Автор конспекта:
Автор(ы): — Ионова Галина Викторовна
Место работы, должность: — МОУ Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1 учитель русского языка и литературы
Регион: — Московская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Знакомство с личностью А.В. Вампилова, анализ пьесы "Старший сын", воспитание у учащихся таких нравственных качеств, как: доброта, благородство, нравственность
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
Текст пьесы Вампилова "Старший сын"
Используемая методическая литература: —
Используемое оборудование: —
презентация
Краткое описание: — Открытый урок, посвященный жизни и творчеству Александра Валентиновича Вампилова, раскрывает духовный мир писателя, выявляет разносторонний круг его интересов, увлечений. Подробный анализ текста комедии «Старший сын» позволяет воспитывать у учеников важнейшие нравственные понятия: доброту, искренность, порядочность, благородство, чувство собственного достоинства.
Чтение стихотворения Петра Реутского:
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил её, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…
Всё моё со мной останется,
И со мной, и на земле
У кого – то сердце ранится
На моём родном селе.
Будут вёсны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
— Прозвучало стихотворение Петра Реутского. Оно посвящено человеку, который вошел в литературу молодым, молодым в ней и остался. Он прожил всего 35 лет. Александр Валентинович Вампилов (слайды 1,2). Валентин Распутин сказал о нем: « Он был талантлив вдвойне – и как человек, и как писатель».
Александр Вампилов ни одного дня не мог прожить без музыки. В его доме хранилась гитара, старинная, оставшаяся еще от деда, поэтому особенно притягательная. В тесном дружеском кругу под аккомпанемент гитары звучали и щемяще трогали за сердце романсы на стихи А.С. Пушкина, А. Дельвига, М. Ю. Лермонтова и других авторов. (слайд 3, прослушивание романса на стихи А. Пушкина).
— Нам предстоит познакомиться с жизнью А. Вампилова, окунуться в творческий мир писателя. Подумайте, какие строки из тех, что прозвучат сегодня, можно поставить эпиграфом к уроку? В каких из них выражается сущность этого человека?
Близкие друзья называли Вампилова просто и ласково: «Саня». От этого имени образован псевдоним Александр Санин, которым молодой драматург подписал свою первую книгу, она называлась «Стечение обстоятельств».
Сообщение ученика о А.В. Вампилове
Александр Валентинович Вампилов родился в 1937 году в посёлке Кутулик Иркутской области в учительской семье. Волею обстоятельств вынужден был расти без отца. Валентина Никитича по ложному доносу арестовали и расстреляли в 1938 году. Накануне рождения сына он писал жене Анастасии Прокопьевне : « Вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь, как бы он не стал писателем, так как я во сне вижу писателей».
Вещий отцовский сон оправдался, родился будущий писатель, драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды». ( слайд 4 родители)
В юностиВампилов зачитывался произведениями Н.В. Гоголя и В. Белинского, все вспоминают, что Александр прекрасно пел, у него был небольшой, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера исполнения, но пел он не часто, только среди своих, близких друзей, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи С. Есенина и Н. Рубцова, с которым подружился позже, во время учебы в литературном институте. Рыбная ловля и охота также входят в круг его интересов.
После окончания школы Александр Вампилов учился на историко – филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты « Советская молодежь», увлекся драматургией, стал писать пьесы.
Иркутяне по праву гордятся своим талантливым земляком. В городе есть театр, носящий его имя, на центральной площади Иркутска стоит памятник Александру Вампилову, в залах старейшего музея Сибири проходят вечера, посвященные памяти драматурга. ( слайды5, 6, 7)
В 1965 году А. Вампилов привёз в Москву в театр «Современник» и предложил О.Н. Ефремову пьесу « Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1970 году – « Старший сын». При жизни писателя были поставлены всего две пьесы: «Прощание в июне» и «Старший сын». Шли годы так называемого застоя, не обо всём можно было писать прямо и открыто. Молодого драматурга глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале того времени. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра, милосердия — вот основные мотивы его пьес.(слайд8)
« Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели писателя.
Вампилов утонул в Байкале летом 1972 года. «Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, — вспоминал Вячеслав Шугаев.- От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он писал Сарафанова, музыканта из «Старшего сына», играющего на похоронах. Похоронен А. Вампилов в Иркутске.
— Жизнь оборвалась на самом её взлете, жизнь, которой, казалось, не будет конца, которой он сам привык диктовать условия, ведь Саня даже не позволял себе утонуть. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Вампилов поплыл к берегу. И он доплыл, и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало.
На берегу в это время стояла машина. Люди, приехавшие на машине, курили, равнодушно наблюдая за происходящим, за борющимся со смертью человеком. Вдруг кто – то истошным голосом закричал: « Люди, люди, киньте запасное колесо от машины, киньте хоть палку, протяните навстречу руку, но сделайте что – нибудь». Люди, оставив кинутую реплику без внимания, поглазели еще раз на утопающего, сели спокойно в машину и уехали. Так печально и трагично оборвалась жизнь человека. (слайд 9)
Смерть А. Вампилова потрясла его друзей. 20 августа 1972 года в газете «Советская молодежь» был опубликован некролог, написал его иркутский поэт Марк Сергеев. (слайд 10)
Сообщение ученика
« Не стало нашего Саши. Не верится в это, не верится. Мы гордились, когда узнали, что пьесами Саши заинтересовались Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Юрий Любимов. В сентябре он вновь собирался в Москву. Одному из нас обещал привезти модный галстук и пластинку вальсов Шопена, а другой советовался с Сашей о своём отпуске, и они вместе составляли «план».
А потом он уехал в гости к Байкалу, и старик его обратно не отпустил…
Теперь о тебе, Саша, нужно говорить «был». Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал об этом неделю назад. И глаза твои, острый восточный разрез которых всегда говорил, что ты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись бы вместе с тобой. Но мы не скажем, Саша, что ты был, потому что ты останешься с нами среди своих героев, среди дел и поступков своих друзей. Они будут жить как же любя жизнь и людей, как ты. Мы сбережем память о твоей прямоте и честности, о твоём уважении к творчеству.
А ещё мы будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно».
-Подумайте, какие строки выражают сущность личности Александра Вампилова и могут стать эпиграфом к нашему уроку? («Будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно» Марк Сергеев – запись эпиграфа в тетрадях)
Чтение учеником стихотворения Александра Вампилова (слайд 11)
Что неприветливо, широкий дол, шумишь?
Не можешь мне простить разлуки?
Что не хранят, чего не помнят люди,
То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.
Я навсегда в твоих лугах бескрайних,
Я навсегда в твоих лугах густых.
И после всех дорог судьбы –
Случайных,
Извилистых, запутанных, крутых –
Последняя дорога мне
Прямая –
Сюда, чтобы спокойно умереть…
(слайд 12)
— Если так переживали безвременную гибель Вампилова его друзья, можно представить, каково матери, пережившей своего сына.
Сообщение ученика
Анастасия Прокопьевна Копылова – Вампилова была учителем математики в сельской школе. Именно ей посвятил свой шедевр – рассказ « Уроки французского» — Валентин Распутин. Хорошо знавшие её люди вспоминают, что мать драматурга была человеком величайшего такта и благородства.
Из воспоминаний Анастасии Прокопьевны Копыловой – Вампиловой: « С первых курсов университета Саня стал писать рассказы, читал их мне, и когда сказал, что хочет писать пьесы, я выразила большое сомнение, по силам ли ему? А Саша сказал: « Ты, мама, не веришь в меня». На что я ответила: « Матери всегда должны быть строги к своим детям и их способностям». И незадолго до гибели Саша сказал мне: « А ведь ты, мама, не верила в меня». Подарив мне пьесу «Старший сын», изданную в Москве, Саша написал на ней: « Дорогой маме от младшего сына».
(слайд 13, перечень книг А. Вампилова)
Запись в тетрадях важнейших дат жизни и творчества А. Вампилова (слайды 14,15)
1937г. – родился А.В. Вампилов. Поселок Кутулик. Иркутская область. Родился драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды».
1960г. — закончил историко – филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь». Увлечение драматургией.
1965г. – приезд в Москву в театр «Современник»
1966г. – «Прощание в июне»
1970г. – « Старший сын», «Утиная охота»
1972г. – «Прошлым летом в Чулимске». Август 1972г. – трагическая гибель писателя
— Александр Вампилов любил повторять: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека». Переходим к обсуждению пьесы «Старший сын». В конце 60-х первой половине 70-х годов пьеса была поставлена более чем в 50 городах нашей страны, а также за рубежом (в Болгарии, Венгрии, Германии, Польше). В 1976 году режиссер Виталий Мельников снял фильм по этому произведению, пригласил замечательных актеров , которые сумели мастерски воплотить характеры главных героев, передать замысел автора – драматурга Александра Вампилова.
Вопросы для анализа
- -Вспомните, какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых? ( слайд 16)
- — Что можно рассказать о членах этой семьи? Почему Андрей Григорьевич поверил, признал в Володе Бусыгине старшего сына? Можно ли его назвать неудачником? (слайд 17)
- Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы? (слайд 18)
- Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы? (слайд 19)
- Расскажите о Володе Бусыгине. Каковы главные черты его характера? Как характеризует Володю его отношение к семье Сарафановых? Изменила ли его встреча с этой семьей? ( слайды 20, 21)
- Докажите, что Сильва по сути тоже сирота при живых родителях. Где проявляется цинизм и практичность Сильвы? (слайд 22)
- Ваше мнение о женихе Нины – Михаиле Кудимове? Что настораживает в нем? Какова, на ваш взгляд, главная черта его характера? (слайд 23)
— Александр Вампилов использовал несколько названий для своего произведения – «Предместье», «Нравоучения с гитарой», «Семья Сарафановых».
- Почему «Старший сын» — наиболее удачное? Что утверждает Александр Вампилов в человеке? (слайд 24)
Главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее
кровного родства.
Подводя итоги, обратимся к высказыванию В. Распутина о творчестве Вампилова: « Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение» ( слайд 25)
Я надеюсь, что творчество А. Вампилова оставило глубокий след в ваших душах, заставило о многом задуматься, многое переосмыслить, расставить жизненные приоритеты. Сегодня мы только лишь приоткрыли дверцу в мир талантливого большого писателя. Этот мир надо постигать через его произведения.
Д/З: подготовить отзыв о прочитанной книге по следующему плану:
Отзыв о прочитанной книге (ученическая работа)
«Давайте будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно», — эти слова своему другу Александру Вампилову посвятил сибирский поэт Марк Сергеев. Они стали по сути жизненным правилом, которому следовал драматург. Такие черты характера, как: доброта, отзывчивость – Вампилов хотел видеть в героях своих пьес. Не стал исключением и Володя Бусыгин из комедии «Старший сын».
О чем эта книга? Сюжет прост: два молодых человека весенним вечером провожают девушек домой, надеются, что их пригласят, знакомство продолжится, а в итоге на всю ночь вынуждены остаться на улице. Недоверчивые жильцы не спешат помочь ночным гостям. Продрогшие, уже отчаявшиеся Володя и Сильва стучатся в одну из квартир, где Сильва представляет Бусыгина как старшего сына семьи. Эта встреча «отца» и мнимого сына станет важной и для Володи, и для всех Сарафановых. Ведь главное заключается не в том, сколько у тебя родственников, а в том, есть ли хоть кто – нибудь, на кого ты мог бы опереться, кому довериться, важно не родство по крови, а родство душ.
Володя Бусыгин притворяется сыном Андрея Григорьевича, но притворяется только в самом начале. Возможно, молодой человек чувствует, что нуждается в Сарафанове так же, как Андрей Григорьевич нуждается в нем. Старший Сарафанов – человек умный, добрый, доверчивый, одинокий, его не всегда понимают окружающие, даже собственные дети, жена, оставившая его, называла мужа «блаженным». Когда появился новый член семьи – «старший» сын, он схватился за него, как утопающий за соломинку. Отец семейства говорит: « Для меня то, что ты появился, — это настоящее счастье, сынок».
Дети Андрея Григорьевича и не заметили, что забыли об отце, перестали нуждаться в нем.
Нина выходит замуж, на днях уезжает с женихом на Сахалин; Васенька – в тайгу на стройку, убегая от неразделенной любви. Кто же из героев мне понравился? Это Володя Бусыгин. Есть в нем что – то такое, что привлекает с первых минут знакомства с ним. Он студент мединститута, нелегко складывалась его судьба. Сирота, он никогда не знал отца, но не утратил доброты, любви, отзывчивости к людям. Володя готов остаться с совершенно незнакомым ему человеком, чтобы помочь, поддержать. Нина и Васенька тоже многим ему обязаны. Бусыгин помог младшим Сарафановым понять, что такое настоящее чувство, любовь, привязанность, забота о близких.
Пьеса Вампилова учит нас быть добрее, любить, уважать своих родителей. Как бы не сложилась твоя жизнь, несмотря ни на что постарайся остаться человеком.
Вспомним слова Андрея Григорьевича Сарафанова: « Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него».
Я думаю, так считал и Александр Вампилов, который внес значительный вклад в российскую литературу. Его комедия, написанная в 1970 году, не утратила своей современности, значимости и в наши дни: во все времена обществу будут необходимы добрые, честные, порядочные, отзывчивые люди.
Список используемой литературы:
Файлы: урок — конференция по пьесе Вампилова.rar
Размер файла: 3272973 байт.