменева Наталья Сергеевна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ № 74″г.Астрахань
Регион: — Астраханская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Биология
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — учебно-тематический план
Краткое описание ресурса: — Подробное календарно-тематическое планирование уроков биологии в 10-11 классах по учебнику Н.Д.Андреевой.
№/пп
Тема раздела
Тема урока
Кол-во
часов
Сроки
Тип
урока
Знания и умения
Домашнее
задание
Виды
контроля
1.
Введение.
Биология как часть культуры.
2 ч
— Лекция
Характерные черты культуры и науки.
С.4
— 2.
Биология как наука.
— — Беседа
Методы биологической науки. Становление и развитие биологии. Значение биологии.
С.5-10
— 3.
Раздел Ι
Уровни организации живых систем
Молекулярный уровень
Основные свойства живой природы.
70ч
9ч
— — — — Лекция
— — Основные свойства живой материи.
— — §1, в.6
Провероч-ная работа
4.
Химический состав клетки.
— — Лекция с элементами презентации
Химические элементы клетки
§2, с.15-16, конспект
— 5.
Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
— — Лекция с элементами презентации
Неорганические вещества, входящие в состав клетки, их роль в клетке.
§2 до конца, конспект
Тест
6.
Органические вещества клетки: углеводы.
— — Лекция с элементами презентации
Строение, свойства и функции углеводов.
§3, с.17-18, конспект
Тест
7.
Органические вещества клетки: липиды.
— — Лекция с элементами презентации
Строение, свойства и функции липидов.
§3 до конца, конспект
Тест
8.
Органические вещества клетки: белки.
Лабораторная работа №1 «Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках листьев растений».
— — Лекция с элементами презентации
Строение: характеристика структуры белковых молекул, свойства: денатурация и ренатурация; функции белков. Их значение в жизни клетки.
§4, оформить работу.
Тест
9
Органические вещества клетки: нуклеиновые кислоты и АТФ.
— — Лекция с элементами презентации
Виды нуклеиновых кислот, места их локализации в клетке и функции. Повторить знания о строении нуклеотида, соединении нуклеотидов в молекулу ДНК на основе принципа комплементарности. Типы РНК, характеристика АТФ, ее роль в клетке.
§5, решить задачи.
Сообщения «Молеку-лярная биология»
Тест
10.
Молекулярная биология, её становление и развитие. Значение молекулярной биологии.
— — Комбиниро-ванный
Молекулярная биология, ее значение (сообщения учащихся)
Повторить §§2-5
— 11.
Контрольная работа по теме «Молекулярный уровень».
— — Контроль знаний
Химический состав клетки
— Тестирова-ние по вариантам
12.
Клеточный уровень
Клеточная теория.
20ч
— Изучение нового материала
История создания клеточной теории, ее положения.
§6, с.29-31
— 13.
Методы современной цитологии.
— — — Методы изучения клетки и ее органоидов.
§6 до конца, в.5
Провероч-ная работа
14.
Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат.
Лабораторная работа №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках».
— — Комбиниро-ванный
Клеточная оболочка, особенности ее строения и функции. Провести л.р. по изучению важнейшего свойства плазматической мембраны – полупроницаемости на примере осмотических явлений в растительной клетке.
§7, оформить работу
Навыки работы с лаборатор-ным обору-дованием
15.
Цитоплазма: синтетический аппарат.
— — Комбиниро-ванный
Состав и функции цитоплазмы, рибосомы, ЭПС, комплекс Гольджи
§8, с.39-41, таблица
Умение составлять таблицу.
16.
Цитоплазма: аппарат внутриклеточного переваривания.
Лабораторная работа №3 «Клеточные включения растительной клетки».
— — Комбиниро-ванный
Познакомить с ролью лизосом как органоидов внутриклеточного пищеварения, включения.
§8 до конца, продолжить таблицу
Навыки работы с лаборатор-ным обору-дованием
17.
Цитоплазма: энергетический аппарат.
— — Комбиниро-ванный
Митохондрии, пластиды: строение, функции.
§9, с.42-45, таблица
Умение составлять таблицу.
18.
Цитоплазма: опорно-сократительный аппарат.
— — Комбиниро-ванный
Микротрубочки, микрофиламенты, жгутики, клеточный центр.
§9 до конца, таблица
Умение составлять таблицу.
19.
Строение клетки: ядерный аппарат.
— — Комбиниро-ванный
Ядерный аппарат. Ядерная оболочка и ее значение. Матрикс. Хроматин их хромосомы. Ядрышко.
§10, закончить таблицу
Умение составлять таблицу.
20.
Лабораторная работа №4 «Строение растительной, животной и грибной клеток».
— — Лаборатор-ный практикум
Сравнить строениерастительной, животной и грибной клеток, выделить сходства и различия.
Оформить работу.
Работа с рисунками, умения сравнивать, находить общие черты и различия, делать выводы.
21.
Прокариоты – доядерные организмы.
— — Комбиниро-ванный
Продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и его делении на прокариотические и эукариотические организмы. Бактерии, особенности их строения и жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека.
§11, в.6
Тест
22.
Вирусы – неклеточная форма жизни.
— — Лекция с элементами презентации
Рассмотреть особенности строения, жизнедеятельности вирусов и их значение в природе и для человека.
§12, с.54-56
Тест
23.
Вирусные заболевания человека. СПИД и его профилактика.
— — Лекция с элементами презентации
Вирус СПИДа, профилактика.
§12, сообщения
Тест
24.
Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен.
— — Лекция с элементами презентации
Три этапа энергетического обмена на примере углеводного обмена, характеристика реакций подготовительного обмена и гликолиза, различные пути метаболизма ПВК при недостатке О2 у растений и животных.
§13, в.8
Тест
25.
Фотосинтез – процесс пластического и энергетического обменов. Хемосинтез.
— — Лекция с элементами презентации
Дать характеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, реакциям цикла Кальвина. Значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ, поглощение СО2 и выделение О2 в атмосферу. Хемосинтез.
§14, в.4-7
Тест
26.
Ген и генетический код.
— — Комбиниро-ванный
Понятие «ген». Генетический код. Свойства генетического кода.
§15, в.7
Тест
27.
Биосинтез белков.
— — Лекция с элементами презентации
Основной процесс метаболизма – биосинтез белка, сущность матричных реакций – репликация ДНК, транскрипция и трансляция.
§16
Тест
28.
Решение биологических задач.
— — Практикум
Отработать умения учащихся решать задачи по молекулярной генетике.
Решить задачи
— 29.
Клеточный цикл, его периоды.
— — Лекция с элементами презентации
Сформировать знания о трех видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла. Рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток по сравнению с материнскими; показать необходимость охраны природной среды от загрязнения мутагенами.
§17, в.6
Работа с рисунками
30.
Мейоз.
— — Лекция с элементами презентации
Сформировать знания об особенностях образования половых клеток с гаплоидным набором хромосом, об уникальности гамет и механизмах перекомбинации генетического материала во время мейоза, о сходствах и отличиях мейоза и митоза.
§18
Тест
31.
Контрольная работа по теме «Клеточный уровень».
— — Проверка знаний
Систематизировать и проверить знания по теме. — §1-повторить
— 32.
Организменный уровень
Организм как биологическая система.
13ч
— Изучение нового материала
Понятия «организм», «ткань», «системы органов», «гуморальная и нервная регуляции», «гомеостаз».
§19, в.3 – письменно
Индивиду-альная
проверка
33.
Типы питания организмов. Минеральное питание.
— — Комбиниро-ванный
Определение понятия «питание», автотрофное и гетеротрофное питание. Минеральное питание растений и животных.
§20, в.4-5
Тест
34.
Дыхание организмов. Газообмен.
— — Комбиниро-ванный
Понятия «дыхание» и «газообмен». Дыхание организмов.
§21, таблица
Выборочная проверка
35.
Экскреция как процесс саморегуляции организмов.
— — Комбиниро-ванный
Значение экскреции. Экскреция у животных и растений.
§22, в.5
Выборочная проверка
36.
Размножение организмов. Бесполое размножение и его способы.
— — Лекция с элементами презентации
Размножение организмов, его типы. Способы бесполого размножения: деление клеток, спорообразование, почкование, фрагментация, вегетативное размножение.
§23, с.94-97, схема
Беседа
37.
Половое размножение.
— — Лекция с элементами презентации
Половое размножение, его особые случаи (партеногенез, гермафродизм).
§23 до конца
Тест
38.
Гаметогенез.
— — Лекция с элементами презентации
Сформироватьоб особенностях сперматогенеза, овогенеза, строении половых клеток.
§24, с.99-101
Тест
39.
Оплодотворение.
— — Лекция с элементами презентации
Оплодотворение у животных и растений. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений, образование плодов и семян.
§24 до конца
Тест
40.
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Эмбриональный период.
— — Лекция с элементами презентации
Процесс индивидуального развития. Стадии зародышевого периода на примере ланцетника; производные зародышевых листков. Закон зародышевого сходства К.Бэра. Критические периоды эмбрионального развития человека. Вредное влияние на эмбрион никотина, алкоголя и других мутагенов.
§25, с.106-110
Тест
41.
Онтогенез – от рождения до старости.
— — Лекция с элементами презентации
Постэмбриональное развитие организмов, его типы. Процесс старения.
§25 до конца.
Провероч-ная работа
42.
Организм и среда. Факторы среды.
— — Самостоя-тельная работа
Группы экологических факторов, их влияние на организмы. Закон оптимума. Типы взаимоотношений организмов.
§26,с.114-118, схема
Работа по карточкам.
43.
Среды жизни. Влияние живых организмов на среду.
— — Самостоя-тельная работа
Виды сред жизни, их характеристика, адаптации организмов к обитанию в определенной среде. Влияние организмов на среду.
§26 до конца
Работа по карточкам.
44.
Контрольная работа по теме «Организменный уровень».
— — — Контроль знаний по теме.
§1-повторить
Контрольная работа по вариантам
45.
Популяционно-видовой уровень.
Вид и его критерии. Лабораторная работа №5 «Критерии биологического вида».
6ч
— Комбиниро-ванный
Развитие представлений о виде. Понятия «вид», «критерии вида»; механизмы репродуктивной изоляции; продолжить формирование умений давать морфологическое описание растений, работать с текстами, анализировать, формулировать выводы. — §27, оформить работу
Работа с гербарными образцами
46.
Популяция – элементарная единица вида.
— — Комбиниро-ванный
Расширить и углубить знания о популяции, как форме существования вида; показать, что популяция – надорганизменная форма жизни.
§28
Фронталь-ный опрос
47.
Динамика численности популяции.
— — Практичес-кая работа
Динамика численности популяции, механизмы регуляции.
Анализ графиков
Выборочная проверка
48.
Разнообразие биологических видов.
— — Комбиниро-ванный
Понятие «биоразнообразие», значение биоразнообразия.
§29, сообщения
Работа с дополнительными источ-никами
49.
Сохранение разнообразия видов.
— — Конферен-ция
Угроза сокращения биоразнообразия, пути сохранения разнообразия видов в природе.
§27-29 -повторить
Умение анализиро-вать
50.
Контрольная работа по теме «Популяционно-видовой уровень».
— — Контрольная
работа
Контрользнаний по теме.
§1 — повторить
Вариантная
К.р.
51.
Биогеоценотический уровень
Биогеоценоз, его состав.
10ч
— Изучение нового материала
Учение о БГЦ, компоненты БГЦ. Понятия «биоценоз», «биогеоценоз» и «экосистема».
§30, с.137-141
Работа по карточкам
52.
Структура биогеоценоза.
— — Изучение нового материала
Видовая, пространственная, экологическая структура БГЦ.
§30 до конца, в.6
Работа по карточкам
53.
Функционирование биогеоценозов.
— — Изучение нового материала
Поток энергии, цепи питания, экологические пирамиды. Круговорот веществ.
§31, задание в тетради
Работа по карточкам
54.
Устойчивость биогеоценоза.
— — Изучение нового материала
Условия устойчивости.
§31, конспект
Работа по карточкам
55.
Развитие биогеоценозов.
— — Изучение нового материала
Динамика БГЦ, экологические сукцессии.
§32, в.4-5
Работа по карточкам
56.
Антропогенные экосистемы: агробиоценозы.
— — Комбиниро-ванный
Сходство и различия с природными биоценозами; опасность экологических взрывов; пути повышения продуктивности.
§33, сравнение
Работа с таб-лицей
57.
Антропогенные экосистемы: урбоценоз.
— — Комбиниро-ванный
Особенности урбоценозов, квартира как экосистема.
§33, в.4-5
Работа с доп.литер.
58.
Охрана биогеоценозов как путь сохранения биоразнообразия.
— — Конферен-ция
Охрана биогеоценозов; меры, направленные на охрану; контроль состояния природной среды.
§34, с.156-157
Работа с доп.литер.
59.
Охраняемые природные территории.
— — Конферен-ция
Охраняемые природные территории в России и мире.
§34 до конца
Работа с доп.литер.
60.
Контрольная работа по теме «Биогеоценотический уровень».
— — Контроль знаний
Контроль знаний по теме.
§1 — повторить
— 61.
Биосферный уровень
Биосфера как глобальная экосистема.
5ч
— Изучение нового материала
Продолжить формирование знаний об экосистемах, в том числе о биосфере как самой большой экосистеме (состав, границы).
§35, в.3
Работа с текстом учебника
62.
Учение В.И.Вернадского о биосфере.
— — Изучение нового материала
Учение В.И.Вернадского о биосфере как оболочке Земли, населенной живыми организмами. Вещественный состав биосферы.
§35, конспект
Тест
63.
Биосферные функции живого вещества.
— — Изучение нового материала
Сформировать знания о живом веществе и его распределении на Земле; познакомить с функциями живого вещества.
§36
Тест
64.
Гомеостаз биосферы.
— — Изучение нового материала
Сформировать знания о круговороте веществ и превращении энергии в биосфере; конкретизировать знания о круговороте веществ на примере круговоротов углерода, фосфора и азота.
§37
Тест
65.
Контрольная работа по теме «Биосферный уровень».
— — Контроль знаний
Проверить знания по теме.
— — — 5 часов – резервное время.
— — —
Файлы: 10 КЛАСС.doc
Размер файла: 74752 байт.