Автор конспекта:
Автор(ы): — Королева Светлана Васильевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №3 город Выкса

Регион: — Нижегородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Цели и задачи:

· Образовательная:

а) познакомить учащихся с народными колыбельными, с «Колыбельной песней в бурю»

Чайковского П.И;

б) формировать навык эмоционального и осознанного восприятия музыки, её элементарного анализа.

· Развивающая: развивать слух, певческий голос, память и мышление.

· Воспитательная:

а) увлечь учащихся музыкой и пробудить веру в свои силы;

б) воспитывать любовь к окружающему миру;

в)уважение и интерес к родному фольклору и к музыке русских композиторов

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 4

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литературный материал: Науменко Г. М «Русские народные колыбельные песни».

Музыкальный материал: фонограммы народных колыбельных песен, «Колыбельная песня в бурю» П.И.Чайковского.

Изобразительный материал: портрет Чайковского П.И.

Используемая методическая литература: —

1.Куприянова Л.Л.Русский фольклор: пособие для учителя музыки общеобразовательного учреждения – М.: «Мнемозина», 2003.- 48с.

2.НауменкоГ.М. Детское поэтическое творчество -М.: «Центрополиграф», 2001.-256с.

3. НауменкоГ.М. Русские народные колыбельные песни-М.:«АСТ», 2007.-221с.

4.Интернет – ресурсы

Используемое оборудование: —

Оборудование: фортепиано, магнитофон, тряпичная кукла, детская люлька, инструменты: треугольник, погремушка.

Используемые ЦОР: —

Методы и приёмы: репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Дополнительные методы: импрессивный, экспрессивный, метод создания композиций, ассоциативный метод, творческий метод, синектика.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Краткое описание: — На уроке учащиеся знакомятся с народными колыбельными песнями, загадками, байками. Узнают народные инструменты, импровизируют( придумывают мелодии своих колыбельных).Знакомятся с музыкой П.И.Чайковского: «Колыбельная песня в бурю». Учатся размышлять и говорить о музыке, сравнивать произведения.

Ход урока.

1. Вводное слово учителя о задачах урока, о необычности предстоящей работы.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла исторические строчки: «Нет хлеба – песни кажи».

У народа можно отнять хлеб, богатство, жизнь, но отнять песню нельзя.

2. Музыкальная загадка (звучит фонограмма песни) Баю бай, баю бай,

Ты собачка не лай.

Бело лапа не скули,

Мою детку не буди.

3. Беседа учителя с учениками по тексту этой песенки с элементами анализа. Возможные вопросы и ответы:

— Как вы определили, что речь пойдёт о колыбельной?

— Такую песенку я слышал, когда был совсем маленький.

— Как звучат колыбельные?

— Ласково, нежно, звучат тихо и неторопливо.

Учитель.

Вы, наверное, удивились, услышав среди белого дня колыбельную песенку. Многие ребята ложатся спать, насмотревшись мультфильмов, в которых вопят и завывают заморские зверюшки. А вот скажите мне: «Знаете ли вы с начала до конца хоть одну колыбельную?» Боюсь, что не все. Вот об этой музыке, которая звучала, и продолжает звучать в русских домах, и о русских традициях мы поговорим сегодня, но прежде запишем тему урока.

(Учащиеся делают запись в творческих тетрадях: «Колыбельные песни – душа нашего народа»).

Учитель.

Поют колыбельные песни во всём мире. Но что интересно? В Дагестане о плохом человеке говорят так: «Ему мама в детстве не пела колыбельные песни».Ребёнку в самые разные моменты его жизни посвящались колыбельные песенки, потешки, заклички, игры, частушки и сказки. И не случайно в каждой русской избе к потолку приделывали железный крюк. Крюк и сейчас есть в городских квартирах, только на нём висит люстра, а не колыбель.

4. Подготовка к слушанию музыки.

Учитель.

Колыбель на Руси называли по разному – люлька, качка, зыбка,.

(Беседа учителя с учениками.) Возможные вопросы и ответы:

— Когда же исполнялись колыбельные?

— Перед сном.

— А для чего поют?

— Чтобы успокоить и убаюкать малыша.

Иногда колыбельные называли – байками. Их пела мама, бабушка, а иногда и кот, который ритмично мурлыкал в ногах малыша. Кота называли — «кот-баюн» и часто он был одним из персонажей колыбельной.

5. Слушание колыбельной. (Исполняет учитель — «из уст в уста»)

Баю бай, баю бай,

Ходит кот по лавочке.

Водит киску за лапочки.

Учитель.

Очень много колыбельных, в которых поётся о зверюшках:

Наша козонька – коза,

Не таращит глаза.

За день козонька устала

И бодаться перестала.

(Звучит фонограмма колыбельной в сопровождении балалайки и дудочки.) Вопрос и ответ:

— Какие инструменты звучали в колыбельной?

— Балалайка и дудочка.

6. Работа с карточками (импровизация на уроке).

Дети знакомятся с текстом, придумывают свою мелодию, недостающий текст. Затем исполняют, обыгрывают песенку, используя инструменты и тряпичную куклу.

Ученик. Баю бай, баю бай, Ученица.Спи малыш, спи крепыш,

Не ходи к детке бабай, За стеной скребётся мышь.

Коню сена не давай, ……………………………

Баю бай, баю бай. ……………………………

(использует треугольник) (использует куклу)

Учитель оценивает ответы.

7. Работа над сравнением.

Учитель.

Вслушайтесь ребята в такие слова: Лебедь по поднебесью,

Мотылёк над землёю,

Карась под водою.

Кротсебе под землёю норку роет.

Ракпод тиною сидит, глаз не кажет.

Подумайте, о каких сравнениях говориться в них?

(Ответы учащихся.)

Вывод: лебедь – человек возвышенный, мотылёк – совсем другой, рак – заблудился или совесть не чиста, крот – сам по себе человек. Думайте, но не судите, каждый выберет свою дорогу в жизни!

8. Знакомство с музыкой П.И.Чайковского «Колыбельная песня в бурю»

Учитель.

Мы слушали и исполняли народные колыбельные. Они иные, нежели городские, современные песни. Очень многие композиторы обращались к этому жанру. У Чайковского есть произведение под названием «Колыбельная песня в бурю». Слушая её, постарайтесь сравнить крестьянскую и композиторскую колыбельные. Чтобы вам было легче начать, воспользуйтесь фразой (на доске):

« Когда я слушал(а) это произведение, я как будто попадаю (я представляю себе …).

Охарактеризуйте музыку и её настроение?

(Дети отвечают. Ответы оцениваются.)

9. Обобщающее слово учителя:

Оказывается очень трудно сразу рассказать о прекрасной музыке, даже самыми выразительными словами. Никакое описание впечатлений не сравнится с теми чувствами, которые вызывает в нашей душе сама волшебница-музыка. Но иногда нам необходимо поделиться своими чувствами с другими, чтобы они представили себе и пережили подобное. Поэтому нужно учиться говорить о музыке, как вы учитесь говорить о книге, картине.

10. При повторном слушании произведения, учащиеся пишут рассказ или сказку, другая группа рисует увиденную в музыке картину.

11. Итог урока. Учитель задаёт вопросы по пройденному материалу, учащихся отвечают.

Зачитывают свои рассказы или сказки, показывают рисунки .

Работы оцениваются.

Файлы: танцы народов мира.doc
Размер файла: 27648 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология