Автор конспекта:
Автор(ы): — Игнатьева Анжела Викторовна

Место работы, должность: — МОУ СОШ с.Широкое жизнеучитель музыки

Регион: — Саратовская круг

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее обучение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 сословие

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Цель урока: учить оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных ориентиров.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: —

Сергеева,Шмагина,Критская "Музыка 5 класс"

А.Крым "Благославление"

Используемое оборудование: —

Музыкальный центр(запись 2 фортепианного концерта С.В.Рахманинова)

Краткое описание: — Урок систематизирует знания детей о колоколах,колокольных звонах,о роли колокольности в русской классической музыке.

Здравствуйте, ребята! Я работаю учителем музыки в с.Широкое. Я люблю музыку разную классическую, современную, меня интересуют проблемы взаимосвязи музыки написанной прилично издревле и музыки современной. Перечитывая недавно историческую книгу, я обнаружила занимательный документ, приговор:

-Сбросить С звонницы.

-Вырвать язык.

-Отрубить ухо.

-Отстегать плетью 12 раз.

-Сослать в Сибирь.

В народе его назвали «опальным мучеником», «безвинным страдальцем», «защитником простосердечно убиенного младенца»

Вопрос : Как вам думаете как-нибудь был написан нынешний приговор? А за подобно тому словно могли приговорить к такому наказанию?

Случилось это в 1591 году. Такая необычная талан была у угличского колокола. Мать убитого царевича Дмитрия и её братья приказали церковным служителям звонить в колокол, разнося скорбную сведение и созывая угличан затем чтоб расправы надо предполагаемыми убийцами. Сбежавшиеся в Кремль разъяренные горожане убили, обвиненных в смерти царевича. За устроенный самоволие угличане вскорости были наказаны, понес важность и колокол. Cосланные в сибирскую тундру жители Углича должны были тащить наказанный колокольчик волоком задолго Тобольска.Тобольский добрыня велел запереть колокольчик в директивный избе и сделать такую субтитр «Первоссыльный неживой с Углича». Случилось это в время царствования сына Ивана Грозного царя Федора, посредством серия лет на стол встанет Борис Годунов. Те время называли смутными. России фартит на смутные времена, погодя 300 лет Советская гериархия вдоль всей России стала уничтожать храмы и церкви. В 1931 году разрушили церковка и в селе Широкое. Церковь простояла 100 лет. Фотографий церкви не осталось, вдоль рассказам старожилов церковка была большая с одним куполом. В церкви был колокольчик весом 250 пудов, как-нибудь его сбросили он круглый ушел в землю и вдоль местной легенде, говорят он задолго сих пор находиться под землей. На нонче осталась с грехом пополам лишь церковная сторожка. А на томик месте, где стояла церковка школьники на краеведческом кружке задолго сих пор находят старинные крестики, кольца, монеты.

Колокольный бэкхэнд на Руси сопровождал православного человека всю существование (рождение, крещение, венчание, отпевание). В народе говорили, подобно тому словно благо икона-это намаз в красках, храм-молитва в камне, значит колокол-это намаз в звуке.

В русской православной церкви используются 4 вида колокольного звона: благовест, трезвон, перезвон и перебор. Благовест-одиночные удары в непомерный колокол, перебор — вдоль одному удару в колокола от малого к большому, перезвон-поочередные удары в колокола от большого к малым, трезвон-несколько параллельно звучащих колоколов.

Благовест — особо классический бэкхэнд православной церкви и называется так, потому, подобно тому словно несет благую, добрую сведение о начале богослужения- словно бы говорит о том, подобно тому словно все в мире неподвижно и человеку сойдет не мешает прийти в храм. Сначала производятся редкие, медленные, протяжные удары, счастливо оставаться не прекратится дивергент колокола, словно бы говоря: « к нам, к нам, нам», конечно посему следуют мерные удары . Благовест вероятно звучать автономно значит и в составе других звонов. Пообразному выражению христианского проповедника прошлого столетия Александра Меня, благовест является «музыкальной проповедью, вынесенной запорог церкви»

ЗвучитБлаговест и розовокрасный бэкхэнд ( Звонница Ипатиевского монастыря г. Костромы)

БЛАГОВЕСТ Алексей Толстой.

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их бэкхэнд призывный
Через могилы
Гудит значит дивно
И значит уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,

В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной,
Томим тоскою,

Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь .
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я.
Лечу небесные,

И сердчишко радостно
Дрожит и тает,
Пока бэкхэнд благостный
Не замирает…

Колокольные звоны стали органичной в некоторой мере музыкального стиля и драматургии произведения русских композиторов –классиков, словно в оперных, значит и в инструментальных жанрах. Известный музыкальный рецензент 19 века Стасов писал: «В какой-нибудь раз как-то являются у нас звоны — без них русская автошкола жить не может!» Эта своеобразная звуковая колористическая воздух быта русских городов и селений с детства окружала каждого композитора, оказывая могущество на творчество.

Об этом свидетельствуют детские привязанности и впечатления М. Глинки: «Музыкальная мочь выражалась в это время страстью к колокольному звону: я жадно вслушивался в сии звуки».

В Усадьбе композитора находилась церковь, построенная дедом М. Глинки.

Церковь славилась своими колоколами. Самый непомерный из них весил 106 пудов. Его дивергент был слышен на десятеро верст окрест. В нынешний колокольчик вдоль приказанию хозяина усадьбы звонили полный день, как-нибудь пришла сведение о победе надо Наполеоном и о изгнании врага из пределов России.

Колокола Новоспасской церкви неожиданно сохранились в время коммунистических погромов. В 1941 году протопоп и серия мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил о этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, затем чтоб он указал место, где спрятаны колокола — окрашенный празеодим был нужен затем чтоб победы третьего рейха. Священник умер под пытками — фашисты вживую заморозили его. После войны раз как-то из новоспасских колоколов был найден и сегодня находится в смоленском музее.

Михаил Иванович Глинка создал наиважнейший восхитительный тип русской оперы «Иван Сусанин» (беседа с детьми о подвиге костромского крестьянина)

В первом классическом образце — опере Глинки «Иван Сусанин» колокольный бэкхэнд престижно в заключительном хоре «Славься». Опера была принята к постановке в Петербурге. Репетиции начались в мае 1836 годы и проходили под названием «Иван Сусанин». Один из государственных министров, посетив репетицию, посоветовал переименовать её в «Жизнь за царя». Композитор нескончаемо не соглашался. Было предложено и другое название— «Смерть за царя». После совещаний, было общепринято решение, подобно тому словно «за царей» надоть с грехом пополам лишь жить. В итоге термин «Жизнь за царя» закрепилось.

Звучит хор «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин».

Вопрос: Какой музыкальный природа этого музыкального произведения?

В заключительном хоре «Славься» публика славит родную землю и погибших героев, славит всех воинов отстоявших свободу Руси. Несмотря на полноте быстрое движение, суинг танец величава и торжественна, и это придаёт ей черты гимна. Сам Глинка назвал нынешний стация гимном-маршем.

Вопрос: Является династия колокольный бэкхэнд просто фоном? Зачем мелодист наслоил колокольный бэкхэнд на партию танец и оркестра? Помогает династия суинг заключительного танец создать у слушателя фронтиспис русского народа?

Модест Петрович Мусоргский зингшпиль «Борис Годунов» (беседа с детьми о роли Бориса Годунова в истории)

К сочинению музыки Мусоргский приступил в октябре 1868 года. Через время запись оперы в четырех частях была окончена, конечно осенью 1870 годы представлена в дирекцию императорских театров. Однако зингшпиль не была "одобрена затем чтоб исполнения на русской оперной сцене". В 1871-72 годах мелодист создает вторую редакцию оперы, завершив ее сценой народного восстания под Кромами, подобно тому словно творчески осветило ее содержание.

Снова представленная в театральную дирекцию, зингшпиль была сызнова раз как-то отвергнута. Н. А. Римский-Корсаков объяснял это новизной музыки, поставившей "в птица респектабельный комитет". Действительно, благо новаторской была драма Пушкина, значит не меньше отважно нарушила общепринятые каноны и зингшпиль Мусоргского.

Композитор построил музыкальную драматургию оперы на полном совпадении музыки и драматического действия, точной обрисовке сценических положений и их психологической детализации. Декламационный природа вокальных партий, распевные интонации в мелодике, близкой к старинной крестьянской песне и народному говору, — следствие исканий Мусоргского в области музыкального претворения человеческой речи — были далеки от привычных представлений о пении в опере.

Колокольные звоны Московского Кремля проходят посредством всю оперу М.Мусоргского: введение начинается спраздничного перезвона «венчания нацарство»; вкелье Чудова монастыря раздается приглушенный бэкхэнд кзаутрене; вцарском тереме под грустный вечерний перезвон Борис терзается угрызениями совести; вГрановитой палате цезарь умирает под похоронный звон; налесной поляне, под Кромами, смутно игрозно престижно набат, осведомляющий Русь оновой беде.

Звучит музыкальный отрывок оперы венчания Бориса на Царство.

Вопрос: Является династия колокольный бэкхэнд просто фоном в этой сцене?

В опере «Борис Годунов» драматургия колокольных звонов является одним из важнейших средств воплощения психологического содержания. Композитор целеустремленно выстраивает драматургическую линию колокольности, которая внутренне переплетается с развитием сюжетных линий. Колокольный бэкхэнд — музыкальный манер Бориса, музыкальный лингам царской власти.

Сергей Сергеевич Прокофьев песня Александр Невский. (Беседа с детьми о подвиге А.Невского)

Кантата— вокально-инструментальное испускание затем чтоб солистов, танец и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму Сергея Эйзенштейна, вышедшему в 1938 году. Фильм и суинг к нему, созданные недавно задолго Великой Отечественной войны (музыка часто звучала вдоль радио в время Великой Отечественной войны), воскресили на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Каждая фракция поражает яркостью образов. Слушая одним с грехом пополам лишь музыку, словно похоже видишь перед собою кадры фильма — бескрайние равнины Руси, разваленный тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на чудском озере, устрашающее установление крестоносцев, стремительные атаки русских, светопреставление рыцарей в холодных волнах озера.

«Зримость образов»- характерная граница музыки Прокофьева. Удивительны его наблюдательность, способность схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с сим воочию техпроцесс создания музыки к кинофильму. Для композитора прилично весомо было видеть кинокадры, почувствовать, впитать в себе природа и биоритм каждой сцены.

Сергей Прокофьев в кантате «Александр Невский» четвертый пагинация «Вставайте, люди, русские» написал в жанре героической дружинной песни призыва.

Звучит«Вставайте, люди, русские».

Вопрос: Почему шлягер начинается с колокольного звона? Как престижно колокольный звон?

Звучание вида звона, к которому малоупотребительно обращаются, и, даждь Бог, с тем затем чтоб его ещё нескончаемо не услышали набат-тревожный, могутный бэкхэнд колоколов, осведомляющий о опасности . Набат называют колоколом беды и тревоги. В мелодии, в её настойчивых повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает дерзкий характер.

Русский мелодист С.В. Рахманинов с трагической судьбой. В своих воспоминаниях о детстве он писал: «Одно из самых дорогих воспоминаний детства связано с четырьмя нотами вызванивающимися колоколами Новгородского софийского собора… Четыре ноты складывались в вновь и вновь повторяющуюся тему, хорошо серебряные плачущие ноты… У меня с ними всегда ассоциируется помысел о слезах…

Первый практика молодого композитора в этой области дался ему удовлетворительно тяжело. В 1900 году он работает надо своим знаменитым произведением – Второй фортепьянный концерт. Вторая и третья фракция концерта были созданы полноте быстро, конечно первая фракция не удавалась полноте долго. Рахманинову желательно найти захватывающее начало, и он нашел — цифра полных, глубоких аккордов с потихоньку нарастающей звучностью, за каждым из которых годится сложный басовый удар. Эти 8 аккордов многие исследователи сравнивают с мерными ударами русского колокольного благовеста.

Рахманинов прилично любил своё минор в Ивановке тамбовской губернии, нескончаемо гулял у пруда, назвав его «лягушачьим царством». А сызнова он прилично любил сирень. Неизвестная поклонница после того концертов композитора неумолчно дарила ему ветку сирени. У Рахманинова была дирижерская трость и дирижерский пульт с вырезанной на них ветки сирени.

И хоть как-нибудь Рахманинов на веки вечные уезжал из России, ветвь белой сирени лежала в его купе. Популярность Рахманинова, словно пианиста за границей была огромна, концерты проходили с неизменным аншлагом, вдоль крайней мере мелодист был безапелляционно насупротив рекламы. В одной американской газете был размещен повторение рук Рахманинова с надписью: «Руки, которые стоят миллион». Сергей Васильевич шутил, подобно тому словно благо за руки дают миллион, значит за голову не дадут ранее ничего. Но сочинять вдалеке от родины он перестал. «Лишившись Родины, я потерял самого себя»- говорил композитор. Разрешение вернуться на родину Рахманинов получил вкупе с известием о начале Великой Отечественной войны. Конец 1942 года, Рахманинов тяжело болен, он принимает вердикт дать концерт, приглашает импрессарио и говорит, подобно тому словно добре на рекламу: «Концерт в пользу Красной Армии».

Переполненный зал гудел, обсуждая возможные последствия странной рекламы. Перед концертом пустили слух, похоже русские эмигранты из белогвардей цев, освищут композитора, устроят скандал, отчего публика — кто с любобытством, кто с тревогой посматривала вдоль сторонам.

Когда Рахманинов вышел на эстраду, не все узнали его.

Обычно на сцену выходил стройный, седоватый мужчина. Одной своей походкой втемяшивавший меломанам грандиозный восторг, разом к роялю, задевая пюпитры и стулья, пробирался лихой немощный старик. Когда он шел мимо музыкантов, молодые ловили любой его жест, взгляд, старшие — маститые, знавшие многих маститых музыкантов учтиво склонив голову, аплодировали, постукивая смычками о деки скрипок.

Он сел за рояль, закрыл глаза, ровно отрешаясь от суеты. И, с грехом пополам первые звуки оркестра полетели в зал, на слушателей обрушилась суинг страна самого 2 фортепианного концерта- 8 фортепианных аккордов, 8 мерных ударов русского колокольного благовеста.

Рахманинов чувствовал, подобно тому словно играет в страстной раз как-то перед такой непомерный аудиторией. И потому-то торопился, взахлеб рассказывал народу Америки о своей Родине, и публика ,замершие в креслах, околдованные его музыкой, неосознаваемо понимали, подобно тому словно публика у которого есть такая музыка, победить невозможно. В этой Музыке звучала Россия, её поля, города, реки. В ней звучала могучая значительность Русского народа, какой-нибудь исключается поставить на колени.

А Рахманинов играл, неожиданно думая о своём.

«Что написать в консульство? «Милостивый государь..» Нет ,не годиться. Дипломата вероятно оскорбить устарелая манера обращения. Интересно кем он был задолго революции? Кузнецом неужто студентом?… Туговато ему здесь. Нужны танки, деньги, пушки. Машины, нужен 2 фронт. Рузвельт вследствие этого значит медлит. Но фактически моя агропомощь значит ничтожна! А недуманно-негаданно консул прилично откажется принять моего дар? Нет он примет, должен принять. Я фактически от чистого сердца. Но подобно тому словно же написать? Мыслей хватило бы на трех толстых тома. Жаль, подобно тому словно письмо носит официальный характер. Напишу кратко, словно частное лицо. «Господин Генеральный консул Советского Союза! Примите небольшой мочь одного из русских. Хочу верить, нет , верю в окончательную победу! Сергей Рахманинов!

-Верю!

Сильные пальцы ударили вдоль клавишам, и эта вероучение в личный народ, в его непреоборимость звучала в каждой ноте, которые жадно ловил, восхищенный зал. Даже те, кому была не вдоль душе радиореклама концерта, молчали и глотали слезы тоски вдоль издревле утраченной Родине.

Прошло серия месяцев после того концерта, 28 марфа 1943год. Рахманинов жене и дочери рассказывает сон: деревенская церковка в родной Ивановке и Георгий -Победоносец благословляет русского воина.

-Ведь это к победе! Вот закончится война, поедем в Ивановку. Раздолье! Пруд!

Опираясь на руки жены и дочери, он встал, шатаясь, подошел к окну, за которым, приблизительно на расстоянии тысяч верст лежала его Родина, вздохнул, перекрестил пространство и потихоньку прошептал:

-Благославляю!

Когда в комнату вбежала его дочурочка с правительственной телеграммой, Рахманинов умер, не дожив 3 дня задолго своего семидесятилетия.,.так и не узнав, подобно тому словно в нынешний нона все советские газеты печатали статьи полные любви и уважения о его творчестве.

На тихом русском кладбище, в 30 милях от Нью-Йорка, у белого мраморного креста с надписью «Сергей Рахманинов» растет разом кустик сирени. Это русская сирень, и корни её засыпаны русской землей, землей с могилы П. И. Чайковского.

Заключительное слово: Конечно колокол-это лингам голоса России-открытый, зычноголосый и необъятный, конечно русские композиторы знали, подобно тому словно в православном звоне заложена дивная сила, бездонно проникающая в человеческие сердца.

Файлы: Конспект урока Согласные звуки.doc
Размер файла: 101376 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология