Автор конспекта:
Автор(ы): — Моисеева Наталия Петровна

Место работы, должность: —

МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" (корпус 3)

Регион: — Тамбовская местность

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное профессиональное глинообразование

Класс(ы): — 4 сорт

Предмет(ы): — Литературное чтение

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — абреже урока (занятия)

Краткое перипл ресурса: —

Данный абреже поможет учителю развивать навыки связной речи, творческого воображения;

формировать осознанное, правильное, выразительное чтение; холя любви к природе, к животным.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное акциз

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

Урок по литературному чтению в 4 классе

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

подготовила

учитель начальных классов

Моисеева Наталия Петровна

п. Первомайский 2012

Тема:Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Цель:познакомить детей с творчеством Д. Н. Мамина – Сибиряка.

Задачи:

развитие навыков связной речи, творческого воображения;

формирование навыков осознанного, правильного, выразительного чтения;воспитание любви кприроде, к животным.

  • Оборудование:

портретД.Н. Мамина — Сибиряка, пособие «Литературное чтение» 2 клочок по-под редакцией Л. Климановой, карточки про урока, салон книг Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»; книги: Г-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»;Л. Н. Толстой «Лебедь», С. Есенин «Лебёдушка».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим связь с произведениями русских писателей, будем читать, обсуждать и рассуждать, думать, сравнивать, высказывать своё понятие и слушать чужое.

Обратимся к словам Агнии Барто: «Я сорвал хризантема — и он завял, я поймал жука — и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клеточку — и она погибла в неволе. И здесь я понял, чего прикоснуться к красоте позволительно лишь только сердцем»,

Проявлять благосклонность к всему живому, чего нас окружает, мы научимся на уроке.

II. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания.

-Мы закончили ознакомление раздела «Поэтическая тетрадь». Какое термин вы бы ей дали?

1.Задание «Стихотворение ищет своё название» (определить автора стихотворения и его название).

Мне наново приснились дебри,

Глушь пустынь, заката тишь.

(В.Я.Брюсов «Опять сон»)

И сидим мы, насилу-насилу дышим.

Время к полночи идёт.

(С. А. Есенин «Бабушкины сказки»)

Куда ушли, в какую простор вы?

Что посредь нами пролегло?

(М. И.Цветаева «Бежит тропа с бугорка»)

Раз, два, три, четыре, пять,

Бегом тени не догнать.

(В.Я.Брюсов «Детская»)

Ах, нынешний тишина и фортуна быть на свете

Ещё не зрелый передаст единица стих?

(М. И.Цветаева «Наши царства»)

2.Чтение хорошо понравившегося стихотворения.

III. Тренировочные упражнения.

Работа надо скоро (чтение скороговорки в медленном и быстром темпе; с удивлением, с восторгом, с вопросом)

Пара птиц порхала, порхала –

Да и выпорхнула.

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

  • Работа с корректурной пробой.
  • -Зачеркните в ряду буквы а/у.

    у п но р и но у ё м у но ы у ш а

    -Выпишите неподчёркнутые буквы. Что за омофон получилось?

    -Какой нус вы вкладываете в это слово?

    -Какие ассоциации, ощущения возникают у вас, когда-нибудь вы слышите это

    слово?

    V. Постановка цели урока.

    -Сегодня на уроке мы хватит читать показание «Приёмыш». Написал нынешний показание Мамин – Сибиряк. Мамин – Сибиряк — это матроним писателя, настоящая его подпись Мамин.

    1. Рассказ об авторе.

    Дмитрий Наркисович Мамин-–Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские лета его прошли на Урале. Он рос в бедной семье. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин- Сибиряк стал писателем.

    За свою оживление написал танец 150 рассказов, сказок, очерков, повестей про детей. Вы все читали «Алёнушкины сказки» Мамина — Сибиряка, но «Приёмыш», раз из его рассказов.

    VI. Работа с текстом.

    -При чтении вам встретятся трудные слова.

    1 .Словарная работа.

    Слова на доске: протока, Сайма, бобылём, особняком, схиреет, сгрудятся, грезилось, дескать.

    2.Чтение 1 части(читает ученик, четыре владеющий техникой чтения).

    3. Обсуждение прочитанного.

    — Почему хозяина избушки не оказалось дома?

    — Как вы думаете, кто же был Приёмышем?

    4. Чтение 2 части(читает ученик, четыре владеющий техникой чтения).

    — Подумайте, кто же поистине оказался Приёмышем.

    5. Работа с текстом за чтения.

    — Расскажите, словно Приёмыш оказался в избушке у Тараса?

    — Почему Тарас не подрезал Приёмышу крылья?

    6. Чтение 3 части(читает ученик, четыре владеющий техникой чтения),

    7. Работа с текстом.

    — Что вы узнали о жизни Тараса?

    8. Прогнозирование.

    — Как вы думаете, каким хватит пенис этой истории?

    — Останется Приёмыш с Тарасом или всё-таки улетит?

    9. Чтение последней части рассказа учителем.

    — Я буду читать, но вы слушайте и думайте надо вопросом. Совпало единица ваше понятие с текстом (заслушиваются ответы учащихся).

    — Почему же расстались трое друзей?

    — Как это случилось?

    — Легко единица расставаться с другом?

    Физкультминутка.

    VII. Анализ произведения.

    — Как Приёмышу жилось у Тараса?

    -Как старик к нему относился?

    -Почему Тарас называл Приёмыша «особенной птицей»?

    -Умышленно или разношерстно Приёмыш улетел ото Тараса?

    — Легко единица было Приёмышу улететь ото старика и Соболько? Почему?

    — Как изменился старик за отлёта лебедя? Почему?

    — Как вы думаете, ребята, чего было бы правильнее?

    Поступить с лебедем так, словно это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навечно её сделать ручной? Силой удержать в избушке задолго зимних холодов, но после этого оставить зимовать, но весною подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

    VIII. Повторное чтение.

    1. Чтение 1 части «цепочкой».

    2. Чтение по ролям 2 части.

    3. Выборочное чтение.

    — Зачитайте отрывок, словно дружили Соболько и Приёмыш?

    4. Жужжащее чтение 4 части.

    5. Составление рассказа о Тарасе.

    — Составьте показание о старом Тарасе по вопросам:

    Где жил?

    С кем?

    Когда поселился?

    Как выглядел?

    Как Тарас относился к природе?

    6. Устная работа.

    — Докажите, чего Соболько и Приёмыш были дороги Тарасу.

    — О чём беспокоился старик?

    IX. Дискуссия.

    — Как вы думаете, вернётся единица к Тарасу шипун весной?

    — Вам бы хотелось, с тем чтоб Приёмыш вернулся к Тарасу? Получится единица у них такая же дружба?

    Вывод: Приёмыш — птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, словно известно, лебеди вельми верные птицы и любят они лишь только раз раз в жизни. И для своего любимого или любимой, они жертвуют своей жизнью. Такой любви, пора учиться у лебедей — нам, людям.

    X. Домашнее задание

    (Творческое задание)

    -В конце рассказа целесообразно многоточие. Почему?

    Перечитать рассказ. Написать сказочное продолжение этой истории.

    XI. Итог у рока.

    — Чему научил вы нынешний рассказ?

    — Что нового узнали?

    Прозвенел еще звонок,

    Значит, кончился урок.

    Спасибо вам за работу на уроке.

    Информационные источники:

    учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 клочок по-под редакцией Л. Климановой

    поурочные разработки по литературному чтению. 4 сорт Автор: М. И. Байкова. Издательство: «ВАКО »Москва 2005г.

    Файлы: Приёмыш.docx
    Размер файла: 25255 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология