Автор конспекта:
Автор(ы): — Хеккенен Надежда Михайловна

Место работы, должность: — МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского» учитель начальных классов

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Обучение анализу текста, делению на смысловые части. Формировать умение давать характеристику герою. Развивать навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом. Духовно-нравственное развитие учащихся. Воспитание уважения к пожилым людям. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством А.П. Платонова (Климентова)

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемые учебники и учебные пособия: —

Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" 3 класс. М: Просвещение, 2007

Используемое оборудование: —

Компьтер, проектор, колонки, презентация, DVD проигрыватель

Краткое описание: — Первый урок в прочтении рассказа Платонова А.П. "Цветок на Земле". Домашним заданием к уроку было подготовить рассказ о своей бабушке.

· Ход урока.
I. Организационный момент. (1мин)
II. Проверка домашнего задания. (5 мин)
По произведениям Б.Шергина рассказ о бабушке.
- Расскажите о Ваниной бабушке. Какая она?
- Расскажите о своей бабушке.
III. Речевая разминка. (3 мин)
1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)
- Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
1). И старость не страшна, коли молодые помогут.
2). Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
3). Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
2. Работа над правильным выразительным чтением.
- Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.
IV. Работа с текстом до чтения . (2 мин)
Цель – развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
- Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова «Цветок на земле». Как вы понимаете название?
- О чём, по-вашему, рассказ?
- Кто герои рассказа?
- Какие могут быть события в рассказе с таким названием?
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске.
Уточняют свои предположения о героях, теме, содержании.
- «Глаза жмурятся». Как вы это понимаете? (сужаются веки)
- А «Глаза смежать». Как это? (закрывать)
V. Физкультминутка. (2 мин) (Под музыкальное сопровождение)

VI. Работа с текстом во время чтения. (10 мин — чтение; 10 мин анализ)
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
1. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. (Уточняющие вопросы на понимание, словарная работа) /Вопросы учителя – вопросы к автору: ответы надо искать или уже в прочитанной части, или читать дальше. Комментарии ёмкие./ дети идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как разворачиваются характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно накапливаются смыслы в тексте.
1).- Почему Афоне стало «скучно жить на свете»?
— Сколько лет было деду Титу?
— Сколько лет было Афоне?
— От чего у деда глаза слабые стали?
2). – Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? (без интереса)
— Расскажите: «Какой он есть»– дед Тит.
3). – Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? (ходил, не зная, что делать)
4). – Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (диалог)
— Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаемдиалог по ролям.
— Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
— А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?
— Будет ли Афоня будить деда дальше?
5). – Как заснул Афоня возле деда?
– Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахлатёплой землёю.
— Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?
6). – Зачем Афоня остановил часы? (Они баюкали деда)
— Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? («Белый свет пытать»)
— Как вы это понимаете? (Изучать). Пытать – быть пытливым, любознательным.
— Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда «про всё»?
7).- Что значит осерчал?
— О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?
— Прочитайте эти главные слова в тексте.
— Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?
— А как это дедушка будет жить опять из своего праха?
— Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?
8). – Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?
— Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?
VII.Работа с текстом после чтения.(5 мин)
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»)
1. Определение главной мысли рассказа.
- Определите, какая же главная мысль рассказа.
(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти.Труд делает жизнь, создаёт её.)
/тема, идея/.
2. Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.
— Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей.Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.
— Как вы думаете, что это? (План)
— Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)
— Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.
· На печи рядом с дедом.
· Скучно Афонежить на свете.
· Дед Тит.
· Опять скучно жить на свете.
· Пошли «белый свет пытать».
· Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
· Проснулся ненадолго.
· Гребешок для деда.
— Прочитайте план. Проверяем все у себя.
3. Беседа по содержанию текста в целом.
— Понравился ли вам рассказ? Чем?
Повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, о содержании текста, развитии событий, о героях.
VIII.Знакомство с биографией писателя.(3 мин)
1. Беседа с детьми о личности писателя. (Просмотр презентации №1)
2. Рассказ о писателе. (Если нет возможности показать презентацию, или осталось время на уроке)
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.
Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.
Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.
Платонов унаследовал от отца любовь к технике и «потной работе», преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека — рукодельца, от матери, «дочери часового мастера», глубоко верующей женщины, — понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мороотношения.
С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов «Июльская гроза» (1940), в который вошли «Ещё – мама», «Железная старуха», «Сухой хлеб», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле», «Солдатское сердце» и т.д.
С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве
IX. Оценки.(1 мин)
X. Домашнее задание.(1мин)
1. Дома составить краткий пересказ текста по плану.
2. Автор называет Афоню добрым внуком, а какой внук или внучка своим дедушкам и бабушкам вы? Подготовить рассказ о своём дедушке, используя материал генеалогического древа вашего рода.
3.Нарисовать цветок из рассказа.

Файлы: А,П. Платонов-к уроку №1.ppt
Размер файла: 970240 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология