Автор конспекта:
Автор(ы): — Матюх Т.В.
Место работы, должность: —
ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3» г. Хвалынска Саратовской области, воспитатель.
Регион: — Саратовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Уровни образования: — школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Окружающий мир
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Тип ресурса: — программа
Краткое описание ресурса: —
Вданной программе нуждаются дети детского дома, так как эта программа помогает детям лучше познать окружающий мир, воспитать ценности семьи, узнать нормы и правила поведения в обществе, создать мотивацию отказа от вредных привычек. Программа имеет широкий спектр мало связанных между собой направлений, актуальных для детей подросткового возраста, но, учитывая, что 70 % воспитанников подросткового возраста в нашем учреждении возвращены из-под опеки и дети, как правило, проживают в детском доме один год, необходимо за такой короткий период дать им как можно больше знаний.
Реализация данной программы предусматривает развитие у воспитанников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде, помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении
Министерство образования Саратовской области
ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3» г. Хвалынска Саратовской области
«Рекомендовано к утверждению»
«Утверждаю»
Методический совет ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом № 3» г. Хвалынска Саратовской области
(протокол заседания № __ «__» сентября 2009г.)
Директор ГОУ
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом № 3»
г. Хвалынска
Саратовской области
______________ Т.А.Бузаева
Приказ № _____ от
«__» сентября 2009 г.
Комплексная образовательная программа
«Дорога длиною в жизнь»
Возраст обучающихся – 11-15 лет
Срок реализации программы – 34 часа
Разработал: воспитатель 3 группы Т.В. Матюх
г. Хвалынск
Саратовской области
2009
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная комплексная программа «Дорога длиною в жизнь» реализуется в рамках социально-педагогической направленности.
Новизна программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для осознания и переживания ребёнком своей половой идентичности, форм поведения мужчин и женщин. Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Становление этих качеств у воспитанников происходит в ходе реализации основных направлений воспитательной работы:
— воспитание здорового образа жизни;
— профессиональное самоопределение;
-семейное воспитание;
-патриотическое воспитание.
Комплексная программа разбита на четыре модуля:
1 модуль «Кто, если не я».
Назначение модуля: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, отказа от вредных привычек. Знакомство с правилами, помогающими сохранить здоровье. Обучение детей тому, как можно заботиться о собственном здоровье. Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
2 модуль «Твой выбор».
Назначение модуля: оказание компетентной психологической помощи воспитанникам в профессиональном и личностном самоопределении и выборе; формирование мотивов выбора профиля; создание условий для моделирования своего будущего и идеального образа профессионала; воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально-равноценным.
3 модуль «Моя малая Родина»
Назначение модуля:организация и проведение мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, обеспечение возможности для самореализации, социализации подростков, демонстрация подросткам значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
4 модуль «Моя семья — моя радость».
Назначение модуля:формирование на примерах мирового искусства, а также жизни известных семейных пар понятия о благополучной семье, психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины, подготовка воспитанников к будущей семейной жизни.
Актуальность программы: в данной программе нуждаются дети детского дома, так как эта программа помогает детям лучше познать окружающий мир, воспитать ценности семьи, узнать нормы и правила поведения в обществе, создать мотивацию отказа от вредных привычек. Программа имеет широкий спектр мало связанных между собой направлений, актуальных для детей подросткового возраста, но, учитывая, что 70 % воспитанников подросткового возраста в нашем учреждении возвращены из-под опеки и дети, как правило, проживают в детском доме один год, необходимо за такой короткий период дать им как можно больше знаний.
Реализация данной программы предусматривает развитие у воспитанников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде, помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении.Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных детским домом целей и задач по воспитанию полноценной, творчески развитой личности и подготовке детей к самостоятельной взрослой жизни.
Цель программы: Формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно.
Эта цель солидарна с главной целью воспитательной системы детского дома – формирование полноценной, социально – мобильной, устойчивой и ответственной личности, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни и семьи.
Задачи комплексной образовательной программы «Дорога длиною в жизнь»:
Отличительной особенностью программы«Дорога длиною в жизнь» является её способность в короткий срок сформировать необходимые предпосылки для успешной постинтернатной адаптации воспитанников. Вместе с тем программа не дублирует содержания школьного обучения.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Дорога длиною в жизнь», 11-15 лет.
Срок реализациидополнительной образовательной комплексной программы рассчитан на 1 год, 34 часа.
Формы занятий:тренинги, деловые игры, экскурсии, дискуссии, традиционные занятия, проект, викторина.
Режим занятий. Образовательный процесс длится 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 академическому часу.
Формы подведения итоговреализации дополнительной образовательной программы «Дорога длиною в жизнь» — тесты, проектная деятельность, составление резюме, викторина, генеалогическое древо.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
№
Модули
Ожидаемые результаты
Способы их проверки
1.
«Кто, если не я»
Вовлечение воспитанников в работу над собой, сформированность навыков ассертивного поведения, умения сказать «нет».
Тестирование
2.
«Твой выбор»
Сформированность у воспитанников личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, навыка составления резюме.
Составление резюме. Презентация проекта «Моё будущее».
3.
«Моя малая Родина»
Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.
Презентация проекта «Моя малая Родина». Викторина.
4.
«Моя семья — моя радость»
Представления о семейных ролях, о положительных традициях национальной культуры и русской семьи. Подготовка к будущей семейной жизни.
Составление генеалогического древа своей семьи.
Тестирование.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной комплексной программы
«Дорога длиною в жизнь»
Модуль 1
«Кто, если не я»
№ п/п
Наименование тем занятий
Кол-во часов
теории
Кол-во часов практики
Всего часов
Тема 1.
Вводное занятие. Входная диагностика.
1
1
Тема 2.
. С «Вхождение в проблему».
0,5
0,5
1
Тема 3
Се «Почему люди курят».
1
-
1
Тема 4.
Эк» «Последствия курения».
-
1
1
Тема 5.
«Я хозяин своей судьбы».
1
-
1
Тема 6.
«Умение сказать нет».
0,5
0,5
1
Тема 7.
. О. «Сделай правильный выбор».
-
1
1
Тема 8.
Итоговое занятие. Выходная диагностика.
1
1
Итого
3
5
8
Модуль 2
«Твой выбор».
№ п/п
Наименование тем занятий
Количество часов теории.
Количество часов практики.
Всего часов.
Тема 1.
Вводное занятие. Входная диагностика.
-
1
1
Тема 2.
«Кем быть?»
1
-
1
Тема 3.
«Профессии 21 века». Экскурсия в центр занятости.
-
1
1
Тема 4.
«Твоя профессиональная карьера».
-
1
1
Тема 5.
«Угадай профессию».
-
1
1
Тема 6.
«Как добиться успеха?»
-
1
1
Тема 7.
«Пришло времявыбирать».
1
1
Тема 8.
Заключительное занятие. Выходная диагностика.
1
1
Итого
1
7
8
Модуль3
«Моя малая Родина»
№ п/п
Наименование тем занятий
Кол-во часов теории.
Кол-во часов практики.
Всего часов.
Тема 1.
Вводное занятие. Входная диагностика.
-
1
1
Тема 2.
«Что такое Родина».
1
-
1
Тема 3.
Экскурсия в краеведческий музей.
-
1
1
Тема 4.
Конкурс рисунков о Хвалынске.
-
1
1
Тема 5.
«Гений земли Хвалынской». Экскурсия в музей Петрова — Водкина.
-
1
1
Тема 6.
«Наша земля — наш город Хвалынск».
1
-
1
Тема 7.
Рядовые труженики Хвалынска.
-
1
1
Тема 8.
Выходная диагностика. Викторина о Хвалынске.
-
1
1
Итого
2
6
8
Модуль 4
«Моя семья – моя радость»
№ п/п
Наименование тем занятий
Кол-во часов теории.
Кол-во часов практики.
Всего часов.
Тема 1.
Вводное занятие. Входная диагностика.
-
1
1
Тема 2.
. С «Конфликты в жизни».
1
-
1
Тема 3.
Се «Семейные традиции».
-
1
1
Тема 4.
Экс «Функции семьи».
1
-
1
Тема 5.
«Как выбрать спутника жизни».
1
-
1
Тема 6.
«Регистрация брака. Брачный договор. Венчание».
1
1
Тема 7.
«Семейные игры на свежем воздухе».
-
1
1
Тема 8.
. «Уют в доме. Полезные домашние советы».
-
1
1
Тема 9.
. О. «О семейной экономике».
-
1
1
Тема 10.
Заключительное занятие. Выходная диагностика.
-
1
1
Итого
3
7
10
Всего
9
25
34
Содержание образовательной программы.
Модуль 1.«Кто, если не я»
Тема 1.Вводное занятие. Входная диагностика.
Тема 2.«Вхождение в проблему». Рисование на тему: «Каким я хочу стать». Информ — дайджест «Забава для дураков».
Тема 3.«Почему люди курят».
Игры: «Поиск альтернативы», «Коробочка», «Любопытство, воля, разум». Самодиагностика воли.
Тема 4.«Последствия курения».
Игра « У меня есть чувства», работа в группах «Последствия курения», мини- лекция «Мифы о пользе курения».
Тема 5.«Я хозяин своей судьбы».
Игра «Мои ценности», сочинение сказки «Плохие привычки», тренинг «Сегодня я понял…»
Тема 6. «Умение сказать нет».
Игры: «Скульптура», «Очередь», «Я уверен в себе».
Тема 7.«Сделай правильный выбор».
Презентация плакатов «Альтернатива», игра «Заключительное слово».
Тема 8.Итоговое занятие. Выходная диагностика.
Проверка усвоения материалов модуля.
Модуль 2
«Твой выбор».
Тема 1.Вводное занятие. Входная диагностика.
Тема 2. «Кем быть?»Тест. Проверка наклонностей воспитанников к той или иной профессии.
Тема 3.«Профессии 21 века». Знакомство с современнымипрофессиями. Экскурсия в центр занятости.
Тема 4.«Твоя профессиональная карьера». Беседа – дискуссия о важности выбора профессии по желанию. Представление себя через 10 лет.
Тема 5. «Угадай профессию».Игра. Составление резюме.
Тема 6. «Как добиться успеха?» Презентация плакатов «Мой успех в карьере». Дискуссия.
Тема 7.«Пришло время выбирать».Тренинг. Беседа о профессиональных планах.
Тема 8.Выходная диагностика.
Модуль 3
«Моя малая Родина»
Тема 1. Вводное занятие. Входная диагностика.
Тема 2.«Что такое Родина». Знакомство с понятием «Родина», с символами, традициями русского народа. Просмотр документального фильма «Моя столица».
Тема 3.Экскурсия в краеведческий музей. Рассказ – беседа о достопримечательностях города, его долгожителях. История города. Современный облик города.
Тема 4.Конкурс рисунков о Хвалынске. Беседа «Историягорода в рисунках».
Тема 5. «Гений земли Хвалынской». Экскурсия в музей Петрова-Водкина.
Тема 6. «Наша земля — наш город Хвалынск». Знакомство с названием города, в каком году и кем основан. Долгожители города.
Тема 7. «Рядовые труженики Хвалынска». Встреча с интересными людьми.
Тема 8.Выходная диагностика. Викторина о Хвалынске.
Модуль 4
«Моя семья – моя радость».
Тема 1.Вводное занятие. Входная диагностика.
Тема 2. «Конфликты в жизни».
Дискуссия о причинах возникновения конфликтов в семье, пути выхода из конфликтных ситуаций. Анкетирование: «Конфликтная ли вы личность»?
Тема 3.«Семейные традиции».
Беседа о традициях, какие семейные традиции были в их родном доме, какие возьмут в новую семью, а какие не станут брать. Почему? Подборка пословиц и поговорок о семье.
Тема 4.«Функции семьи».
Знакомство с ролью в семье мужчины и женщины. Анкетирование: «Моё представление о семье». Беседа-дискуссия «Распределение обязанностей в семье».
Тема 5.«Как выбрать спутника жизни».
Составление критерий при выборе спутника жизни. Игра «Шкатулка тайн».
Тема 6.«Регистрация брака. Брачный договор. Венчание». Знакомствос семейным законодательством. Дискуссия «Нужно ли составлять брачный договор». Венчание – мода или традиция?
Тема 7. «Семейные игры на свежем воздухе».
Игры: «Семейная эстафета», «Мы играем в семью».
Тема 8.«Уют в доме. Полезные домашние советы».
Интерьер в доме. Полезные советы от Карнеги.
Тема 9. «О семейной экономике».
Понятия «бюджет семьи», «дефицит», «профицит». Дискуссия: «Копить или тратить».
Тема 10.Итоговое занятие. Выходная диагностика.
Методическое обеспечение реализации программы.
Перечень разделов.
Форма занятий.
Приёмы и методы.
Техническое оснащение.
Формы подведения итогов.
Модуль 1
«Кто, если не я»
Тренинг, игра, дискуссия.
Эвристическая беседа, практическая работа, объяснение нового материала,
показ, самостоятельная работа, тренинг,
метод проблемно-развивающего обучения.
Экран, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, музыкальное оборудование.
тестирование.
Модуль 2
«Твой выбор»
Деловая игра, составление резюме, экскурсия, дискуссия, проект.
Эвристическая беседа, практическая работа, объяснение нового материала,
экскурсия, самостоятельная работа,
игра и метод проблемно-развивающего обучения.
Экран, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, музыкальное оборудование.
тестирование,
составление резюме, презентация проекта.
Модуль 3
«Моя малая Родина»
Викторина, экскурсия, занятия.
Эвристическая беседа, практическая работа, объяснение нового материала, викторина.
Экран, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, музыкальное оборудование.
тестирование,
викторина.
Модуль 4
«Моя семья — моя Ра радость».
Игры, составление генеалогического древа, занятия.
Эвристическая беседа, объяснение нового материала, дискуссия, самостоятельная работа.
Экран, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат,
тестирование
Список литературы.
модуль 1
«Кто, если не я».
1.Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М. Генезис,2004.
2..Обухова Л.А. Мияскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М. 2005.
3. Петленко В.П. Валеологический семинар. СПб,1996.
4.Сизаков.А.Н. Хриптович.В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5 – 11 классы, ПТУ. М: «ВАКО», 2004.
модуль 2
«Твой выбор».
1.Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб: Речь, 2006.
2.Климов Е.А.Как выбирать профессию – М.:Просвещение,1990.
3.Рогов Е.И.Выбор профессии. Становление профессионала.- М.2003.
4.Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников.-М:Глобус,2006.
5.Энциклопедия для детей. Выбор профессии.- М.2003.
модуль 3
«Моя малая Родина».
1.Агатова И. Давыдова М.Патриотическое воспитание – М.2002.
2.Видянин В.М. Военно-патриотическое воспитание в школе — М.2008.
3.Махеева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание для детей старшего школьного возраста. М.: Аркти, 2005.
модуль 4
«Моя семья — моя радость».
1.Азаров Ю.И. Семейная педагогика- М.1993.
2.Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.1991.
3.Ковалёв С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М: Просве щение, 1991.
4.Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М: Просвещение, 1999.
5.Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие. М: Просвещение, 2003.
Файлы: Презентация Вода в природе.ppt
Размер файла: 4990464 байт.