Автор конспекта:
Автор(ы): — Матюх Т.В.

Место работы, должность: —

ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3» г. Хвалынска Саратовской области, воспитатель.

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Уровни образования: — школы-интернаты, детские дома

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Окружающий мир

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — программа

Краткое описание ресурса: —

Вданной программе нуждаются дети детского дома, так как эта программа помогает детям лучше познать окружающий мир, воспитать ценности семьи, узнать нормы и правила поведения в обществе, создать мотивацию отказа от вредных привычек. Программа имеет широкий спектр мало связанных между собой направлений, актуальных для детей подросткового возраста, но, учитывая, что 70 % воспитанников подросткового возраста в нашем учреждении возвращены из-под опеки и дети, как правило, проживают в детском доме один год, необходимо за такой короткий период дать им как можно больше знаний.
Реализация данной программы предусматривает развитие у воспитанников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде, помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении


Министерство образования Саратовской области

ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3» г. Хвалынска Саратовской области

«Рекомендовано к утверждению»

«Утверждаю»

Методический совет ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Детский дом № 3» г. Хвалынска Саратовской области

(протокол заседания № __ «__» сентября 2009г.)

Директор ГОУ

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Детский дом № 3»

г. Хвалынска

Саратовской области

______________ Т.А.Бузаева

Приказ № _____ от

«__» сентября 2009 г.

Комплексная образовательная программа

«Дорога длиною в жизнь»

Возраст обучающихся – 11-15 лет

Срок реализации программы – 34 часа

Разработал: воспитатель 3 группы Т.В. Матюх

г. Хвалынск

Саратовской области

2009


Пояснительная записка

Дополнительная образовательная комплексная программа «Дорога длиною в жизнь» реализуется в рамках социально-педагогической направленности.

Новизна программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для осознания и переживания ребёнком своей половой идентичности, форм поведения мужчин и женщин. Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Становление этих качеств у воспитанников происходит в ходе реализации основных направлений воспитательной работы:

— воспитание здорового образа жизни;

— профессиональное самоопределение;

-семейное воспитание;

-патриотическое воспитание.

Комплексная программа разбита на четыре модуля:

1 модуль «Кто, если не я».

Назначение модуля: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, отказа от вредных привычек. Знакомство с правилами, помогающими сохранить здоровье. Обучение детей тому, как можно заботиться о собственном здоровье. Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

2 модуль «Твой выбор».

Назначение модуля: оказание компетентной психологической помощи воспитанникам в профессиональном и личностном самоопределении и выборе; формирование мотивов выбора профиля; создание условий для моделирования своего будущего и идеального образа профессионала; воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально-равноценным.

3 модуль «Моя малая Родина»

Назначение модуля:организация и проведение мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, обеспечение возможности для самореализации, социализации подростков, демонстрация подросткам значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

4 модуль «Моя семья — моя радость».

Назначение модуля:формирование на примерах мирового искусства, а также жизни известных семейных пар понятия о благополучной семье, психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины, подготовка воспитанников к будущей семейной жизни.

Актуальность программы: в данной программе нуждаются дети детского дома, так как эта программа помогает детям лучше познать окружающий мир, воспитать ценности семьи, узнать нормы и правила поведения в обществе, создать мотивацию отказа от вредных привычек. Программа имеет широкий спектр мало связанных между собой направлений, актуальных для детей подросткового возраста, но, учитывая, что 70 % воспитанников подросткового возраста в нашем учреждении возвращены из-под опеки и дети, как правило, проживают в детском доме один год, необходимо за такой короткий период дать им как можно больше знаний.
Реализация данной программы предусматривает развитие у воспитанников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде, помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении.Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она при условии её выполнения, обеспечивает достижение поставленных детским домом целей и задач по воспитанию полноценной, творчески развитой личности и подготовке детей к самостоятельной взрослой жизни.

Цель программы: Формирование личности способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно.

Эта цель солидарна с главной целью воспитательной системы детского дома – формирование полноценной, социально – мобильной, устойчивой и ответственной личности, способной в будущем успешно строить собственную модель жизни и семьи.

Задачи комплексной образовательной программы «Дорога длиною в жизнь»:

  • Воспитание потребности в заботе о своём здоровье, искоренении вредных привычек.
  • Формирование мотивов выбора профиля.
  • Развитие у воспитанников патриотических, нравственных и эстетических чувств, а также чувства ответственности.
  • Формирование представления о семейных ролях, приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи.
  • Отличительной особенностью программы«Дорога длиною в жизнь» является её способность в короткий срок сформировать необходимые предпосылки для успешной постинтернатной адаптации воспитанников. Вместе с тем программа не дублирует содержания школьного обучения.

    Возраст детей, участвующих в реализации программы «Дорога длиною в жизнь», 11-15 лет.

    Срок реализациидополнительной образовательной комплексной программы рассчитан на 1 год, 34 часа.

    Формы занятий:тренинги, деловые игры, экскурсии, дискуссии, традиционные занятия, проект, викторина.

    Режим занятий. Образовательный процесс длится 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 академическому часу.

    Формы подведения итоговреализации дополнительной образовательной программы «Дорога длиною в жизнь» — тесты, проектная деятельность, составление резюме, викторина, генеалогическое древо.

    Ожидаемые результаты и способы их проверки

    Модули

    Ожидаемые результаты

    Способы их проверки

    1.

    «Кто, если не я»

    Вовлечение воспитанников в работу над собой, сформированность навыков ассертивного поведения, умения сказать «нет».

    Тестирование

    2.

    «Твой выбор»

    Сформированность у воспитанников личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, навыка составления резюме.

    Составление резюме. Презентация проекта «Моё будущее».

    3.

    «Моя малая Родина»

    Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.

    Презентация проекта «Моя малая Родина». Викторина.

    4.

    «Моя семья — моя радость»

    Представления о семейных ролях, о положительных традициях национальной культуры и русской семьи. Подготовка к будущей семейной жизни.

    Составление генеалогического древа своей семьи.

    Тестирование.

    Учебно-тематический план

    дополнительной образовательной комплексной программы

    «Дорога длиною в жизнь»

    Модуль 1

    «Кто, если не я»

    № п/п

    Наименование тем занятий

    Кол-во часов

    теории

    Кол-во часов практики

    Всего часов

    Тема 1.

    Вводное занятие. Входная диагностика.

    1

    1

    Тема 2.

    . С «Вхождение в проблему».

    0,5

    0,5

    1

    Тема 3

    Се «Почему люди курят».

    1

    -

    1

    Тема 4.

    Эк» «Последствия курения».

    -

    1

    1

    Тема 5.

    «Я хозяин своей судьбы».

    1

    -

    1

    Тема 6.

    «Умение сказать нет».

    0,5

    0,5

    1

    Тема 7.

    . О. «Сделай правильный выбор».

    -

    1

    1

    Тема 8.

    Итоговое занятие. Выходная диагностика.

    1

    1

    Итого

    3

    5

    8

    Модуль 2

    «Твой выбор».

    № п/п

    Наименование тем занятий

    Количество часов теории.

    Количество часов практики.

    Всего часов.

    Тема 1.

    Вводное занятие. Входная диагностика.

    -

    1

    1

    Тема 2.

    «Кем быть?»

    1

    -

    1

    Тема 3.

    «Профессии 21 века». Экскурсия в центр занятости.

    -

    1

    1

    Тема 4.

    «Твоя профессиональная карьера».

    -

    1

    1

    Тема 5.

    «Угадай профессию».

    -

    1

    1

    Тема 6.

    «Как добиться успеха?»

    -

    1

    1

    Тема 7.

    «Пришло времявыбирать».

    1

    1

    Тема 8.

    Заключительное занятие. Выходная диагностика.

    1

    1

    Итого

    1

    7

    8

    Модуль3

    «Моя малая Родина»

    № п/п

    Наименование тем занятий

    Кол-во часов теории.

    Кол-во часов практики.

    Всего часов.

    Тема 1.

    Вводное занятие. Входная диагностика.

    -

    1

    1

    Тема 2.

    «Что такое Родина».

    1

    -

    1

    Тема 3.

    Экскурсия в краеведческий музей.

    -

    1

    1

    Тема 4.

    Конкурс рисунков о Хвалынске.

    -

    1

    1

    Тема 5.

    «Гений земли Хвалынской». Экскурсия в музей Петрова — Водкина.

    -

    1

    1

    Тема 6.

    «Наша земля — наш город Хвалынск».

    1

    -

    1

    Тема 7.

    Рядовые труженики Хвалынска.

    -

    1

    1

    Тема 8.

    Выходная диагностика. Викторина о Хвалынске.

    -

    1

    1

    Итого

    2

    6

    8

    Модуль 4

    «Моя семья – моя радость»

    № п/п

    Наименование тем занятий

    Кол-во часов теории.

    Кол-во часов практики.

    Всего часов.

    Тема 1.

    Вводное занятие. Входная диагностика.

    -

    1

    1

    Тема 2.

    . С «Конфликты в жизни».

    1

    -

    1

    Тема 3.

    Се «Семейные традиции».

    -

    1

    1

    Тема 4.

    Экс «Функции семьи».

    1

    -

    1

    Тема 5.

    «Как выбрать спутника жизни».

    1

    -

    1

    Тема 6.

    «Регистрация брака. Брачный договор. Венчание».

    1

    1

    Тема 7.

    «Семейные игры на свежем воздухе».

    -

    1

    1

    Тема 8.

    . «Уют в доме. Полезные домашние советы».

    -

    1

    1

    Тема 9.

    . О. «О семейной экономике».

    -

    1

    1

    Тема 10.

    Заключительное занятие. Выходная диагностика.

    -

    1

    1

    Итого

    3

    7

    10

    Всего

    9

    25

    34

    Содержание образовательной программы.

    Модуль 1.«Кто, если не я»

    Тема 1.Вводное занятие. Входная диагностика.

    Тема 2.«Вхождение в проблему». Рисование на тему: «Каким я хочу стать». Информ — дайджест «Забава для дураков».

    Тема 3.«Почему люди курят».

    Игры: «Поиск альтернативы», «Коробочка», «Любопытство, воля, разум». Самодиагностика воли.

    Тема 4.«Последствия курения».

    Игра « У меня есть чувства», работа в группах «Последствия курения», мини- лекция «Мифы о пользе курения».

    Тема 5.«Я хозяин своей судьбы».

    Игра «Мои ценности», сочинение сказки «Плохие привычки», тренинг «Сегодня я понял…»

    Тема 6. «Умение сказать нет».

    Игры: «Скульптура», «Очередь», «Я уверен в себе».

    Тема 7.«Сделай правильный выбор».

    Презентация плакатов «Альтернатива», игра «Заключительное слово».

    Тема 8.Итоговое занятие. Выходная диагностика.

    Проверка усвоения материалов модуля.

    Модуль 2

    «Твой выбор».

    Тема 1.Вводное занятие. Входная диагностика.

    Тема 2. «Кем быть?»Тест. Проверка наклонностей воспитанников к той или иной профессии.

    Тема 3.«Профессии 21 века». Знакомство с современнымипрофессиями. Экскурсия в центр занятости.

    Тема 4.«Твоя профессиональная карьера». Беседа – дискуссия о важности выбора профессии по желанию. Представление себя через 10 лет.

    Тема 5. «Угадай профессию».Игра. Составление резюме.

    Тема 6. «Как добиться успеха?» Презентация плакатов «Мой успех в карьере». Дискуссия.

    Тема 7.«Пришло время выбирать».Тренинг. Беседа о профессиональных планах.

    Тема 8.Выходная диагностика.

    Модуль 3

    «Моя малая Родина»

    Тема 1. Вводное занятие. Входная диагностика.

    Тема 2.«Что такое Родина». Знакомство с понятием «Родина», с символами, традициями русского народа. Просмотр документального фильма «Моя столица».

    Тема 3.Экскурсия в краеведческий музей. Рассказ – беседа о достопримечательностях города, его долгожителях. История города. Современный облик города.

    Тема 4.Конкурс рисунков о Хвалынске. Беседа «Историягорода в рисунках».

    Тема 5. «Гений земли Хвалынской». Экскурсия в музей Петрова-Водкина.

    Тема 6. «Наша земля — наш город Хвалынск». Знакомство с названием города, в каком году и кем основан. Долгожители города.

    Тема 7. «Рядовые труженики Хвалынска». Встреча с интересными людьми.

    Тема 8.Выходная диагностика. Викторина о Хвалынске.

    Модуль 4

    «Моя семья – моя радость».

    Тема 1.Вводное занятие. Входная диагностика.

    Тема 2. «Конфликты в жизни».

    Дискуссия о причинах возникновения конфликтов в семье, пути выхода из конфликтных ситуаций. Анкетирование: «Конфликтная ли вы личность»?

    Тема 3.«Семейные традиции».

    Беседа о традициях, какие семейные традиции были в их родном доме, какие возьмут в новую семью, а какие не станут брать. Почему? Подборка пословиц и поговорок о семье.

    Тема 4.«Функции семьи».

    Знакомство с ролью в семье мужчины и женщины. Анкетирование: «Моё представление о семье». Беседа-дискуссия «Распределение обязанностей в семье».

    Тема 5.«Как выбрать спутника жизни».

    Составление критерий при выборе спутника жизни. Игра «Шкатулка тайн».

    Тема 6.«Регистрация брака. Брачный договор. Венчание». Знакомствос семейным законодательством. Дискуссия «Нужно ли составлять брачный договор». Венчание – мода или традиция?

    Тема 7. «Семейные игры на свежем воздухе».

    Игры: «Семейная эстафета», «Мы играем в семью».

    Тема 8.«Уют в доме. Полезные домашние советы».

    Интерьер в доме. Полезные советы от Карнеги.

    Тема 9. «О семейной экономике».

    Понятия «бюджет семьи», «дефицит», «профицит». Дискуссия: «Копить или тратить».

    Тема 10.Итоговое занятие. Выходная диагностика.


    Методическое обеспечение реализации программы.

    Перечень разделов.

    Форма занятий.

    Приёмы и методы.

    Техническое оснащение.

    Формы подведения итогов.

    Модуль 1

    «Кто, если не я»

    Тренинг, игра, дискуссия.

    Эвристическая беседа, практическая работа, объяснение нового материала,

    показ, самостоятельная работа, тренинг,

    метод проблемно-развивающего обучения.

    Экран, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, музыкальное оборудование.

    тестирование.

    Модуль 2

    «Твой выбор»

    Деловая игра, составление резюме, экскурсия, дискуссия, проект.

    Эвристическая беседа, практическая работа, объяснение нового материала,

    экскурсия, самостоятельная работа,

    игра и метод проблемно-развивающего обучения.

    Экран, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, музыкальное оборудование.

    тестирование,

    составление резюме, презентация проекта.

    Модуль 3

    «Моя малая Родина»

    Викторина, экскурсия, занятия.

    Эвристическая беседа, практическая работа, объяснение нового материала, викторина.

    Экран, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат, музыкальное оборудование.

    тестирование,

    викторина.

    Модуль 4

    «Моя семья — моя Ра радость».

    Игры, составление генеалогического древа, занятия.

    Эвристическая беседа, объяснение нового материала, дискуссия, самостоятельная работа.

    Экран, мультимедийный проектор, компьютер, фотоаппарат,

    тестирование

    Список литературы.

    модуль 1

    «Кто, если не я».

    1.Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М. Генезис,2004.

    2..Обухова Л.А. Мияскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. – М. 2005.

    3. Петленко В.П. Валеологический семинар. СПб,1996.

    4.Сизаков.А.Н. Хриптович.В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5 – 11 классы, ПТУ. М: «ВАКО», 2004.

    модуль 2

    «Твой выбор».

    1.Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб: Речь, 2006.

    2.Климов Е.А.Как выбирать профессию – М.:Просвещение,1990.

    3.Рогов Е.И.Выбор профессии. Становление профессионала.- М.2003.

    4.Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников.-М:Глобус,2006.

    5.Энциклопедия для детей. Выбор профессии.- М.2003.

    модуль 3

    «Моя малая Родина».

    1.Агатова И. Давыдова М.Патриотическое воспитание – М.2002.

    2.Видянин В.М. Военно-патриотическое воспитание в школе — М.2008.

    3.Махеева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание для детей старшего школьного возраста. М.: Аркти, 2005.

    модуль 4

    «Моя семья — моя радость».

    1.Азаров Ю.И. Семейная педагогика- М.1993.

    2.Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.1991.

    3.Ковалёв С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М: Просве щение, 1991.

    4.Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М: Просвещение, 1999.

    5.Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие. М: Просвещение, 2003.

    Файлы: Презентация Вода в природе.ppt
    Размер файла: 4990464 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология