Автор конспекта:
Автор(ы): — Ступакова Валентина Ивановна

Место работы, должность: —

ГДОУ детский сад №85 Приморского района, старший востпитатель.

Регион: — Город Санкт-Петербург

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дошкольное образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Предмет(ы): — Педагогика
Предмет(ы): — Технология
Предмет(ы): — Другое

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель

Тип ресурса: — образовательная технология

Краткое описание ресурса: —

Программа дополнительного образования:Комплексная подготовка детей к школе, составлена с учетом требований сегодняшнего времени. Приемы рацио-, эйдо-. мнемотехники, являющиеся основой программы, позволяют не только обеспечить количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а также подготовить его к новой социальной роли школьника

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 85 Приморского района

Санкт-Петербурга

Программа УТВЕРЖДАЮ:

рассмотрена Зав. ГДОУ № 85

на педагогическом Приморского района

совете ГДОУ № 85 ____________________

Дата:_______________ (ФИО)

Дата:________________

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

«КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Возраст детей: от 6 до 7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор программы: Ступакова Валентина Ивановна –

старший воспитатель ГДОУ №85

Приморского района

Cтруктура образовательной программы:

· Пояснительная записка

· Цели

· Задачи

· Условия реализации образовательной программы

· Описание форм и методов проведения занятий

· Учебно-тематический план

· Содержание программы

· Ожидаемые результаты

· Критерии и формы оценки качества знаний

· Материальноеи методическоеобеспечение программы

· Список литературы

· Приложения

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования: «Комплексная подготовка детей к школе» имеет социально-педагогическую направленность. Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а так же подготовить его к новой социальной роли школьника. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. И поэтому становится возможным формирование предпосылок будущей учебной деятельности детей, а главное – формирование психологической готовности к обучению – интереса и потребности в познании нового, трудолюбия, способности к волевым усилиям.

Оригинальность и новизна данной программы заключается в том, что её реализация позволяет комплексно решать все эти вопросы. Программа предусматривает развитие у детей не только предпосылок учебных умений и навыков: чтения, развитие фонематического слуха, математических представлений, графики письма, но так же большое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих возможностей детей.

Актуальность данной программы заключается в том, что она составлена с учетом требований сегодняшнего времени. Приемы рацио-, эйдо-, мнемотехники, являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в современном потоке информации, и, в соответствии со школьными требованиями, вооружают грамотными приемами её обработки, запоминания и воспроизведения, учат легко справляться с увеличивающимся объёмом знаний, необходимых для жизни современному человеку.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведения мнемотаблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.

Основные направления программы:

— всестороннее развитие личности ребенка;

— увеличение объема знаний;

-развитие основных мыслительных процессов (памяти, внимания, мышления);

— адаптация к новой социальной роли;

Форма обучения – специально организованные занятия, которые проводятся два раза в неделю продолжительностью –30 мин.

Наполняемость групп — до 10 человек.

Усвоение данной программы научит ребенка быть сообразительным, раскрепощенным, активным, умеющим управлять своим поведением. А также, развитые внимание, память, мышление и речь позволят ребенку успешно учиться в школе.

ЦЕЛИПРОГРАММЫ:

· Формирование психологической личностной готовности ребенка к школе:

— развитие познавательного интереса, навыков самоконтроля и самооценки;

— развитие волевых качеств, дисциплинированности, умения общаться со сверстниками, соблюдение авторитета учителя, старшего и т д.;

— формирование готовности к новой социальной роли школьника;

· Развитие и оптимизация основных мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения;

· Развитие предпосылок учебных умений и навыков;

· Развитие представлений об окружающем мире, расширение кругозора и развитие речи детей на основе имеющихся знаний;

ЗАДАЧИ:

· Образовательные задачи:

а) обучение грамоте

— cформировать навык различения гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных;

— научить определять последовательность звуков в слове, составлять схемы звуко-буквенного анализа слов;

— сформировать умение определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова;

— сформировать умение фиксировать предложение графически и определять количество слов в предложении;

— обучить навыку правильного обозначения звуков – соответствующими буквами;

— способствовать формированию навыка позиционного чтения (обращать внимание на гласную, стоящую после согласного);

— способствовать усвоению правил грамматики и правописания: заглавная буква, точка, вопросительный и восклицательный знаки, раздельное написание слов, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, запоминание словарных слов;

б) развитие математических представлений

— сформировать представление о порядковом и количественном счете;

— сформировать представление о множестве и числе, соответствии числа и цифрового символа;

— научить находить место числа в натуральном ряду чисел;

— научить определять состав числа из двух меньших;

— способствовать формированию представлений об арифметических действиях и их взаимосвязях;

— сформировать представление о геометрических фигурах;

— сформировать представление о времени и пространстве;

в) развитие основных мыслительных процессов

— обучить приемам и методам запоминания и обработки информации с помощью рацио-, эйдо-, мнемотехники;

— сформировать умение устанавливать связи, выделять главное, анализировать, осознавать логику построения материала;

· Развивающие задачи:

— развивать интеллектуальные способности детей;

— развивать навык культуры умственного труда (использование приемов рацио-,эйдо-, мнемотехники);

— развивать навык ориентировки в тетрадях;

— развивать мелкую моторику рук;

· Воспитательные задачи

— формировать мотивацию к учебной деятельности;

— воспитывать чувства ответственности и самостоятельности;

— воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные;

— воспитывать любознательность и сообразительность;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.);

Отличительной особенностью данной программы является то, что структура занятия позволяет решать обозначенные в программе задачи комплексно.

Условия реализации образовательной программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 6-7 лет

Срок реализации дополнительной образовательной программы — 1 (один) год.

Наполняемость групп– до 10 человек.

Условия приема детей в группу:

— достижение ребенком указанного возраста;

— желание родителей и подписание ими соответствующего договора;

Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут в течение учебного года.

Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут в течение учебного года.

Формы и методы проведения занятий.

Форма организации деятельности детей на занятии –

индивидуально – групповая;

Форма проведения занятий- занятие — игра

При проведении занятий используются следующие методы:

· Словесные

— устное изложение;

— беседа;

— словесные игры;

· Наглядные

— показ иллюстраций, коллажей, мнемотаблиц, логических цепочек и т.д.;

— работа в тетрадях по образцу;

— работа по таблицам «Стосчет» и «Буквоград»;

— работа по таблицам на распределение и переключение внимания;

— заучивание стихотворений с опорой на эйдо- и мнемотехнику;

· Практические

— тренинги: на определение количества звуков в слове;

на местонахождение звука в слове;

на развитие логического мышления;

ассоциативные тренинги;

на развитие грамотной речи;

— тесты: на степень психосоциальной зрелости;

на понятийное мышление;

на воображение;

на логическое мышление;

на внимание;

комбинаторный (поиск различных комбинаций);

— ориентировка на плоскости;

— выполнение арифметических действий;

— воспроизводство мнемотаблиц;

— графические диктанты;

— составление звуко-буквенных схем;

— штриховки;

· Специальные методы для запоминания информации:

— метод трансформации (превращения);

— метод Цицерона (память места);

— сюжетный метод (придумывание сюжета);

— крокирование (рисуночное письмо);

Материальное обеспечение программы.

Для реализации данной программы необходимо следующее материальное обеспечение:

— светлое помещение с левосторонним освещением;

— столы-парты в количестве 5 штук, подобранные в соответствии с ростом детей;

— детские стулья на каждого ребенка, соответствующие росту детей;

— школьная доска;

— школьные мелки (белые и цветные);

— стол и стул для педагога;

— методический шкаф для хранения методических пособий;

— простые карандаши на каждого ребенка;

— цветные карандаши: синий, красный, зеленый на каждого ребенка;

— шариковые ручки с синей пастой на каждого ребенка;

— тетради в обычную клетку;

— тетради в косую линейку;

Методическое обеспечение программы

1. Таблицы:

— таблица Н.Зайцева «Стосчет»;

— таблица «Буквоград»;

— таблицы: «Том и Тим», «Ступеньки Тома и Тима»; «Твердыш и Мякиш»;

— таблицы на распределение внимания (буквы, цифры, птицы, морские животные, рифмы, омонимы);

— таблицы на переключение внимания (буквы – картинки, количество-цифра);

— таблица «Буквы – подружки»;

— таблица «Буквы и звуки»;

— таблица «Примеры и ответы»;

— таблица «Геометрические фигуры – родственники»;

— таблица «Подбери соответствующую фигуру»;

— таблица «Маски»;

— таблицы для упражнений «Слово рассыпалось» и «Грамматическая арифметика»;

— таблицы на развитие логического мышления, поиск взаимосвязей: «Бабочка», «Верблюд», «Волк», «Найди девятое», «Животные», «Платье», «Птицы», « Хлеб»,

— таблица «Вини Пух и Пятачок» (комбинаторный тест);

— таблицы на словообразование;

2. Коллажи:

— коллажи из серии «Буквоград» (на что похожи буквы);

— коллажи из серии «Цифроград» («На что похожи цифры», «Состав числа», «Козленок, который умел считать до 10», «Считаем сказочных героев»);

— коллажи для составления рассказов и развития речи: «Звуки на лесной поляне», «Чебурашка», «Случай в лесу», «Времена года», «Пустыня», «Сказка о приключениях буквы Р»;

3. Мнемотаблицы:

— мнемотаблицы на знакомство с цифрами;

— мнемотаблицы на состав числа;

— мнемотаблицы по грамоте;

— мнемотаблицы со стихами;

4. Карточки:

— карточки для чтения (короткие, длинные слова, фразы,

предложения, небольшие рассказы);

— карточки с примерами (с однозначными и двухзначными

числами);

— карточки с круговыми примерами;

— карточки для чтения выражений со знаками «>», «», «», «», «», «», «», «», «», «», «

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология