Автор конспекта:
Автор(ы): — Проскурина З.М.

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 1 класс
Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

Конспект урока по окружающему миру Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. Обобщающий урок по теме Страницы нашей истории

Проскурина З.М., Саратовского района Саратовской области»

Урок по окружающему миру

Учебник Плешакова

Тема: Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. Обобщающий урок по теме «Страницы нашей истории»

Цель:- обобщить знания о героическом прошлом Отечества;

— воспитывать у учащихся патриотические чувства, любовь к нашей Родине, к народу; гордость за свою Родину;

— продолжать развитие умения работать с картой.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная установка, презентация, тетрадь «Проверь себя»

Эпиграф:«Житие свое не дорого, только бы жила Россия»

Петр Первый

I.Звучит мелодия песни «Русское поле» Я.Френкеля. На фоне музыки дети читают стихотворение И. Никитина «Русь»

…Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

Воля смелая?

У тебя ли нет

Про запас казны,

Для друзей стола,

Меча недругу?

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой

Громких подвигов?..

И давно ль было,

Когда с запада

Облегла тебя

Туча черная?

Под грозой ее

Леса падали,

Мать сыра-земля

Колебалася.

И зловещий дым

От горевших сел

Высоко вставал

Черным облаком!

И лишь кликнула ты

Свой народ на брань –

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жен,

Приняла гостей

На кровавый пир.

И в глухих степях

Под сугробами

Улеглися спать

Гости навеки.

И теперь

Из далеких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

Учитель: Русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, стремление защитить ее от врагов – чувство великое, необходимое, прекрасное.

Героическое прошлое нашей Родины отражено не только в истории, но и в устном народном творчестве, в произведениях поэтов, писателей, художников.

Народ помнит и свято чтит своих легендарных защитников.

Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.

В веках осталась и по сей день живет добрая память о русском воине как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству, верном в дружбе.

Летописцы, писатели, поэты, многие из которых были воинами, рассказывали современным потомкам о необыкновенной самоотверженности, смелости русских солдат при защите границ Русского государства от печенегов и половцев, монголо – татаров, немецких рыцарей – крестоносцев.

Из поколения в поколение передавались заветы русского воинства. Свято берегут их новые поколения русских людей и бережно передают их другим.

«Страшись, о Русь, хотя бы на мгновенье

Принизить славу дедовских времен…»

Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим материал о событиях тех далеких времен.

II. Повторение

Вопрос 1. Что мы знаем о нашествии Батыя?

Слайд 1:На экране карта учебника стр. 61. (Ответ ученика)

Вопрос 2. Какая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси? (презентация Резанова Д.)

Слайд 3. На экране карта Невской битвы и ледового побоища стр. 20 учебника.

Учитель: Подвиг А. Невского не оставил равнодушным художника П.Д. Корина. Его триптих «Александр Невский» получил широкую известность.

Слайд 3. На экране триптих «Александр Невский»

Центральная часть триптиха представляет прославленного военачальника в шлеме и рыцарских латах, с огромным мечом в руках, стоящего на страже земли русской.

Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом жестокой кровопролитной войны за Родину. Уверенная, горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости, отваги русского народа. Низкий горизонт пейзажа, где можно видеть златоглавое сооружение Софийского собора в Новгороде и берега Волхова, придает фигуре монументальную выразительность.

Свинцовые, грозовые краски полотна сообщают особую строгость.

Художник писал это полотно в годы ВОВ. Писал с мыслью о величии и душевной красоте русского народа (боковые части триптиха «Северная баллада» и «Старинный сказ»). Триптих прославляет в веках беззаветный патриотизм русского народа.

(Отрывок из поэмы К. Симонова «Ледовое побоище» читают заранее подготовленные ученики).

Был первый натиск немцев страшен

В пехоту русскую углом,

Двумя рядами конных башен –

Свиной железной головой.

Как в бурю гневные барашки,

Среди немецких шишаков

Мелькали белые рубашки,

Бараньи шапки мужиков.

В рубахах стиранных нательных,
Тулупы на землю швырнув,

Они бросались в бой смертельный,

Широко ворот распахнув…

Они с открытыми глазами

На немцев с голой грудью шли,

До кости пальцы разрезая,

Склоняли копья до земли.

И там, где копья пригибались,

Они в отчаянной резне

Сквозь строй немецкий прорубались

Плечом к плечу, спиной к спине.

Князь молча слушал разговоры,

Насупясь на коне сидел;

Сидел он, спасая не город,

Не вотчину, не свой удел.

Сегодня силой всенародной

Он путь ливонцам закрывал.

И тот, кто рисковал сегодня,

Тот всею Русью рисковал…

И только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повел дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные кресты.

Одни лежали, захлебнувшись

В кровавой ледяной воде,

Другие мчались прочь, пригнувшись,

Трусливо шпоря лошадей…

Брело под взглядами косыми

Немало пойманных господ,

Впервые пятами босыми

Прилежно шлепая об лед.

III. Проверка повторенного материала.

На экране тест: Слайд 4.

1. В каком году монголо-татары напали на Русь?

а) в 1238 г.

б) в 1237 г.

в) в 1240 г.

2. Поход монголо-татар возглавил хан

а) Чингизхан

б) Батый

в) Темучин

3. Какой город оказался на их пути?

а) Рязань

б) Владимир

в) Новгород

4. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а) Новгород

б) Рязань

в) Козельск

5. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп

б) налог

в) дань

6. Первый удар в 1240 году на северо-западе Руси нанесли

а) монголы

б) шведы

в) рыцари-крестоносцы

7. Разбил шведов на Неве

а) Александр

б) Ярослав

в) Владимр

8. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами?

а) Мудрый

б) Невский

в) Вещий

9. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.

б) 20 мая 1242г.

в) 5 апреля 1421 г.

Проверка. Слайд 5.

1

б

6

б

2

б

7

а

3

а

8

б

4

в

9

а

5

в

Вопрос 3.Рассказать о возрождении Руси. Слайд 6: на экране карта со стр. 20.

Вопрос 4. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские нязья? (ответ учеников) Слайд 7. На экране шапка Мономаха.

Еще об одной победе русских людей:

Вопрос 5.Рассказать о Куликовской битве и ее значении в истории русского народа. (ответ) Слайд 8. На экране карта учебника со стр. 73.

Учитель: Александр Бубнов – известный советский художник, которого привлекали героические события русой истории.

В основу его картины «Утро на Куликовом поле» легла идея патриотического подвига народа, любви к Родине, беспокойства за ее судьбу.

Лучшие качества русских людей – мужество, отвага, сплоченность в трудные минуты, отразились в этой исторической картине.

Утренний туман лег на берега реки Непрядвы, по одну сторону которой татары, а по другую – русские. Здесь, на луговых просторах реки, собралось русское войско, вздымается лес пик. Дмитрий Донской изображен на богатырском коне в богатой сбруе, в кольчуге, шлеме, в окружении своих ближайших военачальников. Выделяя фигуру полководца, художник помещает его под боевым знаменем. Облик Дмитрия Донского полон решимости, уверенности. Повелительным жестом он указывает в сторону врага и как бы направляет туда свои войска. В белесом свете раннего туманного утра вырисовывается расплывчатыми контурами войско, которое растянулось далеко в глубину. Мелькают пики, колышутся знамена. Первые ряды войска в правом углу картины видны ясно, отчетливо. Вышли на берег русские богатыри, здесь и стар и млад. И бывалые воины в полном облачении, и малоопытные. Не бывавшие в ратном деле.

Кто опытным взглядом оценивает обстановку, кто выжидательно скрестил руки, кто с любопытством выглядывает из-за спин передних. Разные характеры, разные чувства, но все объединены в стремлении победить. Войско, выведенное Дмитрием Донским на Куликово поле,- это грозная, сплоченная сила. Цветущие сочные травы прибрежного луга, рассеянное освещение утра без ярких солнечных лучей смягчает все краски. Все полотно приобретает спокойное, торжественное и величественное звучание.

Историческое полотно «Поединок Пересвета с Челубеем» Михаила Авилова воскрешает решающую битву на Куликовом поле русских с татарами, положившую начало освобождения русских земель от многовекового татаро-монгольского ига и объединению их в единое русское государство. Две силы сошлись на Куликовом поле для решающей схватки. Слева стоит русская рать, конники в кольчугах, в боевых шлемах, с пиками, мечами, щитами, под знаменами, хоругвями. Стройный порядок, мужественная выдержка. Гордое достоинство свойственно русскому воинству. Справа – пестрая толпа татарских воинов в противоположность русским показана воинственной, взволнованной, жестикулирующей. Полчища татар несметны, они вооружены пиками, саблями. Оба войска охарактеризованы лишь в общих чертах. Все внимание художника сосредоточено на двух фигурах – Пересвете и Челубее. Это два сильнейших воина каждой армии, которые выехали для поединка перед боем.

Крупным планом во всю высоту холста даны конники. Масштабы их так огромны по сравнению с крошечными фигурками стоящего вдали войска, что они кажутся сказочными богатырями.

Всадники столкнулись, ударили копьями, кони вздыбились, и вот Челубей, теряя равновесие, начинает валиться назад, его яркая шапка, отороченная мехом, упала, конь оседает на задние ноги. Выразительно написана голова лошади, ее раздутые ноздри, разметавшаяся грива, испуганные настороженные глаза. Живопись фигуры Челубея на рыжем коне, широкая, броская, цветастая, передает напряженность, беспокойство, взволнованность. Фигура Пересвета на черном коне в цвете решена цельней, спокойней, гармоничней, в сине-голубой гамме.

Итак, Куликовская битва закончилась победой русских. Эта победа в дальнейшем способствовала установлению самостоятельности Руси.

(Стихотворение П.Проскурина «Память» читает Ланкина Я.)

О, поле Куликово – стон Руси!

Его неумирающие звоны

Ты, Русь, в скорбящем сердце не гаси!

Ты видишь, даже павшие в безвестье

Опять, опять в руках сжимают меч,

Они готовы вновь к высокой чести

Иль выстоять, иль снова в землю лечь…

И вновь костры,

А в небе ворон – птица –

Предвестье разгоравшегося дня…

Куда рванет теперь, к какой границе

Судьба поводья черного коня?..

Набат! Набат в осенней блеклой сини!

О, поле Куликово – кровь с меча!

Ты перед ликом сумрачной России

Вовеки негасимая свеча.

Вопрос 6.Рассказать о конце монголо-татарского ига на Руси.

(Ланкина Я.)

Слайд 6

Проверка задания:

Слайд 7

Итог

Слайд 8:

Расположите события в хронологической последовательности и подпишите даты этих событий.

Учитель: Ребята, мы с вами повторили исторические сведения о нашей Родине, кончая Куликовской битвой. Какой вывод можно сделать?

Вывод: в XIIIВЕКЕ Русь надолго попала в зависимость к Золотой Орде. В годину тяжелых бедствий удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины.

Слайд 1

— русские воины разбили шведов в битве на Неве и немецких рыцарей крестоносцев на льду Чудского озера.

Через 140 лет после начала монголо-татарского ига Русь начала медленно собираться с силами. Центром возрождения Руси стали ее северо-восточные земли, где располагались города Москва, Тверь, Ярославль. Особенно усилилась Москва во время правления князя Ивана Калиты.

8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг на пути к освобождению Руси.

(звучит мелодия песни «Русское поле»).

На фоне мелодии: Русский народ миролюбив, добр, душевен, отзывчив. Но всегда готов дать решительный отпор любому посягательству на свободу и территориальную целостность своей Родины. Русский народ, не жалея жизни своей, всегда защищал Родину. Ведь не зря появилась поговорка «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

Файлы: more2.pps
Размер файла: 2348032 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология