Автор конспекта:
Автор(ы): — Тимакова Елена Викторовна

Место работы, должность: — МОУ основная общеобразовательная школа № 3 города Камешково. Директор школы, учитель русского языка и литературы.

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — 1) развитие познавательной активности детей, знакомство с народными ремёслами России; 2) научить описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды; 3) познакомить учащихся с историей русского национального костюма.

Краткое описание: — Это урок развития речи, подготовка к сочинению — этюду.

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-этюду
на тему «Матрёшка – русский сувенир»
(Интегрированный урок)
Цели урока:
1) развитие познавательной активности детей, знакомство с народными ремёслами России;
2) научить описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды;
3) познакомить учащихся с историей русского национального костюма.
Оборудование:
• выставка матрёшек;
• русский национальный костюм.

1. Вступительное слово учителя.
— Недавно вы написали сочинение о своей любимой игрушке. У кого-то это кукла, плюшевые мишки и котята, у кого-то это машина, а у кого-то – конструктор. Сегодня мы с вами будем говорить об одной из самых красивых игрушек, являющихся гордостью России. Угадайте, о какой?
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрёшка).
(учитель обращает внимание детей на выставку матрёшек в музейной комнате, где проходит урок)
— Наша задача сегодня – научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды. А предметом описания будет одна из матрёшек, которую вы выберете для описания.
(учитель раздаёт на каждую парту по одной матрёшке, и сам держит в руках одну из матрёшек)
— Игрушка эта непростая. А знаете, почему? Скажите, пожалуйста, у кого дома она в коробке с игрушками лежит? Да, сейчас в такие игрушки не играют. Сейчас матрёшка – предмет искусства. Знаете ли вы, сколько лет матрёшке? Она появилась на свет давным-давно и имела особое значение: женская фигурка олицетворяла плодородие. Эта игрушка, так же как и сказки, песни передавали ребёнку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это рукотворное ремесло по изготовлению матрёшек.
— Рукотворный – как вы понимаете это слово?
(сделанный своими руками)
— Но корень взят не от слова «сделать», а от слова «творить». Запишите в тетрадь слово «творить», выделите в нём корень, подберите однокоренные слова.
творить, творчество, творец, олицетворение
— Посмотрите на последнее слово и на матрёшку. Не кажется ли вам, что она похожа на живую девочку? Она и одета как девочка. Мастер вложил в неё свою душу, любовь, и она ожила.
-В слове «олицетворение» есть ещё один корень, подберите однокоренные слова.
олицетворение, лицо, личность
— Сотворённая старинным мастером игрушка матрёшка прекрасна. Её сделал талантливый мастер. Сегодня матрёшку мы относим к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. Запишем слово «прикладной», разберём его по составу и поработаем со словарём Ожегова: посмотрим, как словарь толкует слово «клад».
(учащиеся работают со словарём Ожегова)
— Можно ли сказать, что все матрёшки, собранные на нашей выставке, это подлинные сокровища, клад?
(да, сейчас это достояние России)
— Давайте разглядим матрёшку повнимательнее. Раскроем одну, а там – другая, поменьше, в той – ещё меньше и так до самой маленькой. Первая матрёшка состояла из 8 кукол. Выточил их вручную мастер игрушечных дел токарь Василий Звёздочкин, а расписал художник Сергей Малютин.
(слайд 1)

— Ребята, а у вас на партах одинаковые матрёшки? Рассмотрите их. Чем они отличаются?
(манерой росписи)
— В Сергиевом-Посаде, на родине матрёшки, игрушку расписывают более строго. На ней чётко выражены детали одежды: сарафан, вышитая рубашка под сарафаном, передник, платочек.
В Семёнове Нижегородской области – другая манера росписи. Там оставляют больше естественного фона дерева, а перёд матрёшки украшен яркими букетами цветов.
В селе Полховский Майдан Нижегородской области матрёшки по-другому называют «тарарушки». Они похожи на букеты пышных цветов. Их расписывают крупными, яркими декоративными цветами.
(слайд 2)
— А теперь определите по росписи место происхождения матрёшки.
(слайд 3)
— Знаете ли вы, как изготавливали матрёшек?
(слайды 4, 5)
— Это сейчас матрёшку изготавливают из липы, а раньше поделочным материалом служила осина. Брали осиновое поленце, распиливали его вдоль и выдалбливали сердцевину. Получались заготовки – баклуши. Эти баклуши и использовались для приготовления деревянной игрушки. Отсюда пошло выражение «бить баклуши».
(слайды 6, 7)

— Ребята, а как вы думаете, почему эту куклу так назвали?
(она – изображение русской женщины, а одно из распространённых на Руси имён — Матрёна)
(Учитель вместе с детьми рассматривают большую матрёшку, а в ней – 8 маленьких)
— Давайте дадим им имена.
(Большая – Матрёна, а все маленькие – Матрёшечки)
— Почему, обращаясь к женщине, мы пишем её имя с большой буквы – Матрёна, а название игрушки – с маленькой – матрёшка?

— Не случайно первый художник Малютин изобразил игрушку в русском национальном костюме. А у нашей национальной одежды – многовековая история. Одежда различалась по назначению, возрасту и семейному положению. Но самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Как вы думаете, почему?
(в древности слово «красный» имело значение «красивый»)
— Сейчас основное значение слова «красный» — цвет. Однако первоначальное значение слова осталось. Приведите примеры.
(красивый, приукрасить, украшать, украшение, разукрасить, красавица, красота)
— В устном народном творчестве постоянные эпитеты тоже сохранили первоначальное значение этого слова. Расшифруйте эпитеты Даля. Если кому-то понадобится сам словарь, используйте его.
(на доске в столбик записаны словосочетания, ребята должны заполнить правую часть)
молодец красный красивый
девица красная красивая
изба красная чистая
угол (в доме) красный главный (где висит икона)
крыльцо красное парадное
денёк красный ведряный
поезд красный свадебный

— А какие пословицы со словом «красный» вы знаете?
Красную речь красно слушать.
Красному гостю – красное место.
— Рассмотрите повнимательнее Сергиево-Посадскую матрёшку. На ней – рубаха, сарафан, передник. Всё это элементы русского национального костюма.
(слайды 8 – 15)
— А сейчас повнимательнее посмотрите на русский национальный костюм в нашей музейной комнате и назовите его элементы.
— Теперь мы подошли к самому ответственному моменту нашего урока.- написанию сочинения – этюда. Я предлагаю вам тему сочинения – «Матрёшка – русский сувенир». Как вы понимаете слово «сувенир»?
— Чтобы описание матрёшки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. Он записан на доске.
План
1. Народно-прикладное искусство. Первая русская матрёшка.
2. Описание матрёшки.
1) Общий вид (материал, форма), назначение.
2) Описание росписи матрёшки (сарафан, передник, рубаха, платок).
3. Общее впечатление от матрёшки.

— Написание сочинения – этюда.

Учитель благодарит детей за урок и отмечает работу каждого на уроке.


Файлы: Презентация1.ppt
Размер файла: 3394560 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология