Автор конспекта:
Автор(ы): — Шилина Елена Александровна

Место работы, должность: — МАОУ СОШ № 118 города Челябинска, учитель технологии

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: —

Ознакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с влиянием комнатных растений на микроклимат помещений; научить выполнять пересадку одного из растений кабинета.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

  • Технология. Обслуживающий труд : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). / [Н.В. Синица, О.В. Табарчук, О.А. Кожина и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. – 3-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 176 с. : ил.
  • Используемая методическая литература: —

  • Барылкина, Л. П. Технология: Конспекты уроков, Элективные курсы: 5-9 класс / Сост. Л. П. Барылкина, С. Е. Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Методическая библиотека).
  • Червякова, И. В. Технология. 7 класс (вариант для девочек). Поурочные планы по учебнику В. Д. Симоненко «Технология. 7 класс». В 2 ч. ЧастьII. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003. – 96 с.
  • Используемое оборудование: —

    Компьютер, экран, проектор, учебник, рабочая тетрадь, горшок, совок, мелкие камешки, крупнозернистый песок, почвенная смесь, газета.

    Используемые ЦОР: —

  • Технология: Библиотека электронных наглядных пособий для учащихся общеобразовательных учебных заведений. – ЗАО «Инфостудия ЭКОН», 2004.
  • Краткое описание: — Изучив роль комнатных растений в жизни человека, их разновидности и основные приемы размещения комнатных растений в интерьере квартиры, уход за растениями и их размножение, учащиеся выполняют практическую работу по перевалке растения.

    Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры»

    Цели:

    образовательная- ознакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере; с влиянием комнатных растений на микроклимат помещений; научить выполнять пересадку одного из растений кабинета.

    развивающая- развивать пространственное воображение и внимательность;

    воспитательная - воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

    Тип урока: комбинированный

    Форма урока: лекция, практическая работа

    Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

    Оборудование: компьютер, экран, проектор,учебник, рабочая тетрадь, горшок, совок, мелкие камешки, крупнозернистый песок, почвенная смесь, газета.

    ХОД УРОКА ПО ЭТАПАМ

    № п/п

    Этапы урока

    Время

    Действия учителя

    Действия учащихся

    1

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    3 мин

    Приветствует учащихся.

    Проверяет явку учащихся.

    Проверяет готовность учащихся к уроку.

    Приветствуют учителя,

    сообщают фамилии

    отсутствующих.

    2

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    70мин

    Новый материал

    45 мин

    Объясняет новый материал с применением презентации

    Слушают учителя, смотрят презентацию, делают записи в тетради.

    Практическая работа

    25мин

    Помогает учащимся разобрать последовательность выполнения работы «Перевалка комнатных растений».

    Выполняют практическую работу № 37 на странице 229 учебника.

    3

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    7 мин

    Проверяет выполнение практической работы.

    Выставляет оценки.

    Дает задание на дом.

    Записывают домашнее задание

    Ход урока

  • Организация урока.
  • Проверка присутствия учащихся на уроке.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

  • Изучение нового материала.
  • Роль комнатных растений в жизни человека
  • Уютно устроившись в стенах дома, мы чувствуем себя защищенными от капризов природы. Но очень скоро интерьер начинает казаться нам скучным и однообразным, лишенным самобытности. Необходимо украсить наш дом, заставить его жить, дать ему душу. И природа, от которой мы стремились укрыться, подстерегает наше воображение. Цветочные мотивы появляются на обоях, украшают обивку мебели и т. д.

    Живые цветы тоже попадают к нам в дом. Однако букеты – это изящные, но непостоянные гости. Дом приобретает совершенно другой вид, когда в нем появляется хотя бы одно растение в горшке, гордое своими бутонами. Мы его любим, потому что в нем сочетаются хрупкость и изысканность и потому что оно украшает наш дом.

    Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги перед Отечеством (надевали венки из лавра). Так, в Бирме, Индии и в некоторых других странах до наших дней сохранился обычай украшать гирляндами из цветов почетных гостей.

    Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой времен года, чтобы задержать дома зеленый островок живой природы.

    История применения комнатных растений насчитывает более 3000 лет (свидетельство – раскопки в Египте). Сначала в качестве комнатных растений применялись лишь те, которые произрастали лишь в этой стране. С развитием мореплавания стали завозиться растения из других стран (экзотические). Одними из первых заморских диковинок были лимонные и апельсиновые деревья. Для них создавали специальные помещения – теплицы (позднее они будут называться оранжереями), зимние сады. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были князь Голицын и граф Шереметев.

    В настоящее время в качестве комнатных применяются те растения, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища.

    Вопросы учителя:

  • Какую роль играют комнатные растения в жизни человека?
  • (Ответ: комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы.)

  • Какова роль комнатных растений в интерьере жилища?
  • (Ответ: комнатные растения создают иллюзию контактов с природой, служат украшением жилища.)

  • Как влияют комнатные растения на организм человека?
  • (Ответ: своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение и гасят нервозность.)

  • Разновидности комнатных растений
  • Требования растений к окружающим условиям неодинакова. Одним необходимо много тепла (большинство тропических растений), другим – меньше (субтропические); некоторым достаточно малого количества света (теневыносливые), а многие требовательны к нему (светолюбивые растения).

    По степени освещенности все растения можно условно разделить на группы: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

    Слайд 2 (записать в тетради)

    В тени (достаточно далеко от окна, но света достаточно, чтобы читать газету), хорошо себя чувствуют аукуба, сансевиерия, сциндапсус, филодендрон лазящий. Слайды 3,4,5.6

    В полутени (возле не освещаемого окна или в стороне от хорошо освещенного окна) можно разместить арундинарию, монстеру, плющ, дипладению, драцену, маранту, аспарагус, офиопогон, роициссус, фикус карликовый, циперус и фиттонию. Слайды 7-18

    Светло, но без солнечных лучей. На подоконнике окна, куда не попадают прямые солнечные лучи, или в месте близ освещенного окна нужно размещать афеландру, ахименес, бегонию повислую, глоксинию, гусманию, зигокактус, колокольчик равнолистный, колумнею, примулу, стефанотис, фуксию и цинерарию. Слайды 19-30

    Когда прямое солнце изредка попадаетна подоконник или место в непосредственной близости от восточного или западного окна можно выращивать валотту, нертеру, хлорофитум, гипоцирту, сенполию (узумбарскую фиалку), кодиеум и лавр. Летом, возможно, необходима защита от жаркого солнца. Слайды 31-37

    На солнечном окне (подоконнике южного окна или в непосредственной близости от него) можно разместить астрофитум, клейстокактус Штрауса, маммилярию, нотокактус Ленингхауза, пеларгонию, пародию, пассифлору, трихоцереус, фикус Бенджамина, фикус каучуконосный, цереус перуанский и цитрус. Слайды 38-49

    Дляпрохладных помещений или прохладного места зимой подходят такие растения, как аир, алоэ, клейния членистая, крестовник Роули, очиток Моргана, хавортия Рейнвардта, эониум ярусный, эхевертия щетинистая, молодило кровельное, плющ и нертера. Слайды 50-59

    А вот бильбергия, бокарнея, диффенбахия, драцена, хлорофитум, пандонус, пеперомия, эхмея и юкка должны находиться зимой возле центрального отопления. Слайды 60-67

    При выборе растения большое значение имеет его внешний вид и размеры. Низкое, небольшое растение будет неуместно на фоне голой стены, а высокое древовидное вряд ли поместится на узком подоконнике. По внешним данным практически все комнатные растения можно разделить на 6 групп: злаковидные, кустистые, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные и шаровидные. Слайд 68

  • Злаковидные растенияотличаются длинными, узкими, собранными в пучок листьями. Наиболее популярны среди них виды с более широкими листьями. К ним относятся осока, тилландсия, аир, арундинария, бильбергия, валотта, офиопогон, хлорофитум.
  • Слайды 69-72

  • Кустистые растения – Это те виды растений, которые нельзя отнести ни к одной из других групп. У таких растений из земли обычно растут несколько стеблей, и о них нельзя сказать, что они растут преимущественно в горизонтальном или вертикальном направлениях. Они могут быть небольшими и компактными, как пеперомия, или высокими и раскидистыми, как аукуба. Некоторые регулярно образуют ветви, другие нужно время от времени прищипывать, чтобы они ветвились. К кустистым растениям относятся бегония королевская, колеус, недотрога (бальзамин), пилея, маранта, пеперомия, аукуба, аспарагус. Слайды 73-77
  • Растения с прямостоячими стеблями имеют прямой вертикально растущий стебель. Они могут иметь различную высоту – одни из них едва достигают трех см., другие упираются в потолок. Растения с прямостоячими стеблями средней высоты являются обязательным компонентом смешанной группы, уравновешивая впечатление от вьющихся растений, невысоких кустистых и горизонтально расположенных розеточных растений. Высокие растения с прямым стеблем часто располагают отдельно и используют для привлечения внимания. К таким растениям относятся бокарнея, лавр, цереус перуанский, цитрус, шефлера, юкка, диффенбахия, драцена и фикусы. Слайды 78,79,80
  • Лианы и ампельные растения.Их стебли нуждаются в опоре, чтобы виться вверх, или свисают по сторонам горшка. Некоторые растения этой группы могут расти обоими способами. Они могут виться по шпалерам, опорам из палочек, петлям из проволоки. При выращивании в настенных кашпо их петли могут виться вокруг окна. А если их направить по хорошо укрепленным опорам, то они могут образовать зеленые разделительные стены в комнате. Разновидностями этой группы являются филодендрон копьевидный, бегония, колокольчик, зигокактус (ампельные) и плющ, сциндапсус, пассифлора (лианы). Слайды 81,82,83
  • Розеточные растения имеют листья, сближенные в одной точке. Эти растения не высоки и хорошо сочетаются с кустистыми или прямостоячими растениями в группах или зимних садах. Распространены плоские (глоксиния, примула, сенполия), суккуленты (алоэ, хавортия полосатая) и воронкообразные розеточные растения (нидуляриум, гусмания, эхмея). Слайды 84-87
  • Шаровидные растения не имеют плоских листьев, стебель у них почти гладкий либо покрыт волосками или колючками. Это ребуция, ферокактус, эхинокактус Груссона, маммилярия, пародия. Слайды 88, 89,90
  • Комнатные растения в интерьере квартиры.
  • Существует несколько правил расположения растений. Они должны соответствовать окружающей обстановке – крупные растения следует помещать в просторные комнаты, маленькие горшочки – на подоконниках. Эффектное растение может стоять особняком, однако невзрачные всегда следует собирать в группу.

    Основные приемы размещения комнатных растений

    • Одиночные растениярасполагают отдельно на полу, на специальной подставке, в горшках или кашпо. Они могут быть вечнозелеными или цветущими. Крупное одиночное растение располагают на полу. Отдельно стоящие растения больше обращают на себя внимание. Они могут быть миниатюрными (бегония, цикломен) или крупными, как фикус или пальма. Слайды 91,92,93 Одиночные растения с разнообразными пестрыми листьями наиболее эффектны на фоне однотонной стены. Единичные растения требуют более тщательного подбора аксессуаров: горшка, иногда различных коряг, камней.
    • Композиции из горшечных растений, когда горшки располагают близко друг к другу, можно разместить на полу, этажерках, подставках. Слайды 94, 95
    • Комнатный садик, когда контейнер с растениями высаживают в грунт, покрытый мхом и галькой, может быть миниатюрным и располагаться на столе, окне или же «зимний сад» может занимать часть комнаты. Один из вариантов комнатного садика – висячие сады. Они выполняются из корзин, подвешенных к потолку или к настенным кронштейнам на веревке или декоративных цепях (рис. 128, стр. 234).
    • Террариум– цветочная композиция, посаженная внутри пластмассового или стеклянного сосуда (рис. 129, стр.235).
    • Вьющиеся растениялучше разместить в комнате в контейнере и подвесить к потолку или стене.
    • На подоконниклучше помещать одиночные растения – низкие и кустистые посередине окна или высокое и узкое – ассиметрично. Слайд 96
    • На стенахобычно размещают декоративно цветущие растения (для оживления гладкой светлой стены) и лианы (для оформления окон, картин).

    Определенная расстановка растений не только изменяет зрительно пространство, но и позволяет разделить комнату на отдельные зоны или организовать уголок отдыха в виде небольшого зимнего сада. Особенно красиво выглядят растения на скромном, неярком фоне. Если узор на обоях мелкий, то на их фоне будут прекрасно смотреться крупнолистные растения, и, наоборот: к броскому узору обоев так и просятся филигранные листочки папоротников или циперуса. Нужно следить за тем, чтобы окраска цветков не «дралась» с колоритом интерьера. Когда тон занавесок, обоев, мебельной обивки повторяются в цветках – это выглядит очень стильно. Если интерьер строится на контрасте черного и белого, то сочные краски растений придадут свежести общей картине.

    Растения в больших помещениях.

    Чем просторнее помещение, тем крупнее должны быть цветы и тем больше их количество. Один-единственный декоративный зеленый цветок затеряется в широком пространстве. И, напротив, много мелких, но цветущих растений в корзинке или на подносе придадут ему необходимый красочный акцент. Исключительными декоративными качествами обладают древовидные растения, особенно такие крупнолистные их виды как драцена, фикус, бокарнея, которые прекрасно смотрятся в помещениях, где мало мебели, в холлах и прихожих.

    Растения в малых помещениях.

    Крупные растения подавляют пространство маленьких комнат, поэтому для таковых лучше подбирать средние или совсем небольшие экземпляры – с листьями пошире или понежнее. Но слишком много их быть не должно, иначе впечатление от каждого отдельного цветка потеряется.

  • Уход за комнатными растениями.
  • (Материал под диктовку записывается в тетради)

    Каждому комнатному растению необходим уход, который заключается в следующем:

    • Выбор соответствующей почвенной смеси, которая состоит из листовой, дерновой земли и песка.Различают тяжелые, средние и легкие смеси в зависимости от количества дерновой земли. Для растений, корневая система которых слабо развита (папоротники), используют легкую смесь, для быстрорастущих (аспарагус) – среднюю, а для растений с мощной корневой системой (цитрусовые) – тяжелую.
    • Полив: ежедневный (частый) – для бегонии, лимона, плюща; умеренный (через день-два) – для пальмы, маранты и редкий (раз в неделю) – для кактусов, алоэ.Частота полива и количество воды зависят от многих факторов: вида растения, фазы развития (в период роста надо больше воды), времени года (летом обильнее, чем зимой). Зимой применяют «сухой полив», т. е. реже поливают, чаще рыхлят землю в горшках и опрыскивают. Полив проводят отстоявшейся не менее суток водой.
    • Чистка, т. е. промывание листьев растений.
    • Пересадка – замена почвы без сохранения кома земли.Она необходима, когда растение вырастает, увеличивается его корневая система, и посуда становится для него мала. Растение вынимают из горшка, помещают в посуду с водой, осматривают корни. На дно нового горшка посыпают слой мелких камешков, а затем – крупнозернистый песок (до 2 см.). Дренаж готов. После этого засыпают почвенную смесь, делают в ней углубление и сажают растение. Уровень почвы от края горшка должен быть ниже на 2-3 см. Поливают растение. Исключение составляют кактусы, их поливают примерно через неделю после пересадки.
    • Перевалка – замена почвы с сохранением кома.Ее проводят в случаях, когда растение не переносит пересадку (пальмы) или необходимо ускорить его цветение. Ком земли выбивают из старого горшка. Ставят его на новый дренажный слой и заполняют пустые места между стенкой и комом почвой, землю уплотняют. Затем растение поливают и ставят на некоторое время в затененное место.

    Размножение комнатных растений:

    • Семенами – кактусы, бегонии, цикламены
    • Черенками – лимон, мирт, традесканция
    • Отрезки стебля – диффенбахия, монстера
    • Деление куста – папоротники

    Для нормального роста растений необходимо периодически (раз в 10-14 дней с весны до осени) пополнять почву питательными веществами. Лучше всего для этого использовать готовую цветочную смесь.

    Посуда для цветов:

    • Горшок – емкость с дренажными отверстиями в дне, ставится на поддон;
    • Кашпо – емкость со сплошным водонепроницаемым дном, куда ставят горшок;
    • Контейнер – емкость со сплошным водонепроницаемым дном, используемая для размещения нескольких горшков или высаживания растений.
    • Практическая работа «Перевалка комнатных растений».

    Ход работы

    Выполнить перевалку одного из растений кабинета в следующем порядке:

  • Извлеките растение из горшка.
  • Сделайте дренаж для нового горшка.
  • Выполните перевалку.
  • Произведите полив.
  • Поместите растение в слабоосвещенное место класса.
  • Уберите рабочее место.
  • Заключительная часть.
  • Учитель выставляет оценки за выполненную практическую работу и ответы на уроке. Дает задание на дом.

    Домашнее задание:Выполните реферат по темам «Роль комнатных

    растений в интерьере жилого дома» или «Роль комнатных растений в

    жизни человека».

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология