Автор конспекта:
Автор(ы): — Грамотина Альфия Капкеновна

Место работы, должность: —

Студентка

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

  • познакомить с кодированием информации
  • Развивать память и мыслительные способности учащихся
  • Расширить информационную картину мира
  • Учить работать с прикладной программой в режиме обучения и контроля знаний.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемая методическая литература: —

программа «Фантазия» — 3 класс – Римская нумерация – числа от 1 до 100

Используемое оборудование: —

компьютер, проектор, интерактивная доска или экран

Используемые ЦОР: —

  • Прикладная программа «Фантазия» (“Римская система счисления”).
  • Презентация «Кодирование информации. Кодирование числовой информации».

Краткое описание: —

  • Орг. Момент.
  • Повторение пройденного:
  • Игра Кто больше
  • Изложение проблемы
  • Познакомить ребят с понятием Кодирование информации
  • работа с интерактивной доской
  • Ход урока

  • Орг. Момент.
  • Повторение пройденного:
  • О чём мы с вами говорили на прошлых уроках? (об информации)

    Игра: «Кто больше»

    Работа по колонкам – кто больше даст информации об информации? Выигрывает колонка, которая даёт последнее сведение об информации.

    Проблема:А почему никто не дал сведений о кодировании информации? (мы об этом не знаем)

    Как же не знаете, если вы постоянно сталкиваетесь с кодированной информацией, а в 1 классе почти весь год занимались кодированием?! Давайте посмотрим:

  • Введение в тему:
  • 1 слайд

    1– анимация – знаки

    Что обозначает этот знак?

    Где вы встречали такие обозначения?

    Почему их применяют в прогнозе погоды, ведь можно просто написать или сказать? (Варианты учащихся: быстрее, не все умеют читать, есть люди, которые не слышат)

    2 – условные знаки, которые содержат какую-то информацию, и есть пример кодирования информации

    2 слайд

    1. Какую одинаковую информацию сообщают водителям эти дорожные знаки из разных стран? (осторожно, дети)

    Как вы об этом узнали, ведь вы не знаете этих иностранных языков? (по рисункам)

    2– существует и стандартный знак «Осторожно, дети», на нём вообще нет надписей – ПОЧЕМУ? (знак будет понятен всем, даже иностранцу)

    3 – это тоже пример кодированной информации

    3 слайд

    1– какая информация закодирована данными знаками? (звуки, ноты)

    2– пример звучания нот

    3– вспомните первый класс, какими знаками вы научились кодировать сведения о количестве предметов?

    Каким знаком можно показать количество фломастеров? (4), количество фруктов? (5)

    Письмо маркером в режиме интерактивной доски

    4– что обозначает буква А? , буква Б? В? ([а], [б], [в])

    Давайте сделаем вывод: что же такое кодирование информации? Зачем оно нужно? (экономит время, условные знаки понятны всем, можно зашифровать информацию…)

    4 слайд

    1 - запись понятия – кодирование информации.

    2 – определите тему урока, о чём мы сегодня будем говорить?

    Все виды кодирования информации мы на одном уроке рассмотреть не успеем, посмотрите на подсказку: о кодировании какой информации мы сегодня узнаем на уроке?

    3– Тема: кодирование числовой информации

    4– определение цели: Можно ли другими знаками обозначить количество фломастеров? фруктов? (варианты детей)

    В конце урока мы ответим на этот вопрос

  • Знакомство со способами кодирования числовой информации
  • Для обозначения количества предметов всегда использовались специальные знаки, условные обозначения, иначе говоря – цифры (в переводе с арабского это слово имеет значение пустой, нуль)

    5 слайд

    Откуда появились цифры?

    Чьими цифрами мы пользуемся? (арабскими)

    Это не совсем так:

    из истории цифр (анимация).

    6 слайд

    Наблюдения за изменением начертания цифр: к середине 15 века они достигли того вида, которым мы пользуемся и поныне.

    На Руси тоже существовали свои условные обозначения для количества предметов. Довольно долго наши предки пользовались знаками в виде букв, но это было очень неудобно – приходилось много учить и такой нумерацией могли пользоваться только грамотные люди.

    7 слайд

    А таких на Руси было очень мало, поэтому неграмотные люди, придумали свой способ записи количественной информации, например, сборщики налогов:

    Запишите кратко основные условные обозначения:

    — 1000 руб. и т.д.

    8 слайд

    1- Расшифруйте запись, составленную сборщиком налогов, сколько денег он собрал с богатого села Семёновка? (53 руб 27 коп)

    2ПРОБЛЕМА:

    Кто из вас пользуется подобной системой счисления?

    Кто из ваших родителей пользуется подобной системой счисления?

    Может быть ею пользуются ваши бабушки и дедушки?

    ПОЧЕМУ?(долго, занимает много места, неудобно выполнять большие вычисления)

    Познакомимся ещё с одним способом кодирования числовой информации:

    9 слайд

    Римская нумерация: краткие сведения о происхождении и распространении

    10 слайд

    1– знакомство с принятыми условными обозначениями

    2– Запишите цифры, которыми мы пользуемся от 0 до 9. Замените их римскими знаками (проходили в 1 кл.)

    Проблема:то, что дети не помнят, или спорные моменты – исследование на компьютере: программа «Фантазия» — 3 класс – Римская нумерация – числа от 1 до 100 – Режим обучения (К компьютеру взять тетрадь и ручку)

    Вести параллельную запись в тетради и на доске в режиме интерактивной доски. Над числами 4,6,9 написать сверху способ образования (5-1, 5+1, 10-1)

    Провести наблюдения, сделать выводы о правилах написания цифр.

    3– Аналогично (по времени) со вторым числовым рядом (от 10 до 90)

    Какие числа вы можете записать сразу? (10, 50 – римские знаки…)…

    11 слайд

    1 - Видели ли вы где-нибудь подобные знаки? (ВЕКА!!! Пётр 1, Людовик 14, Николай 2, часы, главы в книгах, научных работах…)

    2 - Кто из вас пользуется подобной системой счисления?

    Кто-нибудь из ваших родных или знакомых пользуется подобной системой счисления?

    Почему использование римской нумерации продолжается, в отличие от нашей старинной русской нумерации?(записи короче, удобнее)

    Как вы думаете, почему римская нумерация не стала использоваться вместо арабской? (много правил, нет значка для обозначения знака 0, неудобно выполнять крупные вычисления)

  • Подведение итогов урока, домашнее задание
  • 12 слайд

    1Подведём итоги, вернёмся к началу урока: обозначьте другим способом количество фломастеров, фруктов.

    С какими способами обозначения числовой информации мы познакомились?

    Почему вы не использовали знаки русской нумерации? (для денег! И неудобно)

    Какими правила надо знать, чтобы правильно писать числа в римской нумерации?

    2 Обобщение:

    Что такое кодирование? Зачем оно нужно?

    Как вы думаете, какую информацию можно кодировать?

    Существуют ли другие способы закодировать числовую информацию? (варианты детей)

    Об этом мы продолжим разговор на следующих уроках

    13 слайд

    Домашнее задание. Что запишем в первую очередь?

    Варианты детей:

    1 – выучить правила римской нумерации (учитель: в помощь — карточка на дом)

    2- Что ещё будете делать? (кодировать числа)

    У меня есть карточка, в которой уже даны числа, которые надо закодировать, используя знаки старинной русской и римской нумерации. но для желающих я могу предоставить выбор: (на слайде: 2 – и 3 – )

    Кому дать карточку, поднимите руки – раздать.

    Остальные – самостоятельный подбор чисел и их кодирование.

    14 слайд

    Рефлексия:2 варианта завершения урока в зависимости от оставшегося времени:

    А) Кому было интересно на уроке?

    Кто уверен, что справится с д/ з сам?

    Кому нужна помощь? Кто может помочь? Посмотрите друг на друга выберите себе помощников)

    Б) синквейн (по времени) или просто на словах:

    ПРИМЕР: Кодирование

    Числовое, разное

    Кодирует, заменяет, сокращает

    ………………………………….

    Интересно

    Файлы: кодирование информаии.ppt
    Размер файла: 2682368 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология