Автор конспекта:
Автор(ы): — Милешкина Елена Владимировна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №2″ МО «Ахтубинский район», учитель русского языка и литературы»

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок разработан с цельюпомочь учащимся постигнуть общечеловеческое, нравственное значение творчества Ф.М.Достоевского; подвести учащихся к осмыслению и пониманию наиболее актуальных проблем романа: одиночество человека в мире людей, милосердное отношение друг к другу; роль разума, идей в жизни человека; Евангелие как единственная система нравственных ценностей, испытанная временем.

Конспект открытого урока-размышления
по литературе в 10 классе

2010-2011учебный год
Тема: «УрокиДостоевского»
(общечеловеческое, гуманистическое, нравственное значение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Цель:
-помочь учащимся постигнуть общечеловеческое, нравственное значение творчества Ф.М.Достоевского;подвести учащихся космыслению и пониманию наиболее актуальных проблем романа: одиночество человека в мире людей, милосердное отношение друг к другу; роль разума, идей в жизни человека; Евангелие как единственная система нравственных ценностей, испытанная временем;
-активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать своё отношение к прочитанному;
-развивать высокие нравственные цувства, милосердие, сострадание, любовь к людям.
Оборудование:
выставка книг о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского; иллюстрации художника Шмаринова к роману; компьютер и проектор; доскас записанными на ней высказываниями великих классиков и опорными словами к уроку.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Осмысление цели занятия, эпиграфов к уроку, словаря.Постановка проблемы.
На доску проецируются следующие высказывания:
Из дневников Ф.М.Достоевского:
— «Не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все…русские…будут когда-нибудь образованы, очеловечены и счастливы… Я знаю и верую, что царство мысли и света способно водвориться у нас, в нашейРоссии…»
— «Главное — люби других, как себя, вот что главное…»
— «Человек не имеет права замыкаться в себе, жить для себя, человек не имеетправапроходить мимо несчастий, царящих в мире…»
— «Обрести христа — значит, обрести собственную душу…»
Л.Н.Толстой:
— «Я хочу, чтобы любовь к миру, к людям…стала требованием честной совести…Неужели может в душе человека удержаться чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?..Всё недоброев сердце человека должно исчезнуть …среди красоты и добра».
— — —
Дорогие ребята! Сегодня у насс вами не обычный урок, а урок-размышление, урок-исповедь, урок обретения себя…Вчитайтесь в эпиграфы к уроку — мысли выдающихся русских классиков Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Это не просто выдержки из дневников писателей, это слова-предупреждения, слова, призывающие всех нас прежде всего обрести в себе душу, обрести Христа… Наш урок завершаетцикл занятий по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», мы будем говорить о значении романа для нашего времени, для вас лично, для людей, живущих в нашем таком сложном и противоречивом мире…
Не было бы романа, если бы сам писатель не стоял на эшафоте, не пережил каторгу, не прошёл через попытки насильственного изменения общества. Лишь тот, кто всё это испытал на себе, мог так остро почувствовать опасность власти идеи над человеком, когда человек унижен, растоптан, а идея вознесена над человеком.
Порой мы высокомерно смотрим на слёзы, на жалость, на слабость. Писатель излечивает нас от комплекса превосходства, тревожит что-то в нас. Идея, порождённая человеком, стремится овладеть им, и вот это рабство человека по отношению к идее осуждается писателем.
Наша эпоха переполнена страхами — передтеррроризмом, перед насилием,перед бессмысленной гибелью сотен, тысяч людей, которая вершится «избранными». Достоевский отрицает внутреннюю свободу, какую представляет человеку право на кровь, и признаёт только один закон, живущий в нас, называемыйСОВЕСТЬЮ…
— Вопрос к учащимся:А что вы сегодня понимаете под словом «совесть»?
( ответы уч-ся;один заранее подготовленный ученик зачитывает по Толковому словарюУшаковалексическое значение слова «совесть»;словарная статья проецируетсяс помощью компьютера на экран).
— Думаю, вам будет интересно узнать, чтов музее Достоевского в Санкт-Петербурге висит лист газеты «Санкт-Петербургские ведомости», где напечатан кодекс революционера, составленныйНечаевым. Этот документ позволяет тому, кто поставил себе целью освободить общество, совершать абсолютно всё — грабить, убивать, растлевать, подкупать, предавать. Всё оправдывается великой целью! — — Вопрос к учащимся:А что думаете выокодексе революционера?
(ответы учащихся)
— А вот дляДостоевского этасияющая даль залита кровью. Кровью человека, имеющего на весах бытия бесценное значение. Достоевский учит нас надеяться на себя, искать в себе силы, чтобы противостоять насилию и кровопролитию. Напоминая о высшем в каждом из нас, оХристе в душе каждого, он освобождает нас от страха.
— — Писатель был реалистом в высшем смысле, и поэтому в «Дневнике» он признавался, что «не может быть счастлив в любви к ближнему, если знает, что завтра всё будет уничтожено и обратится в ничто…».
— Идеолог символистов начала 20 века Д.С.Мережковский в статье о Достоевскомзатронул вопросы, составляющие не только главную ось романа, но и боль и тоску сегодняшнего дня: «Что выше — счастье людей или выполнение законов, предписываемых нашей совестью? Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием — только идеямиили идеями и тоже насилием?» (цитата проецируется на доску)
— Вопрос к учащимся: Ребята, я хотела бы услышать ваши размышления по данному вопросу. Вы вступаете в большую жизнь, полную таких невообразимых противоречий. Вам жить, творить, созидать, строить будущее. Новы сегодня являетесь свидетелями гражданскихвойн,этнических конфликтов , конфликтов на национальной почве, экстремизма и терроризма.Вы слушаетерадиопередачи, смотрите телевизионные программы на эти темы, дискуссии, художественные и документальные фильмы, видеофильмы…Чтои в 21 веке мешает людям жить спокойно, в дружбе, согласии ипонимании? Почему сегодня по-прежнему проливается людская кровь?
(ответы учащихся)
— Посмотрите на доску(проецируется с помощью компьютера):
Перед вами перечень основных проблем романа Достоевского «Преступление и наказание»:
одиночество человека в мире людей, милосердие, сострадание, роль разума и идей в жизни человека, рольи место Евангелия как единственной системы нравственных ценностей, испытанной временем. Я
— Я хотела бы, чтобы вы расположили их по степени важности, построилисвоеобразную «лесенку»(уч-ся делают записи в тетрадях, обосновывают свой выбор).
— Может ли человек взять на себя ответственность за судьбы мира? Почему Раскольников чувствует необходимость спасти человечество?Может ли быть достигнута высокая цель путем преступления или лжи?Я думаю, что эти вопросы каждый из вас попытался решить для себяво время чтения романа.
Как научиться жить среди людей, в чём смысл человеческого бытия сегодня, когда люди, целые партии одержимы ложными, бредовыми идеями «вседозволенности»?
— Верю, что многимДостоевский понравился,заставил страдать и ум, и сердце, по-новому взглянуть на себя. Вы со мной согласны? Тогдазапишитев тетрадях мысли, которые«пробудил» в вас роман, над чем заставил задуматься.Конечно, Достоевского нельзя трактовать однозначно, поэтому будет понятен некоторый субъективизм, а чтобы вам легче былорассуждать на уроке,предлагаю обратить внимание на словарь (словарь урока и трактование лексического значения каждого словапроецируются через компьютер на доску):
Словарь:
Совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Нравственность — правила, определяющие нравы, поведение, духовность.
Преступление — действие, нарушающее закон.
Раскаяться — испытать сожаление, признаться в ошибке.
Наказание — особая мера государственного принуждения за совершенное преступление.
Вера — убеждение, уверенность в чём-либо.
Исповедь — покаяние в грехах, откровенное признание.
Душа — внутренний мир человека, его сознание.
Евангелие — благая весть
Мессия — избавитель, приносящий спасение(Христос).
Милосердие — активная доброта, готовность помочь.
Сострадание — сочувствие чужому страданию, мучению, боли.
— (уч-сяписьменно выполняют в тетрадях предложенное учителем задание (3-4 мин.), затем зачитывают свои ответы).
— — — 2. Размышления над романом (актуализация изученного)
— Итак, в центре нашего внимания — человек, задыхающийся от духоты, жары, от бедности, от идеи, бредовой идеи… Главный герой — Раскольников (фамилия «говорящая» : раскол в душе…)
Именно ему исповедуется бывший чиновник (кто?) Мармеладов
А)«Исповедь Мармеладова»
(выходит заранее подготовленный ученик и произносит исповедь; учащиеся при этом слушают и обращают внимание на детали внешности героя).
— Мармеладов доведён доотчаяния, до крайности; страшная мука одиночества, заброшенности в мире людей. Нищета — крайняя бедность — ведёт к одиночеству…
— — Вопрос к учащимся: Заслуживает ли любой, даже падший человек, жалости, сочувствия, сострадания?
(ответы уч-ся; на доску проецируются заповеди Христа).
— Страшна безысходность, страшно равнодушие. Приведите примеры из жизни(ответы уч-ся)
— Вопрос : Пожалел ли Раскольников Мармеладова? (Да, но разумом осудил:
«Ко всему-то подлец человек привыкает!»)А каково ваше отношениек Мармеладову, КатеринеИвановне, Сонечке?
(ответы уч-ся)
— Б) Говорят, характер человека определяет его судьбу. Раскольников высокомерен, нетерпелив в осуществлении своей мечты… О новом шаге…О новом собственном слове…

Вопрос уч-ся: Какой разговор, случайно им услышанный, приведёт Раскольникова в волнение, ибо в голове его…зародились такие же мысли…»? (ответы уч-ся: оспасении жизней тысяч ценой жизни одной ничтожной старухи).
— Вопрос: А можно ли жизнь выстроить по какой-либо теории и почему?
(ответы уч-ся).
— Достоевский видит опасность любой теории в овладении умами: человек превращается в фанатика идеи вопреки своей человеческой природе.
Раскольников совершит преступление, и жизнь его станет ещё невыносимей. Отчего? Провалилась его теория? Но он открыл новый закон, сказал «новое слово» (он «необыкновенный» человек)…
( обмен мнениями)
И оказалось, что важнее не человечество спасти, а самому подняться (учитель обращает внимание нарисунок — окровавленный топор в руках героя). — — Вопрос:Какие ассоциациивызывает у вас этот рисунок? (ответы уч-ся).
— В) Сцена суда
Инсценировка эпизода «Речь в защиту Раскольникова».
— Вопрос: Можно ли оправдать убийство? (ответы уч-ся с обоснованием мнения).
— Г)«Вечная Сонечка»
Раскольниковищет союзника, родственную душу. По его мнению, Соня тоже преступница. Герой хочет понять, как она живёт, чем дышит, во имя чего переступила. Оказывается, Соня по-иному смотрит на жизнь: видит хорошее в людях, жалеет их.
— Вопрос: Как вы думаете, это хорошие качества — уметь замечать хорошее в человеке, жалеть? А чего же нам сегоднятак не хватает?
( ответы уч-ся: милосердия, любви, сострадания, уважения к старшим).
— Вопрос: А что же Раскольникова привлекло в Сонечке?
(ответы уч-ся: сила жизни!)
Но Соня относится к разряду «обыкновенных», а это уже не по теории…
— Д) Краткая инсценировкаучащимися первого посещения Сони.

Чтобы приблизить Соню к своей теории, Раскольников вновь идёт к ней. Уж не чуда ли воскрешения он ожидал ? (ответы уч-ся)
— Раскольников с волнением слушает и понимает, как Иисус любит тех, кто страдает. Соня, глубоко верующая, переступила ради блага голодных детей, думала не о себе.А что вы думаете ? ( обмен мнениями).
— Е) Краткая инсценировка учащимися второго посещения Сонечки.

Любовьюхристианской любит Соня людей.Герой понял её жертвенность, её чистоту. Соня считает, что теория, рождённая в ненависти и презрении к людям, отрицает добро, любовь, сострадание.
Разница в том, кто как понимает слово «человек»: Раскольников человеком считает тольковластелинов, аСоня — именно человека как воплощение любви и милосердия.
К Соне он пришел, когда ему понадобился человек, который способен верить, любить, страдать. Достоевский подводит нас к мысли, что единственной системой нравственных ценностей, испытанной временем, было Евангелие. Отказываясь от него, человек невольно встает на путь зла, возвращается — духовно возрождается(смысллегенды о Лазаре).
Безбожный разум увёл Раскольникова с дороги добра, но его натура, с детства впитавшая заповедь «Не убий!», не дает ему преодолеть ощущение преступности содеянного. Поэтомуон и мучается…
— Вопрос: А вы на чьей стороне? И не кажется ли вам, чтоРаскольников рядом сСоней, какБогородица с сыном…?
( читательское голосование: уч-сяпо очереди выходят к доскеи прикрепляют свой голос (флажок) к фамилии персонажа)
Ж) «На каторге»
В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге (выразительное чтение отрывка заранее подготовленным учеником). Здесь он должен воскреснуть духовно. Но он и в теорию верит, и страдает от слабости…Если верна теория, значит, жива мечта (зачитываем в эпилоге строки, раскрывающие пониманиегероем мечты: «Зачем ему жить?..»)
— Вопрос: А вам не жалко Раскольникова? (обмен мнениями)
— «Совесть моя спокойна…», — скажет Раскольников.
Вопрос: А может ли быть спокойна совесть у преступника? (Ответы уч-ся)
— Зачитайте строки, где говорится о рождении нового человека ( «Он жил как-то опустив глаза…»)
— Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека — когда ему некуда идти, а самое бесценное — сила сострадания, в которую он не хотел верить.
— З) В конце романа часто звучит слово НАСИЛИЕ. Неужели стремление властвовать над людьми всегда оборачивается насилием?
(ответы уч-ся)
— Насилие и вседозволенность — страшные слова! Афганистан, Нагорный Карабах, Чечня, Ставрополь… Смерть Влада Листьева, Игоря Талькова,других видных политиков и учёных… Смертив кафе, на кладбищах, в аэропортах,в жилых домах…
(заранее подготовленные учащиеся приводят факты из газет, журналов, интернет-ресурсов о насилии, кровопролитии, гибели людей).
— — 3. Выводы. Слово учителя. Домашнее задание
— Понимание должно быть выстрадано.И небеда, если вы далеконе всё поняли в творчестве Достоевского. Но очень бы хотелось пожелать вам всем добра, милосердия, сострадания и любви. Уроки Достоевского вам преподнесёт сама жизнь.Прислушивайтесь только квеликому голосу гения Достоевского!
— В качестве домашнего задания предлагаю вам письменно ответитьна вопрос:»Сегодня часто цитируют слова Достоевского «Красотой спасётся мир». Как вы их понимаете?»

Файлы: Свинья под дубом_ Видеоклип к уроку литературы.wmv
Размер файла: 5897951 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология