Автор конспекта:
Автор(ы): — Матвеев Иван Николаевич
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 буржуазия
Предмет(ы): — История
Краткое описание: — Конспект урока вдоль истории России на 7 классе Тема: Дворцовые перевороты.
Цель урока:определить причины дворцовых переворотов; познакомить учащихся с историей дворцовых переворотов XVIIIв., их итогами и последствиями.
План урока:
1. Причины дворцовых переворотов.
2. Правление Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Изучение новой темы.
В начале изучения 4-й главы учебника перед учащимися ставится вопрос: разрешено ли утверждать, что Россия на дальнейшем петровских преобразований стала одной из передовых стран Европы? Учащиеся приводят доказательства.
Приступая к изучению дворцовых переворотов, учащиеся вспоминают реформы Петра Iи их итоги.
Далее гувернер знакомит учащихся с историей дворцовых переворотов.Рассматривая их причины, должен отметить, что после первую квадрант XVIIIв. изменился властвующий слой, внутри которого обособились группировки старой родовитой аристократии и менее родовитого дворянства. Между ними усиливается соперничество, которое густо проявляется на страница династических кризисов. В условиях усиления самодержавной власти особую важность приобретает фотофакт приближённости к монарху на силу родства неужели дружбы. Поэтому признание важнейших политических решений (например, выбора царя) зависело от заинтересованных и политически активных лиц, от поддержки гвардии. Так, например, на царство Екатерины I(см. рис. На с. 219) и Петра II(см. рис. На с. 221) государственные дела решались на кругу приближённых советников, поскольку оба монарха собственноручно государственными делами не занимались.
В годы их правления большие права получил Верховный Тайный совет. Иностранцы, находившиеся на Москве вдоль случаю свадьбы Петра II, свидетельствовали, что посредь собравшейся на торжества знати высказывались суждения о возможности введения выборного правления. Многие представители русской аристократии, побывавшие после границей, скажем на Англии неужели Швейцарии, случайно проводили определённые параллели их устройства с порядками на России. Именно отсель возникает критическое позиция к монархической власти, которое было присуще появляющейся русской интеллигенции.
Усиление позиций Верховного Тайного совета привело к тому, что он предпринял попытку ограничить плутократия монарха и предложил Анне Иоанновне (см. рис. На с. 222 ) подписать соответствующие кондиции.
В исторической литературе о «заговоре верховников» идут многочисленные споры. В центре внимания целесообразно вопрос: насколько реальным могло быть образование ограниченной монархии? Учащиеся участвуют на обсуждении сего вопроса, выделив всё «за» и «против», а тоже прокомментировать контрадикция Ф. Прокоповича: «Русский народонаселение такой есть от природы свой, что чуть только самодержавным владетельством храним, быть может, а коль каковое — нибудь иное юрт обычай воспримет, содержаться ему на целости и благости совершенно невозможно».
Анализ условий кондиций позволяет понять, что члены Верховного Тайного совета на первую часть беспокоились о сохранении и расширении своих собственных прав, едва чуть только вотан нульпункт предусматривал привилегии дворянства на целом. Таким образом, проповедь не шла о контроле общества после властью, следовательно, данный фотофакт не был демократической альтернативой развития самодержавного государства.
Интересы позиции дворян, осуждающих верховников. А.П. Волынский, узнав о происходящем, писал: « Слышно здесь, что делается у вы неужели сейчас сделано, чтоб быть у нас республике. Я очень то сумнителен… Боже сохрани, чтоб не сделалось взамен одного самодержавного государя десяти самовластных и сильных фамилий; и точно мы, шляхетство, дочиста пропадём и принуждены будем горче прежнего идолопоклонничать и милости у всех искать, но ещё и сыскать полноте трудно, ниже сейчас промеж главными (т. е. « верховниками»), что бы примирительно ни было, зато ж впредь, конечно, у них безо раздоров не будет; и точно вотан полноте милостив, а другие, на того злобствуя, вредить и губить станут… (Особенно тревожно такое правление на случае войны)». Учащимся предлагается ответить на вопрос: на чём создатель видит изъян коллегиального правления и ограничения самодержавия? Можно ли правление Верховного Тайного совета назвать республикой, что это делает Волынский?
Таким образом, события показывают, что на обществе сейчас зародились идей ограничения самодержавия и расширения привилегий дворянства. В годы правления Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны (см. рис. на с. 223), Петра III(см. рис. на с. 224) и Екатерины IIбыл принят цикл актов на этом направлении.
С характеристикой личностных качеств императоров учащиеся знакомятся оригинально на основе текста учебника. По желанию они могут подготовить сообщения на эту тему.
Таким образом, учащиеся на ходе урока знакомятся с причинами дворцовых переворотов на XVIIIв., хроникой событий и их действующими лицами. Новые термины они записывают на тетрадь. В процессе занятий учащиеся продолжают развивать навыки аналитического мышления ( обобщить знания, делать выводы, доказывать их) и умения работы с текстом учебника и дополнительной литературой.
III. Закрепление:
1. Отметьте годы правления Елизаветы Петровны:
а) 1727 – 1730 гг.;
б) 1730 – 1740 гг.;
в) 1741 – 1761 гг.
2. Отметьте годы правления Петра III:
а) 1725 – 1727 гг.;
б) 1740 – 1741 гг.;
в) 1761 – 1762 гг.
IV. Подведение итогов.
V. Выставление оценок.
VI. Запись домашнего задания: п. 27, вопросы и задания на с. 225 – 226.
Дополнительное задание: подготовить (по желанию) осведомление о личности и деятельности Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II(опережающее задание).
Ресурсы:
1.Intel ОБУЧЕНИЕ оборона БУДУЩЕГО. М.-2005.
2. Метадическое бестиарий к учебнику А.А.Данилова и Л. Г.Косулиной
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И НАРОДОВ РОССИИ, 7 класс. ДРОФА-М.-2004.
3. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина; учебник- ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
ГОСУДАРСТВА И НАРОДОВ РОССИИ 7 класса.ДРОФА — М.- 2001.
4. Диск CD-ROM ИСТОРИЯ РОССИИ XVII-XIX веков.
5. Диск CD-ROM ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ до начала XX века.
Файлы: Звон-колоколов-5-ое-измерение(muzofon.com) 00_00_00-00_00_47 [Высшее качество].mp3
Размер файла: 760416 байт.