Автор конспекта:
Автор(ы): — Ступакова Валентина Ивановна
Место работы, должность: —
ГДОУ детский сад №85 Приморского района, старший востпитатель.
Регион: — Город Санкт-Петербург
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дошкольное образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Предмет(ы): — Педагогика
Предмет(ы): — Технология
Предмет(ы): — Другое
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Тип ресурса: — образовательная технология
Краткое описание ресурса: —
Программа дополнительного образования:Комплексная подготовка детей к школе, составлена с учетом требований сегодняшнего времени. Приемы рацио-, эйдо-. мнемотехники, являющиеся основой программы, позволяют не только обеспечить количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а также подготовить его к новой социальной роли школьника
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 85 Приморского района
Санкт-Петербурга
Программа УТВЕРЖДАЮ:
рассмотрена Зав. ГДОУ № 85
на педагогическом Приморского района
совете ГДОУ № 85 ____________________
Дата:_______________ (ФИО)
Дата:________________
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
«КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
Возраст детей: от 6 до 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы: Ступакова Валентина Ивановна –
старший воспитатель ГДОУ №85
Приморского района
Cтруктура образовательной программы:
· Пояснительная записка
· Цели
· Задачи
· Условия реализации образовательной программы
· Описание форм и методов проведения занятий
· Учебно-тематический план
· Содержание программы
· Ожидаемые результаты
· Критерии и формы оценки качества знаний
· Материальноеи методическоеобеспечение программы
· Список литературы
· Приложения
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования: «Комплексная подготовка детей к школе» имеет социально-педагогическую направленность. Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а так же подготовить его к новой социальной роли школьника. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. И поэтому становится возможным формирование предпосылок будущей учебной деятельности детей, а главное – формирование психологической готовности к обучению – интереса и потребности в познании нового, трудолюбия, способности к волевым усилиям.
Оригинальность и новизна данной программы заключается в том, что её реализация позволяет комплексно решать все эти вопросы. Программа предусматривает развитие у детей не только предпосылок учебных умений и навыков: чтения, развитие фонематического слуха, математических представлений, графики письма, но так же большое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих возможностей детей.
Актуальность данной программы заключается в том, что она составлена с учетом требований сегодняшнего времени. Приемы рацио-, эйдо-, мнемотехники, являющиеся основой программы, помогают ребенку ориентироваться в современном потоке информации, и, в соответствии со школьными требованиями, вооружают грамотными приемами её обработки, запоминания и воспроизведения, учат легко справляться с увеличивающимся объёмом знаний, необходимых для жизни современному человеку.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, запоминание и воспроизведения мнемотаблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.
Основные направления программы:
— всестороннее развитие личности ребенка;
— увеличение объема знаний;
-развитие основных мыслительных процессов (памяти, внимания, мышления);
— адаптация к новой социальной роли;
Форма обучения – специально организованные занятия, которые проводятся два раза в неделю продолжительностью –30 мин.
Наполняемость групп — до 10 человек.
Усвоение данной программы научит ребенка быть сообразительным, раскрепощенным, активным, умеющим управлять своим поведением. А также, развитые внимание, память, мышление и речь позволят ребенку успешно учиться в школе.
ЦЕЛИПРОГРАММЫ:
· Формирование психологической личностной готовности ребенка к школе:
— развитие познавательного интереса, навыков самоконтроля и самооценки;
— развитие волевых качеств, дисциплинированности, умения общаться со сверстниками, соблюдение авторитета учителя, старшего и т д.;
— формирование готовности к новой социальной роли школьника;
· Развитие и оптимизация основных мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения;
· Развитие предпосылок учебных умений и навыков;
· Развитие представлений об окружающем мире, расширение кругозора и развитие речи детей на основе имеющихся знаний;
ЗАДАЧИ:
· Образовательные задачи:
а) обучение грамоте
— cформировать навык различения гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных;
— научить определять последовательность звуков в слове, составлять схемы звуко-буквенного анализа слов;
— сформировать умение определять количество слогов по количеству гласных, определять ударную часть слова;
— сформировать умение фиксировать предложение графически и определять количество слов в предложении;
— обучить навыку правильного обозначения звуков – соответствующими буквами;
— способствовать формированию навыка позиционного чтения (обращать внимание на гласную, стоящую после согласного);
— способствовать усвоению правил грамматики и правописания: заглавная буква, точка, вопросительный и восклицательный знаки, раздельное написание слов, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, запоминание словарных слов;
б) развитие математических представлений
— сформировать представление о порядковом и количественном счете;
— сформировать представление о множестве и числе, соответствии числа и цифрового символа;
— научить находить место числа в натуральном ряду чисел;
— научить определять состав числа из двух меньших;
— способствовать формированию представлений об арифметических действиях и их взаимосвязях;
— сформировать представление о геометрических фигурах;
— сформировать представление о времени и пространстве;
в) развитие основных мыслительных процессов
— обучить приемам и методам запоминания и обработки информации с помощью рацио-, эйдо-, мнемотехники;
— сформировать умение устанавливать связи, выделять главное, анализировать, осознавать логику построения материала;
· Развивающие задачи:
— развивать интеллектуальные способности детей;
— развивать навык культуры умственного труда (использование приемов рацио-,эйдо-, мнемотехники);
— развивать навык ориентировки в тетрадях;
— развивать мелкую моторику рук;
· Воспитательные задачи
— формировать мотивацию к учебной деятельности;
— воспитывать чувства ответственности и самостоятельности;
— воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные;
— воспитывать любознательность и сообразительность;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание и т.д.);
Отличительной особенностью данной программы является то, что структура занятия позволяет решать обозначенные в программе задачи комплексно.
Условия реализации образовательной программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 6-7 лет
Срок реализации дополнительной образовательной программы — 1 (один) год.
Наполняемость групп– до 10 человек.
Условия приема детей в группу:
— достижение ребенком указанного возраста;
— желание родителей и подписание ими соответствующего договора;
Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут в течение учебного года.
Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут в течение учебного года.
Формы и методы проведения занятий.
Форма организации деятельности детей на занятии –
индивидуально – групповая;
Форма проведения занятий- занятие — игра
При проведении занятий используются следующие методы:
· Словесные
— устное изложение;
— беседа;
— словесные игры;
· Наглядные
— показ иллюстраций, коллажей, мнемотаблиц, логических цепочек и т.д.;
— работа в тетрадях по образцу;
— работа по таблицам «Стосчет» и «Буквоград»;
— работа по таблицам на распределение и переключение внимания;
— заучивание стихотворений с опорой на эйдо- и мнемотехнику;
· Практические
— тренинги: на определение количества звуков в слове;
на местонахождение звука в слове;
на развитие логического мышления;
ассоциативные тренинги;
на развитие грамотной речи;
— тесты: на степень психосоциальной зрелости;
на понятийное мышление;
на воображение;
на логическое мышление;
на внимание;
комбинаторный (поиск различных комбинаций);
— ориентировка на плоскости;
— выполнение арифметических действий;
— воспроизводство мнемотаблиц;
— графические диктанты;
— составление звуко-буквенных схем;
— штриховки;
· Специальные методы для запоминания информации:
— метод трансформации (превращения);
— метод Цицерона (память места);
— сюжетный метод (придумывание сюжета);
— крокирование (рисуночное письмо);
Материальное обеспечение программы.
Для реализации данной программы необходимо следующее материальное обеспечение:
— светлое помещение с левосторонним освещением;
— столы-парты в количестве 5 штук, подобранные в соответствии с ростом детей;
— детские стулья на каждого ребенка, соответствующие росту детей;
— школьная доска;
— школьные мелки (белые и цветные);
— стол и стул для педагога;
— методический шкаф для хранения методических пособий;
— простые карандаши на каждого ребенка;
— цветные карандаши: синий, красный, зеленый на каждого ребенка;
— шариковые ручки с синей пастой на каждого ребенка;
— тетради в обычную клетку;
— тетради в косую линейку;
Методическое обеспечение программы
1. Таблицы:
— таблица Н.Зайцева «Стосчет»;
— таблица «Буквоград»;
— таблицы: «Том и Тим», «Ступеньки Тома и Тима»; «Твердыш и Мякиш»;
— таблицы на распределение внимания (буквы, цифры, птицы, морские животные, рифмы, омонимы);
— таблицы на переключение внимания (буквы – картинки, количество-цифра);
— таблица «Буквы – подружки»;
— таблица «Буквы и звуки»;
— таблица «Примеры и ответы»;
— таблица «Геометрические фигуры – родственники»;
— таблица «Подбери соответствующую фигуру»;
— таблица «Маски»;
— таблицы для упражнений «Слово рассыпалось» и «Грамматическая арифметика»;
— таблицы на развитие логического мышления, поиск взаимосвязей: «Бабочка», «Верблюд», «Волк», «Найди девятое», «Животные», «Платье», «Птицы», « Хлеб»,
— таблица «Вини Пух и Пятачок» (комбинаторный тест);
— таблицы на словообразование;
2. Коллажи:
— коллажи из серии «Буквоград» (на что похожи буквы);
— коллажи из серии «Цифроград» («На что похожи цифры», «Состав числа», «Козленок, который умел считать до 10», «Считаем сказочных героев»);
— коллажи для составления рассказов и развития речи: «Звуки на лесной поляне», «Чебурашка», «Случай в лесу», «Времена года», «Пустыня», «Сказка о приключениях буквы Р»;
3. Мнемотаблицы:
— мнемотаблицы на знакомство с цифрами;
— мнемотаблицы на состав числа;
— мнемотаблицы по грамоте;
— мнемотаблицы со стихами;
4. Карточки:
— карточки для чтения (короткие, длинные слова, фразы,
предложения, небольшие рассказы);
— карточки с примерами (с однозначными и двухзначными
числами);
— карточки с круговыми примерами;
— карточки для чтения выражений со знаками «>», «», «», «», «», «», «», «», «», «», «