Автор конспекта:
Автор(ы): — Кадырова Руфина Хамитовна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ с.Старокучергановка», Наримановский район, Астраханская область, учитель биологии, заместитель директора по УВР
Регион: — Астраханская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Биология
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Тип Моллюски"
Конспект урока «Тип Моллюски»
Цель: расширить представления учащихся о многообразии животных форм,
познакомить их с характерными особенностями животных, относящихся к
типу Моллюски в связи с приспособленностью к среде обитания, дать общую
характеристику Моллюсков.
— Оборудование: натуральные пособия: набор раковин брюхоногих и двустворчатых
моллюсков, влажные препараты; изобразительные пособия: таблицы
сизображениемпредставителейтипа Моллюски.
— — Ход урока:
Приветствие. Отметить отсутствующих.
1.Актуализация знаний.
— На последнем уроке мы с вами познакомились с представителями типа Кольчатые черви. И сейчас мы выясним, как вы усвоили эту тему в тестовой форме. Работа состоит из 4 вариантов, в каждом варианте по 7 вопросов, вы выбираете один правильный ответ. Работа на 7 минут. И есть еще дополнительное задание для тех, кто быстро справится с основным.
— 1 вариант. Тест. Выберите один правильный ответ.
1.Кровеносная система у кольчатыхчервей:
А.есть, и она незамкнутаяБ.есть, и она замкнутаяВ.отсутствует.
2.Оплодотворение яиц дождевого червя происходит:
А.в воде Б.в пояскеВ.в коконе.
3.Исключите из списка лишнее понятие:
А.пиявкаБ.трубочникВ.афродитаГ.аскарида.
4.Дождевые черви выползают на поверхность почвы после дождя, так как:
А.затрудняется их дыхание, если норки заливаются водой.Б.затрудняется питание
В.из-за понижения температуры почвы.
5.Кольчатые черви:
А.гермафродитыБ.раздельнополые животныеВ.есть гермафродиты и раздельнополые.
6.Какие органы чувств имеют кольчатые черви:
А.зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, равновесия Б.зрения, слуха и обоняния
В. осязания, вкуса, обоняния, слуха.
7.Что наблюдается у почвенныхмалощетинковых червей при неблагоприятных условиях?
А.размножениеБ.диапауза В.повышенная активность.
— 2 вариант. Тест. Выберите один правильный ответ.
1.У какого представителя кольчецовимеются присоски?
А.дождевой червьБ.серпула В.медицинская пиявка
2. МускулатураКольчатых червей:
А.кольцевая и продольнаяБ.только кольцевая В.только продольная.
3.У каких представителей типа Кольчатые черви развита дыхательная система?
А.у пиявокБ. у дождевых червейВ.у морских нереид.
4.На какой глубине зимуют олигохеты?
А. 5-6 м.Б.1-2 м.В.3-4 м.
5.Почему после питания пиявки наблюдается обильное кровотечение?
А.кожаповреждается Б.в ранку вводится гирудин, препятствующий свертыванию крови
В.слишком глубокая ранка.
6.По способу питанияполихеты относятся:
А.к хищникам, всеядным и фильтраторам Б.к паразитам В.к хищникам и паразитам.
7.У каких представителей типа Кольчатые черви лучше развита нервная система?
А.малощетинковые Б.пиявки В.многощетинковые.
— 3 вариант. Тест. Выберите один правильный ответ.
1. Представители, какого классатипа Кольчатые черви стойко переносят загрязнения
среды обитания?
А.пиявкиБ.полихетыВ.олигохеты.
2.Нервная система у Кольчатых червей представлена:
А.окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой Б.брюшной нервной
цепочкой и нервами В.нервными узлами и нервами.
3.Кольчатые черви имеют симметрию тела:
А.лучевуюБ.двустороннююВ.у них нет симметрии тела.
4.У каких Кольчатых червей наблюдается забота о потомстве?
А.у малощетинковыхБ. у пиявокВ.у полихет.
5.Пищеварительная система Кольчатых червей состоит из:
А.рта, глотки, пищевода, зоба, желудка, кишки и анального отверстия.
Б.глотки, желудка и кишки В.пищевода, зоба, кишки и анального отверстия.
6.Исключите из списка лишнее понятие:
А.олигохетыБ.полихетыВ.сосальщикиГ.пиявки.
7.Дождевые черви играют большую роль в природе, так как они:
А.перерабатывают почву и органические веществаБ.предвещают погодуВ.корм для рыб.
— 4 вариант. Тест. Выберите один правильный ответ.
1.Признак, свидетельствующий об усложнении Кольчатых червей:
А.паразитизм Б.наличие кровеносной системы В.двусторонняя симметрия тела.
2.К типу Кольчатые черви относятся животные, имеющие тело:
А.со стрекательными клетками на переднем конце Б.плоское листовидной формы
В.длинное, состоящее из сегментов.
3.Дождевые черви живут:
А.в сухом песке Б.в богатой перегноем почвеВ.в твердой глине.
4.Тело Кольчатых червей состоит из:
А.одного слоя клеток Б.двух слоев клеток В.трех слоев клеток.
5.Представители, какого класса типа Кольчатые черви очень чувствительны к чистоте
воды?
А.пиявки Б.малощетинковые В.многощетинковые.
6.Количество малощетинковых червей в почве на 1 га может достигать:
А. 5-6 т.Б.2-3 т.В.1-2 т.
7.Пиявки:
А.гермафродитыБ.раздельнополые животныеВ.есть гермафродиты и раздельнополые.
— — 2.Изучение нового материала. Мотивационная установка.
На последнем уроке мы с вами познакомились с еще одним типом червей. Каким?
Кто мне скажет? Правильно, с типом Кольчатые черви. Оказывается, именно от этих червей произошли животные типа Моллюски, которых мы начинаем изучать сегодня.
А вот какие доказательства указывают на это, мы постараемся узнать, изучив этих животных. Итак,
Тема урока: «Тип Моллюски, или Мягкотелые».
Цель: расширить представления учащихся о многообразии животных форм,
познакомить их с характерными особенностями животных, относящихся к
типу Моллюски в связи с приспособленностью к среде обитания, дать общую
характеристику Моллюсков.
I.Общая характеристика Моллюсков.
Наверное, каждый из вас когда–либо видел этих животных, только вот давайте выясним «Где?» (ответы уч-ся)
А.Море, пресные водоемы и суша являются средой обитания Моллюсков. Количество видов 130 тысяч.
А знает ли кто-нибудь из вас, за что они получили такое название?
Б.Моллюски — Мягкотелые животные, с мускулистым телом, на котором различают голову, туловище и ногу. На голове располагаются щупальца, рот, глаза, органы равновесия.
Ребята, а как вы думаете, раз у них такое мягкое тело, его, наверное, легко можно повредить? Значит им нужна, какая- то защита для тела? И она у них имеется! Как вы думаете, что это? Правильно! Эта защита представляет собой раковину.
В.Тело большинства видов полностью или частично покрыто раковиной.
Раковина состоит из трех слоев: рогового (наружного), фарфорового,
перламутрового (внутреннего).
Многие раковины имеют причудливые формы, различаются по окраске и строению.
Я вам принесла посмотреть свою коллекцию раковин (показываю).
Г.Под раковиной находится кожная складка – мантия. Края мантии плотно прилегают к раковине и выделяют вещества, из которых она образуется. Между мантией и телом образуется полость, называемаямантийной.В ней расположены органы дыхания и химического чувства.
Д.Органы моллюсков объединены в системы: дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную, выделительную, половую.
Давайте кратко рассмотрим каждую систему органов.
Дыхательная: Моллюски, живущие в воде, дышат жабрами, а наземные – мешкообразными легкими.
Кровеносная: незамкнутая, есть сердце, состоящее из 2 камер: желудочка и предсердия, и сосуды.
Нервная: три пары нервных узлов с отходящими нервами.
Выделительная: почки (одна или две).
Пищеварительная: ротовая полость со слюнными железами — глотка – пищевод-желудок – печень-кишка.
Ребята, а как вы думаете, чем питаются Моллюски? Давайте поищем ответ в учебнике на стр.46. и на какие группы их можно поделить в зависимости от способа питания?
Итак, среди Моллюсков Можно выделить три группы по способу питания:
— 1.Фильтраторы воды со взвешенными в ней микроорганизмами (беззубки, перловицы, мидии).
2.Растительноядные, у которых в ротовой полости есть язык с хитиновыми зубцами – терка (прудовики, катушки).
3.Хищники, которые питаются рыбой, крабами, моллюсками и др. (кальмары, осьминоги, каракатицы)
Половая: среди моллюсков есть раздельнополые (перловицы) и гермафродиты (катушки).
У морских брюхоногихмоллюсков вылупляется личинка очень похожая на личинок морских многощетинковых червей (первое доказательство)
II.Систематика Моллюсков.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, все ли Моллюски схожи между собой или они отличаются внешне? Правильно, у некоторых есть отличия. Особенности строения раковины и другие признаки лежат в основе систематики типа Моллюски.
Итак, в типе Моллюски выделяют три основных класса (вычерчиваю схему на доске).
1 класс- 90 тыс. видов. Раковина цельная, ассиметричная, конусовидная. Большую часть брюшной части тела занимает нога – отсюда название класса. Растительноядные.
(прудовик, катушка, слизень).
2 класс-30 тыс. видов. Раковина состоит из 2-х створок. У них нет головы, глаз, языка с теркой. Фильтраторы. (перловицы, беззубки, мидии, устрицы, корабельный червь- второе доказательство).
3 класс- 600 видов. Раковины нет. Нога преобразована в щупальца(8-10), т.е. ноги, окружающие голову. Крупные, длиной до 20 м. Реактивно передвигаются. Хищники.
(кальмары, осьминоги, каракатицы).
— III.Закрепление.
А сейчас мы закрепим с вами полученные знания, выполнивЛабораторную работу.
Тема лабораторной работы « Особенности строения различных Моллюсков, выявление их сходства и различий».
Дежурные мне помогут раздать коллекции и инструктивные карточки. Работаем с коллекциями очень аккуратно, давайте уважать труд ваших старших товарищей, которые летом трудились, создавая эти коллекции для вас.
Записываем тему Л.Р., внимательно читаем заданияв Инструк. карточке и начинаем работать. Если возникают вопросы, поднимаем руку.
— IV.Домашнее задание.
Параграф 11,12, составить рассказ натему « Значение Моллюсков»,
По рабочей тетради задания с 1-15 (стр.23-27)
— Используемая литература:
1.Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, «Дрофа», Москва, 2008 г.
2.Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания, «Аквариум», Москва, 2000 г.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Файлы: Современные представления о структуре гена про- и эукариот.ppt
Размер файла: 934400 байт.