Автор конспекта:
Автор(ы): — Переверзева Елена Геннадьевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №1 ст. Курская, Ставропольский край, учитель информатики, ООАКМР ИМС, методист

Регион: — Ставропольский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: — сформировать знания, умения и навыки о защите информации, представленной в электронном виде, от вредоносных программ, научить применять антивирусную программу «Антивирус Касперского». Создать коллективный учебный проект по теме: «Можно ли защитить информацию?».

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Используемые учебники и учебные пособия: —

Справка Антивируса Касперского 6.0 для Windows Workstations, встроенная в программу

«Информатика и ИКТ 10 -11кл.» Н. Угринович

Используемая методическая литература: —

http://www.kaspersky.ru/

Используемое оборудование: —

Базовый пакетПОMicrosoft (операционная система, набор офисных приложений). Компьютерный класс с выходом в Интернет, проектор

Используемые ЦОР: —

Справка Антивируса Касперского 6.0 для Windows Workstations, встроенная в программу

Авторский материал

Краткое описание: — Задачи:  образовательные: дать представление о вредоносных программах, познакомить с их классификацией, выработать умение и навыки защиты информации, научить применять программные средства для защиты информации, углубить знание об антивирусных программах.  воспитательные: показать роль знаний в человеческом обществе, способствовать воспитанию ответственности за используемые и создаваемые программные продукты, совершенствовать навыки общения.  развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Тип урока: комбинированный Ход урока Организация урока Цель урока Актуализация темы Изучение новой темы Понятие компьютерного вируса и вредоносных программ. История Фото, среда существования Типы компьютерных вирусов. Практическая работа «Защита информации» с Антивирусом Касперского 1 этап Источники угроз Распространение Виды угроз, типы вирусов, тест 2 этап Виды защит 3 этап Поиск вирусов 4 этап Сервис Пауза Игра "Угадай слово" Проект Представление проектов Касперский Антивирусные программы. Уголовная ответственность Профессии Домашнее задание Итог урока

Ход урока
Организация урока
Как мы радуемся, приобретая компьютер. Сегодня он наш помощник, друг. Практически во всех организациях можно видеть этого труженика.
Для чего нужен компьютер дома, школе, организациях?
Приходя, домой, многие слушают музыку, смотрят фильмы и т. Д…
И вдруг компьютер перестает работать. Что делать, в чем причина?
Конечно, причин много: сгорело, сломалось, … вирусы..
А что такое вирусы?
Тема урока:
Сегодня мы создадим проект по теме: «Можно ли защитить информацию?», на уроке будем выполнять записи, выделять главное, поработаемс программой «Антивирус Касперского», справочной системой, интерактивным тестом, офисными программами для создания проекта.
Изучение новой темы
Что такое компьютерный вирус?
Компьютерный вирус – это специально написанная программа небольшого размера, способная "внедряться" в тело какой-либо другой программы, перехватывать управление, чаще всего саморазмножатьсяс задачей прекращения работы компьютера или уничтожения информации.
Это программа, которая:
Ÿ портит файлы и каталоги
Ÿ искажает результаты вычислений
Ÿ засоряет или стирает память
Ÿ создает помехи в работе компьютера
Устрашающе, правда?
Может быть, и не так сильно страшны вирусы и вредоносные программы, отформатировали компьютеры, и нет вирусов?
Кто и почему создает вирусы?
Хулиганство
Воровство
Бизнес
Задумайтесь!!! Ущерб, причиняемый вирусами по данным Computer Economics: в 2002 году $11 млрд.в 2003 году $12,5 млрд,в 2004 году ущерб только от эпидемии MyDoom составил более $4 млрд.
Предыстория
Компьютерные вирусыявляются однойиз разновидностей компьютерного вандализма, получившегораспространение в конце 80-х гг. Исторически их возникновение связанос идеей создания самовоспроизводящихся программ. Идея самовоспроизводящихся механизмовисследовалась еще Джоном фон Нейманом, который в 1951 г. предложилметод создания таких механизмов. Первой публикацией можно считать статьюЛ.С.Пенроуза (L.S.Penrose) о самовоспроизводящихся механических структурах[Penrose59], опубликованнуюв 1959 г. Американским журналом "ScientificAmerican". В этой статье, наряду с примерами чисто механических конструкций, была приведена некая двумерная модель подобных структур, способныхк активации,захвату иосвобождению. Под влиянием этой статьи Ф.Ж.Шталь (F.G.Stahl) запрограммировал на машинном языке ЭВМ IBM 650 биокибернетическую модель, в которой существа двигались, питаясь ненулевыми словами[Dewdney85]. ПриN передвиженияхбез пищи существо умирало от голода, а после съедания определенного количества слов порождало новое.При размножениибыла предусмотренавозможность мутаций, в ходе которыхсущества могли приобретать способность пожирать себе подобных итерять возможностьк размножению.В ходе пробного прогона один бесплодный мутант съел единственного, способного к размножению.[1]
ЭВМ IBM 650 III поколение
[1] (Н.Н.БЕЗРУКОВ К О М П Ь Ю Т Е Р Н А Я В И Р У С О Л О Г И Я Справочное руководство Киев "Украинская Советская энциклопедия имени М.П.Бажана 1991)
Большая популярность персональных компьютеров вместе со стремительным развитием сети Интернет способствовало к появлению большого количества различных вредоносных программ – вирусов. Вирусы порой делают работу на компьютере невыносимой (глюки, сбои, утечка информации, "торможение" системы), а порой и вообще грозят "падению" операционной системы и уничтожению полезной информации. Попытаемся разобраться что же такое вирус, как с ним бороться и какие виды вирусов нам угрожают…
Как вирус проникает в компьютер
Вирусы попадают на жесткий диск компьютера или его оперативную память: переносные хранилища данных – гибкие дискеты, CD и DVD диски, флэшки, но самое большое количество компьютерных вирусов попадает на наши с вами компьютеры через сеть Интернет.
Написанием этих самых вирусов занимаются как одиночки, так и группы хакеров. Результат всегда один и тот же — падение операционной системы, потеря или кража полезной информации (паролей, ключей) несмотря на совершенно разные на первый взгляд мотивы написания вирусов. Несмотря на то, что создание и тем более распространение данных программ является незаконным для большинства стран, вирусописание процветает и навряд ли исчезнет. Во всяком случае, в ближайшее будущее…
Чаще всего вирусы поражают исполняемые файлы с расширением exe, com, sys, bat и загрузочные секторы компьютерных дисков.
Классификация вирусов
В большой количество разнообразных вирусов, обитающих в настоящее время в сети Интернет несложно запутаться. Но всё же компьютерные вирусы принято классифицировать. Разложим по полочкам…
По среде обитания
1. сетевые вирусы (они распространяются по разным компьютерным сетям);
2. файловые вирусы (заражают исполняемые файлы программ – com, exe, bat.);
3. загрузочные вирусы (заражают загрузочный сектор диска (boot-sector) или сектор, содержащий программу загрузки системного диска – MasterBootRecord);
4. файлово-загрузочные (действуют так же как и загрузочные вирусы)
По способу заражения
1. резидентные (такой вирус при инфицировании ПК оставляет в оперативке свою резидентную часть, которая потом перехватывает обращение ОС к объектам заражения и поражает их. Резидентные вирусы живут до первой перезагрузки ПК);
2. нерезидентные (не заражают оперативную память и могут быть активными ограниченное время)
По алгоритму работы
1. паразитические (меняют содержимое файлов и секторов диска. Такие вирусы легко вычисляются и удаляются);
2. мутанты (их очень тяжело обнаружить из-за применения в них алгоритмов шифрования. Каждая следующая копия размножающегося вируса не будет похожа на предыдущую);
3. репликаторы (вирусы-репликаторы, они же сетевые черви, проникают через компьютерные сети, они находят адреса компьютеров в сети и заражают их);
4. троянский конь (один из самых опасных вирусов, так как трояны не размножаются, а воруют ценную (порой очень дорогую) информацию – пароли, банковские счета, электронные деньги и т.д.);
невидимки (это трудно обнаружимые вирусы, которые перехватывают обращения ОС к зараженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего незараженные участки.
Новая классификация вирусов
Вредоносных объектов большое количество, они могут обладать одинаковыми признаками и свойствами, которые не позволяют их отличить друг от друга. Из-за того, что каждая компания придерживается своей классификации, возникают проблемы. Поэтому единая классификация просто необходима. На саммите была представлена новая классификация, согласно которой все вредоносы делятся на две группы: Malware и PUPs.
Malware: вредоносные программы, созданные специально для не санкционированного пользователем уничтожения,блокирования, модификации или копирования информации, нарушения работы компьютеров или компьютерных сетей.К данной категории относятся вирусы, черви, троянские программы и иной инструментарий, созданный для автоматизации деятельности злоумышленников (инструменты для взлома, конструкторы полиморфного вредоносного кода и т.д.).
PUPs — потенциально-нежелательные программы:PUPs (Potentially Unwanted Programs) — это программы, которые разрабатываются и распространяются легальными компаниями, могут использоваться в повседневной работе, например, системных администраторов.Казалось бы, за что их тогда детектировать?Проблема заключается в том, что некоторые программы обладают набором функций, которые могут причинить вред пользователю только при выполнении ряда условий.
Практическая работас программой «Антивирус Касперского»
«Защита от вирусов»
Цель: изучить основные компоненты программы «Антивирус Касперского», научиться осуществлять поиск вирусов на различных носителях, создать Проект-рекомендацию для учащихся, работающих с антивирусной программой.
Этапы работы:
· Работа со справкой
· Виды защит
· Поиск вирусов
· Сервис (обновление и поддержка)
Этап 1. Запуск программы. Работа со справкой
(http://forum.kasperskyclub.ru/index.php?showtopic=2308
– о логотипах)
Найдите ярлык программы и запустите, откроется окно программы.
Начнем изучение программы со знакомством интерфейса и справочной системы. Справка представляет учебник по работе не только с программой, но знакомит с основными видами угроз и способами обнаружения и защиты.
Изучаем справочную систему программы:
· С чего начать, на что обратить внимание, как искать информацию в справке?
· Источники угроз
· Распространение угроз
· Виды угроз.
Изучить виды угроз вам поможет тест, обратите внимание на основные характеристики вредоносных программ.
Тест «Вирусы»
1. Можно ли утверждать, что если компьютер не подключен к Интернет, то на нем нет вирусов?
да нет
2. Правда ли, что черви воруют конфиденциальную информацию и не способны самостоятельно проникать на компьютер?
да нет
3. Черви это программы, которые пользователь может установить на компьютер под видом полезного программного обеспечения.
да и нет
4. Может ли программа-шпион, узнать какие программы установлены на вашем компьютере, каким оборудованием вы пользуетесь, и проследить ваши действия?
да нет
5. Всегда ли программы Adware вредны?
да нет
Этап 2. Виды защит
Изучите, какие виды защит предоставляет данная версия программы?
Объясните, что означает каждый вид защиты.
Проактивная защита на сайте: http://www.viruslist.com/ru/analysis?pubid=170273483
- эвристическая технология, позволяющая защитить компьютер от неизвестных вирусов.
Этап 3. Поиск вирусов
Как выбрать объекты для проверки?
Как добавить объект для проверки? Как еще можно проверить объекты на вирусы?
Щелчком правой кнопки мыши на исследуемом объекте из выпадающего меню выберите пункт «Проверить на вирусы»
Онлайн проверка на вирусы:http://support.kaspersky.ru/viruses/online
Добавление объектов для проверки на вирусы.
Проверка критических областей.
Этап 4. Сервис.
Какой сервис предоставляет данная версия программа?
Для чего нужен аварийный диск?
Какую поддержку осуществляет программа?
Ребята, с этой страницы можно перейти на сайт Лаборатории Касперского и узнать много полезной информации.
Пауза. Игра «Угадай слово»
Учитель загадывает слово, дает ученикам наводящие вопросы, а они отгадывают .
Вопрос 1
Так называют главных аналитиков Лаборатории Касперского.
Точно также называют птиц в лесу.
Эти птицы главные санитары леса. (дятлы)
Вопрос 2
Может быстро передаваться от одного объекта к другому.
Ее нужно защищать.
Бывает текстовая, графическая, звуковая, видео… (информация)
Вопрос 3
Это есть почти у каждого
Он тоже является объектомдля хакерских атак
В нем есть операционная система и через него осуществляют финансовые операции. (телефон)
Вопрос4
Бывает торговая
Ее нужно обновлять
В ней хранятся различные данные (база)
Вопрос 5
Быстро распространяется
Постоянно эволюционирует
Бывает биологическим и компьютерным (вирус)
(Физкультминутка)
Работа над проектом
Коллективный учебный проект «Можно ли защитить информацию?»
· Инструкция по обнаружению вредоносных объектов и действия пользователя.
· Рекомендации для пользователей,по профилактике заражений от компьютерных вирусов.
· Реклама программы «Антивирус Касперского».
Критерии оценивания:
1. Полнота информации
2. Качество оформления
3. Умение выделять главное.
4. Умение делать вывод
Проект 1
Тема проекта: «Инструкция по обнаружению вредоносных объектов и действия пользователя»
Изучите справку «Признаки заражения» и «Что делать при наличии признаков заражения».
Цель: помочь пользователю определить не заражен ли его компьютер и защитить информацию.
Замечания: воспользуйтесь своей инструкцией иопределите не заражен ли ваш компьютер, напишите об этом в проекте
Проект 2
Тема проекта: «Рекомендации для пользователей,по профилактике заражений от компьютерных вирусов».
Изучите справку «Профилактика заражений».
Цель: помочь пользователю защитить информацию и подготовить его к неожиданной встречи с вирусами.
Замечания: что используетелично вы для профилактики заражения?
Проект 3
Тема проекта: «Реклама программы «Антивирус Касперского»
Цель: помочь пользователю в выборе программы для защиты информации.
Попробуйте ответить на вопросы:
1. От чего может защитить антивирусная программа?
2. На сколько удобен интерфейс программы?
3. Как приобрести лицензионную программу?
4. Как проверить файл на вирусы, если закончилась лицензия или нет ключа?
5. Что делать, если возникли проблемы при установке и пуске программы?
Замечания: расскажите, авам удобно пользовать данной программой.
Проект 4
Тема проекта: «Инструкция как работать с программой Антивирус Касперского»
Изучите справку «Введение в справку Антивируса Касперского 6.0 для Windows Workstations» и «Что нового в Антивирусе Касперского 6.0 для Windows Workstations», «На чем строится защита Антивируса Касперского», «Как проверить на вирусы компьютер».
Цель: помочь пользователю освоить работу с программой «Антивирус Касперского»
Замечания: попросите товарища воспользоваться вашей инструкцией и посмотрите на сколько успешно он работает с программой.
Проект 5
Тема проекта: «Вирусы в разных операционных системах»»
Изучите справку «Введение в справку Антивируса Касперского 6.0 для Windows Workstations» и «Что нового в Антивирусе Касперского 6.0 для Windows Workstations», «На чем строится защита Антивируса Касперского», «Как проверить на вирусы компьютер».
Цель: помочь пользователю освоить работу с программой «Антивирус Касперского»
Проблемный вопрос: одинаково ли ведут себя вирусы в разных операционных системах?
Замечания: попросите товарища воспользоваться вашей инструкцией и посмотрите на сколько успешно он работает с программой.
Представление проектов (сдача учителю по сети)
Уголовная ответственность
Глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации (УК РФ).
Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации
1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ
Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами, — наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев. 2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, -наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред,- наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.
Профессии
"Защита информации, информационная безопасность"
"Компьютерная безопасность "
"Криптография"
"Информационная безопасность телекоммуникационных систем"
Домашняя работа
«Информатика и ИКТ 10 -11кл.» гл.1.10
Сообщение: «Вирусы и антивирусные программы»
Скачайте программу «Антивирус
Касперского 2009» с сайта http://www.kaspersky.ru/ и установите и сравните с версией «Антивирус
Касперского 6.0»
Создайте словарь по теме «Вредоносные программы и средства защиты»
В прикрепленных файлах: презентация урока и творческие проекты учащихся
Итог урока
Безопасность—это не то, что вы изучаете только один раз и продолжаете использовать в течение всего времени. Безопасность требует, чтобы вы постоянно продолжали процесс обучения. Каждый день появляются новые вредоносные программы все более изощренные, идет эволюция. Вы сможете успешно противостоять атакам, если будете все время в курсе самых свежих событий в области компьютерной безопасности.
http://user2008.ucoz.ru/publ/8-1-0-6 — материалы урока на школьном сайте

Файлы: proekt.rar
Размер файла: 814772 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология