Автор конспекта:
Автор(ы): — Соколова Н.А.

Место работы, должность: —

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»

Регион: — Ставропольский край

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе по теме:

Общественное движение в годы правления Николая I

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе по теме:

«Общественное движение в годы правления Николая I»

Цели урока:
Образовательная: изучить основные направления общественно-политической жизни России во 2 четверти 19 в., познакомиться с консервативным, либеральным и революционным направлением общественной мысли России.
Развивающая: развивать общий кругозор, интерес к истории, умение выделять главное, умение пользоваться полученными ранее знаниями.
Воспитательная: воспитывать патриотизм, гражданскую позицию, стремление участвовать в жизни общества.
Формы и методы работы: Индивидуально-групповая работа, беседа, фронтальный опрос, тестирование, проблемное задание, мини-инсценировка, погружение в эпоху.

Оборудование: презентация, документы, справочный материал, учебник.

Словарь: альманах, социалистические учения, консерватизм, либерализм, революционеры-демократы, западники, славянофилы, «николаевская система»

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Начнем урок с хронологической разминки. Вам необходимо вспомнить даты указанных событий царствования Николая I. Расположите события в хронологическом порядке.

слайд

- Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства.

- Введение цензурного устава.

- Создание III отделения канцелярии его императорского величества.

- Как вы думаете, чему способствовали предпринятые Николаем I меры? (Укреплению самодержавия во всех сферах общественной и политической жизни.)

слайд

Высказывание писателя Глеба Успенского о времени Николая:

«Надо постоянно бояться – вот корень жизненной правды… атмосфера полна страха. «Пропадешь!» — кричало небо и земля, воздух и вода, люди и звери. И все ежилось и бежало от беды в первую попавшуюся нору».

- Вспомните, какая тенденция наметилась в социально-экономическом развитии страны в первой половине XIX века? (Начало в России промышленного переворота.)

- Что сдерживало развитие страны? (Феодально-крепостнические пережитки.)

- В чем состоят противоречия «николаевской системы»? (Сохранение внутреннего спокойствия в государстве, крепостного права и самодержавия, тогда как страна нуждалась в модернизации.)

- Когда произошло первое оживление организованного общественного движения против существующей системы? Назовите социальный состав этого движения. (После Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов. Движение дворян-декабристов.)

- В чем значение восстания декабристов? (Декабристы всколыхнули передовую часть российского общества, вопреки усилению реакции.)

3. Определение темы и постановка целей урока

- Следовательно, определите тему сегодняшнего урока?

слайд

Тема: Общественное движение в годы правления Николая I.

- Как вы думаете, каковы цели урока?

слайд

Цели: — Познакомиться с основными направлениями общественного движения в России в 30-50 гг. XIX века, с их представителями и основными идеями.

- Определить особенности общественного движения в этот период.

4. Изучение нового материала

- Главными вопросами общественной мысли России являлись:

Запись на доске

  • «Каково настоящее и будущее России?»

  • «По какому пути в своем развитии должна идти Россия?»

  • - По тому, как предлагали решить эти вопросы возникли три направления общественной жизни. Что означают названия общественных движений? (слайд)

    Направления общественных движений

    Консервативное (самодержавно-охранительное)

    Либеральное

    Революционно-демократическое

    Теория официальной народности

    Славянофилы

    Западники

    Революционные кружки

    - В чем суть теории официальной народности? (слайд)

    суть теории официальной народности

    Самодержавие

    Православие

    Народность

    - В оппозиции «николаевскому режиму» и консервативному движению находились либеральное и революционно-демократическое движения.

    - Большую роль в зарождении революционной идеологии сыграли студенческие кружки 20-30-х годов. Они представляли собой новую форму борьбы с политической реакцией и включали в себя представителей разных слоев общества. Кружки быстро раскрывались полицией.

    слайд

    1826г. – кружок А.И.Герцена и Н.П.Огарева

    1827г. – кружок братьев Критских

    1831г. – кружок Н.П.Сунгурова

    1833г. – кружок философа и литератора Н.В.Станкевича

    Инсценированный диалог западника и славянофила. Вопрос: кто из молодых людей относится к западнику, а кто к славянофилу?

    1-й молодой человек: — Я вполне согласен с утверждением: у России своя дорога, по которой она движется, то убыстряя, то замедляя ход.

    2-й: — Да-а, тогда вы должны согласиться и с этим: «Сначала дикое варварство, потом грубое невежество, затем унизительное чужеземное владычество, дух которого унаследовала позднее затем наша национальная власть,- такова печальная история нашей юности» Каково?!

    1-й – А вот с этим я позволю себе не согласиться. Нельзя забывать о величии Русской земли! Если бы всё так и развивалось, мы сейчас бы не пожинали негативные плоды цивилизации, внесенной с Запада.

    2-й – А мне думается, сударь мой, что Россия как раз должна брать пример с развитых стран, стремиться идти по пути, который они показывают…

    Учитель: — Молодые люди, не спорьте! Вы союзники или нет? Если вы находитесь в оппозиции существующему режиму, в чем же тогда проблема? (Вопрос также обращен ко всем детям). Выясним этот вопрос подробнее.

    Работа в группах

    - Погрузитесь в XIX век и познакомьтесь с идеями западников (1 группа), славянофилов(2 группа) и революционеров-демократов(3 группа). Используя учебник, справочные материалы и документы, каждой группе необходимо заполнить таблицу. (Приложение 1)

    Озвучивают результаты.(слайд)

    Вывод:

    - Каким видели будущее России представители оппозиции?

    Западники: Россия не Европа, но она должна стремиться стать ею.

    Славянофилы: Россия не Европа, следовательно, она должна идти своим путем.

    Революционеры-демократы: в результате революции должен установиться новый политический строй.

    5. Закрепление

    Тесты по теме:

  • Славянофильство — идейно-политическое направление, объединившее:

  • -противников монархии в России

    -сторонников сближения России с Европой

    -сторонников особого пути развития России

    -противников отмены крепостничества

    2. «Россия живёт и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещённого, должно проникать в народное воспитание и с ним вместе развиваться. Наряду с сими…национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность». Кому принадлежит данное утверждение:

    - западникам

    - славянофилам

    -идеологам теории «официальной народности»

    3.Формула теории «официальной народности»:

    - Россия для русских

    -Москва- третий Рим

    -православие- самодержавие- народность

    -богоизбранность России

    6. Домашнее задание

    Беседа о будущем России:

    - Дети, актуальна ли проблема «Россия-Запад» сегодня?

    - Есть ли предпосылки для того, чтобы Россия развивалась по западному образцу, или она должна следовать своим самобытным путем?

    - Поразмыслите над этим вопросом дома и предложите свои варианты в форме эссе.

    Приложение 1

    Славянофилы

    Западники

    Революционеры-

    демократы

    Представители

    Отношение к

    самодержавию

    Наилучший

    государственный

    строй

    Отношение к

    крепостному

    праву

    Отношение к

    преобразованиям

    Петра I

    Отношение к

    влиянию

    Запада

    Способы (методы) достижения целей

    Файлы: рыцарский замок 6класс.ppt
    Размер файла: 10127360 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология